3.1 Социальные отчеты
Большинство компаний ежегодно публикуют социальные отчеты, а некоторые даже подвергаются независимой оценке социальной ответственности – социальному аудиту. Все крупнейшие аудиторские компании предлагают своим клиентам разные виды услуг по аудиту социальной деятельности. Нефтяные компании ВР и Shell проходят регулярный социальный аудит, публикуя его результаты в своем социальном отчете.
В мировой практике приняты несколько основных форм социальной отчетности:
– отчет в свободной форме,
– комплексный отчет по методу тройного итога (Triple Bottom-Line), методу Лондонской группы сравнительного анализа (London Benchmarking Group), методу группы корпоративного гражданства (Corporate Social Citizenship) или другому подобному методу,
– стандартизированный отчет (AA1000, SA8000, GRI и т. д.).
Самая распространенная форма отчетности – свободная, ее используют большинство компаний в России. Она сводится к выпуску красочных буклетов о благотворительных программах компании, поддержке ею образования, здравоохранения, культуры и спорта. Эта форма очень удобна для компании, однако не может обеспечить достоверность отчета и сравнимость его с другими подобными документами, не способствует оценке и признанию со стороны международных организаций. Отчет в свободной форме обычно предназначен исключительно для внешних аудиторий и не предполагает проведение социального аудита.
Отчет в стандартизированной форме является более серьезным документом, признанным в международном сообществе. Самыми распространенными стандартами являются ISO14000, SA8000, AA1000 и GRI.
ISO14000 является стандартом мероприятий по охране и рациональному использованию окружающей среды Международной организации по стандартизации. SA8000 – всемирный стандарт по принципам этичной торговли.
|
В зависимости от потребности компания выбирает наиболее подходящий для нее стандарт отчетности. Например, GRI способствует повышению конкурентоспособности компании в области привлечения инвестиций и участия в тендерах международных организаций. АА1000 носит универсальный характер и подходит больше для компаний, деятельность которых оказывает значительное воздействие на общество (например табачные компании). SA8000 больше ориентирован на соблюдение трудового законодательства и экологических норм и подходит для компаний, которые хотят получать заказ от государства.
Эти стандарты используют комплексный подход, но отличаются более высокими требованиями к сбору информации. В их основе лежат некоторые общие принципы:
– готовность компании учитывать, оценивать и обнародовать помимо основных внеэкономические показатели своей деятельности;
– наличие комплексной стратегии развития компании, охватывающей экономические, социальные и экологические компоненты;
– выстраивание постоянного диалогового процесса со всеми группами заинтересованных сторон, учет их интересов и требований, предъявление им результатов отчетности;
– приверженность всех подразделений компании, а не только ее руководства, идеологии социальной отчетности.
Достаточно популярными в бизнес-сообществе являются принципы социальной ответственности, разработанные международной организацией «Глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative – GRI), история которой началась в 1997 году. В основе данного подхода лежит концепция устойчивого развития, то есть нахождения баланса между потребностями нынешнего поколения в экономическом благосостоянии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии и аналогичными потребностями будущих поколений. Подготовка отчетности в области устойчивого развития подразумевает анализ экономического, экологического и социального влияния деятельности компании, а также производимых ею товаров и услуг на внешнюю среду.
|
В 2008 г. одна из крупнейших американских корпораций General Electric впервые опубликовала социальный отчет по этому международному стандарту. К социальной отчетности по стандарту GRI также уже объявили Ford, ABB, Microsoft, General Motors и ряд других ведущих мировых компаний. Одно из основных отличий и преимуществ GRI состоит в том, что это руководство позволяет использовать рекомендации поэтапно. Компания, которая только встает на путь отчетности об устойчивом развитии, может на первых порах использовать лишь общие принципы документа. Также GRI предусматривает возможность подготовки отчета только по одной или нескольким областям деятельности с постепенным распространением на другие сферы.
История развития корпоративной социальной ответственности в России насчитывает всего около 3 лет. Еще 4–5 лет назад фраза «корпоративная социальная ответственность» вряд ли была бы понята кем-либо в бизнес-сообществе, а практика ограничивалась редкими заявлениями о следовании принципам этики и разовой благотворительностью. Однако в последние три года в связи с наметившейся экономической и политической стабильностью и активным выходом российских компаний на международный рынок назрела необходимость в пересмотре подходов российских компаний к взаимоотношениям и своей ответственности перед обществом. Соответственно возник интерес компаний, правда, пока только крупных, к выработке продуманной политики социальной ответственности, к созданию ясной стратегии участия в жизни общества. Одной из первых компаний в России, начавшей использовать международные стандарты соцотчетности, является «ВАТ Россия».
|
В России большинство компаний ведут социальную отчетность в свободной форме, выпуская глянцевые брошюры о своих достижениях в области охраны окружающей среды, прав человека, филантропии, условий труда. История социально ответственного бизнеса в России только начинается, и большинство российских руководителей рассматривают социальную ответственность как некую модную тенденцию. Российские компании выделяют на благотворительные программы и общественные проекты не меньше западных: в среднем 17% от суммы дохода. Но за исключением декларативных фраз о том, что компания является «хорошим гражданином», социальные ценности пока не особенно заметны в деятельности российского бизнеса.
Несомненно, принципы социальной ответственности бизнеса, уже прочно вошедшие в деятельность ведущих мировых компаний, будут использованы и в российской практике. Сейчас же большая часть бизнесменов в этом вопросе придерживаются либеральных принципов: прибыльный бизнес, выплачивающий налоги, больше способствует уменьшению бедных, чем любой социальный отчет по международным стандартам. Социальная философия большинства российских корпораций, таким образом, сводится к следующему: компания производит работы, получает прибыль и платит налоги в бюджет, а уже задача властей – эффективно их потратить на те же социальные вопросы. И пока что отчет о социальной деятельности российской компании является прерогативой узкой группы корпоративных пиарщиков. Однако можно смело прогнозировать, что в самом ближайшем будущем и критические настроения общественности, и позиция государства неминуемо приведут российский бизнес к осознанию истинной роли и значения социальной ответственности в своей деятельности.
Социальный аудит ОАО «АНХК»
Реализуемая в ОАО «АНХК» социальная политика закреплена в Социальном кодексе ОАО «ЮКОС», Политике управления персоналом ОАО «АНХК» и ряде других нормативных документов.
В основе социальной политики ОАО «АНХК», включая взаимодействие с инвесторами и акционерами, с персоналом, с обществом в целом и с местными сообществами, а также с государством и местными администрациями, лежит несколько основных принципов:
• Образцовое корпоративное гражданство: соблюдение законодательства страны и регионов присутствия; прозрачность финансовой деятельности и полная уплата налогов, участие в социальных и благотворительных программах.
• Обеспечение достойного уровня жизни работникам и членам их семей, а также создание условий для полного раскрытия трудового и творческого потенциала работников через систему материальных и моральных стимулов, возможностей для профессионального развития и карьерного роста.
• Охрана жизни и здоровья работников как высшей ценности, стремление к минимизации несчастных случаев на производстве и негативных факторов воздействия на здоровье.
• Недопустимость любых форм дискриминации по признакам национальной принадлежности, вероисповедания, пола или физических недостатков.
• Добровольность работы в Компании и право работников участвовать в любых разрешенных законом ассоциациях и организациях.
• Ведение ответственного диалога с местными сообществами, инвестиции в развитие регионов пропорционально масштабам и результативности бизнеса Компании без ущерба для ее конкурентоспособности и перспектив развития.
• Ориентация на устойчивое развитие в длительной перспективе, признание права будущих поколений жить в благополучном социально-экономическом и экологическом окружении.
Деятельность предприятия ОАО «АНХК» являются градообразующими по отношению к г. Ангарск и близлежащим населенным пунктам. Это определяет особую значимость социально ответственного поведения Компании в отношении местных сообществ.
Стратегические направления социальной и благотворительной деятельности ОАО «АНХК» определяются ОАО «ЮКОС». Выбор конкретных форм и программ для реализации осуществляет ОАО «АНХК» по согласованию с ОАО «ЮКОС». Важную роль в социальной политике компании играет программа материальной поддержки пенсионеров предприятия, участникам Великой отечественной войны и ветеранам трудового фронта оказывается материальная помощь ко Дню Победы.
Система социальных льгот и гарантий базируется на Коллективном договоре, в рамках которого в ОАО «АНХК» реализуется более десятка различных социальных программ. Среди них:
Программа охраны здоровья работников, включающая в себя оказание первичной медико-санитарной помощи через систему здравпунктов, организацию медицинских осмотров работников, разработку и реализацию программ профилактики.
Программа медицинского страхования (коллективное добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве).
Программа санаторно-курортного лечения и оздоровления работников Общества и их детей.
Программа социальной поддержки работников через систему оказания различных видов материальной помощи и компенсаций.
Программа улучшения жилищных условий работников.
Программа дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения работников.
Программа социальной поддержки аспирантов, докторантов и соискателей работников Общества.
Программа социальной поддержки пенсионеров.
Программа развития массовой физкультуры и спорта.
Единовременные выплаты работникам при увольнении и выходе на пенсию.
Условия предоставления материальной помощи сотрудникам и пенсионерам Компании определяются в коллективном договоре, заключаемом между администрацией дочерней компании и трудовым коллективом. Материальная помощь предоставляется по таким поводам, как регистрации работником первого брака, рождение детей, продолжительная и/или тяжелая болезнь работника (пенсионера) или его близких родственников, семье работника в случае смерти работника или пенсионера Компании, необходимости операции или лечения работника. За счет средств Компании производится возмещение вреда, причиненного работнику производственной травмой, увечьем, профзаболеванием, наступившем на рабочем месте.
Политика ОАО «АНХК» в сфере развития персонала нацелена на формирование эффективно работающей команды, способной квалифицированно решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед Компанией. Со своей стороны Компания обеспечивает сотрудникам достойный уровень оплаты труда и социального обеспечения и предоставляет максимальные возможности для реализации своего трудового и творческого потенциала. Достижению этих целей служит весь набор инструментов для работы с персоналом:
• строгие критерии отбора новых рабочих и специалистов;
• профессиональное обучение сотрудников;
• оценка профессиональных качеств работников;
• формирование кадрового резерва;
• развитие системы общекорпоративных ценностей.
Отбор и обучение будущих специалистов начинается с сотрудничества с учебными заведениями (АГТА, ИрГТУ и др.), осуществляющими подготовку специалистов по профильным для Компании специальностям. Компания ежегодно приглашает на производственную практику 60-100 старшекурсников Хорошо проявившие себя студенты получают приглашение на работу в Компанию после окончания учебы.
Компания тесно взаимодействует с системой профессионально-технического образования, с ПТУ № 30, 36 г. Ангарск;
ОАО «АНХК» поддерживает стремление сотрудников к повышению своего образовательного и профессионального уровня, в том числе предоставляя возможность получения смежной специальности в рамках системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Сотрудникам, обучающимся во внешних учебных заведениях, предоставляются учебные отпуска. Поддерживается формирование рабочих династий.
Система повышения квалификации в ОАО «АНХК»
В структуре ОАО «ЮКОС» в г. Ангарск действует МОРУЦ (межотраслевой региональный учебный центр), основная задача которого - подготовка и аттестация рабочих по некоторым специальностям (крановщики, сварщики и др. для опасных производств).
Конкурс на замещение должностей руководителей.
Для стимулирования профессионального роста перспективных и талантливых руководителей среднего и высшего звена в Компании действует принцип внутреннего конкурса на замещение вакантных должностей руководителей подразделений и их заместителей. Условия проведения конкурса сформулированы в «Положении о проведении конкурса на замещение руководящей должности» ОАО «ЮКОС».