Безопасность и противодействие коррупции




Риски, связанные с коррупцией, находятся в сфере постоянного внимания руководства ОАО «АНХК». Поскольку Компания производит высоколиквидную продукцию, в ее деятельности предпринимались попытки со стороны организованной преступности внедриться в Компанию. Для противодействия этой угрозе служба безопасности Компании сотрудничает с органами МВД и ФСБ России. Для снижения рисков коррупции все сотрудники перед поступлением на работу проверяются службой безопасности на предмет криминальных связей. С ними в обязательном порядке проводится собеседование службой безопасности. Особое внимание уделяется производственным зонам, в которых имеется доступ к ценным материалам, ведется работа по выявлению каналов и предотвращению хищений нефтепродуктов. При выборе поставщиков проводится их проверка на добросовестность намерений, и в случае основательных сомнений в добросовестности намерений или репутации поставщики исключаются из участия в тендерах.

 

3.2 Направления социального партнерства ОАО «АНХК» в Иркутской области

 

Социальное партнерство ОАО «АНХК» в Иркутской области направлено на развитие в следующих сферах, которые являются основными в реализации взаимодействия бизнеса, региональной власти и общественных организаций.

1. Социальное партнерство в основной деятельности бизнеса: качество и безопасность продукции и услуг, права потребителей, инвестиции и инновации, экономическая и финансовая устойчивость, кадровая политика (социальный пакет и социальные стандарты, минимальная и средняя заработная плата и мотивация труда, подготовка кадров и повышение квалификации, охрана труда и безопасность на рабочем месте и др.), социально ответственная реструктуризация и др.

2. Совершенствование системы государственного управления территорией: стратегический анализ и планирование развития территории, формирование антикризисных программ, повышение эффективности бюджетных расходов, обмен опытом и консультирование, государственное регулирование и саморегулирование, государственный заказ, собственность и др.

3. Развитие территории присутствия бизнеса и местных сообществ: программы развития местных сообществ и малого бизнеса, развитие инфраструктуры, социальной сферы, экология, транспорт, ЖКХ, недвижимость, общественный порядок и безопасность, поддержка благотворительных акций и других разовых мероприятий, политика занятости и вовлеченность в сферу образования, формирование гражданского общества и поддержка гражданских инициатив.

4. Этика взаимоотношений и информационная открытость.

В целях создания эффективной системы реализации социального партнерства должна быть сформирована следующая многоуровневая институциональная структура.

1. Институты реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (институт государственного законодательного и договорного регулирования, институт частно-государственного партнерства, институт информационной прозрачности и контроля, институт реализации социальных проектов и др.)

2. Методы реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (трехсторонние соглашения, лоббирование, менеджмент, мотивация, государственный заказ, осуществление отдельных государственных функций, конкурсные методы, участие в координационных, наблюдательных, экспертных советах и др.)

3. Механизмы реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (коллективные переговоры, взаимные консультации, мониторинг законодательства, поддержка партий и общественных движений, концессии, лизинг, аренда, конкурсы грантов, социальных проектов, корпоративные фонды, программы пожертвований, стипендии и др.)

В целях мониторинга эффективности социального партнерства в Иркутской области должна быть сформирована следующая система показателей:

Общие – характеризуют развитие области в целом и, в том числе, сфер непосредственно связанных с реализаций социального партнерства: включают показатели экономического, социального, экологического и этического развития региона.

Специальные – характеризуют уровень и качество развития социального партнерства в Иркутской области: включают количественные и качественные индексы социального партнерства.

На основании концепции социального партнерства в составе Стратегии развития Иркутской области на период до 2015 года должна быть сформирована комплексная система взаимодействия государственной власти региона, бизнеса и общественных организаций в решении острейших проблем экономической, социальной, экологической и этической сфер. На ее основе сформироваться диалоговая площадка коммуникаций представителей трех секторов и налаживания связей между ними в интересах развития региона. Эффективность системы социального партнерства повлияет на развитие ее участников, регионального сообщества, гражданского общества региона, а также создаст условия для эффективного развития человеческого капитала Иркутской области

Дополнительным ресурсом в управлении социальными рисками выступает также создание организационно-управленческих механизмов стабилизации, обеспечивающих защиту социальных интересов личности и регионального сообщества при неблагоприятных условиях. Примерный перечень мероприятий, которые могут уменьшить социальный риск, приведены ниже.

Основными направлениями деятельности социальных субъектов на территории Российской Федерации по профилактике и преодолению социальных рисков являются:

– Совершенствование нормативно-правовой базы социального партнерства.

– Внесении поправок к Закону РФ "О благотворительной деятельности" и к Налоговому Кодексу РФ.

– Реализация программ, ориентированных на повышение уровня жизни населения;

– Реализация программ, ориентированных на снижение уровня безработицы;

– Реализация программ, ориентированных на обеспечение государственного контроля за социальными миграциями, особенно вынужденными, и нисходящей социальной мобильность, маргинализацией в рамках современного российского общества;

– Реализация программ, ориентированных на оптимизацию демографической ситуации в стране;

– Реализация программ, ориентированных на снижение криминогенного потенциала территориальных субъектов Российской Федерации, профилактику повышения уровня индивидуальной и организованной преступности и терроризма;

– Реализация программ, ориентированных на снижение распространения наркомании среди населения современного российского общества, а также осуществление деятельности по ряду других направлений.

– Реализация национальных программ, принятых руководством Российской Федерации по иным вопросам обеспечения социальной безопасности населения.

Соблюдение основ социального партнерства и социально ответственное поведение работодателя – это инструменты предотвращения рисков бизнеса. Уменьшить вероятность рискованного события можно только при взаимодействии бизнеса с государством и профсоюзами, сформировать с их участием благоприятную для хозяйствующего субъекта социальную среду. Однако многие методические вопросы, отражающие степень влияния социального партнерства на обеспечение целей бизнеса, находятся в стадии становления.

Баланс интересов работодателя и профсоюза должен быть основан на приоритетности требований конкурентоспособности компании при обязательном соблюдении правил социально ответственного поведения бизнеса.

Стратегия формирования конкурентоспособного персонала предполагает определенные «социальные расходы» предприятия, предусмотренные в соглашениях и коллективных договорах, которые не должны содержать обязательств работодателя, не соответствующих достоверным прогнозам финансовых возможностей компании.

Для повышения прозрачности официальной публичной финансовой отчетности организации в части ее действий как социально ответственного партнера необходима соблюдение общепринятых стандартов социальной отчетности хозяйствующих субъектов.

Несмотря на то, что социальные программы, как правило, благотворительны и не направлены на получение дополнительной прибыли, в социальной деятельности компании все же присутствует экономическая составляющая. При этом наличие экономического эффекта не противоречит сути благотворительности и не умаляет эффекта социального, получаемого местными сообществами. Более того, это свидетельствует о росте качества и эффективности социальных программ корпорации.

 

3.3 Бюджетная эффективность

 

Экономическая эффективность в бюджетной социальной сфере АМО выражается в том числе и в льготной реализации путевок в летние лагеря детям из муниципальных учреждений АМО, по спискам администрации города и учреждений. При отсутствии такой поддержки со стороны ОАО «АНХК» в социальной сфере АМО возникли бы риски указанные в табл. 1.1. То есть произошел бы рост детской преступности на фоне безнадзорности, беспризорности (когда родители летом на работе, а дети дома). Летний отдых загородом укрепляет детей в здоровье. Льготная реализация путевок родителям с низкой заработной платой работающие в бюджетных учреждениях укрепляет их материальное обеспечение (семьи). Розничная (не льготная) цена путевок в лагеря ОАО «АНХК» достигает 15 тыс. р. за сезон (18 дней).

Помимо участия градообразующих организаций в снижении социальных рисков в Ангарске, мэрия и дума АМО за счет собственных средств из бюджета организует оздоровительный летний отдых детей.(см. табл. 3.2).

В 2010 году на отдых, оздоровление и занятость детей в бюджете АМО предусмотрено 8 млн. рублей и еще 2 млн. в бюджете города Ангарск. Нынешним летом в десяти загородных лагерях Ангарского муниципального образования отдохнут свыше 10 тысяч ребятишек.

По словам заместителя мэра И. Цыпенко, в приоритетном порядке в Ангарском МО организован отдых, оздоровление и занятость для детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов. Ангарск – единственный город в области, который применяет практику обмена детьми между Центрами реабилитации несовершеннолетних города. В 2007 году впервые по этой же схеме организован обмен детьми-инвалидами.

Кроме этого, в Ангарске работают социальные столовые для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, для школьников - лагеря дневного пребывания, спортивные базы. Чиновники ведут переговоры с центром занятости по временному трудоустройству детей и подростков. По договорам с организациями в течение 2009 года трудоустроено 2003 подростков, в том числе 500 человек – с оплатой труда за счет средств городского бюджета. На эти цели выделены 300 тыс. руб. В 2010 г. каждый ребенок за 1 месяц работы получит 1250 руб., эта заработная плата выросла более чем в 2 раза.

Данные отчета по исполнению бюджета за 2008 г. показывают, финансирование расходов на организацию летнего отдыха, оздоровление и занятость детей и подростков осуществлялось по Постановлению мэра от 18.05.2007 № 1741. Было направлено 2632 тыс. руб. при плане 2699 тыс. руб. (в данную сумму входят расходы по разделу "Образование" и расходы по Управлению социальной защиты населения в сумме 315 тыс. руб. которые отражены в разделе "Социальная политика" - на организацию летнего отдыха детей-сирот, детей-инвалидов, детей и подростков из малообеспеченных семей).

 

Таблица 3.2 - Расходы бюджета АМО на организацию летнего отдыха детей и подростков

  Исполнено за 2007 г. План 2007 г. Исполнено за 2008 г. % исполнения бюджета План 2009 г. Исполнено за 2009 г. % исполнения бюджета План 2010 г.
Всего 2 382             10 000

 

Для реализации мероприятий по организации летнего отдыха организовывается:

- 2 загородных лагеря;

- 15 лагерей дневного пребывания при школах, внешкольных учреждениях;

- трудовые отряды при клубах по месту жительства;

- экспедиции;

- военно-полевые сборы;

- межшкольный лагерь труда и отдыха для старшеклассников.

В общей сложности было в 2007-2009 оздоровлено около 3100-3300 детей при запланированном количестве 2400-2500.

Цена содержания одного ребенка по плану в 2009 г. составила 2899/2500 = 1159,60 руб, а фактические расходы на одного ребенка –. 2778/3300 = 841,82 руб.

Градообразующее предприятие ОАО «АНХК» (табл. 3.3) тратит на социальную сферы ежегодно около 100 млн. руб, так в 2007 г. 96,244 млн. руб, а уже в 2008 г. 139,878 тыс. руб, рост в 1,45 раза.

 

Таблица 3.3 - Расходы на ОАО «АНХК на социально-культурную сферу

Показатель За 2009 г. За 2008 г.
Расходы на выплаты согласно коллективного договора, тыс. руб. 91 596 64 741
Расходы по содержанию профкома, тыс. руб. 19 000 10 871
Расходы на проведение культмассовых и спортивных мероприятий, тыс. руб. 5 884 6 566
Убытки от содержания рабочих столовых, тыс. руб. 11 260 5 479
Расходы по содержанию объектов непроизводственного назначения, тыс. руб. 8 638 5 917
На летнее оздоровление детей работников АНХК (льготные путевки), тыс. руб. Кол-во отдохнувших детей по льготной путевке, чел.    
Итого, тыс. руб. 139 878 96 244

 

Расходы на льготное финансирование оздоровительного отдыха детей работников ОАО «АНХК» достигает в 2008 г. 7777 руб, а в 2008 г. 6675 руб. на одного ребенка, при средней стоимости путевок около 10370 руб, т. е. ОАО «АНХК» льготирует около 75% стоимости путевки. В 2009 г. рост числа оздоровившихся детей составило, по сравнению с 2008 г., 12,5%, при одновременном росте затрат на 830 тыс. руб.

За счет финансирования ОАО «АНХК» оздоровительного отдыха детей происходит экономия денежных средств в местном бюджете в размере льготной оплаты стоимости путевки на одного человека.

Социальное деятельность ОАО «АНХК» в Иркутской области направлено на развитие в следующих сферах, которые являются основными в реализации взаимодействия бизнеса, региональной власти и общественных организаций.

1. Социальное партнерство в основной деятельности бизнеса: качество и безопасность продукции и услуг, права потребителей, инвестиции и инновации, экономическая и финансовая устойчивость, кадровая политика (социальный пакет и социальные стандарты, минимальная и средняя заработная плата и мотивация труда, подготовка кадров и повышение квалификации, охрана труда и безопасность на рабочем месте и др.), социально ответственная реструктуризация и др.

2. Совершенствование системы государственного управления территорией: стратегический анализ и планирование развития территории, формирование антикризисных программ, повышение эффективности бюджетных расходов, обмен опытом и консультирование, государственное регулирование и саморегулирование, государственный заказ, собственность и др.

3. Развитие территории присутствия бизнеса и местных сообществ: программы развития местных сообществ и малого бизнеса, развитие инфраструктуры, социальной сферы, экология, транспорт, ЖКХ, недвижимость, общественный порядок и безопасность, поддержка благотворительных акций и других разовых мероприятий, политика занятости и вовлеченность в сферу образования, формирование гражданского общества и поддержка гражданских инициатив.

4. Этика взаимоотношений и информационная открытость.

В целях создания эффективной системы реализации социального партнерства должна быть сформирована следующая многоуровневая институциональная структура.

1. Институты реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (институт государственного законодательного и договорного регулирования, институт частно-государственного партнерства, институт информационной прозрачности и контроля, институт реализации социальных проектов и др.)

2. Методы реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (трехсторонние соглашения, лоббирование, менеджмент, мотивация, государственный заказ, осуществление отдельных государственных функций, конкурсные методы, участие в координационных, наблюдательных, экспертных советах и др.)

3. Механизмы реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (коллективные переговоры, взаимные консультации, мониторинг законодательства, поддержка партий и общественных движений, концессии, лизинг, аренда, конкурсы грантов, социальных проектов, корпоративные фонды, программы пожертвований, стипендии и др.)

В целях мониторинга эффективности социального партнерства в Иркутской области должна быть сформирована следующая система показателей:

Общие – характеризуют развитие области в целом и, в том числе, сфер непосредственно связанных с реализаций социального партнерства: включают показатели экономического, социального, экологического и этического развития региона.

Специальные – характеризуют уровень и качество развития социального партнерства в Иркутской области: включают количественные и качественные индексы социального партнерства.

На основании концепции социального партнерства в составе Стратегии развития Иркутской области на период до 2015 года должна быть сформирована комплексная система взаимодействия государственной власти региона, бизнеса и общественных организаций в решении острейших проблем экономической, социальной, экологической и этической сфер. На ее основе сформироваться диалоговая площадка коммуникаций представителей трех секторов и налаживания связей между ними в интересах развития региона. Эффективность системы социального партнерства повлияет на развитие ее участников, регионального сообщества, гражданского общества региона, а также создаст условия для эффективного развития человеческого капитала Иркутской области

Дополнительным ресурсом в управлении социальными рисками выступает также создание организационно-управленческих механизмов стабилизации, обеспечивающих защиту социальных интересов личности и регионального сообщества при неблагоприятных условиях. Примерный перечень мероприятий, которые могут уменьшить социальный риск, приведены ниже.

Основными направлениями деятельности социальных субъектов на территории Российской Федерации по профилактике и преодолению социальных рисков являются:

– Совершенствование нормативно-правовой базы социального партнерства.

– Внесении поправок к Закону РФ "О благотворительной деятельности" и к Налоговому Кодексу РФ.

– Реализация программ, ориентированных на повышение уровня жизни населения;

– Реализация программ, ориентированных на снижение уровня безработицы;

– Реализация программ, ориентированных на обеспечение государственного контроля за социальными миграциями, особенно вынужденными, и нисходящей социальной мобильность, маргинализацией в рамках современного российского общества;

– Реализация программ, ориентированных на оптимизацию демографической ситуации в стране;

– Реализация программ, ориентированных на снижение криминогенного потенциала территориальных субъектов Российской Федерации, профилактику повышения уровня индивидуальной и организованной преступности и терроризма;

– Реализация программ, ориентированных на снижение распространения наркомании среди населения современного российского общества, а также осуществление деятельности по ряду других направлений.

– Реализация национальных программ, принятых руководством Российской Федерации по иным вопросам обеспечения социальной безопасности населения.

Соблюдение основ социального партнерства и социально ответственное поведение работодателя – это инструменты предотвращения рисков бизнеса. Уменьшить вероятность рискованного события можно только при взаимодействии бизнеса с государством и профсоюзами, сформировать с их участием благоприятную для хозяйствующего субъекта социальную среду. Однако многие методические вопросы, отражающие степень влияния социального партнерства на обеспечение целей бизнеса, находятся в стадии становления.

Баланс интересов работодателя и профсоюза должен быть основан на приоритетности требований конкурентоспособности компании при обязательном соблюдении правил социально ответственного поведения бизнеса.

Стратегия формирования конкурентоспособного персонала предполагает определенные «социальные расходы» предприятия, предусмотренные в соглашениях и коллективных договорах, которые не должны содержать обязательств работодателя, не соответствующих достоверным прогнозам финансовых возможностей компании. Для повышения прозрачности официальной публичной финансовой отчетности организации в части ее действий как социально ответственного партнера необходима соблюдение общепринятых стандартов социальной отчетности хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что социальные программы, как правило, благотворительны и не направлены на получение дополнительной прибыли, в социальной деятельности компании все же присутствует экономическая составляющая. При этом наличие экономического эффекта не противоречит сути благотворительности и не умаляет эффекта социального, получаемого местными сообществами. Более того, это свидетельствует о росте качества и эффективности социальных программ корпорации.


Заключение

 

Сфера корпоративной социальной политики включает управление деятельностью компании в области экологии, промышленной безопасности и охраны труда, развития персонала, внешней социальной деятельностью, взаимоотношений компании со всеми группами общественности. Существуют три основные интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса. Первая и наиболее традиционная подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров. «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры». Вторая точка зрения прямо противоположна этой теории: «Корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни». Отрадно, что подобные фразы (с поправкой на то, что речь идет о жизни россиян) все чаще звучат из уст российского президента. Третью позицию представляет теория «разумного эгоизма». Она настаивает на том, что социальная ответственность бизнеса – это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.

Юридическая ответственность, в отличие от социальной, подразумевает соблюдение конкретных законов и норм государственного регулирования, определяющих, что может, а чего не может делать организация. Социальная ответственность, напротив, связана с определенной степенью добровольности реагирования организации.

В мировой практике благотворительность составляет малую долю (около 3%) социально-ответственного поведения компаний. Во всем мире бизнес берется за решение злободневных социальных проблем и действительно решает их, укрепляя доверие населения и своих клиентов. Российские компании все больше склоняются к «расширенному толкованию» понятия корпоративной социальной ответственности: они активно занимаются реструктуризацией своих предприятий, поддержкой малого бизнеса, сферы образования, реализуют переселенческие программы для своих работников, вышедших на пенсию. Две трети опрошенных предпринимателей заявляют, что социальная активность связана с бизнес-целями их компаний. Недавние социологические исследования показывают, что российские граждане выдвигают бизнесу, прежде всего, экономические требования: производство качественных товаров по разумной цене, достойная зарплата, защита здоровья и обеспечение безопасности сотрудников; создание рабочих мест и уплата налогов; далее следуют социальные ожидания: защита окружающей среды, борьба с бедностью; «непричастность» к любым формам взяточничества и коррупции. Замыкают список предоставление индивидуальной адресной социальной помощи, поддержка благотворительных организаций, поддержка искусства и культуры.

В России за последний год наметился многообещающий процесс: сближения взглядов двух категорий участников экономического процесса – менеджеров и населения – на вопросы корпоративной социальной ответственности.


Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации – часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями на 30.12.2009) и часть вторая от 5 августа 2003 г. № 117-ФЗ (с изменениями на 23.03.2007).

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2005 г. (с изменениями на 05.02.2007).

3. Базарова Б.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. М.: «Инфра-М», 2006 г.

4. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М., 1996.

5. Волгин Н.А., Егорова В.К. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы. Учебное пособие, М.: БЕК, 2009 г.

6. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 112 с.

7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, М.: «Инфра-М», 2006 г.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – M.: ИНФРА-М, 2008. – 425 с. – (Высшее образование).

9. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование – М.: Дело, 2008. – 335 с.

10. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М., «Ассоциация менеджеров», 2009.

11. Боложин В.В. Финансовые реформы ЖКХ // журнал «Финансы» - 2008. – №2.

12. Гасратян К. Сфера культуры и экономика // журнал «Экономист» - 2009. - №1.

13. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском производственных систем // Экономика и математические методы, 2009.

14. Короткова Л.А., Ковалевская Д.Е. О правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых органов // Налоговый вестник, № 6 2009 г.

15. Мухетдинова Н. Финансирование социальной сферы // Экономист №2, 2008.

16. Самочкин В.Н., Тимофеева О.А., Калюкин А.А., Захаров Р.А. Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета // Менеджмент в России и за рубежом №3 / 2008.

17. Туркин С.В. Социальные инвестиции // Управление компанией, №7, 2007.

18. Лобанов А. Риск-менеджмент. // Риск, № 4, 2009.

19. Цветкова Г. Социальное управление на муниципальном уровне// Экономист, №7, 2009.

20. Шевчук А.В. Социальная роль бизнеса в моделях корпоративного управления, «Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры», №2 Зима 2008, https://spero.socpol.ru.

21. Справочная система «Консультант» https://www.consultant.ru.

22. Сайт фонда «Институт Экономики Города» https://www.urbaneconomics.ru.

23. Оценка и управление социальными рисками, связанными с неоднородностью развития образовательных систем субъектов Российской Федерации // Университетская управление: практика и анализ, 2008, №3. https://umj.ru

24. Столяренко А.Н. Социальная психология, 2008 г. №3.

25. Филлипова Е.С. Право социального обеспечения, 2008 // Экономист №2.

26. Слудковская, М.А. Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте: учебное пособие.

27. Нечипуренко В.Н. Социальная жизнь. // Риск,№ 3 2007 г.

28. Добреньков В.И. Социальная защита граждан. 2008 г.

29. Древаль А.В. Факторы риска. Фев. 2009 г.

30. Международный журнал социальных наук (№11(13) ноябрь 2007г).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: