Актуальность различных видов проектов для предприятий пищевой промышленности и степень их рискованности 2 глава




 

Таблица 1.1.5

Производство основных видов продукции пищевой промышленности

  1990г. 1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Мясо, тыс. т.                      
Колбасные изделия, тыс. т.                      
Масло животное, тыс. т.                      
Цельномолочная продукция, тыс. т.                      
Сыр жирный, тыс. т.                      
Сахар-песок, всего, тыс. т.                      
Сахар-песок из сахарной свеклы, тыс. т.                      
Кондитерские изделия, тыс. т.                 1403,5    
Папиросы и сигареты, млрд. ед. 150,5 144,4 148,5 146,9 136,4     176,1      
Пищевые концентраты, тыс. т.             26,2 24,7 46,6 36,2 34,1
Пиво, млн. дал               252,5      
Безалкогольные напитки, млн. дал             154,4 116,2      
Минеральные воды, млн. полулитров                     1867,2
Масло растительное, всего, тыс. т.                      
Маргариновая продукция, тыс. т.                 238,7    
Мыло хозяйственное, тыс. т.                      
Мыло туалетное, тыс. т.               52,8      
Спирт-сырец из пищевого сырья, млн. дал                      
Водка и ликеро-водочные изделия, млн. дал               82,2      
Вино виноградное, млн. дал               11,8   18,3 23,5
Шампанское, млн. дал 8,3 7,4 7,6 8,6 8,5 8,2 9,2 9,7 9,2 7,3  
Коньяк, млн. дал. 5,9 3,7 1,8 1,7 1,2 1,2 0,6 0,9 1,1 1,4 1,75
Плодоовощные консервы, муб                      
Продукты из картофеля, тыс. т. 26,9 24,3   8,8 6,5 5,3 4,1 5,1 5,5 5,7 8,2
Макаронные изделия, тыс. т.                      
Мука, млн. т. 20,7 20,5 20,4 18,2     11,8 12,2 12,04 12,7 12,5
Крупа, тыс. т.                      
Хлебобулочные изделия, млн. т. 18,2 18,8 16,8     11,1 9,8 8,8 8,34 9,05 8,8

 

19% [78]). Кроме того, дестабилизация финансовых рынков (прежде всего рынка государственных долговых обязательств) привела к значительному повышению привлекательности инвестиций в производство.

В январе-ноябре 1999г. был зафиксирован рост промышленного производства в пищевой промышленности на 10,1% по отношению к аналогичному периоду 1998 г. [16]. По итогам 1999 года прирост производства составил 107,5% к 1998 году [33].

В 2000 году рост физического объема производства продукции продолжился и составил по пищевой и перерабатывающей промышленности в целом 7,1% [63]. При этом по отдельным позициям было зафиксировано еще более существенное увеличение производства. Так, по сравнению с 1999 годом рост производства масла растительного составил 53,6%, сыра жирного – 15,2%, молочных консервов – 15,2%, пива – 22,6% [28, 79].

Двадцать предприятий пищевой промышленности вошли в рейтинг 200 крупнейших компаний России по объему реализации продукции в 2000 г. [126], в том числе кондитерский концерн «Бабаевский», кондитерское объединение «Россия», Лианозовский молочный комбинат, пивоваренная компания «Балтика» и др. Из этих двадцати компаний две («Красный Октябрь» и «Петмол») вошли в рейтинг 200 крупнейших компаний по рыночной капитализации (71 и 109 места соответственно). При этом в 1999 г. одна из компаний (Царицынский молочный комбинат) входила в число 10 компаний-лидеров по темпам роста. Наконец, в 2002 году компания «Вимм-Билль-Дан – продукты питания» разместила свои ценные бумаги (американские депозитарные акции – ADS) на Нью-Йоркской фондовой бирже [50].

Ряд отраслей пищевой промышленности продемонстрировал темпы роста, превышающие средние для экономики России показатели. Так, по данным Госкомстата РФ, в январе-сентябре 2000 г. выпуск пива увеличился на 21,4% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. и составил 427,4 млн. дал (притом, что, по оценкам Минэкономразвития РФ, физический объем ВВП России увеличился за тот же период на 7,3%, а объем промышленной продукции вырос на 9,7%).

Ряд предприятий отрасли провел полную реконструкцию производства. Наиболее заметные темпы роста продемонстрировали компания «Балтика» с дочерними предприятиями, комбинат «Очаково», заводы международной компании Sun Interbrew, «Красный Восток» и некоторые другие.

Крайне высокие темпы роста были отмечены в производстве йогуртов. Объемы продаж йогурта за первые 6 месяцев 2000 г. увеличились на 33% [62]. Быстрый рост потребления данного продукта в России обусловил заметный приток инвестиций в отрасль. В 2000 г. были реализованы проекты по строительству заводов соответствующего профиля такими признанными лидерами европейского рынка, как немецкая компания Ehrmann (завод в г. Раменское), голландская компания Campina (завод в г. Ступино) и французская компания Danone (завод в Чеховском районе Московской области). При этом данные компании параллельно осуществляют инвестиции в сельскохозяйственное производство с целью стабилизации поставок молока. Так, только Ehrmann к 2001 г. осуществил инвестиции в сельскохозяйственное производство в размере 20 млн. долларов США [62]. Аналогичные по размеру инвестиции на эти цели планирует произвести компания «Вимм-Билль-Данн».

Приведенные примеры инвестирования в смежные отрасли являются отражением наметившейся тенденции глобализации и межотраслевой интеграции бизнеса. Моноотраслевые предприятия все чаще становятся объектами поглощения со стороны крупных (в том числе транснациональных) корпораций. Так, в последнее время заметно увеличился объем инвестиций нефтяной компании «ЛУКойл» в сельское хозяйство, осуществляемых путем приобретения его дочерним подразделением «ЛУКойл-маркет» колхозов, фермерских хозяйств и т.п. [6]

Отмеченные процессы наряду с внедрением новых информационных технологий обусловливают значительное возрастание мобильности капитала и скорости его перемещения между отраслями экономики. Инвесторы заметно оперативнее реагируют на изменения условий хозяйствования, которые, в свою очередь, демонстрируют все более динамичные колебания. В результате сокращаются периоды определенности, т.е. неизменности существенных параметров, влияющих на предпринимательскую деятельность. Увеличивается неопределенность инвестиционных процессов и, следовательно, возрастают риски, сопутствующие инвестированию.

Указанные обстоятельства значительно усложняют задачу привлечения инвестиций, которая, несмотря на позитивные сдвиги 1999-2001гг, по-прежнему остро стоит перед предприятиями пищевой промышленности. Затрудняется выбор наиболее доступных и целесообразных способов финансирования, возникает потребность в использовании нетривиальных схем и механизмов. Кроме того, возрастание рисков инвестирования (при одновременном увеличении их количества) требует реализации эффективных защитных мероприятий.

Основой успешного решения данных задач является глубокое понимание сущности многообразных видов инвестиций и сопутствующих им рисков с учетом отраслевой специфики.

К настоящему времени не сформировалась общепризнанная классификация указанных экономических категорий применительно к особенностям пищевой промышленности на современном этапе развития российской экономики. Таким образом, возникает необходимость проведения соответствующего комплексного анализа с целью дальнейшего построения эффективной системы защиты от инвестиционных рисков.

 

1.2 Экономическое содержание и классификация инвестиций

 

Как было отмечено в предыдущем параграфе, одной из основных проблем российской экономики, остро стоящих перед предприятиями пищевой промышленности, является нехватка инвестиционных ресурсов.

Привлечение капитала и обеспечение приемлемого уровня сопутствующих рисков представляют собой важнейшие задачи финансового менеджмента и требуют глубокого понимания сущности инвестиций [8]. Данная проблематика широко освещена в экономической литературе; как зарубежными авторами (в частности, У. Шарпом, Г. Александером, Дж. Бэйли и др.), так и отечественными исследователями, среди которых выделяются подходы Е.В. Тарасовой, О.И. Волкова, Б.А. Райзберга, Р.А. Фатхутдинова, О.А. Масленниковой, Е.В. Ульянова, Б.А. Колтынюка.

Вместе с тем, особенности современного этапа развития пищевой промышленности России, связанные с противоречивостью законодательных актов, сложностью финансового состояния многих предприятий, высокой степенью изношенности основных фондов, недостаточностью государственной поддержки и др., накладывают значительные ограничения на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость обобщения и анализа существующих теоретических подходов к сущности инвестиций. Такой анализ имеет целью построение единой систематизированной классификации, являющейся методологической базой для определения наиболее доступных и эффективных способов привлечения капитала и применения усложненных финансовых схем и механизмов.

Автор проанализировал ряд известных определений инвестиций (см. Приложение 1) и сделал вывод, что, несмотря на существующую полемику, взгляды некоторых исследователей достаточно близки. Так, определение Б.А. Райзберга и Р.А. Фатхутдинова практически полностью повторяет подход У. Шарпа, Г. Александера и Дж. Бэйли. Аналогичную точку зрения высказывают Кныш М.И., Перекатов Б.А. и Тютиков Ю.П.

Сходных позиций придерживаются Б.А. Колтынюк, О.А. Масленникова, О.А. Волков, Т.Ф. Рябова и Е.В. Стрелков. Вместе с тем, автор не может полностью согласиться с их трактовкой инвестиций как долгосрочного вложения капитала с целью получения прибыли, так как инвестиции могут быть и краткосрочными, на что справедливо указывают в своих трудах российские и зарубежные авторы.

Учитывая наличие в литературе различных взглядов на содержание инвестиций, автор считает необходимым уточнить это понятие путем подробного исследования и синтеза сущностных черт данной экономической категории.

Выполненный автором сравнительный анализ указанных выше определений позволил выделить следующие сущностные черты инвестиций, в той или иной степени находящие свое отражение в большинстве исследованных подходов:

1. Цель вложений (инвестирования);

2. Наличие временного лага между моментом вложения средств и получения отдачи на сделанные вложения;

3. Объект вложений.

В качестве доминирующей цели вложений (инвестирования) многие исследователи рассматривают получение прибыли [41, 83, 103, 121, 122].

Автор считает данный подход несколько односторонним. В ряде случаев инвестирование может преследовать своей целью не получение прибыли на вложенный капитал, а достижение социального, научного или иного эффекта. Это происходит, к примеру, при финансировании некоторых проектов из государственного бюджета на безвозвратной основе. Производимые при этом вложения являются по своей сущности инвестициями, хотя и не направлены на прирост капитала. Кроме того, получение прибыли как цель деятельности свойственно не только инвестированию, но и предпринимательству в целом.

Данный подход также не в полной мере учитывает специфику пищевой промышленности. Одной из важнейших задач отрасли является бесперебойное обеспечение населения необходимыми продуктами питания, а также повышение их качества. В этой связи автор пришел к выводу, что стремление к получению прибыли, хотя и является в большинстве случаев доминирующей побудительной мотивацией инициаторов и участников инвестиционного процесса, не раскрывает исчерпывающим образом сущность инвестиций как экономической категории применительно к пищевой промышленности.

Наличие временного лага между моментом вложения средств (инвестирования) и получения отдачи на сделанные вложения связано с характером протекания экономических процессов во времени [83]. Любой экономический процесс представляет собой преобразование ресурсов в экономический продукт и протекает по схеме «ресурсы – факторы производства – продукт экономической деятельности». Различные виды ресурсов, объединенные предпринимательской инициативой, под воздействием управления вовлекаются в производство и постепенно становятся его факторами. Протекающий в результате действия факторов производственный процесс приводит к образованию экономического продукта в виде продукции, товаров, работ, услуг.

Преобразование экономических ресурсов в действующие факторы производства обладает определенной продолжительностью во времени. Аналогично сам производственный процесс имеет некоторую длительность, обусловленную особенностями технологии, организации и иными факторами, определяющими параметры производственного цикла. Следовательно, возникает временной лаг между созданием условий и предпосылок протекания производственных процессов и получением желаемого результата.

Результаты проведенного автором сравнительного анализа различных трактовок инвестиций (рассматриваемых как в узком, так и в широком [118] смысле слова) позволили сделать вывод о том, что наличие временного лага между моментом инвестирования и получением отдачи на сделанные вложения представляется основополагающей сущностной чертой инвестиций как в узком, так и в широком их толковании. Это справедливо и для пищевой промышленности. В частности, в хлебопечении срок окупаемости инвестиций составляет 6-7 лет при производстве массовых сортов и порядка 3 лет при ориентации на выпуск эксклюзивных сортов продукции [120].

Ряд авторов определяет инвестиции через материальные и финансовые ценности, выступающие объектами инвестиционных вложений. Несомненным достоинством такого подхода является конкретизация рассматриваемой предметной области с той или иной степенью детализации. Вместе с тем, автор считает, что предлагаемая трактовка является несколько односторонней, а иногда и не вполне корректной.

Так, к примеру, в случае ведения организацией посреднической деятельности на товарном или финансовом рынке она может периодически осуществлять вложения собственных или заемных средств в те или иные финансовые активы с немедленной их передачей конечному приобретателю. При этом с формальной точки зрения указанная организация будет инвестором, хотя по своему содержанию рассматриваемая операция является арбитражной, а вложение средств носит исключительно технический характер. По мнению автора, такой подход не в полной мере раскрывает сущность инвестиций как экономической категории.

Автор согласен с определением инвестиций как отказа от определенной ценности в настоящий момент за (возможно, неопределенную) ценность в будущем, данное У. Шарпом, Г. Александером и Дж. Бэйли [118].

В рамках такого подхода к сущности инвестиций становится возможным определение наиболее доступных и эффективных способов их привлечения. Методической основой при решении данной задачи является классифицирование.

Сравнив существующие подходы к классификации инвестиций (предложенные такими исследователями, как А.И. Деева, Е.В. Тарасова, О.И. Волков, Б.А. Райзберг, Р.А. Фатхутдинов, Б.А. Колтынюк и др.), автор пришел к выводу, что все они объединяются недостаточным с точки зрения изучаемой проблемы охватом возможных критериев классификации. По всей видимости, данное обстоятельство объясняется зависимостью рассматриваемых каждым исследователем критериев от их трактовки инвестиций.

Задача построения развернутой классификации с уточнением сущности наиболее значимых для настоящего исследования видов инвестиций была решена автором методами системного анализа и монографического исследования. При этом вследствие широкого понимания автором рассматриваемой экономической категории предлагаемая ниже классификация характеризует инвестиции во всех существенных для целей диссертации аспектах и не содержит видимых ограничений с точки зрения предметной области.

В этой связи автор выделяет следующие наиболее важные классификационные признаки:

1. Направленность действий (цель инвестирования);

2. Способ влияния альтернативных инвестиций на доходы от данного проекта;

3. Отрасль, в которую осуществляется инвестирование;

4. Степень обязательности осуществления инвестиций;

5. Срок окупаемости и жизненный цикл инвестиций;

6. Вид имущественных вложений;

7. Объект приложения инвестиций;

8. Период инвестирования;

9. Источники и схемы финансирования.

С точки зрения направленности действий (цели инвестирования) автор выделяет:

· Начальные инвестиции, осуществляемые при образовании или покупке предприятия. Их частным случаем являются инвестиции в создание новых производств, обеспечивающие появление совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся организацией товары (или оказывать новый тип услуг), либо позволят организации предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки. В пищевой промышленности к этому виду инвестиций можно отнести строительство в России новых заводов крупными международными компаниями Ehrmann, Nestle, Danone, Campina и др.;

· Инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на увеличение производственного потенциала, т.е. возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств. Инвестиции данного вида в настоящее время, в частности, осуществляются в хлебопекарной отрасли (в частности, Агропромышленной группой ОГО [120]);

· Реинвестиции, т.е. связывание свободных инвестиционных средств посредством их направления на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия и создания условий для снижения затрат организации за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства. К ним относятся:

a. инвестиции на замену объектов новыми;

b. на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или процессов;

c. на изменение программы выпуска;

d. на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры выпускаемой продукции и освоением новых рынков сбыта;

e. на поддержание конкурентоспособности предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу и т.п.;

В пищевой промышленности подобные инвестиции в последние годы были реализованы многими российскими пивоваренными предприятиями.

· Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда организация оказывается перед необходимостью удовлетворить требования властей в части либо экологических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены только за счет совершенствования менеджмента.

По способу влияния альтернативных инвестиций на доходы от данного проекта автор выделяет зависимые и независимые инвестиции.

Инвестиции являются независимыми, если денежные потоки, ожидаемые от реализации первого проекта, не изменятся независимо от того, будет ли осуществлен второй проект.

Экономически зависимые инвестиции могут быть дополняющими и взаимоисключающими.

Дополняющие экономически зависимые инвестиции связаны с синергетическим эффектом [23], т.е. осуществление иного инвестиционного проекта оказывает положительное влияние на поток денежных доходов по совместно осуществленным инвестициям. При этом общий доход от реализации двух или нескольких проектов значительно превышает денежные доходы от каждого из них, осуществленных раздельно.

Взаимоисключающие инвестиционные проекты связаны с технической невозможностью осуществления обоих проектов или же осуществление одного из них уменьшит возможные денежные доходы от другого или полностью сведет их к нулю.

В пищевой промышленности в равной степени возможна реализация как зависимых, так и независимых инвестиций. Вместе с тем, до настоящего времени они носили в большей степени независимый характер.

В разрезе отраслей экономики автор выделяет инвестиции:

· В промышленность;

· В сельское хозяйство;

· В транспорт;

· В строительство;

и т.д.

Следует отметить, что хотя объектом настоящего исследования являются предприятия пищевой промышленности, углубляющаяся интеграция различных отраслей экономики требует включения данного критерия. Кроме того, в ряде случаев инвестиции моноотраслевых предприятий могут носить межотраслевой характер.

По степени обязательности осуществления автор различает:

· Обязательные инвестиции (без их осуществления останавливается вся производственная деятельность);

· Инвестиции, не являющиеся обязательными (без их осуществления производственная деятельность не останавливается).

В настоящее время инвестиции, осуществляемые предприятиями пищевой промышленности, преимущественно не являются обязательными.

По сроку окупаемости (т.е. времени, в течение которого доходы от инвестиций достигают размера первоначальных капиталовложений) и жизненному циклу (т.е. периоду, за который предприятие получает доход от инвестиций) инвестиции различаются в зависимости от длительности указанных характеристик. Автор полагает, что детальная классификация инвестиций по данному критерию нецелесообразна вследствие многообразия возможных подходов к определению границ соответствующих временных интервалов.

Инвестиции, осуществляемые в пищевой промышленности, преимущественно имеют средний срок окупаемости, равный нескольким годам. В частности, в хлебопечении, как отмечалось выше, он равен 3-7 годам.

По виду имущественных вложений автор считает необходимым выделить инвестиции:

· реальные (капиталообразующие);

· портфельные;

· венчурные;

· аннуитеты.

Реальные (капиталообразующие) инвестиции обеспечивают создание и воспроизводство фондов. Они определяются как сумма средств, необходимых для строительства (расширения, реконструкции, модернизации) и оснащения оборудованием инвестируемых объектов, расходов на подготовку капитального строительства и прироста оборотных средств, необходимых для нормального функционирования предприятий [23, 41]. В целом данные инвестиции представляют собой вложение средств в уставный капитал хозяйствующего субъекта с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным субъектом.

Портфельные инвестиции представляют собой помещение средств в финансовые активы, т.е. формирование портфеля как совокупности различных инвестиционных ценностей.

Особняком стоит венчурный капитал, представляющий собой инвестиции в форме выпусков новых акций, произведенных в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств и сочетает в себе различные формы капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского.

Также специфическую форму инвестиций представляет аннуитет, т.е. инвестиции на длительный срок, предоставляющие инвестору возможность получать фиксированный доход через регулярные промежутки времени, обычно ежегодно [83]. Примером данной формы инвестиций является вложение средств в страховые и пенсионные фонды.

Нехватка инвестиционных ресурсов, которую испытывают предприятия пищевой промышленности, определяет приоритет реальных (капиталообразующих инвестиций). Портфельные инвестиции являются эпизодическими и в основном связаны с управлением ликвидностью. Венчурные инвестиции и аннуитеты для предприятий пищевой промышленности в настоящее время не характерны.

Относительно объекта приложения автор классифицирует инвестиции следующим образом.

· Инвестиции в имущество (материальные инвестиции), т.е. инвестиции, которые прямо участвуют в производственном процессе. К ним относятся инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов и т.п. [23].

· Нематериальные инвестиции – инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу, получение лицензий и др.;

· Финансовые инвестиции, т.е. вложения в ценные бумаги и производные финансовые инструменты. Детализированная классификация объектов финансовых инвестиций представлена в Приложении 2.

В последние годы роль инструментов, являющихся объектами финансовых инвестиций, заметно возрастает. Выпуск ценных бумаг является одним из наиболее распространенных в мировой практике способов привлечения денежных средств. Так, в США компании финансируют свои потребности в размере 30% – за счет кредитов банков и 70% – за счет размещения разного рода долговых обязательств; в Европе данное соотношение: 70% – кредиты, 30% – долговые обязательства [25].

Хотя осуществление в пищевой промышленности финансовых инвестиции в значительной мере сдерживается дефицитом инвестиционных ресурсов, по мнению автора, их значение для предприятий отрасли в перспективе будет возрастать. В частности, они могут стать значимым механизмом финансирования пищевых предприятий, входящих в отраслевые холдинги, со стороны материнских компаний (в первую очередь, международных). Кроме того, как будет показано в главе 3, многие из описанных финансовых инструментов могут с успехом использоваться при реализации системы защиты от рисков инвестиционных проектов в отраслях пищевой промышленности.

В зависимости от длительности периода инвестирования автор подразделяет:

· Краткосрочные инвестиции (в российской практике обычно сроком менее 1 года);

· Среднесрочные инвестиции (от 1 до 3-10 лет в различных трактовках);

· Долгосрочные инвестиции (сроком более 3-10 лет).

С учетом отмеченного выше значительного срока окупаемости инвестиций, осуществляемых в пищевой промышленности, большая их часть относится к категории долгосрочных. Кроме того, вложение средств в производство пищевых продуктов зачастую носит стратегический характер и практически никогда не имеет своей целью получение прибыли от быстрой перепродажи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: