Разделение инвестиций с точки зрения источников и схем их финансирования достаточно разнообразно. В наиболее общем виде автор выделяет:
· Государственные инвестиции;
· Частные инвестиции;
· Иностранные инвестиции.
Государственные инвестиции представляют собой часть национального дохода в виде средств государственного бюджета, местных бюджетов, вкладываемых в развитие экономики, отвлекаемых от текущего государственного потребления в целях обеспечения поддержания производства, социальной сферы и экономического роста. Инвестиции из средств государственного федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов называют бюджетными, тогда как инвестиции из других источников (внебюджетных фондов) – внебюджетными.
Частные инвестиции – это негосударственные вложения средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам.
Иностранными называют инвестиции, осуществляемые зарубежными государствами, юридическими и физическими лицами, а также международными фондами и транснациональными корпорациями. Более конкретизированная трактовка иностранных инвестиций дается в Федеральном законе от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно данному закону, иностранная инвестиция – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [113].
|
В.Д. Шапиро предлагает более детальную по сравнению с изложенной выше классификацию (см. Приложение 3) [117]. Следует отметить, она была разработана В.Д. Шапиро применительно к реализации проектов. Вместе с тем, учитывая, что проектное финансирование является одной из форм инвестирования, автор считает, что она может быть распространена и на инвестиции в целом.
Р. Брейли и С. Майерс выделяют такие источники финансирования, как:
1. Акционерный капитал, получаемый либо за счет нераспределенной прибыли, либо посредством эмиссии акций;
2. Заемный капитал. Разнообразие используемых видов долговых обязательств практически бесконечно. Они разделяются на категории по срокам, условиям погашения, старшинству, надежности, рискованности, характеру процентных ставок (фиксированные, плавающие), порядку выпуска (публичное или частное размещение) и валюте, в которой выражаются долговые обязательства;
3. Привилегированные акции (предусматривают выплату фиксированных дивидендов, осуществляемую по решению руководства компании). Привилегированные акции являются частью акционерного капитала компании, но играют особую роль;
4. Производные финансовые инструменты, к которым относятся опционы, варранты, конвертируемые облигации, фьючерсные и форвардные контракты и свопы;
5. Собственные денежные средства (сумма чистой прибыли и амортизации за вычетом дивидендов акционерам);
|
6. Кредиторская задолженность [8].
По результатам анализа автор пришел к выводу, что классификация Р. Брейли и С. Майерса ориентирована на англо-американскую модель финансирования, отдающую приоритет заимствованиям на финансовых рынках в форме выпуска различных ценных бумаг и иных обращающихся финансовых инструментов. Как следствие, она не охватывает или недостаточно подробно описывает ряд источников финансирования, характерных для российской практики. В этой связи автором были систематизированы и обобщены подходы указанных выше исследователей. По результатам данного исследования автор пришел к выводу, что классификацию инвестиций по рассматриваемому критерию целесообразно представить следующим образом:
1. Инвестиции, финансируемые за счет внутренних источников:
1.1. Чистой прибыли;
1.2. Амортизационных отчислений.
2. Инвестиции, финансируемые за счет внешних источников:
2.1. Выпуска ценных бумаг и иных обращающихся финансовых инструментов:
2.1.1. Обыкновенных и привилегированных акций;
2.1.2. Облигаций;
2.1.3. Производных финансовых инструментов.
2.2. Банковских кредитов;
2.3. Займов некредитных организаций;
2.4. Лизинга;
2.5. Кредитов и ассигнований федерального, региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов;
2.6. Средств иностранных (в том числе международных) инвесторов в различных формах;
3. Инвестиции, финансируемые на принципах долевого участия;
4. Инвестиции, финансируемые с использованием смешанных форм инвестирования.
Следует отметить, что все приведенные источники финансирования инвестиций являются укрупненными, общими и не охватывают всего их многообразия, которое может быть потенциально бесконечным. Кроме того, классификация инвестиций с точки зрения источников финансирования в значительной степени перекликается с их классификацией по видам финансовых инвестиций, что является закономерным отражением двух сторон инвестиционного процесса (привлечения и осуществления инвестиций).
|
В России подавляющее большинство инвестиций в пищевую промышленность являются частными национальными и финансируются за счет внутренних источников (т.е. собственных средств предприятий). Вместе с тем, в последнее время наблюдается увеличение объемов иностранных инвестиций (в частности, со стороны крупных международных корпораций – Nestle, Coca-Cola, PepsiCo и др.). Кроме того, по мнению автора, с развитием российского рынка капиталов в структуре финансирования отрасли будет возрастать доля заемных средств.
В обобщенном виде рассмотренная выше классификация инвестиций проиллюстрирована схемой 1.2.1.
Предложенная классификация, на наш взгляд, в достаточной мере систематизирует основные виды инвестиций и может служить методической основой при проведении соответствующих аналитических исследований, составлении бизнес-планов инвестиционных проектов, разработке инвестиционных стратегий и в иных организационно-управленческих и финансово-экономических процессах.
Несмотря на многообразие возможных форм и видов финансирования, в целом объем инвестиций в пищевую промышленность, как отмечалось в параграфе 1.1., остается недостаточным.
В этой связи возникла необходимость выявления особенностей инвестиционных потребностей предприятий пищевой промышленности на современном этапе их развития с целью определения наиболее доступных и эффективных способов организации финансирования. Автором было проведено соответствующее статистическое исследование, результаты которого представлены в таблице 1.2.1. В качестве исходных данных использовались как общедоступные материалы, опубликованные в
Схема 1.2.1
Классификация инвестиций по различным признакам
периодических печатных изданиях и сборниках статистических органов, так и сведения, полученные непосредственно от предприятий отрасли.
Таблица 1.2.1.
Актуальность и доступность различных видов инвестиций для предприятий пищевой промышленности
№ п/п | Критерий классификации | Вид инвестиций | Актуальность и доступность для предприятий пищевой промышленности в современных условиях |
I | Объект приложения | 1. Инвестиции в имущество (материальные инвестиции); 2. Нематериальные инвестиции; 3. Финансовые инвестиции | 1. Высокая 2. Низкая 3. Крайне низкая. Финансовые инвестиции совершаются преимущественно для оптимизации управления денежными потоками |
II | Направленность действий (цели инвестирования) | 1. Начальные инвестиции; 2. Инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции); 3. Реинвестиции: 3.1. инвестиции на замену объектов новыми; 3.2. на рационализацию; 3.3. на изменение программы выпуска; 3.4. на диверсификацию; 3.5. на поддержание конкурентоспособности предприятия в перспективе; 3.6. Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов. | 1. Средняя, с тенденцией к повышению 2. Относительно низкая 3.1. Очень высокая 3.2. Достаточно высокая 3.3. Средняя 3.4. Средняя 3.5. Очень высокая 3.6. Низкая. Инвестиции этого вида чаще всего связаны с защитой окружающей среды, что не характерно для предприятий пищевой промышленности |
III | Способ влияния альтернативных инвестиций на доходы от данного проекта | 1. Зависимые инвестиции: 1.1. Дополняющие; 1.2. Взаимозаменяющие; 2. Независимые инвестиции. | С точки зрения экономической стабильности предприятия более актуальными являются независимые инвестиции |
IV | Период инвестирования | 1. Краткосрочные; 2. Среднесрочные; 3. Долгосрочные. | Доминируют краткосрочные и отчасти среднесрочные, хотя наиболее актуальны долгосрочные |
V | Степень обязательности осуществления | 1. Обязательные; 2. Не являющиеся обязательными. | 1. Достаточно высокая 2. Относительно высокая |
VI | Вид имущественных вложений | 1. Реальные (капиталообразующие); 2. Портфельные; 3. Венчурные; 4. Аннуитеты. | 1. Очень высокая 2. Крайне низкая 3. Не характерно для предприятий пищевой промышленности 4. Не характерно для предприятий пищевой промышленности |
VII | Срок окупаемости и жизненный цикл | Инвестиции различаются в зависимости от длительности указанных характеристик | Доминируют инвестиции с высоким сроком окупаемости и длительным жизненным циклом, хотя наиболее актуальными являются инвестиции с противоположными характеристиками |
VIII | Источники и схемы финансирования | 1. Инвестиции, финансируемые за счет внутренних источников: 1.1. Чистой прибыли; 1.2. Амортизационных отчислений. 2. Инвестиции, финансируемые за счет внешних источников: 2.1. Выпуска ценных бумаг и иных обращающихся финансовых инструментов: 2.2. Банковских кредитов; 2.3. Займов некредитных организаций; 2.4. Лизинга; 2.5. Кредитов и ассигнований федерального, региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов; 2.6. Средств иностранных (в том числе международных) инвесторов в различных формах; 3. Инвестиции, финансируемые на принципах долевого участия; 4. Инвестиции, финансируемые с использованием смешанных форм инвестирования. | 1.1. Практически не доступно 1.2. Малодоступно 2.1. Практически не доступно 2.2. Доступно 2.3. Практически не доступно 2.4. Малодоступно 2.5. Получение бюджетного финансирования крайне затруднено 2.6. Доступно с тенденцией к повышению 3. Доступно, с тенденцией к повышению 4. В настоящее время доступ затруднен, но будет облегчаться по мере развития финансовых рынков |
IX | Отрасли экономики | 1. В промышленность; 2. В сельское хозяйство; 3. В транспорт; и др. | Инвестиции в пищевые предприятия являются инвестициями в промышленность. Вместе с тем, возрастает роль и масштабы межотраслевых инвестиций |
Проведенный автором анализ представленных в таблице 1.2.2. данных, осуществленный с использованием предложенной выше классификации инвестиций в качестве методической основы, позволил сделать следующие выводы.
В современных условиях приоритетными для предприятий пищевой промышленности являются реинвестиции материального характера, направленные на модернизацию и увеличение производственных мощностей.
Начальные инвестиции пока не приняли массового характера (такие примеры, как строительство новых заводов компаниями Ehrmann, Nestle, Danone, Campina и др., являются скорее единичными, хотя данная тенденция и развивается).
Финансовые инвестиции пока не выступают в качестве самостоятельного направления вложений предприятий пищевой промышленности и совершаются преимущественно для оптимизации управления денежными потоками. Вместе с тем их значение неуклонно возрастает. Как будет показано ниже, многие финансовые инструменты могут с успехом использоваться при реализации системы защиты от рисков.
Важной задачей остается увеличение сроков инвестирования. Финансирование капиталообразующих инвестиций за счет краткосрочных ресурсов оказывает крайне негативное воздействие на ликвидность предприятия и заметно снижает его устойчивость.
Существенное влияние на состояние инвестиционной активности продолжают оказывать сохраняющиеся высокие политические и экономические риски. Как следствие, многие предприятия не имеют возможности воспользоваться традиционными источниками финансирования капитальных вложений (банковским кредитом, заимствованиями на рынках капиталов и др.). Кроме того, ограниченным остается финансирование, осуществляемое за счет средств федерального, субфедеральных и муниципальных бюджетов.
По мнению автора, в таких условиях для предприятий пищевой промышленности оптимальной с точки зрения доступности и эффективности является реализация схем финансирования, предусматривающих разделение рисков между участниками инвестиционного процесса, а также применение механизмов защиты от этих рисков. Кроме того, такие схемы должны в максимальной степени учитывать перечисленные особенности инвестиционных потребностей предприятий пищевой промышленности.
Выполненный автором анализ международного опыта организации инвестиционных процессов [34] показал, что одной из наиболее перспективных и поэтому широко используемых схем, удовлетворяющих указанным критериям, является проектное финансирование. В этой связи автор считает необходимым проведение углубленного исследования сущности инвестиционных проектов применительно к особенностям пищевой промышленности в современных условиях.
1.3 Методологические подходы к анализу и классификации проектов
Как было отмечено в предыдущем параграфе, современные особенности инвестиционных потребностей предприятий пищевой промышленности и условия инвестирования, характеризующиеся высокими рисками, определяют возрастающее значение финансирования в форме реализации проектов.
Различным вопросам, связанным с реализацией проектов, посвящены труды многих российских и зарубежных ученых, в частности Х. Решке, Х. Шелле [74], М.Л. Разу [81], В.В. Позднякова [74], Блачева Р., Гусева В.[5], Б.А. Райзберга, Р.А. Фатхутдинова [83], В.Д., Шапиро [117], Ю. Малышева, А. Оленева [58] и др.
Проведенный автором анализ ряда известных определений проектов показал, что единства мнений в данном вопросе не существует. Кроме того, проекты рассматриваются исследователями преимущественно обособленно, без учета особенностей пищевой промышленности. В этой связи автор считает необходимым обобщить и проанализировать существующие теоретические подходы к сущности проектов в интересах более точного формулирования рассматриваемого понятия и построения единой систематизированной классификации. Такая классификация является методической базой для определения тех видов проектов, которые, с одной стороны, в наибольшей степени соответствуют особенностям современного этапа развития предприятий пищевой промышленности и, с другой стороны, в наибольшей степени подвержены влиянию различных рисков, т.е. требуют применения специальных процедур управления.
Перечень наиболее известных определений проектов приведен в Приложении 4. Вместе с тем, автор не может полностью согласиться ни с одним из этих определений. Каждый исследователь рассматривает лишь часть проблемы (при этом не всегда корректно выделяя сущностные черты), не рассматривая все принципиальные особенности проектов в совокупности. Обобщенное определение проектов (в широком понимании), данное Б.А. Райзбергом и Р.А. Фатхутдиновым, на наш взгляд, также не дает достаточного представления о содержании этой экономической категории.
В этой связи автор считает необходимым уточнить понятие «проект» путем подробного исследования и синтеза его сущностных черт.
Проведенный автором сравнительный анализ упомянутых выше определений позволил выделить следующие сущностные черты проектов, в той или иной степени находящие свое отражение в исследованных подходах:
1. Цель проекта;
2. Сроки выполнения проекта;
3. Ограниченные ресурсы;
4. Специфичность организации и координации проекта.
1. Цель проекта.
Цель как сущностная черта понятия «проект» характеризует его с точки зрения результатов, которые должны быть получены по окончании проекта. Цель проекта – это желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени [81].
В пищевой промышленности основными целями проектов являются экономические, направленные на технологическое и материально-техническое обновление производства, а также на проникновение на рынок. Такие проекты, в частности реализуются компанией Nestle [36].
Цель проекта в значительной степени определяет механизм его осуществления, а также проводимые в его рамках мероприятия. Данные механизмы должны быть оптимально настроены на достижение требуемого результата с учетом имеющихся ресурсов и воздействий макро- и микросреды. В противном случае проект не будет эффективным вследствие дополнительных потерь времени и средств. Таким образом, автор считает, что цель проекта является одной из его существенных характеристик и важным классификационным критерием.
2. Сроки выполнения проекта.
Проект по своей сути является конечным процессом, имеющим четко определенные исходные параметры (ресурсы, начальное состояние объекта) и конечные цели. Он не может характеризоваться такими параметрами, как длительность производственного цикла, срок оборачиваемости и т.п., свойственными потенциально бесконечным циклическим процессам. По мнению автора, временной характеристикой проекта является срок его выполнения.
Под сроком выполнения проекта автор понимает временной интервал, предусмотренный условиями и параметрами проекта, необходимый для достижения всех поставленных целей с учетом заложенной в проект степени риска.
Приведенное выше определение характеризует нормативный срок проекта, рассматриваемый автором как срок, определенный проектной документацией. В отличие от нормативного, автор выделяет фактический срок выполнения проекта – период времени, в действительности затраченный на его осуществление.
По мнению автора, срок реализации проекта является одной из наиболее значимых его характеристик и важным критерием классификации. Это подтверждается, в частности тем, что одним из важнейших показателей, оцениваемых Минэкономразвития РФ при конкурсном отборе инвестиционных проектов, относящихся к агропромышленному комплексу, является срок их окупаемости [7].
3. Ограниченные ресурсы.
Ряд исследователей (М.Л. Разу, Х. Решке, Х. Шелле) выделяет ресурсы проекта как его сущностную черту [74, 81]. Ресурсы проекта представляют собой совокупность финансовых и материальных средств, организационных, кадровых, технологических, технических и иных возможностей, необходимых для осуществления данного проекта.
Как показали проведенные автором статистические исследования, ресурсная база проекта (в отличие от целей) подвержена влиянию неопределенности. В пищевой промышленности это влияние особенно заметно, так как урожай сельскохозяйственных культур в значительной степени зависит от погодных условий.
В этом смысле целесообразно говорить лишь о некотором наборе возможных состояний ресурсной базы в целом и ее отдельных элементов, каждый из которых имеет свою вероятность реализации. Это определяет необходимость разработки многовариантных проектов, предусматривающих допустимость корректирующих воздействий.
Из сказанного следует, что проект не является статичным явлением, раз и навсегда определенным и обусловленным ресурсной базой. Вместе с тем, хотя изменения ресурсной базы и провоцируют корректирующие воздействия, сущность проекта остается неизменной. Исключение могут составлять те случаи, когда глубина изменений ресурсной базы делает принципиально невозможным дальнейшее осуществление проекта без значительной корректировки его ключевых параметров. Как следствие, автор считает, что ресурсы не могут рассматриваться как сущностная черта понятия «проект».
4. Специфичность организации и координации проекта.
Координация проекта подразумевает согласование и соподчинение ресурсов, целей и действий, осуществляемых в рамках проекта. Организация и координация проекта имеют своей целью обеспечение выполнения поставленных задач и использования имеющихся ограниченных ресурсов в предусмотренные сроки наиболее рациональным и эффективным способом.
По мнению автора, специфика организации и координации во многом определяет уникальность осуществляемого проекта. Проект не является разрозненной совокупностью различных составляющих (целей, ресурсов, мероприятий и т.п.). В зависимости от выбранного способа организации проект может характеризоваться различными свойствами, в том числе существенными. Так, например, неэффективная последовательность осуществляемых мероприятий может привести к увеличению срока выполнения проекта, т.е. к изменению одной из важнейших его характеристик.
Кроме того, организация и координация представляют собой, по сути, отражение методологии осуществления проекта, т.е. являются сущностной чертой понятия «проект».
Остальные характеристики, выделяемые исследователями в качестве отличительных признаков проекта, являются, с точки зрения автора, преимущественно конкретизирующими основные, рассмотренные выше. Так, стоимость проекта [81] может трактоваться как количественная оценка задействованных финансовых ресурсов; исполнители проекта [81] входят в категорию «трудовые (кадровые) ресурсы»; внутренние и внешние взаимосвязи операций, задач, ресурсов [74] являются содержанием координации проекта и т.д.
С учетом всего вышесказанного автор считает целесообразным определить категорию «проект» следующим образом: проект – это совокупность документов и соответствующих им действий по реализации проектного замысла, характеризуемая четко определенными целями, сроками и методами организации.
В рамках такого подхода к сущности проектов становится возможным определение тех их видов, которые, с одной стороны, в наибольшей степени соответствуют особенностям современного этапа развития предприятий пищевой промышленности и, с другой стороны, в наибольшей степени подвержены влиянию различных рисков, т.е. требуют применения специальных процедур управления.
По результатам сравнительного анализа существующих подходов к классификации проектов, предложенных такими исследователями, как Б.А. Райзберг, Р.А. Фатхутдинов, М.Л. Разу (см. Приложение 5), В.Д. Шапиро и др., автор пришел к выводу, что все они объединяются недостаточным с точки зрения изучаемой проблемы охватом возможных критериев классификации.
Задача построения развернутой классификации с уточнением сущности наиболее значимых для настоящего исследования видов проектов была решена автором методами системного анализа и монографического исследования. Мы полагаем, что предлагаемая ниже классификация характеризует проекты во всех существенных для целей диссертации аспектах.
Автор выделяет следующие наиболее важные классификационные признаки:
1. Масштабность проекта;
2. Длительность проекта;
3. Состав и структура проекта и его предметной области;
4. Сфера деятельности, в которой осуществляется проект;
5. Направленность проекта;
6. Характер предметной области проекта;
7. Сложность проекта.
По масштабности, т.е. по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния проекта на окружающий мир автор выделяет следующие проекты:
· Мелкие;
· Средние;
· Крупные;
· Очень крупные.
Учитывая важность анализа проектов с точки зрения влияния результатов их реализации на внешние или внутренние рынки (финансовые, материальных продуктов и услуг, труда), а также на экологическую и социальную обстановку, автор считает необходимым представить классификацию по критерию масштабности следующим образом:
· Глобальные проекты;
· Крупномасштабные проекты;
· Региональные и проекты городского или отраслевого масштаба;
· Локальные проекты.
Глобальными являются проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную и экологическую ситуацию на Земле.
Крупномасштабные проекты – это те, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в стране и не оказывает существенного влияния на ситуацию в других странах.
Региональными и проектами городского или отраслевого масштаба являются те из них, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в определенном регионе, городе, отрасли и не оказывает существенного влияния на ситуацию в других регионах, городах, отраслях.
Реализация локальных проектов не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионах или городах, на уровень и структуру цен на товарных и иных рынках.
Необходимо отметить, что приведенные выше классификации проектов по критерию масштабности отражают различные аспекты данного понятия и являются взаимодополняющими.
Специфика пищевой промышленности заключается в том, что масштабы производства являются относительно небольшими по сравнению с другими отраслями экономики (например, металлургией, машиностроением и т.п.). Кроме того, производство носит преимущественно локальный характер, хотя предприятия, находящиеся в разных регионах, могут входить в один холдинг (в качестве примера можно привести «Роспром» [44]).
По длительности, т.е. продолжительности периода осуществления автор подразделяет проекты на:
· Краткосрочные (от 1 до 3 лет);
· Среднесрочные (3-5 лет);
· Долгосрочные (более 5 лет).
Проекты, реализуемые в пищевой промышленности, носят преимущественно среднесрочный и долгосрочный характер. В частности, исследования Кузнецова В.В., Маркина С.Ю. и Голуба П.П. показали, что в перерабатывающей промышленности АПК оптимальными являются проекты общей продолжительностью 4-5 лет [47].
По составу и структуре проекта и его предметной области автор выделяет:
· Монопроект – отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
· Мультипроект – комплексный проект или программа, состоящая из ряда монопроектов и требующая применения особого управления;
· Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.
Для пищевой промышленности характерны преимущественно монопроекты. Реже реализуются мультипроекты, спонсорами которых выступают обыкновенно крупные международные корпорации. Так, швейцарский пищевой концерн Nestle в рамках комплексной стратегии развития на российском рынке инвестировал средства в производство конфет (самарская шоколадная фабрика «Россия»), безалкогольных напитков («Святой источник»), сухих завтраков и др. [36]. Мегапроекты для пищевой промышленности не характерны.
По сферам деятельности, в которых осуществляется проект, автор различает социальные, экономические, организационные, технические и смешанные проекты.
Смешанными являются сложные проекты, включающие подпроекты и элементы различных типов проектов. Примером смешанных проектов могут служить технико-экономические проекты, которые в зависимости от их направленности (генеральной цели) автор разделяет на 3 группы:
· Проекты технологического и материально-технического обновления производства, замены основных средств, модернизации оборудования в целях повышения качества производимой продукции и роста эффективности производства;
· Проекты увеличения объемов производства и номенклатуры производимой продукции данного вида с целью более полного удовлетворения запросов, расширения рынков сбыта, повышения дохода;
· Проекты освоения производства новых видов продукции, товаров, услуг для проникновения на рынок, создания новых сегментов рынка, получения доходов, прибыли, удовлетворения изменившихся потребностей.
По характеру предметной области автор выделяет:
· Учебно-образовательные проекты;
· Проекты исследования и развития;
· Инновационные проекты;
· Инвестиционные проекты;
· Комбинированные проекты.
К инновационным относятся любые типы проектов, главной целью которых является разработка и применение инноваций: новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие различных систем: технических, экономических, производственных, социальных и др. [77, 122].
Инвестиционные проекты будут подробнее рассмотрены ниже. Комбинированные проекты представляют собой сочетание (комбинацию) различных видов проектов.
Как отмечалось в параграфе 1.1, в целом пищевая промышленность характеризуется крайне высокой степенью износа основных фондов. Это определяет приоритетное значение для предприятий отрасли проектов, направленных на технологическое и материально-техническое обновление производства. Эти проекты относятся к категории инвестиционных. Кроме того, в отличие от других отраслей экономики предприятия пищевой промышленности исторически не являлись системо- и градообразующими (как, скажем, ОАО «Северсталь», ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»). Как следствие, пищевые предприятия не имеют прямых обязательств по развитию объектов социальной сферы.