МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по дисциплине «Психология лиц с нарушениями слуха»
для специальности «050716 Специальная психология»
по циклу ДПП. Ф. 07 - дисциплины предметной подготовки
Очная форма обучения Курс – 3, 4 Семестр – 6, 7 Объём в часах всего – 180 в т. ч.: лекции – 60 практические– 30 самостоятельная работа – 90 Экзамен - _7_ семестр Зачет - _6_ семестр | Заочная форма обучения Курс – 4 Семестр – 7, 8 Объём в часах всего – 180 в т. ч.: лекции – 24 практические – 4 самостоятельная работа – 152 Экзамен - _8_семестр Зачет - _7__ семестр |
Екатеринбург 2007
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология лиц с нарушениями слуха»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2007. - 35 с.
Составитель: Карпова Г. А., канд. пед. наук, профессор кафедры специальной педагогики УрГПУ.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики УрГПУ.
Протокол от __________г. №________ Зав. кафедрой О. Г. Нугаева
Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. №_________ от _____________г
Начальник отдела _____Р. Ю. Шебалов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Психология лиц с нарушениями слуха» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «050716 Специальная психология» 2005 г.
«Психология лиц с нарушениями слуха» является важнейшей дисциплиной предметной подготовки будущего специального психолога, поскольку дети с глухотой, которая является «тяжелым социальным дефектом» (Л. С. Выготский), нуждаются в особой целенаправленной психологической поддержке. Потеря слуха приводит к появлению системных отклонений в психическом развитии. Даже в условиях специального обучения дети овладевают речью замедленно и со значительными отклонениями от нормы, что в свою очередь сказывается на развитии всех познавательных процессов. Нарушения слуха отражаются также на формировании деятельности и личности детей. Вместе с тем, по мере психического развития детей данной категории в условиях обучения и воспитания происходит сближение линий развития глухих детей и детей с нормальным слухом. Специальный психолог помогает сурдопедагогу научно обоснованно и своевременно активизировать процессы компенсации дефекта глухоты, абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха.
|
Концептуальной основой содержания курса «Психология лиц с нарушениями слуха» является комплекс основных парадигм современной специальной психологии, включающий:
- теорию компенсации дефекта;
- теорию взаимодействия первичного и вторичного дефектов;
- положение о том, что развитие психики и словесной речи ребенка с нарушениями слуха подчиняется темжезакономерностям, которые характерны для нормального ребенка;
- теорию цикличности и неравномерности психического развитая личности;
- теорию взаимодействия биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка с нарушенным слухом.
Цель курса - вооружить студентов научно-теоретическими знаниями и специальными психологическими умениями по выявлению общих и специфических закономерностей психического развития лиц с нарушением слуха в сравнении с нормой и по психологическому обоснованию наиболее эффективных путей и средств коррекционно-педагогического воздействия.
|
Задачи курса:
- дать системное представление о глубоком своеобразии психического и речевого развития лиц с нарушением слуха, о глухоте как «тяжелом социальном дефекте»;
- дать знания о сложной структуре дефекта и на его основе - об особенностях развития сенсорной сферы, познавательных процессов, деятельности и личности лиц с нарушенным слухом;
- вооружить методами диагностики психических особенностей лиц с нарушенным слухом;
- сформировать умение психологически обосновывать коррекционно - развивающие и учебно-воспитательные воздействия;
- сформировать умение выявлять компенсационный потенциал неслышащего ребенка, зону его ближайшего развития;
- сформировать рефлексивную культуру будущего специального психолога
- воспитать гуманистическое отношение к детям с нарушениями слуха.
В программе предусмотрены теоретические и практические занятия. На практических занятиях теоретическое знание закрепляется в процессе знакомства с опытно - экспериментальным материалом, самостоятельного изучения первоисточников, просмотра видеофильмов и т.д.
Индивидуальная самостоятельная работа ориентирована на воспитание исследовательских умений и навыков в области сурдопсихологии в процессе написания курсовых работ.
Текущей формой контроля за качеством усвоения курса являются контрольные работы. Итоговая форма отчетности – зачет, экзамен.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№ | Наименование | Всего | Аудиторные занятия | Самос | |||
п/п | раздела, темы | трудо емко сть | Все го | Лек ции | Прак тичес кие | Лабо ратор ные | тояте льная работа |
1. | Сурдопсихология как одна из отраслей специальной психологии | ||||||
2. | Причины и классифика- ция нарушений слуха | ||||||
3. | Жестовая речь. Дактилология. | ||||||
4. 4.1. 4.2. | Речевое развитие при на- рушениях слуха: Речевое развитие глухих детей Речевое развитие слабо- слышащих детей | ||||||
5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. | Своеобразие в развитии познавательных процес- сов: Ощущения и восприятия Память Внимание Воображение Мышление | ||||||
6. | Своеобразие в развитии эмоциональной сферы неслышащих людей | ||||||
7. | Психологическая харак- теристика разных видов деятельности неслышащих людей | ||||||
8. | Социально-психологиче- ские проблемы лиц с нарушенным слухом | ||||||
Итого |
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ | Наименование | Всего | Аудиторные занятия | Самос | |||
п/п | раздела, темы | трудо емко сть | Все го | Лек ции | Прак тичес кие | Лабо ратор ные | тояте льная работа |
1. | Сурдопсихология как одна из отраслей специальной психологии | ||||||
2. | Причины и классифика- ция нарушений слуха | ||||||
3. | Жестовая речь. Дактилология. | ||||||
4. 4.1. 4.2. | Речевое развитие при на- рушениях слуха: Речевое развитие глухих детей Речевое развитие слабо- слышащих детей | ||||||
5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. | Своеобразие в развитии познавательных процес- сов: Ощущения и восприятия Память Внимание Воображение Мышление | ||||||
6. | Своеобразие в развитии эмоциональной сферы неслышащих людей | ||||||
7. | Психологическая харак- теристика разных видов деятельности неслышащих людей | ||||||
8. | Социально-психологиче- ские проблемы лиц с нарушенным слухом | ||||||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Сурдопсихология как одна из отраслей специальной психологии
Предмет и задачи. Связь сурдопсихологии со смежными науками: психофизиологией, аудиологией, отоларингологией, сурдотехникой, сурдопедагогикой.
Роль слуха в познании окружающего мира.
Основные закономерности психического развития ребенка с нарушенным слухом: вторичные отклонения при повреждениях органов слуха, определяющие структуру дефекта; взаимодействие первичного и вторичного дефекта; специфика психического развития в зависимости от времени потери слуха; возможности компенсации дефекта; общность закономерностей психического и речевого развития неслышащего и слышащего ребенка; цикличность и неравномерность развития психики; взаимодействие био и социо факторов психического развития.
Принципы изучения психического развития детей с нарушениями слуха: комплексности изучения, целостности и системности изучения, динамического наблюдения, качественно - количественного подхода при анализе данных.
Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха: изучение литературных источников, наблюдение, опросные методы, тесты, проективные методы, игровые, изучение продуктов деятельности детей, психологический эксперимент, аудиометрия.