Тема 1. Сурдопсихология как одна из отраслей специальной психологии




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по дисциплине «Психология лиц с нарушениями слуха»

для специальности «050716 Специальная психология»

по циклу ДПП. Ф. 07 - дисциплины предметной подготовки

 

Очная форма обучения   Курс – 3, 4 Семестр – 6, 7 Объём в часах всего – 180 в т. ч.: лекции – 60 практические– 30 самостоятельная работа – 90 Экзамен - _7_ семестр Зачет - _6_ семестр Заочная форма обучения   Курс – 4 Семестр – 7, 8 Объём в часах всего – 180 в т. ч.: лекции – 24 практические – 4 самостоятельная работа – 152 Экзамен - _8_семестр Зачет - _7__ семестр

 

 

Екатеринбург 2007


Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология лиц с нарушениями слуха»

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2007. - 35 с.

Составитель: Карпова Г. А., канд. пед. наук, профессор кафедры специальной педагогики УрГПУ.

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики УрГПУ.

Протокол от __________г. №________ Зав. кафедрой О. Г. Нугаева

 

Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. №_________ от _____________г

Начальник отдела _____Р. Ю. Шебалов

 


 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Психология лиц с нарушениями слуха» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «050716 Специальная психология» 2005 г.

 

«Психология лиц с нарушениями слуха» является важнейшей дисциплиной предметной подготовки будущего специального психолога, поскольку дети с глухотой, которая является «тяжелым социальным дефектом» (Л. С. Выготский), нуждаются в особой целенаправленной психологической поддержке. Потеря слуха приводит к появлению системных отклонений в психическом развитии. Даже в условиях специального обучения дети овладевают речью замедленно и со значительными отклонениями от нормы, что в свою очередь сказывается на развитии всех познавательных процессов. Нарушения слуха отражаются также на формировании деятельности и личности детей. Вместе с тем, по мере психического развития детей данной категории в условиях обучения и воспитания происходит сближение линий развития глухих детей и детей с нормальным слухом. Специальный психолог помогает сурдопедагогу научно обоснованно и своевременно активизировать процессы компенсации дефекта глухоты, абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха.

Концептуальной основой содержания курса «Психология лиц с нарушениями слуха» является комплекс основных парадигм современной специальной психологии, включающий:

- теорию компенсации дефекта;

- теорию взаимодействия первичного и вторичного дефектов;

- положение о том, что развитие психики и словесной речи ребенка с нарушениями слуха подчиняется темжезакономерностям, которые характерны для нормального ребенка;

- теорию цикличности и неравномерности психического развитая личности;

- теорию взаимодействия биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка с нарушенным слухом.

Цель курса - вооружить студентов научно-теоретическими знаниями и специальными психологическими умениями по выявлению общих и специфических закономерностей психического развития лиц с нарушением слуха в сравнении с нормой и по психологическому обоснованию наиболее эффективных путей и средств коррекционно-педагогического воздействия.

Задачи курса:

- дать системное представление о глубоком своеобразии психического и речевого развития лиц с нарушением слуха, о глухоте как «тяжелом социальном дефекте»;

- дать знания о сложной структуре дефекта и на его основе - об особенностях развития сенсорной сферы, познавательных процессов, деятельности и личности лиц с нарушенным слухом;

- вооружить методами диагностики психических особенностей лиц с нарушенным слухом;

- сформировать умение психологически обосновывать коррекционно - развивающие и учебно-воспитательные воздействия;

- сформировать умение выявлять компенсационный потенциал неслышащего ребенка, зону его ближайшего развития;

- сформировать рефлексивную культуру будущего специального психолога

- воспитать гуманистическое отношение к детям с нарушениями слуха.

В программе предусмотрены теоретические и практические занятия. На практических занятиях теоретическое знание закрепляется в процессе знакомства с опытно - экспериментальным материалом, самостоятельного изучения первоисточников, просмотра видеофильмов и т.д.

Индивидуальная самостоятельная работа ориентирована на воспитание исследовательских умений и навыков в области сурдопсихологии в процессе написания курсовых работ.

Текущей формой контроля за качеством усвоения курса являются контрольные работы. Итоговая форма отчетности – зачет, экзамен.

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

Наименование Всего Аудиторные занятия Самос
п/п раздела, темы трудо емко сть Все го Лек ции Прак тичес кие Лабо ратор ные тояте льная работа
1. Сурдопсихология как одна из отраслей специальной психологии            
2. Причины и классифика- ция нарушений слуха            
3. Жестовая речь. Дактилология.            
4.   4.1.   4.2. Речевое развитие при на- рушениях слуха: Речевое развитие глухих детей Речевое развитие слабо- слышащих детей                                
5.     5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. Своеобразие в развитии познавательных процес- сов: Ощущения и восприятия Память Внимание Воображение Мышление            
6. Своеобразие в развитии эмоциональной сферы неслышащих людей            
7. Психологическая харак- теристика разных видов деятельности неслышащих людей            
8. Социально-психологиче- ские проблемы лиц с нарушенным слухом            
  Итого            

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

 

Наименование Всего Аудиторные занятия Самос
п/п раздела, темы трудо емко сть Все го Лек ции Прак тичес кие Лабо ратор ные тояте льная работа
1. Сурдопсихология как одна из отраслей специальной психологии            
2. Причины и классифика- ция нарушений слуха            
3. Жестовая речь. Дактилология.            
4.   4.1.   4.2. Речевое развитие при на- рушениях слуха: Речевое развитие глухих детей Речевое развитие слабо- слышащих детей                                
5.     5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. Своеобразие в развитии познавательных процес- сов: Ощущения и восприятия Память Внимание Воображение Мышление              
6. Своеобразие в развитии эмоциональной сферы неслышащих людей            
7. Психологическая харак- теристика разных видов деятельности неслышащих людей            
8. Социально-психологиче- ские проблемы лиц с нарушенным слухом            
  Итого            

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Сурдопсихология как одна из отраслей специальной психологии

Предмет и задачи. Связь сурдопсихологии со смежными науками: психофизиологией, аудиологией, отоларингологией, сурдотехникой, сурдопедагогикой.

Роль слуха в познании окружающего мира.

Основные закономерности психического развития ребенка с нарушенным слухом: вторичные отклонения при повреждениях органов слуха, определяющие структуру дефекта; взаимодействие первичного и вторичного дефекта; специфика психического развития в зависимости от времени потери слуха; возможности компенсации дефекта; общность закономерностей психического и речевого развития неслышащего и слышащего ребенка; цикличность и неравномерность развития психики; взаимодействие био и социо факторов психического развития.

Принципы изучения психического развития детей с нарушениями слуха: комплексности изучения, целостности и системности изучения, динамического наблюдения, качественно - количественного подхода при анализе данных.

Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха: изучение литературных источников, наблюдение, опросные методы, тесты, проективные методы, игровые, изучение продуктов деятельности детей, психологический эксперимент, аудиометрия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: