«Отлично»
hЧеткие, полные ответы на оба вопроса.
hЗнание основных закономерностей психического развития детей с нарушениями слуха; глубокое осмысление сущности структуры дефекта слуха, своеобразия речевого развития, развития сенсорной сферы, познавательных процессов, социально-психологических проблем формирования личности.
hПоложительные оценки за промежуточные контрольные работы.
«Хорошо»
hНедостаточно полный ответ на один из вопросов экзаменационного билета.
hНеточное, неглубокое знание основных закономерностей психического развития детей с нарушениями слуха; неглубокое осмысление сущности структуры дефекта слуха, своеобразия речевого развития, развития сенсорной сферы, познавательных процессов, социально-психологических проблем формирования личности.
hПоложительные оценки за промежуточные контрольные работы.
«Удовлетворительно»
hНечеткие, поверхностные ответы на оба вопроса.
hЗатруднения в определении основных закономерностей психического развития детей с нарушениями слуха; неточное осмысление сущности структуры дефекта слуха, своеобразия речевого развития, развития сенсорной сферы, познавательных процессов, социально-психологических проблем формирования личности.
hУдовлетворительные оценки за контрольные работы в течение семестра.
«Неудовлетворительно»
hНезнание теоретического материала по предложенным темам.
hНезнание и непонимание основных основных закономерностей психического развития детей с нарушениями слуха; неверное осмысление сущности структуры дефекта слуха, своеобразия речевого развития, развития сенсорной сферы, познавательных процессов, социально-психологических проблем формирования личности.
|
hОтсутствие оценок или неудовлетворительные оценки за конт- рольные работы в течение семестра.
Требования к текущей, промежуточной и итоговой аттестации
В процессе изучения предмета осуществляется текущая, промежуточная и итоговая аттестация.
Текущая проверка представлена в виде:
· проверки записей лекционного материала, записей материала практических занятий.
· выполнения контрольных работ на практических занятиях (с проверкой и анализом результатов).
· выступлений, докладов и реферативных сообщений на практических занятиях.
Промежуточная аттестация включает в себя:
· проведение коллоквиума с обсуждением содержания наиболее трудных тем и проблем.
· обсуждение самостоятельно изученных тем после каждого из разделов дисциплины.
Итоговая аттестация состоит в проведении экзамена по вопросам теоретического и практического характера.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
• основные принципы и методы изучения детей с нарушениями слуха.
• общие и специфические психологические закономерности развития детей с нарушениями слуха.
• причины глухоты и классификации детей с нарушениями слуха.
• своеобразие и генезис развития основных аспектов психики ребенка с нарушениями слуха.
• условия и особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
• роль жестовой речи в психическом развитии глухих детей.
• условия и особенности социализации и адаптации лиц с нарушениями слуха.
|
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
• определять в рамках психолого-педагогической классификации группу детей: глухих, слабослышащих, позднооглохших;
• выявлять и прогнозировать особенности психического и речевого развития детей с нарушениями слуха в процессе коррекционно -развивающей деятельности;
• выявлять компенсационный потенциал неслышащего ребенка, зону его ближайшего развития;
• составлять психолого-педагогическую характеристику глухого и слабослышащего ребенка;
• психологически обосновывать и формулировать рекомендации по коррекционно - развивающим и учебно-воспитательным воздействиям;
• владеть русской дактилологией.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6. 1. Рекомендуемая литература
Основная
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. - М.: Академия, 2002 50 экз.
2. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. 48 экз.
3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - М.: Лань, 2003. 22 экз.
4. Дети с отклонениями в развитии. - М.: Аквариум, 1997. 21 экз.
5. Зикеев, А. Г. Развитие речи в специальных (коррекционных) образо вательных учреждениях / А. Г. Зикеев. - М.: Академия, 2000. 128 экз.
6. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология / Г. Л. Зайцева. - М.: Просвещение, 2000. 20 экз.
7. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха: метод. рекомендации. - М.: Ин-т спец. пед и псих., 1999. 10 экз.
8. Лёве, А. Развитие слуха неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Лёве. - М.: Академия, 2003. 6 экз.
|
9. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. 147 экз.
10. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2003. 300 экз.
Дополнительная
1. Базоев, В. З. Паленный В. А. Человек из мира тишины / В. З. Базоев. - М., 2002. 1 экз.
2. Белик, Н. С. Музыка против глухоты / Н. С. Белик. - М.: Владос, 2000. 30 экз.
3. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. - М.: Владос, 1997. 21 экз.
4. Герасименко, Ю. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция / Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова. - Екатеринбург, 2004. 48 экз.
5. Димскис, Л. С. Изучаем жестовый язык / Л. С. Димскис. - М.: Академия, 2002. 50 экз.
6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инно- вационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия. - М.: Гном и Д., 2001. 4 экз.
7. Крайнин, В. А. Человек не слышит / В. А. Крайнин, З. М. Крайнина. - М.: Знание, 1987. 2 экз.
8. Красильникова, О. А., Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников / О. А. Красильникова, Г. А. Киреева. - М.: Каро, 2005. 10 экз.
9. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М.: Изд-во МГУ., 1985. 43 экз.
10. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. - М.: Росвещение, 1971. 5 экз.
11. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский. - М.: Просвещение, 2001. 147 экз.
12. Речицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха / Е. Г. Речицкая, Е. А. Сошина. - М.: Владос, 1999. 46 экз.
13. Проблемы социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации детей с нарушениями слуха. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1997. 10 экз.
14. Рау, М. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с наруше- ниями слуха (1-3 класс) / М. Ю. Рау. - М., 1989. 9 экз.
15. Развитие устной речи у глухих школьников / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина, О. В. Шевцова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС. 2003. 2 экз.
16. Розанова, Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т. В. Розанова. - М., 1987. 1 экз.
17. Специальная педагогика / под ред Л. П. Назаровой. - М.: Академия, 2000. 22 экз.
18. Фрадкина, Р. Н. Говорящие руки: кинетический словарь жестового
19. языка глухих России / Р. Н. Фрадкина. - М.: Сопричастность, 2001.
20. 4 экз.
21. Хватцев, М. Е. Особенности психологии глухого школьника / М. Е. Хватцев, С. Н. Шабалин. - М.: Учпедгиз, 1961. 1 экз.
22. Яшкова, К. В. Наглядное мышление глухих детей / К. В. Яшкова. - М., 1988. 12 экз.