Причины нарушений слуха: врожденные, приобретенные. Статистика.
Медицинская классификация по критерию «степень потери слуха в дБ»; по критерию «место нарушения слуха» (кондуктивный, нейросенсорный, смешанный тип глухоты); по критерию «объем воспринимаемых частот» (4 группы).
Психолого-педагогическая классификация по двум критериям: критерию «наличие самостоятельно сформированной речи» и критерию «время наступления глухоты»: глухие, слабослышащие, позднооглохшие.
Тема 3. Жестовая речь. Дактилология
Жестовая речь глухих как невербальное средство общения. Природа жестовой речи; группы жестов; лексико-семантические особенности жестов. Грамматическое и синтаксическое своеобразие. Разговорная и калькирующая жестовая речь. Соотношение жестовой и словесной речи. Роль жестовой речи в психическом развитии глухих детей.
Дактилология как пальцевая калька алфавита. Единая функциональная система артикуляционных и пальцевых кинестезий.
Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дактильной речи в разных системах обучения глухих словесной речи (чистый устный метод, мимический метод, билингвизм, коммуникативно-деятельностная система, тотальная коммуникация, система раннего обучения речи).
Тема 4. Речевое развитие при нарушениях слуха
4.1. Речевое развитие глухих детей
Психологические условия формирования речи у глухих детей. Сенсорная основа овладения языком.
Психологическая характеристика развития разных видов речи (устной, письменной, дактильной, жестовой) и особенности их становления. Особенности лексики. Аграмматизмы и их возможные причины. Модель усвоения грамматической формы глухим ребенком. Особенности письменной речи: импрессивной и экспрессивной. Отношение глухих детей к овладению языком.
|
Речевое развитие слабослышащих детей
Качественное различие речевого развития глухих и слабослышащих. Сенсорная основа восприятия устной речи у слабослышащих детей. Недостатки произношения. Нарушение письменной речи как вторичная функция искаженного восприятия речи. Особенности лексики и грамматического строя речи. Отношение слабослышащих к своему дефекту.
Тема 5. Своеобразие в развитии познавательных процессов
Ощущения и восприятия
Слуховое восприятие. Познавательная, регулирующая, коммуникативная роль слуха. Роль слуха в овладении речью глухими детьми, слабослышащими детьми. Развитие остаточного слуха - одно из важнейших направлений коррекционной работы с неслышащими учащимися.
Зрительное восприятие. Этапы его формирования в детском возрасте. Выделение и различение форм предметов. Детализованность восприятия. Уровень категориальности восприятия. Уровень развития мышления и речи как факторы качества зрительного восприятия.
Кожная чувствительность. Вибрационные ощущения как важный дистантный канал приема информации неслышащими. Роль вибрационных ощущений в овладении устной речью. Высокий уровень чувствительности вибрационных ощущений по сравнению с нормой.
Осязание как активный иерархически организованный процесс познания. Отставание в развитии сложных форм осязания. Уровень развития мышления и речи как факторы качества осязания.
Двигательные ощущения. Отставание от нормы в развитии моторики. Трудности сохранения равновесия. Замедленная скорость двигательной реакции. Роль слухового контроля в координации движений, пути его компенсации. Регулятивная роль речи в развитии произвольных движений. Роль двигательных ощущений в овладении устной речью. Артикуляционные кинестезии - ведущий образ слова у глухого.
|
Память
Особенности развития разных видов памяти (образная, словесная, непроизвольная, произвольная, кратковременная, долговременная) у детей с нарушениями слуха. Факторы, влияющие на качество запоминания и воспроизведения информации. Стадии развития запоминания связных текстов. Роль жестовой речи и словесной речи в развитии мнемического процесса. Пути и средства развития памяти у детей с нарушениями слуха.
Внимание
Особенности становления видов внимания у детей с нарушениями слуха (непроизвольное, произвольное). Общее и специфическое в развитии внимания у детей с нормальным и нарушенным слухом. Особенности свойств внимания у детей данной категории. Факторы, влияющие на продуктивность внимания у детей с нарушениями слуха. Роль внимания в познавательной, трудовой и профессиональной деятельности детей с нарушениями слуха.
Воображение
Виды воображения (воссоздающее, творческое). Роль воображения в процессе усвоения знаний, в творческой и трудовой деятельности детей с нарушениями слуха. Особенности воссоздающего воображения глухих детей; творческого воображения, творческой реконструкции текстов, картин. Условия развития воображения у детей с нарушениями слуха.
Мышление
Формы мышления: наглядно - действенное, наглядно - образное, понятийное. Особенности их развития у детей с нарушениями слуха. Диспропорции в развитии наглядных и понятийных форм мышления. Ситуация перехода с одной стадии развития в другую. Пересечение линий развития мышления и речи. Характеристика развития мыслительных операций. Роль словесной и жестовой речи в развитии разных видов мышления. Влияние особенностей развития мышления у неслышащих учащихся на качество усвоения школьной программы.