План работы
1. Особенности разных видов памяти (образная, словесная, непро извольная, произвольная, кратковременная, долговременная) у детей с нарушениями слуха.
2. Факторы, влияющие на качество запоминания и воспроизведения информации.
3. Особенности свойств внимания у детей с нарушениями слуха.
4. Факторы, влияющие на продуктивность внимания у детей с нарушениями слуха.
5. Особенности воссоздающего воображения глухих детей; творческого воображения, творческой реконструкции текстов, картин.
6. Условия развития воображения у детей с нарушениями слуха.
Самостоятельная работа
1. Раскройте причинно-следственную связь между продуктивностью запоминания и развитием речи и мышления глухих учащихся.
2. Сопоставьте качественно-количественные характеристики свойств внимания учащихся с нормальным и нарушенным слухом.
3. Дайте сравнительную характеристику качества воображения учащихся с нормальным и нарушенным слухом.
Литература
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. - М.: Академия, 2003.
2. Речицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха / Е. Г. Речицкая, Е. А. Сошина. - М.: Владос, 2000.
3. Розанова, Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т. В. Розанова. - М., 1978.
Практическое занятие 8
Тема: Своеобразие развития сенсорной сферы
План работы
1. Слуховое восприятие. Познавательная, регулирующая, коммуникативная роль слуха.
2. Зрительное восприятие. Особенности его формирования у детей с нарушениями слуха.
3. Кожная чувствительность: особенности развитиявибрационных ощущений, осязания.
4. Двигательные ощущения.
|
Самостоятельная работа
1. Дайте психологическую характеристику этапов развития слухового восприятия глухих.
2. Раскройте основные особенности зрительного восприятия
3. глухих и их обусловленность уровнем развития речи и мышления.
4. Сравните продуктивность осязания у школьников с нормальным и нарушенным слухом и определите причины различия.
5. Охарактеризуйте уровень развития координации и равновесия глухих учащихся и психофизические факторы, его определяющие.
Литература
1. Розанова, Т. В. Дети с нарушениями слуха / Т. В. Розанова // Специальная психология. - М.: Академия, 2005.
2. Кузьмичева, Е. П. Развитие речевого слуха глухих / Е. П. Кузьмичева. - М., 1990.
3. Байкина, Н. Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Н. Г. Байкина, Б. В. Сергеев. - М., 1991.
4. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха: метод. рекомендации. - М.: Ин-т спец. пед. и псих., 1999.
Практическое занятие 9
Тема: Своеобразие развития эмоциональной сферы
План работы
1. Неблагоприятные и благоприятные факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы неслышащих.
2. Зависимость уровня эмоционального развития от условий семейного общения (глухие родители - слышащие родители).
3. Особенности понимания эмоциональных состояний.
4. Особенности развития разных видов эмоционального состояния: эмоции, чувства, эмпатия.
5. Переживание дефекта. Проблема предотвращения формирования комплекса неполноценности.
6. Переживание дефекта. Проблема предотвращения формирования комплекса неполноценности.
|
Самостоятельная работа
1. Опишите методики, с помощью которых определяют способность глухих к пониманию эмоциональных состояний.
2. Охарактеризуйте источники эмоционального развития детей с нормальным и нарушенным слухом.
3. Сопоставьте условия эмоционального развития глухого ребенка в семье слышащих и глухих родителей.
Литература
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. - М.: Академия, 2003.
2. Карпова Г. А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьников: метод. рекомендации. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1991.
3. Петшак, В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей / В. Петшак // Дефектология. - 1981. - № 4.
4. Петшак, В. Исследование эмоциональных отношений глухих шко- льников к членам семьи / В. Петшак // Дефектология. - 1990. - № 6.
Практическое занятие 10
Тема: Деятельность неслышащих как условие коррекции недостатков развития и социальной адаптации
План работы
1. Ведущие виды деятельности на разных этапах онтогенеза.
2. Психологические особенности видов деятельности детей с нарушениями слуха: эмоционального общения; предметной деятельности; игровой деятельности; учебной деятельности; трудовой деятельности.
3. Формирование учебной деятельности как условие успешной коррекции недостатков развития.
4. Трудовая деятельность неслышащих и ее роль в социальной адаптации.
Самостоятельная работа
1. Сопоставьте динамику развития ведущих видов деятельности на разных этапах онтогенеза у детей с нормальным и нарушенным слухом.
2. Раскройте развивающий потенциал учебной деятельности, формируемой у глухих учащихся.
3. Раскройте социализирующий потенциал трудовой деятельности, организуемой в школах 1 и 2 вида.
Литература
1. Никитина, М. И. Трудовое обучение и профподготовка школьников с нарушениями слуха / М. И. Никитина, Г. Н. Пенин. - М., 1997.
2. Речицкая, Е. Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников / Е. Г. Речицкая // Сурдопедагогика. - М.: Владос, 2004.
3. Проблемы социальной адаптации и медико-педагогической реаби- литации детей с нарушениями слуха. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1997.
Практическое занятие 11