Тема: Жестовая речь. Дактилология




1. Жестовая речь глухих как невербальное средство общения. Природа жестовой речи; группы жестов.

2. Лексико-семантические особенности жестов. Грамматическое и синтаксичекое своеобразие.

3. Разговорная и калькирующая жестовая речь. Соотношение жестовой и словесной речи.

4. Роль жестовой речи в психическом развитии глухих детей.

5. Дактилология как пальцевая калька алфавита. Единая функциональная система артикуляционных и пальцевых кинестезий.

6. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дактильной речи в разных системах обучения глухих словесной речи.

Самостоятельная работа

1. Выучите русский дактильный алфавит до уровня свободного самостоятельного дактилироваия текстов.

2. Постройте несколько жестовых фраз в соответствии с синтаксическим строем жестовой речи.

3. Подберите по жестовому словарю соответствующие жесты по группам: изобразительные, целое по части, символические.

Литература

1. Димскис, Л. С. Изучаем жестовый язык / Л. С. Димскис. - М.: Академия, 2002.

2. Фрадкина, Р. Н. Говорящие руки: кинетический словарь жестового языка глухих России / Р. Н. Фрадкина. - М.: Сопричастность, 2001.

3. Геранкина, А. Г. Практикум по дактильной речи / А. Г. Геранкина, Просвещение, 1972.

Практическое занятие 4

Тема: Речевое развитие глухих детей

План работы

1. Психологические условия формирования речи у детей с нарушениями слуха.

2. Сенсорная основа овладения языком.

3. Психологическая характеристика развития разных видов речи (устной, письменной) и особенности их становления.

4. Особенности лексики.

5. Аграмматизмы и их возможные причины.

6. Модель усвоения грамматической формы глухим ребенком.

7. Особенности письменной речи: импрессивной и экспрессивной.

Самостоятельная работа

1. Подберите примеры использования различных сенсорных основ при формировании произношения.

2. Подберите примеры лексического и грамматического своеобразия речи глухих учащихся.

3. Охарактеризуйте причины аграмматизмов в речи глухих учащихся.

Литература

1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. - М.: Академия, 2002.

2. Гольдберг, А. М. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников / А. М. Гольдберг. - М., 1966.

3. Развитие устной речи у глухих школьников / Е. П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

Практическое занятие 5

Тема: Речевое развитие слабослышащих детей

План работы

1. Качественное различие речевого развития глухих и слабослышащих.

2. Сенсорная основа овладения языком как фактор восприятия устной речи у слабослышащих детей.

3. Недостатки произношения.

4. Нарушение письменной речи как вторичная функция нарушенного слуха.

Самостоятельная работа

1. Раскройте фонетические, лексические, грамматические, синтаксические отличия речевого развития слабослышащих от речевого развития глухих.

2. В чем причина недостатков произношения у слабослышащих учащихся?

3. Сравните уровень сформированности речи у слабослышащих учащихся 1 и 2-го отделения школы 2 вида.

Литература

1. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррек- ционных) образовательных учреждений / А. Г. Зикеев. - М.: Академия, 2000.

2. Красильникова, О. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников / О. А. Красильникова, Г. А. Киреева. - М.: КАРО, 2005.

3. Туджанова, К. И. Развитие самостоятельной письменной речи слабослышащих учащихся / К. И. Туджанова. - М., 1997.

 

Практическое занятие 6

Тема: Диспропорции в развитии наглядных и понятийных форм мышления

План работы

1. Формы мышления: наглядно - действенное, наглядно - образное, понятийное. Особенности их развития у детей с нарушениями слуха.

2. Соотношение наглядных и понятийных форм мышления на разных возрастных стадиях развития неслышащих детей.

3. Характеристика развития мыслительных операций.

4. Роль словесной и жестовой речи в развитии разных видов мышления.

5. Влияние особенностей развития мышления у неслышащих учащихся на качество усвоения школьной программы.

Самостоятельная работа

1. Охарактеризуйте особенности наглядно - действенного, наглядно - образного мышления глухих детей в сравнении нормой.

2. Покажите на конретных примерах особенности операций сравнения, обобщения, абстрагирования у глухих детей.

3. Каковы функции речи в процессе развития понятийных форм мышления?

Литература

1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. - М.: Академия, 2002.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1983. - Т. 2: Мышление и речь.

3. Шиф, Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж. И. Шиф. - М.: Педагогика, 1968.

4. Тигранова, Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха: книга для учителя. - М., 1991.

 

Практическое занятие 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: