Черниловский З.М.
Римское частное право: Элементарный курс.
— М.: Новый Юрист, 1997.— 224 с.
Глава I
ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА
Цивильное право (ius civile)
Римская государственность сложилась на исходе VI и с началом V в. до н.э., с реформой Сервия Туллия, главным достижением которой следует считать признание богатства наряду и в противоположность знатности происхождения древних римских патрицианских родов. Признание богатства в качестве факта, дающего право на участие в дележе завоеванных земель и в управлении государством, было, без сомнения, победой плебса – первой и самой важной на его пути к политическому и правовому равенству с патрициями.
Естественным и логическим шагом в том же направлений явилась выработка единого свода законов, равно обязательного для всех тех граждан Рима, из которых составился «римский народ». Речь идет о знаменитых Законах XII таблиц (Leges duodecim tabularum), составленных особой коллегией децемвиров (decem viri - десять мужей) и утвержденных народным собранием в середине V в. до н. э. (451-450). Их содержание (вернее, то, что дошло до наших дней) охватывает все известные в ту пору области правового регулирования: право собственности и владения, семейное и наследственное право, обязательства из договора и из причинения вреда, преступление и наказание.
Поскольку наша задача – изложение римского классического права как оно сложилось на протяжении пяти столетий, обнимающих два последних века республиканского Рима и три первых столетия римской монархии, мы, казалось бы, можем обойтись без упоминания Таблиц, ибо, по установившемуся мнению, они перестали быть действующим правом уже около середины II в. до н. э.
|
Верная в своей основе, такая точка зрения нуждается в немаловажной коррекции. Теряя шаг за шагом значение действующего права в том, что касалось форм и способов регулирования тех новых правоотношений, о которых децемвиры не имели и не могли иметь представления, Законы XII таблиц оставались священным заветом, указующим на авторитет права и законности вообще, ибо уже римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, восстановить же его власть и авторитет трудно и мучительно.
Всякий раз, когда ссылка на древний закон казалась возможной и оправданной, к ней охотно прибегали, как это хорошо видно из сочинений Цицерона, Гая и других выдающихся римских юристов, живших в лучшие времена римского классического права. В сочинении «Об ораторе» Цицерон замечает: «Занимает ли кого наука о государстве... он увидит, что она целиком заключена в XII таблицах, так как там расписано все об общественном благе и о государственных учреждениях» (§43).
Особенно живучими оказались уголовно-правовые нормы Таблиц с их стремлением к возможно более жестокому возмездию за вину. Влияние Таблиц несомненно и для позднего семейного права Рима, в некоторой мере сохранявшего власть отца семейства (pater familias) над всеми его домочадцами, включая древние обряды (например, высвобождения сына из-под отцовской власти). Оно очевидно для сделок с недвижимостью ввиду их особой роли в общественной жизни, в консервации традиционных форм завещательного распоряжения, в сохранении двухступенчатой формы гражданского процесса и т. д.
|
По всем этим причинам изучение Таблиц оставалось в Риме непременной предпосылкой обучения праву вообще, несмотря на возражения тех, кто считал (как, например, известный оратор Антоний), что знакомство с древними законами бесполезно, ибо они перестали применяться и заменены другими. Нельзя не считаться с тем, что римский историк I века н. э. Тит Ливии (умер в 17 г.) счел возможным назвать Законы XII таблиц общепризнанным «источником всего публичного и частного права» Рима («fons omnis publice privatique... iuris»).
Как бы там ни было, Законы XII таблиц кладут начало квирит-скому (ius Quiritium), или (что то же самое) цивильному (ius civile), праву Рима - древнейшей из его систем, возникавших разновременно, но действовавших в совокупности. Слово «квирит» происходит, как можно думать, от «Квиринус» - имени обожествленного рекса-царя Ромула (VIII в. до н. э.), распространенного на подвластный ему народ. Поэтому тот, кто ссылался на свое «квиритское право» на вещь, в особенности на землю, имел в виду древнейшее установление собственного римского «национального» права, выросшего на римской почве и не имеющего аналогов ни в какой другой правовой системе. Аналогичное значение получает и выражение «цивильное право» - «ius civile» (от римского civitas - город, политическая общность, народ, государство). Отсюда, кстати, происходит утвердившееся в русской юридической терминологии понятие «цивилистика», которое означает в одном случае «гражданское право», а в другом - науку о нем.
К цивильному праву относились и все те законы, которые принимались народными собраниями после XII таблиц. До 207 г. до н.э. законы принимались лишь центуриатными комициями (comitia cen-turiata), созданными реформой Сервия Туллия, а затем, по закону Гортензия, и плебейскими сходками. Законом объявлялось все «то, что народ приказывает и устанавливает» («lex est, quod populus iubet atque constituit»). К числу законов относились прежде всего те, которые имели своим содержанием «государственное право», но более всего «земельный вопрос»: передел земель и установление максимального размера земельных угодий, находящихся в частном обладании; постановления, определявшие статус (правовое положение) завоеванных Римом провинций и городов, и т. д.
|
Немногие, но важные законы касались частного права. Сошлемся для примера на закон Петелия (326 г. до н. э.), которым было запрещено казнить или продавать в рабство (за границу) неоплатных должников; или закон Лициния - Секстия (IV в. до н. э.), которым частное землевладение ограничивалось 500 югерами (125 га) и определялось максимальное количество скота, приходящегося на одно хозяйство; знаменитый Аквилиев закон (286 г. до н. э.), которым устанавливалась денежная ответственность за убийство чужого раба или животного, за поджог либо иной вред, нанесенный чужому имуществу. Прибавим к сказанному законы о судоустройстве и судопроизводстве, тесно связанные с борьбой привилегированных сословий (нобилей и всадников) за право участия в судебных учреждениях.
Сравнительный анализ 800 дошедших до нас законов указывает на весьма примечательный факт: только 30 (или около того) из них касаются «частного права».
Нелишне заметить, что наше «закон» - это латинское «lex» (отсюда слово «легальный»), тогда как «право» - это латинское «ius*, происходящее, скорее всего, от санскритского «/м», что значило «вязать», «связывать». Строгого различия между ius и lex во многих случаях не проводилось, и выражение «ex iure* можно было понимать и как «по праву», и как «по закону».
К чести римских юристов следует заметить: они отдавали себе отчет в том, что никакие законы (и порознь, и вместе взятые) не способны охватить все случаи, которые могут возникнуть как теперь, так и в будущем. И потому нужно добиваться того, чтобы законы регулировали главное (большую часть случаев), не вдаваясь в мелочное регламентирование. Так говорил юрист Юлиан, консул в 148 г., советник нескольких императоров (Д. 13.10)*. А юрист Тертуллиан (начало III в.) замечал, что лица и дела, на которые распространяется данный закон, будут - в каком-нибудь не столь отдаленном времени - лишь «подобны нынешним» (Д. 13.27).
Справедливость этих слов несомненна. И потому нельзя не согласиться с сентенцией Павла: обходит закон тот, кто, держась за слова, упускает из виду (нарушает) его смысл, его предназначение (Д. 3.29).
В тех же случаях, скажет по тому же поводу Яволен (Д. 50.17.200), когда стесненный законом судья не может найти безупречное решение, надо стремиться к наименее несправедливому.
И наконец, Гай: надо всегда помнить о том, что могут встретиться случаи, когда решение может быть юридически обоснованным, но в то же время таким, что и исполнять несправедливо, и принуждение неуместно (Гай, V. 16).
Резюмируя сказанное, обратимся к формуле, которую находим в собрании римских юридических «сентенций», так называемых Дигестах: «закон либо предписывает, либо запрещает, либо дозволяет, либо наказывает» (Модестин, Д. 1.3.7).
Уже с конца I в. и тем более во II в. значение законов приобретают рескрипты (распоряжения) императоров. К их разработке привлекались выдающиеся юристы, многие из которых назначались на ответственные должности. Так продолжалось до III в., когда императорские канцелярии, бюрократический аппарат империи поглотили как правотворческий процесс, так и само толкование права. Тем и завершается история римской классической юриспруденции.
* Имеются в виду Дигесты Юстиниана, см. далее, § 5. Принятое в науке цитирование Дигест Юстиниана см. в § 6 настоящего издания.