Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка 1 глава




Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся пленум Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии Казахстана (КПК). На повестке дня стоял организационный вопрос — выборы первого секретаря ЦК КПК. Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д. Кунаева, был единогласно избран Г. Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю как декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. К полудню 17 декабря на площади им. Л. Брежнева демонстрантов было около 5 тысяч. С утра площадь была оцеплена силами МВД, после обеда к милиции добавили курсантов школы милиции и пожарно-технического училища. Перед собравшимися выступали с увещеваниями и призывами разойтись секретарь ЦК 3. Камалиденов, Председатель Президиума Верховного Совета С. Мукашев, Председатель Совета Министров Н. Назарбаев, первый секретарь Алма-Атинского обкома КПК М. Мендыбаев, прокурор республики Г. Елемисов и др. Успеха эти речи не имели.

Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены, пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки.Утром 18 декабря в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось “вытеснение” демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана.По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибло 2 человека, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям.Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах.После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС – 52, из ВЛКСМ – 758. Общее количество задержанных составляло 8 500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. Один – К. Рыскулбеков – по обвинению в убийстве С. Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.19 декабря 1986 года газеты опубликовали краткое сообщение ТАСС от 18 декабря, с первой официальной оценкой произошедшего: “Вчера вечером и сегодня днем в Алма-Ате группа учащейся молодежи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК Компартии Казахстана. Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие, паразитические и другие антиобщественные липа, допустив противоправные действия в отношении представителей правопорядка, а также учинив поджоги продовольственного магазина, личных автомобилей, оскорбительные действия против граждан города…”.25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как “факты проявления национализма”, а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление “О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся”, в котором декабрьские события были названы “проявлением казахского национализма”.В конце 1986 – начале 1987 гг. печать была заполнена организованными статьями, названия которых говорят сами за себя: “Нам горько”, “Цена самолюбования”, “Паутина”, “Горький урок”, “По поводу болезненного национального чувства”, в которых события декабря трактовались в духе первого официального сообщения.В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986 года, активно шел поиск “националистов”. Первую попытку прорвать завесу молчания предпринял М. Шаханов весной 1989 года, выступив с требованием объективного рассмотрения декабрьских событий на Первом съезде народных депутатов СССР.Только через три года, в 1989 году, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС.В июле 1989 года была создана Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР, по рассмотрению обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями. Однако в ноябре 1989 года, Верховный Совет, заслушав отчет сопредседателя Комиссии М. Шаханова, постановил преобразовать ее в “рабочую группу по рассмотрению жалоб “декабристов”.Под угрозой волнений и голодовки, которую были готовы объявить члены Комиссии, Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана “Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года”. Параллельно шел процесс пересмотра дел осужденных “декабристов” – 32 из них освободили за отсутствием состава преступления.В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано,что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года “оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявления казахского национализма является ошибочной…”В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета КазССР были опубликованы.Они гласили: “Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими – это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы.Непосредственным толчком к выступлению молодежи послужило келейное и оскорбительное по форме назначение Г. Колбина первым секретарем ЦК КПК, которое было воспринято как грубый диктат Центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Особое возмущение вызвало явное противоречие между традиционно-командными действиями Центра и провозглашаемыми демократическими принципами перестройки.С протестом против решения пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодежи г. Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решений пленума и выражали свое несогласие с этим решением.Руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать ее мнение. Расценив политический протест как угрозу устоям власти, оно отреагировало на него приведением в готовность Алма-Атинского гарнизона и оцеплением площади силами, во много раз превосходившими количество демонстрантов…Решение о переброске из разных регионов страны в Алма-Ату специальных частей внутренних войск МВД, принятое министром внутренних дел СССР А. Власовым по настойчивым просьбам республиканского руководства, не вызывалось никакой необходимостью и было незаконным… Это решение было принято за спиной высшего органа власти и правительства республики узким кругом лиц.Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю. Действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения. При попытках диалога с руководителями республики демонстранты проявили по отношению к ним отсутствие политической культуры, нетерпимость, недопустимое неуважение, вплоть до прямых оскорблений и хулиганских выходок. Оказывая сопротивление силам охраны порядка, оскорбляли их, вступали с ними в стычки, драки, забрасывали камнями, наносили им телесные повреждения. Имели место безответственные, провокационные призывы к незаконным действиям, поджоги автомашин, повреждения зданий.При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности – избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток, нередко без пищи и медицинской помощи. При разгоне использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки… По оценке Комиссии, телесные повреждения получили более 1,7 тыс. человек…Грубые нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства по возбужденным уголовным делам против участников событий. Следствие по ним велось в сжатые сроки,поверхностно и с явным обвинительным уклоном”.По результатам работы Комиссии, в сентябре 1990 года было принято Постановление Президиума Верховного Совета КазССР “О выводах и предложениях Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17—18 декабря 1986 года“. В нем отмечалось, что “выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Непосредственной причиной протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением.населения и партийных масс республики со стороны Центра, направившего первым секретарем ЦК Компартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа”.В связи с тем, что, как считали некоторые представители оппозиции, ни президент республики, ни правительство не были заинтересованы в рассмотрении выводов и предложений Комиссии по расследованию декабрьских событий 1986 года в Казахстане и принятии действенных мер по ним, в 1992 году ряд представителей общественности республики и отдельные потерпевшие лица обратились в Конституционный суд республики с заявлениями о возбуждении конституционного судопроизводства по делу “О конституционности решений, принятых органами государственной власти и управления бывшего СССР и КазССР, а также правоприменительной практики административных, судебных и правоохранительных органов и действий их высших должностных лиц в период декабрьских событий 1986 года”.В октябре 1992 года Конституционный суд республики определил возбудить конституционное судопроизводство по делу. Однако в декабре 1995 года принял определение прекратить конституционное судопроизводство по делу в связи с неподведомственностью Конституционному суду части исковых требований, утратой силы ряда актов, конституционность которых подвергается проверке, а также из-за ненадлежащих субъектов обращения по некоторым исковым требованиям.

25 вопрос Декада казахской литературы и искусства в Москве (1949 г.), ее историческое значение

Большими успехами было ознаменовано развитие народного образования в Казахской ССР. Характерно, что в 1950 г. в I—IV классах намечено было охватить обучением 600 тыс. учащихся, фактически же в них к контрольному сроку обучалось свыше 903 тыс. детей. Успешно осуществлялся в республике семилетний всеобуч. Если в довоенном 1940/41 учебном году в Казахстане было 1 млн. 164 тыс. учащихся, то в 1955/56 учебном году число учащихся достигло 2 млн. 354 тыс. За 1940—1950 гг. средние школы окончили более 40 тыс. учащихся. Заметные успехи были достигнуты в развитии женского образования. Если в 1940 г. среднюю школу окончили лишь единицы из числа девушек-казашек, то в 1950 г. аттестат зрелости получили 900, а в 1960 г.—5278 девушек-казашек.

Быстро развивалась сеть вечерних школ рабочей и сельской молодежи. В годы четвертой пятилетки (1946—1950) среднее образование в этих школах без отрыва от производства получили 2500 юношей и девушек, а в последующие 10 лет еще 40 тыс. человек. С начала 1956 г. было открыто 8 школ-интернатов, а к 1957 г. в республике их было уже 18.

В помощь школе разнообразную воспитательную работу с детьми проводили внешкольные учреждения. В Казахстане функционировало 214 Домов пионеров, десятки станций юных техников, натуралистов, две детские железные дороги.

Успешно осуществлялись подготовка и повышение квалификации учителей. За период с 1954 по 1960 г. было переподготовлено более 34 тыс. учителей. За 1950—1960 гг. педагогические и учительские институты республики подготовили 26 тыс. молодых учителей.В 27 вузах Казахстана обучалось 70 тыс. студентов. В специальных средних учебных заведениях было 81,5 тыс. учащихся. Выросла большая армия высококвалифицированных специалистов. В народном хозяйстве республики работали тысячи инженеров, техников, агрономов, зоотехников и ветеринарных врачей и т. д.

Быстро развивались печать и издательское дело. В республике издавалось 12 республиканских, 33 областных и 215 районных газет. Только в 1959 г. было издано 1793 названия книг общим тиражом 15,8 млн. экземпляров, из них на казахском языке — 767 названий тиражом более 8 млн. экземпляров.Успешно развивалась наука. В 1946 г. была основана Академия наук Казахской ССР, а в 1957 г. действовавший ранее в республике филиал ВАСХНИЛ был преобразован в Сельскохозяйственную академию Казахстана. В составе Казахской Академии наук в данный период было 50 научных учреждений, в которых работало 5 тыс. научных работников. Видные ученые республики академики А. М. Мухамедгалиев, Д. А. Зыков, А. Б. Жандеркин, Н. У. Базанова внедрили в сельское хозяйство свыше 100 высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур. Ученые-историки создали двухтомный труд по истории Казахстана. Литературоведы вели углубленные исследования по изучению казахского фольклора, истории казахской литературы и языка.В многонациональной советской литературе казахская литература занимала видное место. В мае 1949 г. состоялась декада казахской литературы в Москве. К этому времени увидела свет первая книга романа Мухтара Ауэзова «Абай», удостоенная Государственной премии СССР I степени. Позже вышли другие тома четырехтомной эпопеи «Путь Абая», посвященной великому просветителю казахского народа Абаю Кунанбаеву; книга была удостоена Ленинской премии. Роман-эпопея, ставший «энциклопедией жизни казахского народа», «движущейся панорамой» его жизни и быта, оказал большое влияние на творчество писателей всего Советского Востока.

В произведениях казахских писателей нашли отражение важнейшие социально-экономические и культурные задачи того времени, была создана целая плеяда положительных образов современников. А. А. Фадеев, касаясь развития литературы братских республик, отметил «невиданный взлет литературы Казахстана».

По поводу романа Г. Мусрепова «Солдат из Казахстана» (первая часть трилогии «Пробужденный край»), главный герой которой проходит путь от аульного пастушонка до героя великой битвы, бельгийская газета «Драпо руж» отметила небывалый культурный скачок Казахстана за годы Советской власти, восхищаясь исключительными успехами края, где «еще в 1920 году среди семи миллионов его обитателей только пять процентов были грамотными».Важное место в казахской литературе этого времени занимали историко-революционная тема и тема Великой Отечественной войны. С. Муканов опубликовал историко-революционный роман «Ботагоз», в котором получила широкое художественное воплощение жизнь и борьба казахского народа в 1912— 1920 гг.

Трагический мотив огромных жертв в недавней грандиозной битве во имя победы смягчается в казахской лирике утверждением исторической миссии советского народа в великой освободительной войне. Халижан Бекхожин благословляет память павших героев, как бы возродившихся в черном выжженом лесу «вновь раскрывшимся цветком». В стихотворении Касыма Аманжолова «Коммунист» воспет образ коммуниста, человека высоких нравственных идеалов, готового грудью защищать интересы народа. Обращаясь к молодому читателю, поэт пишет: Тебе он друг и твой советник,

Как старший брат или отец. Мирная жизнь республики, героика повседневного социалистического труда, стали предметом изображения во многих произведениях, появившихся в эти годы. Сабит Муканов в послевоенные годы, кроме «Ботагоза», создал три романа о современности: «Сыр-Дарья», «Целинные волны» и «Школа жизни». Г. Мустафин написал роман «Караганда», где раскрыл становление казахского рабочего класса, будни коммунистического строительства в Казахстане.В декабре 1958 г. состоялась вторая декада казахской литературы и искусства в Москве. За достигнутые успехи 407 работников литературы и искусства были награждены орденами и медалями.

В казахскую литературу влились молодые писатели, создавшие ряд драматических произведений. Это пьесы А. Абишева «Дружба и любовь», А. Таджибаева «Цвети, степь», «Одно дерево — не лес». Заметным явлением национальной поэзии стали стихи и поэмы X. Ергалиева и др.В театрах Казахстана успешно шли пьесы «В яблоневом саду» М. Ауэзова, «Амангельды» Г. Мусрепова, «Кто мой отец?» А. Абишева и др. Важным событием музыкальной жизни республики явилось создание в 1946 г. фольклорной по истокам оперы М. Тулебаева «Биржан и Сара», созвучной мотивам «Ромео и Джульетты». Тепло были приняты зрителями также оперы старейшего композитора, народного артиста республики Е. Брусиловского «Дударай» и уйгурского композитора К. Кожамъярова «Назугум». В Казахской филармонии успешно выступали такие прославленные мастера эстрады, как Роза Багланова, Жамал Омарова, Шара Жиенкулова и другие.

Изобразительное искусство было представлено реалистическими картинами на современные темы, созданными молодыми художниками К. Тельжановым, А. Галимбаевой, М. Тансыкбаевым и другими. На выставке казахской живописи в Москве в 1958 г. было экспонировано более 500 картин из произведений прикладного искусства. В киноискусстве значительным событием явился выход на экраны в 1953 г. фильма «Джамбул», несколько позже появились фильмы «Дочь степей», «Ботагоз», «Его время придет» и ряд других.

26 вопрос Демографические процессы в Республике Казахстан на современном этапе: перепись населения 2009 г., изменения в этнической и социальной структуре населения.

Демографический фактор играет все более важную роль в государственном развитии Республики Казахстан — одной из самых малонаселенных стран мира. Государство обладает значительной территорией и малой численностью населения, которое при этом сокращается. Плотность населения составляет 5,5 человека на 1 кв. км. С 1991 по 2002 гг. население страны уменьшалось (с 16358200 до 14851059) вследствие миграционного оттока, снижения уровня рождаемости и высокого уровня смертности.Одним из основных факторов снижения численности населения являлась эмиграция из Казахстана. Отрицательное сальдо миграции сохранялось до 2003 г., в 2004 г., впервые за период независимости, сальдо миграции стало положительным и составило 2789 человек. Более точным показателем изменений в рождаемости является суммарный коэффициент, который в 2004 г. также впервые достиг уровня простого воспроизводства — 2,21. Так, например, суммарный коэффициент рождаемости в Мангыстауской области — 3,16, а в Астане — 1,41. 72 % рождений приходится на первые-вторые рождения. По сравнению с 2003 г. увеличилось количество третьих рождений — на 0,03 %. Уменьшилось количество рождений в возрасте до 24 лет и увеличилось — в возрасте 35–39 лет. Наблюдается рост смертности населения. В 2004 г. показатель составил 10,2 случая на 1000 человек (10,1 в 1999 г.), в том числе женщин — 8,5, мужчин — 11,9. В структуре причин смертности 84 % приходится на болезни системы кровообращения, несчастные случаи, травмы и отравления, новообразования и болезни органов дыхания. Показатель младенческой смертности имеет тенденцию к снижению, но остается высоким по сравнению со странами Европы и составляет на начало 2005 г. 14,5 случая на 1000 живорожденных. Отмечается снижение показателя материнской смертности, однако он в 4 раза выше, чем в среднем в Европейском сообществе и в 3 раза выше допустимого уровня по определению Всемирной организации здравоохранения. В настоящее время здоровье мужчин является достаточно острой социальной проблемой. Для них характерна высокая смертность в трудоспособном возрасте (16–62 года) — 957,23 случая на 100 тыс. населения, у женщин (16–57 лет) этот показатель в 3 раза ниже — 313,37. Причины — стрессы, нервные срывы, напряженный ритм работы, заболевания сердечно-сосудистой системы, атеросклероз, рак легкого, употребление алкоголя и наркотиков, повышенный уровень травматизма. Большую тревогу вызывает здоровье женщин. Индекс их здоровья составляет 20–30 %, в отдельных регионах — 10 % и ниже. У женщин чаще отмечаются гипертония, неврозы, бесплодия, рак молочной железы, остеопороз и др. Более 60 % женщин страдают анемией. Сокращается число нормальных родов, их доля составляет 35 %, а в ряде регионов — меньше 25, 60 % родов протекает с теми или иными осложнениями. Процент здоровых женщин, родивших детей, составляет 11,4. Повышается доля родившихся больных детей (2000 г. — 24,6 % от числа родившихся, 2001 г. — 26,7, 2002 г. — 27,3, 2003 г. — 27,0 %). Получается, что приблизительно каждый третий родившийся ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья. Высок уровень смертности детей до 5 лет (Казахстан занимает 61 место в мире).Увеличивается средний возраст вступления в первый брак как среди женщин, так и среди мужчин (женщины: 2000 г. — 23,3; 2001 г. — 23,5; 2002 г. — 23,6; 2003 г. — 23,7; соответственно мужчины: — 26,2; 26,4; 26,6; 26,7. По всей республике увеличилось количество женщин находящихся в репродуктивном возрасте. Средний возраст матери при рождении увеличился с 26,5 в 1999 г. до 27,6 лет в 2004 г. В последние годы вырос уровень брачности (в 2003 г. коэффициент брачности на 1000 человек населения у женщин составил 14,3; у мужчин — 15,4). Однако также происходит рост уровня разводимости (4,1 — у женщин и 4,4 — у мужчин). Выросло число детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке (2000 г. — 24,2 % от общего числа родившихся, 2001 г. — 25,0, 2002 г. — 25,9). Согласно переписи населения 1999 г. неполные семьи, главами которых являются женщины, составили 91 %. Около 850 тыс. человек, или 6 % населения, живут вне семьи. Наблюдается рост числа лиц, никогда не состоявших в официальном браке.Таких женщин в возрасте старше 23 лет и мужчин старше 26 лет примерно поровну, всего около 1,2 млн. человек, или почти каждый пятый. Как показывают исследования, сегодня значительная часть молодых людей, по опыту западных стран, живет в незарегистрированном браке. Созидающая роль семьи в развитии будущего человеческого потенциала слабо осознается и мало поддерживается современным обществом. Многие семейные пары и незамужние женщины ограничиваются одним ребенком или откладывают рождение ребенка на неопределенный срок. В наиболее трудном положении находятся многодетные семьи, одинокие матери и молодые семьи. Ежегодно в Казахстане проводится около 170 тысяч абортов. За период с 1993 по 2004 гг. произведено 2-х млн. официально зарегистрированных абортов; частота — 47,5 на 100 родившихся. Высок данный показатель в Акмолинской области — 102,7 и в Астане — 101,5. Удельный вес абортов среди подростков, по данным 2004 г., составил 5 %, показатель подростковой беременности на 1000 девочек — 22,9. Аборт продолжает оставаться одной из главных причин материнской смертности. Осложнения, вызванные абортом, за 2004 г. составили 1826 случаев, летальность от абортов — 1,2 промилле. Наибольшее количество абортов зарегистрировано в возрастной группе 19 — 34 года (75 %), у подростков (15 — 18 лет) — 4,9 %. По отношению к общей численности населения наиболее интенсивный рост удельного веса наблюдается среди населения возрастной группы 60 лет и старше. А в возрастной группе детей до 9 лет (рожденные в 90-е годы) общая численность сократилась почти на 20 %. На 2005 г. возрастная категория населения 60 лет и старше составляла 10 % от общей численности. Наметилась тенденция старения. Исходя из международной классификации демографов ООН Казахстан находится на начальной стадии демографического старения. Сложная демографическая ситуация требует повышения эффективности социальной поддержки семьи и детей и является одной из ключевых задач современной государственной социальной политики. Один из основных принципов Европейской социальной хартии провозглашает, что семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту для обеспечения ее всестороннего развития. С начала последнего десятилетия ХХ в. Казахстан вступил в процессы социально-экономической и политической трансформации, коренным образом изменившие институты власти и социально-экономическую политику, обусловившие необходимость модернизации системы государственной поддержки семей с детьми. Современная нормативно-правовая база государственной политики социальной поддержки семьи с детьми находится в процессе становления и развития, что отражает незавершенность социально-экономической и политической трансформаций Казахстана. Поэтому современная практика и законодательное обеспечение государственной поддержки семей с детьми представляет собой сочетание новых и старых подходов. Начало нормативно-правовой базы демографической политики положил Закон Республики Казахстан от 26 июня 1992 г. «Об иммиграции». Практическое воплощение в жизнь миграционной политики началось с массового возвращения в 1991 г. этнических казахов на свою историческую родину. Реализацией политики репатриации занимается Комитет по миграции Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Казахстан. Согласно Закону Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. «О миграции населения» Президент Республики Казахстан по представлению правительства страны устанавливает квоту иммиграции оралманов на предстоящий год и (или) на перспективу — для лиц, на которых распространяются льготы и компенсации в соответствии с данным законом. С 1991 по 1997 гг. со стороны государства не оказывалась помощь семьям, имеющим детей. В 1997 г. был принят Закон Республики Казахстан «Об адресной социальной помощи», который отменил формально существовавшие льготы семьям с детьми, разработанные еще в Советском Союзе. В стратегии развития Казахстана до 2030 г. Президент, говоря о внутренних сильных сторонах нашего государства, в числе главных наших активов назвал качество населения — человеческий ресурс. И в то же время, отмечая негативные черты, слабые стороны нашего нынешнего развития, обращает внимание на процессы депопуляции среди населения. В долгосрочных приоритетах (в трех из семи) Президент говорит о демографических задачах. В приоритете 1 — «Национальная безопасность»: «В ранг ведущих приоритетов национальной безопасности должна быть выдвинута сильная демографическая и миграционная политика. Если наши государственные органы по-прежнему будут относиться к этому безучастно, то мы на пороге ХХІ в. войдем вслед за Россией в ситуацию «демографического креста», когда численность снижается уже не только из-за процессов внешней миграции, но и естественным образом. Эта тенденция должна быть немедленно приостановлена…Охрана здоровья матери и ребенка должна стоять в центре внимания нашего государства, органов здравоохранения, общественности…Я выношу на суд общественности предложение о введении налога на нежелающих иметь детей с целью направить эти средства на поддержку многодетных семей…Нам надо и на местном уровне найти новые пути поддержки семьи, женщин в период беременности и воспитания детей …Если мы хотим быть высокоморальным обществом, мы должны усилить ответственность супругов друг перед другом, а главное — перед детьми».В долгосрочном приоритете 2 — «Внутриполитическая стабильность и консолидация общества» Президент, говоря о проблемах города и села, обращает внимание, на то, что «следует ожидать крупного высвобождения рабочей силы на селе, значительной миграции сельских жителей в город и развития процессов урбанизации. Село сегодня стало средоточием всех основных социальных проблем. При этом здесь самый высокий демографический потенциал».В приоритете 4 — «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстан а» обозначены задачи, связанные с ростом заболеваний среди населения, состоянием здоровья женщин и детей, охраны здоровья матери и ребенка: «Со временем, когда вырастут доходы казны, мы получим средства для государственной поддержки матерей и детей в форме, приемлемой и для государства, и для эффективной демографической политики в поддержку семей».Учитывая крайне сложную демографическую ситуацию в стране, правительство в 2000 г. приняло Концепцию государственной демографической и миграционной политики Республики Казахстан на 2001–2005 гг. Этот документ направлен на реализацию программных установок Стратегии «Казахстан–2030». В Программе демографического развития Республики Казахстан на 2001–2005 гг. объясняется, что «снижение уровня рождаемости, начавшееся в последнее десятилетие прошлого века, в основном обусловлено издержками переходного периода». Основной задачей, поставленной в Программе, является «с табилизация рождаемости и ее рост в долгосрочной перспективе до уровня, обеспечивающего расширенное воспроизводство населения». Также подчеркивается, что «наиболее ощутимый вклад в демографическое развитие Казахстана могут внести именно женщины, проживающие в сельской местности…в условиях экономических ограничений этой группе населении должна быть оказана существенная государственная и общественная поддержка». В разделе «Ожидаемый результат от реализации Программы» записано, что «создание предпосылок для демографического развития в течение 2001–2005 гг. должно обеспечить рост численности населения до 16 млн. человек к 2010 г. и до 20 млн. человек к 2030 г.». Концепция государственной демографической и миграционной политики — это первый документ, сформулированный на государственном уровне. Следует отметить, что государство возлагает большую надежду на улучшение демографической ситуации за счет репатриантов. Большая часть репатриантов — это выходцы из Узбекистана, Таджикистана, Монголии, репродуктивное поведение которых все еще характеризуется ориентацией на многодетность. Одна из причин сложившейся демографической ситуации в стране состоит в практическом игнорировании демографических факторов в среднесрочной и долгосрочной стратегии социальной политики. Последствия демографического кризиса воспринимаются крайне узко. Сокращение населения рассматривается как угроза национальной безопасности, предстоящее сокращение трудовых ресурсов и рост иждивенческой нагрузки — как препятствие экономического росту, а старение население — как фактор неизбежного увеличения расходов пенсионного фонда. Вопрос о причинах кризисного состояния остается за рамками обсуждаемых стратегий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: