35 вопрос Казахстан в годы «Перестройки»: кризис общественно-политической и экономической жизни общества, последствия.
К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе. В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся пленум ЦК КПСС, с которого начинается “перестройка”. На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на “ускорение социально-экономического развития” СССР на базе опережающего развития машиностроения. В 1986 году в экономической жизни появилось новшество - государственная приемка (госприемка). В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами. В политической области состоявшийся в 1986 году 27 съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.В январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало экономическим и политическим реформам. Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг. В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование. В 1988 году был принят закон «О кооперации в СССР». В 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет.Все эти уступки “капитализму”, осуществлялись по принципу - шаг вперед, два шага назад. Частники и кооператоры были обложены высоким налогом (65%); к 1991 году в кооперативном секторе было занято не более 5 % трудоспособного населения, на селе в руках арендаторов находилось 2% земли и 3% скота.В политической области параллельно М. Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие - гласность, под которой власть понимала “здоровую” критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. В 1987 году начались и первые политические изменения. Январский 1987 года пленум ЦК КПСС санкционировал такие новшества в политической жизни страны, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов. Летом 1988 года состоялась 19 Всесоюзная партийная конференция, на которой было решено распространить альтернативные выборы на партийный аппарат, была одобрена идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создании поста президента СССР. Эта реформа привела к установлению новой системы власти: Съезд народных депутатов СССР - Верховный Совет СССР - Президент СССР. На третьем Съезде Народных Депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним президентом СССР был избран М.Горбачев.Весной 1990 года правительство Н.Рыжкова предоставило программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. В противовес программе Совмина, летом 1990 года был обнародован план “500 дней”, разработанный под руководством Г.Явлинского - С.Шаталина. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике. Наконец, осенью 1990 года Президент М.Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную, Программу перехода к рынку, которая также не работала.1988 - 1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате встреч М.Горбачева с президентом США Р.Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана. В сентябре 1991 года была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В этом же году СССР выступил на стороне США в осуждении агрессии Ирака (своего давнего союзника) в отношении Кувейта, установил дипломатические отношения с Израилем и ЮАР. Доказательством новой внешней политики стал отказ советского руководства силой подавить революции конца 1989 года в странах Восточной Европы. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии.Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся Пленум ЦК КПК. На повестке дня стоял организационный вопрос - выборы первого секретаря ЦК КПК. В течении 18 минут вопрос был решен. Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д.Кунаева, был единогласно избран Г.Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС.Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате начались демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошли в историю как Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате.Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки. Утром 18 в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось “вытеснение” демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана.По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате был убит инженер телецентра С. Савицкий, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям. Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и др. городах.После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС - 52, из ВЛКСМ - 758. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены и приговорены к различным срокам лишения свободы. Один - Кайрат Рыскулбеков - приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как “факты проявления национализма”, а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление “О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся”, в котором декабрьские события были названы “проявлением казахского национализма”. Через три года, в 1989 году, Верховный Совет Казахстана единогласно осудил постановление ЦК КПСС.В июле 1989 года была создана Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР, по рассмотрению обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями. В январе 1990 года Указом Президиума Верховного Совета республики, была создана «Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года». Параллельно шел процесс пересмотра дел осужденных “декабристов” - 32 из них освободили за отсутствием состава преступления. В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года “оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявления казахского национализма является ошибочной...” В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета КазССР были опубликованы.По результатам работы Комиссии, в сентябре 1990 года было принято Постановление Президиума Верховного Совета КазССР “О выводах и предложения Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года”. В нем отмечалось, что “выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Непосредственной причиной протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением населения и партийных масс республики со стороны центра, направившего первым секретарем ЦК Компартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа”.В 1992 году в Конституционный суд республики обратился Х.Кожа-Ахмет с иском, в котором содержалось просьба дать оценку Постановлению Президиума Верховного Совета КазССР на предмет соответствия его Конституции. Позже с подобными исками в Конституционный суд обратились ряд руководителей общественных объединений, деятелей науки и культуры. Дело было возбуждено в январе 1993 года, слушания продлились почти полтора дня, и 20 января 1993 года Конституционный суд принял решение о приостановлении судопроизводства по данному делу на неопределенный срок.Период с декабря 1986 по июнь 1989 года была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК, (в 1987 году потеряли должности 28% работников обкомов, более трети - горкомов и райкомов), прием в вузы стал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и не казахов. Была принята и широко разрекламирована государственная программа по строительству жилья “Жилье-91”, которая предусматривала ликвидацию жилищной проблемы к 1991 году. Этот период завершился летом 1989 года, когда Пленум ЦК КПК избрал первым секретарем ЦК КПК Н. Назарбаева.Одной из первых в повестку дня встала проблема государственного языка. 22 сентября 1989 года Закон КазССР о языках в КазССР был принят Верховным Советом. Государственным языком Казахской ССР объявлялся казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения. Перевод делопроизводства на государственный язык должен быть завершен, согласно закону к 1995 году.Весной 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет КазССР. Тогда же, в апреле 1990 года Верховный Совет утвердил пост Президента и избрал, (безальтернативно и единогласно), первого секретаря ЦК компартии Казахстана Н.Назарбаева первым Президентом республики. После принятия закона о выборах президента были назначены всенародные выборы Президента. В результате 1 декабря 1991 года в республике был избран первый президент Казахстана. Им стал Н.Назарбаев, за которого проголосовали 98.8% избирателей.В 1990-1991 гг. Верховный Совет принял законы “О совершенствовании государственной власти и управления” и “О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР”, которые положили начало реформам в системе органов власти и управления республики.Согласно первому закону прекратил свое существование Совет Министров, он был преобразован в Кабинет Министров при Президенте. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управления - Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет, Комитет по управлению государственным имуществом и т.д. Введены должности Вице-президента и Генерального прокурора республики. Согласно второму закону - представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках - Председателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хозяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, поступающих в местный бюджет.В течение 1990-1991 гг. Казахстан лидировал среди республик СССР в принятии законов экономического блока. Парламентом были приняты законы “О собственности в КазССР”, “Об основных принципах внешнеэкономической деятельности КазССР”, “О свободных экономических зонах в КазССР”, “Об иностранных инвестициях в КазССР”. В 1990 году была принята «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям», которая предусматривала приватизацию государственной собственности, как главное условие перехода к рынку. Приватизацию государственной собственности предполагалось провести в два этапа. Первый - так называемая “малая приватизация”- предусматривал передачу в частную собственность государственного жилья через т. н. купонный механизм. Второй - “большая приватизация”, т.е. передача в частную собственность граждан остального государственного имущества.В течение 1989-1990 гг. Казахстан выступал за сохранение СССР в виде “обновленной федерации”, в крайнем случае - конфедерации. Тем не менее, процесс дезинтеграции привел к тому, что республика в октябре 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете КазССР. В ходе обсуждения этого документа наиболее живо комментировались два основных вопроса: о государственном языке республики и о том, кто является источником и носителем суверенитета Казахстана.В Декларации провозглашалось, что: отношения между СССР и КазССР строятся на договорной основе; республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством; республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы КазССР; территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия; без согласия Верховного Совета КазССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы. Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности.В развитии независимого общественного движения в Казахстане можно выделить ряд этапов: 1 этап (осень 1986 - весна 1987 гг.) - зарождение независимых общественных организаций; 2 этап (лето 1987- лето 1988 гг.) - экологическое движение; 3 этап (лето-зима 1988 г) - выделение политических структур. Первой республиканской независимой организацией в Казахстане стало антиядерное движение “Невада-Семипалатинск” организованное в феврале 1989 года по инициативе О. Сулейменова. Летом 1990 года в Алма-Ате состоялся учредительный съезд Гражданского движения Казахстана (ГДК) Азат. В 1990 году было создано "Межнациональное движение “Единство".Непосредственной подготовкой образования политических партий стала выборная кампания в Верховный Совет КазССР начала 1990 года. В мае 1990 года прошла учредительный съезд Социал-демократической партии Казахстана (СДПК). Партия национальной свободы “Алаш” была провозглашена на первом Учредительном съезде в апреле 1990 года. В мае 1990 года было провозглашено создание национально-демократической партии “Желтоксан”. Эти первые политические партии не были зарегистрированы и начали действовать как оппозиционные КПСС.Весь 1990 год и особенно 1991 год в числе главных проблем, стоящих перед страной, стояла проблема подписания нового Союзного договора. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР. Этот процесс сопровождался обострением межнациональных противоречий. В результате межнациональных конфликтов к 1991 году в СССР появилось около 1 млн. беженцев.Все это вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в резиденции президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате переговоров девять республик из пятнадцати решили подписать Союзный договор, подписание которого было намечено на 20 августа 1991 г. 19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице-президента Г.Янаева и Заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М.Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению СССР (ГКЧП),каковое и вводилось на срок 6 месяцев с 4 часов 19 августа 1991 года.Первая реакция на факт создания ГКЧП в Казахстане была выжидательно-соглашательская. Все республиканские газеты, радио и телевидение республики донесли до населения все документы ГКЧП. Опубликованное 19 августа обращение Н.Назарбаева “К народу Казахстана” никаких оценок происходящего не содержало и сводилось к призывам к спокойствию и выдержки, в нем также указывалось, что чрезвычайное положение на территории Казахстана не вводится. В Алма-Ате 19 августа лишь немногочисленные представители демократических партий собрали митинг и выпустили листовку, в котором произошедшее было названо государственным переворотом.На второй день путча, 20 августа, Н.Назарбаев выступил с Заявлением, в котором в осторожных выражениях, но все же определенно выразил свое осуждение путча. В целом по республике многие руководители областей и ведомств фактически поддержали путчистов, разработав с разной степенью готовности мероприятия по переходу к чрезвычайному положению.21 августа путч провалился. М.Горбачев вернулся в Москву. После поражения путча последовала серия акций Президента и Парламента Казахстана. 24 августа было опубликовано Заявление Н.Назарбаева в адрес Политбюро ЦК КПСС о своем выходе из его состава. В тот же день был опубликован Указ Н.Назарбаева “О прекращении деятельности организационных структур политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений в органах прокураторы, государственной безопасности, внутренних дел, милиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР. 25 августа вышел Указ Президента “Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР, согласно которому имущество КПСС, находящееся на территории Казахстана, объявлялось собственностью государства. 28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, который принял два постановления: о прекращении деятельности ЦК КПК и о созыве в сентябре 1991 года 18 (чрезвычайного) съезда компартии Казахстана. 29 августа - вышел Указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона. 30 августа - Указ “О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях”. Кроме того, Н.Назарбаев издал указы “Об образовании Совета Безопасности КазССР”, “О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР”, “О создании золотого запаса и алмазного фонда КазССР”, “Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности КазССР”.В сентябре 1991 года в Москве состоялся 5 (внеочередной) Съезд Народных Депутатов СССР. М.Горбачев предложил заключить экономический союз между республиками и создать Государственный Совет как высший орган власти СССР. 5 сентября 1991 года Съезд принял Конституционный закон о власти в переходный период, а затем сложил свои полномочия перед Государственным Советом СССР и тогда еще не сформированным Верховным Советом СССР. Госсовет, состоявший из высших должностных лиц республик СССР, начал свою работу 9 сентября 1991 года, с признания независимости прибалтийских государств. СССР официально сократился до 12 республик.В октябре 8 республик подписали Договор об экономическом сообществе. Но он уже не соблюдался. В ноябре 1991 года в Ново-Огарево семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызтан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ).8 декабря 1991 года в Белоруссии, руководители Беларуси, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. Их лидеры восприняли факт образования СНГ как заявку на создание славянской федерации и как следствие, возможность политического противостояния славянских и тюркских народов. Поэтому 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча лидеров “тройки”, “пятерки”, Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.
36 вопрос Казахстан в годы гражданского противостояния: октябрьский переворот 1917 г., причины, последствия.Свержение царизма в результате Февральской буржуазно-демократической революции в 1917 г., в корне изменило расстановку политических сил в России. Восставшие рабочие, солдаты, крестьяне создали свои органы власти—Советы. Буржуазия и обуржуазившиеся помещики, воспользовавшись победой революции, захватили власть в свои руки и образовали Временное правительство и его органы на местах, в том числе в национальных окраинах. В Казахстане, чтобы удержать господство и придать «демократический вид» отдельным государственным и правительственным учреждениям, Временное правительство видоизменило их названия, существенно не меняя социально-экономическую и национальную политику государства и поставило во главе областей и уездов комиссаров из числа бывших царских чиновников, принадлежащих к партии кадетов и эсеров, а также отдельных представителей национально-либеральной казахской интеллигенции (А. Букейханов, М. Тынышпаев, А. Беремжанов и др.). Лидер казахской национальной интеллигенции А. Букейханов, находившийся в момент победы Февральской революции в Минске, выступил с обращением к «Казахам — свободным гражданам обновленной России». В нем, в частности, говорилось: «...Необходимо казахам организоваться для поддержки нового строя и нового правительства. Нужно работать в контакте совсеми национальностями, поддерживавшими новый строй. Наш лозунг — единение и справедливость. Спешно обсудите земельный вопрос. Наш лозунг— «демократическая республика» и земля тому, кто извлекает доход из нее скотоводством и земледелием»1.25—28 марта в качестве делегата он принял участие в работе VII съезда партии кадетов. Выступая при обсуждении аграрного вопроса, А. Букейханов потребовал возвращения казахам незаконно отнятых у них земель. Тезис «необходимо казахам организовываться...» вскоре нашел отражение в создании сети областных и уездных казахских комитетов как третьей силы, наравне с органами Временного правительства и местными Советами в политическом спекторе Казахстана послеФевраля 1917 г., а в дальнейшем перерос в идею организации Казахской национальной автономии в составе Российской Демократической Республики. Тезис «немедленного возвращения казахам незаконно отнятых (царизмом) у них земель» перерос в идею собирания всех исконно казахских земель в составе единой казахской государственности. По кардинальным вопросам общественно-политического развития после февральского периода лидеры национально-либерального движения встали на сторону Временного правительства. В силу этого у них возникло негативное отношение к Советам как органам, оппозиционным Временному правительству. Такова была общая картина общественно-политической обстановки, в условиях которой развернулся процесс консолидации и группировки различных сил, стремившихся к власти. Революция привела в движение все слои населения Казахстана. Трудящиеся края в многочисленных телеграммах и резолюциях митингов и собраний, адресованных Петроградскому Совету, выражали признательность рабочим и солдатам Питера, свергнувшим ненавистный царский режим. Петроградский, Московский и другие Советы, организованные в первые же дни революции, были достаточно сильными, чтобы полностью свергнуть власть Временного правительства и сосредоточить ее в своих руках, но их руководители были склонны к компромиссам с Временным правительством и в конце концов реальная власть перешла в руки последнего. Двоевластие самим фактом возникновения отражало внутренние противоречия Февральской революции, неустойчивость общественно-политического положения в стране и неизбежность перехода всей власти или к Временному правительству, защищавшему интересы империалистической буржуазии и ее союзников, или к Советам, представлявшим собой революционно-демократическую власть рабочих и трудового крестьянства, т. е. большинства населения страны, страдавшего от социального и национального гнета. В марте 1917 г. в Казахстане повсеместно сформировались местные органы Временного правительства— областные и уездные исполнительные комитеты, отражавшие интересы предпринимателей, купцов, чиновников. Так, 4 марта 1917 г. буржуазные круги Петропавловска вкупе с правой верхушкой эсеров и меньшевиков образовали коалиционный комитет общественной безопасности, в который вошли крупнейшие купцы Петропавловского уезда Черемисков, Казанцев, Нагаткин. 3 марта 1917 г. в Кокчетаве собрание купцов и чиновничества избрало временный коалиционный комитет и до созыва уездного съезда возложило на него обязанности уездного органа власти. 5 марта 1917 г. в Семипалатинске сложился областной исполнительный комитет общественных организаций и армии. В первые дни марта был образован исполнительный комитет в Усть-Каменогорске. «Бюллетень Семипалатинского исполнительного комитета» 9 марта 1917 г. сообщил об организации уездных исполкомов — местных органов Временного правительства — в Зайсане, Павлодаре и Кокпекты. Представители буржуазии и чиновничества возглавили органы власти и во многих других городах Казахстана. Верной опорой Временного правительства в областях и уездах Казахстана были так называемые казачьи комитеты. Татарские, узбекские, уйгурские купцы, владевшие крупными магазинами и другими торговыми предприятиями во многих городах Казахстана и объединились в «мусульманские», «татарские» и другие комитеты и курултаи. Местные органы Временного правительства в Казахстане, опираясь на кулаков, верхи казачества и определенную часть байства казахского аула, поддерживаемые политическими партиями буржуазного и мелкобуржуазного толка, продолжали грабить трудящихся, возложили на них бремя империалистической войны. Второй властью в стране, в том числе в Казахстане, были Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, представлявших собой, по определению В. И. Ленина, революционно-демократическую диктатуру рабочих и крестьян, которая опиралась не на закон, изданный центральной государственной властью, а на революционный захват, на непосредственный почин народных масс снизу2. Советы рабочих и солдатских депутатов в Казахстане появились несколько позже, чем в центральных районах — в марте 1917 г. Одновременно шел процесс их объединения. В силу меньшей, чем у рабочих и солдат организованности Советы крестьянских депутатов появились в мае и в июне 1917 г. Двоевластие в Казахстане имело специфические особенности, обусловленные социально-экономическим и политическим положением края, его многонациональным и в основном мелкобуржуазным населением, расположением Сибирского, Оренбургского, Уральского и Семиреченского казачьих войск. Советы Казахстана с момента своего возникновения были интернациональными, особенно Советы рабочих и крестьянских депутатов. В них входили русские, казахи, украинцы, татары, уйгуры, узбеки, представители других народов. В Советы солдатских депутатов входили преимущественно русские, украинцы, отчасти татары. Руководящая роль в большинстве Советов Казахстана принадлежала мелкобуржуазным партиям, главным образом—партии социалистов-революционеров. Это объяснялось слабостью и малочисленностью большевиков, недостаточной организованностью и политической незрелостью местных рабочих, низким уровнем социально-экономического развития Казахстана. В период формирования местных органов Временного правительства и организации широкой сети Советов в крае (март — начало апреля 1917 г.) между буржуазией и силами революционной демократии существовало определенное взаимопонимание, установилось непрочное согласие между исполнительными комитетами (органами Временного правительства) и местными Советами, имевшее тенденцию к укреплению. Исполкомы и Советы вели совместную работу по разрушению царской администрации на местах, освобождали политзаключенных и ссыльных, пытались решать неотложные вопросы народного хозяйства, предпринимали шаги по возвращению из Китая беженцев — участников национально-освободительного восстания 1916 г. и т. д. Но хрупкому согласию вскоре пришел конец. Приезд В. И. Ленина из эмиграции, выдвинутые им в «Апрельских тезисах» требования и решения, состоявшаяся вскоре VII (апрельская) конференция большевиков наметили курс на открытое, бескомпромиссное противостояние партийных масс и правительства, исполкомов и Советов по вопросам войны и мира, аграрному, национальному и государственному строительству. В. И. Ленин считал, что двоевластие выражало всего лишь переходный момент в развитии революции, когда она зашла дальше обычной буржуазно-демократической революции, но не дошла до «чистой» диктатуры пролетариата и крестьянства»3. Он обосновал курс большевистской партии на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, определив лозунгом нового этапа революции: «Вся власть Советам!» — осуществление которого, должно было привести к ликвидации двоевластия и установлению единовластия Советов. Это означало нарушение хрупкого гражданского мира и начало открытой конфронтации двух властей—Временного правительства и Советов. Лозунг В. И. Ленина упал на благоприятную почву, так как трудности, порожденные войной (голод, дороговизна, всеобщая разруха, усиление социального и национального гнета), все нарастали. Это способствовало быстрому процессу большевизации Советов и превращению их в главное орудие для свержения Временного правительства и установления Советской власти. Такое развитие событий поставило в трудное положение национально-либеральное движение. Его лидеры в апреле-мае 1917 г. провели по всему Казахстану областные и уездные казахские съезды, на которых были избраны национальные областные и уездные комитеты. Большинство поддерживало Временное правительство и действия местных органов, но вместе с тем стремилось укрепить влияние над казахским населением края. Участники казахских съездов, состоявшихся весной 1917 г. в Акмолинске, Уральске, Оренбурге, Семипалатинске, Верном и других городах, руководимые лидерами национально-либерального движения и обсуждавшие аграрный и национальный вопросы, вопросы государственного строительства, не смогли еще выработать программы по этим проблемам. Представители казахского народа были назначены комиссарами Временного правительства: в Тургайской области — А. Букейханов, Семиречье — М. Тынышпаев, Туркестане — М. Чокаев, но они не могли решать вопросы коренного казахского населения, поскольку являлись по существу чиновниками колониальной администрации. Между тем продолжавшаяся война, антинародная политика Временного правительства тяжелым бременем легли на плечи трудящихся. Весной и летом 1917 г. усилился процесс политизации всех слоев населения Казахстана. Свежую струю в политическую жизнь аула и деревни внесли вернувшиеся на родину участники тыловых работ (около 150 тыс. человек) и солдаты-фронтовики. Многие из них приезжали в аулы политически грамотными, с твердым намерением бороться за свободу. Один из участников тыловых работ Жусуп Бабаев, возвратившийся в Семиречье из района Каменец-Подольска в начале лета 1917 г., писал следующее: «Мы принесли в аулы ненависть к Временному правительству... и сознание необходимости самостоятельной организации бедноты и батрачества. Мы принесли с собой вести о... борьбе русского пролетариата за власть Советов»4. В начале июня 1917 г. через Павлодар на пароходе проехали участники тыловых работ, у которых имелись с собой винтовки, шашки и боеприпасы5. 26 июня 1917 г. командующий Туркестанским военным округом отдал приказ всем гарнизонным железнодорожным комитетам станций Казалинск, Перовск, Туркестан Ташкентской железной дороги «производить тщательный осмотрэшелонов туземных рабочих, отбирая у них как огнестрельное, так и холодное оружие... Военным контролерам и военному конвою, сопровождавшим пассажирские поезда, обратить особое внимание на туземцев, следующих с работ фронта одиночным порядком»6. Весной и летом 1917 г. в среде казахских трудящихся возникли организации, объединявшие участников тыловых работ, союзы чернорабочих и революционно-демократические молодежные организации, примыкавшие к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов: «Объединенный союз мусульманских рабочих города Верного» (Союз чернорабочих), Рабочий союз в Джаркенте, Союзы мусульманских трудящихся (Иттифаки), созданные в южных областях Казахстана, входивших в Туркестанский край. После Февральской революции в ряде мест появились молодежные организации и кружки, объединявшие представителей учащейся молодежи и аульных учителей (мугалимов): Совет демократической учащейся молодежи — в Омске, «Жас казах» («Молодой казах») — в Акмолинске, «Жас журек» («Молодое сердце») — на Спасском заводе, «Талап» («Стремление») — в Петропавловске, «Жанар» («Свет») — в Семипалатинске, «Революционный союз казахской молодежи»— в Мерке Аулие-Атинского уезда и др. Вначале большинство организаций молодежи ставило перед собой культурно-просветительские задачи. Но в процессе поляризации общественно-политического движения они вплотную подошли к решению задач классового, социального и политического значения. По мере развития революции одни молодежные организации примкнули к Советам, например, «Жас казах» во главе с С. Сейфуллиным и «Революционный союз казахской молодежи», руководимый Т. Рыскуловым, другие пошли за лидерами национально-либеральной интеллигенции. Демонстрация трудящихся, солдат, матросов 4—5 июля 1917 г. в Петрограде была подавлена Временным правительством силой оружия. Возникла прямая угроза гражданской войны с перспективой разгрома питерских большевиков. 7 июля был издан приказ об аресте В. И. Ленина, начались гонения на большевиков на фронте и в тылу. 11 июля 1917 г. ЦИК Советов заявил о предоставлении Временному правительству неограниченных полномочий, закрепив этим законодательное оформление ликвидации двоевластия. В создавшихся после июльских событий условиях В. И. Ленин утвердился в мысли о невозможности мирного перехода власти к пролетариату. Вопрос был поставлен остро: либо победа военнойдиктатуры до конца, либо победа вооруженного восстания. При этом В. И. Ленин особо подчеркивал, что вооруженное восстание возможно лишь при новом революционном подъеме народа, при наличии общенационального кризиса. Продолжая, по существу, политику царского самодержавия, Временное правительство в Казахстане не могло решить национальный вопрос и не стремилось к решению аграрного вопроса. Вопрос о самоопределении, или автономии казахов, как и других угнетенных народов, оно даже не пыталось ставить. Это послужило причиной того, что в газете «Казах» А. Букейханов публично заявил о своем выходе из партии кадетов. Он подчеркивал три момента: «Партия кадетов стоит за передачу земли в частную собственность. Передача земли в частные руки в наших условиях приведет к тому, что через некоторое время, как это случилось в Башкирии, участки земли перейдут к соседнему мужику, а казахи превратятся в нищих. Партия кадетов выступает против национальной автономии. Мы, подняв знамя Алаша, стремимся образовать национальную автономию... Партия кадетов выступает против отделения церкви от государства, а я поддерживаю отделение церкви от государства. Разногласия по этим трем позициям... отчетливо выявились. Поэтому я решил выйти из партии кадетов и организовать партию «Алаш»7. В этих условиях лидеры казахского либерального движения, учитывая быстро меняющуюся ситуацию и ускоренный процесс поляризации политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда. Первый всеказахский съезд, в котором участвовали представители почти из всех областей Казахстана, состоялся в г. Оренбурге 21—26 июля 1917 г. В повестке дня было 14 вопросов: система государственного управления; автономия казахских областей; земельный вопрос; организация народной милиции; земство; народное образование; суд; духовно-религиозные вопросы; женский вопрос; созыв Учредительного собрания и подготовка к его выборам в казахских областях; всероссийский мусульман