II. ПОВЕСТКА ДНЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ.




Общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции.Я вижу несколько конкретных проектов, которые можно развернуть в ближайшие годы. Во-первых, необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли к этому вопросу. Здесь нужна спокойная поэтапность. И мы готовились к этому с осторожностью все годы Независимости.

История графики казахского языка имеет глубокие корни. В VI–VII веках, в ранние средние века, на территории Евразии зародилось и действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское письмо. В VI–VII веках возникла древнетюркская письменность – один из древнейших типов буквенного письма человечества. С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии.Например, в Золотой Орде официальные документы и международная переписка велись в основном на тюркском языке.Начиная с X по XX век, почти 900 лет, на территории Казахстана применялась арабская графика. Отход от рунической письменности, распространение арабского языка и арабской графики начались после принятия ислама. 7 августа 1929 года Президиумом ЦИК СССР и СНК СССР было принято постановление о введении нового латинизированного алфавита «Единый тюркский алфавит».Латинизированный алфавит официально использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен кириллицей. 13 ноября 1940 года был принят Закон «О переводе казахской письменности с латинизированной на новый алфавит на основе русской графики».Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определялась в основном конкретными политическими причинами.В декабре 2012 года в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан-2050» я сказал: «Нам необходимо с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу».

Это означает, что с этого времени мы должны во всех сферах начать переход на латинский алфавит.То есть к 2025 году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы начинаем издавать на латинице.А сейчас приступим к подготовке начала перехода на латинский алфавит.Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке.Поэтому 2025 год не за горами, и Правительству нужно иметь четкий график перехода казахского языка на латиницу. В наших школах все дети изучают английский язык. Это – латиница. То есть для молодежи не будет проблем.Полагаю, что до конца 2017 года необходимо с помощью ученых и широкой общественности принять единый стандартный вариант казахского алфавита в новой графике. С 2018 года начать подготовку кадров для преподавания нового алфавита и подготовку учебников для средней школы. В ближайшие 2 года провести необходимую организационную и методическую работу. Конечно, в период адаптации определенное время будет работать и кириллица.Во-вторых, это проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам.Суть его состоит в следующем:

  1. Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее.
  2. Нам нужно перевести в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Уже в 2018/2019 учебном году мы должны начать обучать наших студентов по этим учебникам.
  3. Для этих целей на базе уже существующих переводческих структур нужно создать негосударственное Национальное бюро переводов, которое бы по заказу Правительства начало эту работу уже летом 2017 года.

Чего мы добьемся этой программой? Это прежде всего качественно другой уровень подготовки сотен тысяч наших студентов.Далее, это подготовка кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания. Наконец, это те люди, которые и станут главными проводниками принципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспособности. Будущее творится в учебных аудиториях. Наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсервировано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир. Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5–6 лет. Нужно брать все самое современное и иметь переводы на государственный казахский язык. И это задача государства. Правительству необходимо проработать этот вопрос и решить его с учетом переводческих кадров, авторских прав, учебно-методических программ, профессорско-преподавательского состава и т. д. В-третьих, патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому я предлагаю программу «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку – «Туған ел».«Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған елін?» или «С чего начинается Родина?» В этих произведениях есть большой смысл. Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь.Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно.Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее.Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер»?Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба.Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах. Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые, переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое желание, и его нужно поддерживать, а не запрещать. Третье: местным властям нужно системно и организованно подойти к программе «Туған жер». Нельзя пускать эту работу на самотек, потому что она требует взвешенности и правильности в понимании.Мы должны найти разные формы поддержки и социального уважения, которые помогут малой родине, включая механизм спонсорской помощи. Здесь огромное поле для работы.Мы можем быстро озеленить наши города, значительно помочь компьютеризации школ, поддержать региональные вузы, художественные фонды местных музеев и галерей и т. д. Кратко говоря, программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма.От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране (к Казахстану). В-четвертых, наряду с проектом «Туған жер», который направлен на местные, локальные объекты и поселения, нам необходимо укрепить в сознании народа и другое – общенациональные святыни. Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана». У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа.Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе.Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест.Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений.Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности. Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика. Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века. Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект. В течение года Правительству в диалоге с общественностью нужно разработать этот проект и увязать в нем три элемента: 1. Нужна образовательная подготовка каждого казахстанца по роли и месту этого «Культурно-географического пояса».2. Наши СМИ должны серьезно и системно заняться национальными информационными проектами в этой связи. 3. Внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на это символическое наследие народа. По своему культурному значению тот же Туркестан или Алтай имеют не просто национальное или континентальное значение, – это глобальные величины.

В-пятых, конкурентоспособность в современном мире и конкурентоспособность культур. Огромная часть успеха США в эпоху «холодной войны» – это успехи Голливуда. Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям. О чем должна пойти речь в этом проекте?Первое – нужен целевой подход, чтобы отечественная культура зазвучала на шести языках ООН: английском, русском, китайском, испанском, арабском, французском. Второе – это должна быть именно современная культура, та, что создана и создается нашими современниками. Третье – это должна быть абсолютно современная по форме подачи материала методика. Например, это не просто книги, но весь набор мультимедийного сопровождения. Четвертое – должна быть серьезная государственная поддержка. В частности, системная работа Министерства иностранных дел, Министерства культуры и спорта, Министерства информации и коммуникаций. Пятое – огромная роль всей нашей творческой интеллигенции, в том числе Союза писателей и Академии наук, университетов и общественных организаций. Что из нашей современной культуры должно продвигаться в мире? Это очень серьезная и трудоемкая работа, которая включает не только отбор лучших произведений национальной культуры, но и презентацию их за рубежом. Это и огромная переводческая работа, и специальные методы продвижения наших культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, научных открытий и т. д.Все это конструктивная и благородная задача. Полагаю, что 2017 год должен стать решающим: мы должны четко определиться, что хотим показать миру в сфере культуры. А реализовать эту уникальную программу можно за 5–7 лет. Впервые за тысячелетнюю историю наша культура зазвучит на всех континентах и на всех главных языках мира. В-шестых, я предлагаю направить внимание общества на современность, на историю наших современников. Это можно реализовать в проекте «100 новых лиц Казахстана».История Независимости – это всего лишь четверть века. Но какая! Исторический масштаб свершений не вызывает сомнений. Однако часто за рядом цифр и фактов не видно живых человеческих судеб. Разных, ярких, драматических и счастливых.Проект «100 новых лиц Казахстана» – это история 100 конкретных людей из разных регионов, разных возрастов и национальностей, которые добились успеха за эти стремительные годы.Это должны быть конкретные истории конкретных людей, это облик современного Казахстана. Рядом с нами столько выдающихся современников, которых породила эпоха Независимости. Их рассказ о жизни убедительнее любой статистики. Мы должны сделать их героями нашей телевизионной документалистики. Мы должны сделать их образцом для подражания, для трезвого и объективного взгляда на жизнь. Современная медиакультура строится не на «говорящих головах», а на создании подлинных историй жизни. Вот создание таких подлинных историй и должно стать предметом профессиональной работы наших средств массовой коммуникации.Этот проект нужно ориентировать на решение трех задач:

  1. Показать обществу реальное лицо тех, кто своим умом, руками и талантом творит современный Казахстан.
  2. Создать новую мультимедийную площадку информационной поддержки и популяризации наших выдающихся современников.
  3. Создать не только общенациональные, но и региональные проекты «100 новых лиц». Мы должны знать тех, кто составляет золотой фонд нации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕГосударство и нация – не статичная конструкция, а живой развивающийся организм. Чтобы жить, нужно обладать способностью к осмысленной адаптации. Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми странами.Время не останавливается, а значит, модернизация, как и сама история, – продолжающийся процесс.На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее. Я уверен: казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают важность предложения нашей модернизации.В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории.

43 вопрос Национально-освободительное восстание 1916 г.: новые подходы в изучении восстания в современной историографии.

Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война, в которой участвова­ла и царская Россия, принесла ее народам тягчайшие страдания: усилился социальный и национальный гнет, неизмеримо увеличи­лись произвол и насилие царских чиновников на окраинах империи. В Казахстане продолжалось массовое изъятие земель у казахов, в первую очередь в северо-восточных районах Сырдарьинской, на юге Семиреченской и ряде других областей. В одной лишь Семиреченской области за первые три года войны было изъято 1800 тыс. дес. лучших пастбищных и пахотных угодий, а истинные хозяева этих земель — казахи — силой были выселены в мало- или совершенно непригодные для ведения хозяйства пустынные и полупустынные районы. Отобранная у казахов земля раздавалась царским офицерам, чиновникам, духовенству, казачьему войску и крестьянам-пересе­ленцам из России и с Украины. К середине 1916 г. общая площадь изъятых у казахского населения земель составила 45 млн. дес. Война поглощала огромное количество сырья, продовольствия, скота и других материальных ценностей. В связи с этим на плечи казахского населения обрушились новые тяготы: обязательные поставки мяса, массовая реквизиция скота, был введен новый военный налог с кибиток, увеличены земские сборы и байский волостной алым—сбор для содержания волостных управителей, а также дорожные и другие сборы. Налоги на местное население с началом войны возросли в 3—4, а в отдельных случаях — в 15 раз. В1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызрева­ния общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявле­ний которого стало национально-освободительное восстание 1916 г., охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониально­го гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отно­шении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудше­ние положения широких масс в связи с войной. Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы «инородчес­кого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщений в районе действующей армии. Из Казахста­на и Средней Азии должны быть реквизированы 400 тыс. человек, в том числе из степных областей Казахстана — более 100 тыс., из Семиречья — 87 тыс. человек. В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались сти­хийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Первыми удар народного гнева приняли на себя волостные управите­ли, аульные старшины и прочие низовые агенты царской администра­ции, непосредственно составляющие списки на тыловые работы. Пользуясь отсутствием у казахов метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки независимо от возраста, а байских сыновей за взятки освобождали от призыва. На практике система составления списков породила массовое взяточничество и злоупотребления. К тому же царские власти освободили от набора должностных лиц, волостных, сельских и аульных управителей, низших полицейских чинов из коренных жителей, имамов, мулл и мударисов, счетово­дов и бухгалтеров в учреждениях мелкого кредита, учащихся высших и средних учебных заведений, чиновников правительственных уч­реждений и лиц, пользующихся правами дворян и почетных граждан. Трудящиеся, доведенные до отчаяния жестоким указом царя и несправедливыми методами его исполнения на местах, вооруженные чем попало, бросились на представителей царской власти: волостных управителей, аульных старшин, полицейских, казаков, чиновников и с криками: «Не дадим людей!» — расправлялись с ними. Они поджи­гали канцелярии и дома волостных управителей, аульных старшин, уничтожали делопроизводство и списки мобилизованных, наивно полагая, что таким путем избавятся от набора на тыловые работы. Постепенно стихийное движение стало принимать организован­ный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мамбетовым и др. Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колониза­торской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в определенной степени—против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалисти­ческой войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В этом оно смыкалось с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства России. Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобожде­ние, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского наро­да за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои нацио­нального крестьянства—шаруа, а также представители нарождавше­гося рабочего класса, ремесленники. Участвовали в нем и представи­тели других слоев казахского народа: баи, волостные управители, бии, а также демократическая интеллигенция. В целом национально-освободительное движение 1916 г. в Казах­стане было мононациональным, за исключением его южных областей (Семиречья и Сырдарьинской области), где наряду с казахами в восстании участвовали уйгуры, узбеки, киргизы, дунгане и представи­тели некоторых других народов. В казахском обществе отношение к указу царя и восстанию было неоднозначным: определенная часть феодально-байской верхушки, а также чиновники так называемой туземной администрации безого­ворочно поддерживали царский указ и стали его главными проводни­ками в жизнь; радикальные представители казахской интеллигенции (Бокин, Ниязбеков, Жунусов) резко выступили против него и призы­вали народ к вооруженному сопротивлению, а лидеры либерально-демократической интеллигенции, объединенные вокруг газеты «Ка­зах» (А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов), занимали нереши­тельную позицию. Они неоднократно пытались убедить царскую администрацию не спешить с мобилизацией, провести подготови­тельные мероприятия, вместе с тем призывали не оказывать сопро­тивления выполнению указа, не без основания полагая, что безоружный народ станет жертвой жестоких репрессий царизма. Крупнейшими центрами восстания были Семиреченский и Тургайский очаги. В Семипалатинской области вооруженное сопротив­ление приняло массовый характер уже в июле — августе. Повсемес­тно организовывались повстанческие отряды, вооруженные пиками, охотничьими ружьями, холодным оружием. 17 июля в Семиречье и Туркестанском крае было объявлено военное положение. Царские власти перебрасывали сюда крупные военные силы, укрепляли воен­ные гарнизоны, из зажиточных слоев переселенческого населения Семиречья создавали вооруженные отряды для расправы с казахскими и киргизскими повстанцами. Крупные столкновения повстанцев с царскими карателями произошли в урочище Асы, горной долине Каркара, в районе ст. Самсы, в районах Кастека, Нарынкола, Чарына, Курама, в Садыр-Матайской волости Лепсинского района и в других местах. В сентябре—начале октября значительная часть семиречен-ских повстанцев, теснимая со всех сторон карательными отрядами, вынуждена была отступить с упорными боями, уйти в ЗападныйКитай. В то время, как в Семиречье повстанческое движение было жестоко подавлено, в Тургайской степи оно набирало силу и нарастало с каждым днем. Тургайское восстание, во главе которого стоялиА. Иманов и А. Джангильдин, было самым упорным и длительным. Как свидетельствуют архивные документы, численность повстанческих отрядов в самый пик восстания составляла около 50 000 чел. Из десятков тысяч неорганизованных повстанцев А. Иманов создал стройный дисциплинированный военный организм, разделенный на десятки, пятидесятки, сотни и тысячи. Во главе каждого из подразделений соответственно были поставлены онбасы (десятник), елубасы (пятидесятник), жузбасы (сотник), мынбасы (тысячник). Было сформировано специальное подразделение снайперов (отряд мергенов). А. Иманов был избран сардарбеком — главнокомандующим повстанцев, при немфункционировал военный совет — кенес. В районах, контролируемых повстанческой армией А. Иманова,по существу, была отстранена от управления низовая аульно-волостная администрация, гражданская власть перешла в руки повстанцев. А. Иманов и возглавляемый им совет организовали службу тыла,поручив специально назначенным лицам (элбеги), обеспечение повстанцев продовольствием и лошадьми, изготовление в кузницах самодельных ужей, сабель, кинжалов, пик и т. д. 22 октября 15 тыс. повстанцев во главе с А. Имановым окружили г. Тургай. Осада города продолжалась несколько дней. Тем временем к городу в трех направлениях двинулся карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лавретеньева. Получив сведения о приближении пре­восходящих сил царских карателей, повстанцы сняли осаду Тургая и выступили навстречу отрядам царских войск. 16 ноября сарбазы общей численностью около 12 тыс. человек во главе с А. Имановым в районе почтовой станции Топкойма атаковали карательный отрядподполковника Катомина. Основная масса повстанцев, чтобы сохранить живую силу, во второй половине ноября отошла на 150 км отТургая и сосредоточилась в районе Батпаккары. Отсюда совершались партизанские рейды против карателей со второй половины ноября 1916 г. до середины февраля 1917 г. Схватки между повстанцами икарателями происходили на Татыре, Акчиганаке, Дугал-Урпеке, в Куйуке. Напряженными были бои в районе Батпаккары, где находил­ся штаб А. Иманова. Они развернулись во второй половине февраля 1917 г. В этих боях повстанцы А. Иманова встретили Февральскую буржуазно-демократическую революцию. В других регионах Казахстана восставшим также приходилось вести жестокие бои с превосходящими силами царских карательных отрядов. В Семипалатинской и Акмолинской областях против вос­ставших действовало 12 кавалерийских сотен, 11 усиленных пехотных рот, а против тургайских повстанцев царские власти бросили экспе­диционный корпус в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих сотен, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов и проч. Однако карателям так и не удалось подавить восстание вплоть до самой Февральской революции. Только после свержения царизма восста­ние в Тургайской области прекратилось. Для подавления восстания в Семиречье было направлено 95 рот в 8750 штыков, 24 сотни в 3900 сабель, 16 орудий и 47 пулеметов. В Семиречье были уничтожены десятки казахских и киргизских аулов, жестоким преследованиям подвергались мирные жители. Преследу­емые царскими властями 300 тыс. казахов и киргизов, или четвертая часть коренных жителей Семиречья вынуждена была бежать в Китай. Только по судебным приговорам, утвержденным генерал-губерна­тором Куропаткиным, в Туркестанском крае на 1 февраля 1917 г. было приговорено к смертной казни 347, каторжным работам —168, тюрем­ному заключению —129 человек, не считая расстрелянных без суда и следствия, погибших от рук карателей и отрядов, сформированных из жителей переселенческих сел. Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовекового национально-освободительного движения казахского народа. В усло­виях империализма и первой мировой войны, Амангельды Иманов и другие руководители восстания подняли народ на борьбу за независи­мость, которую начали в свое время Срым Датов, Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, Кенесары и Наурызбай Касымовы. Впервые после национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 г. имело всеказахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколони­альную и антиимпериалистическую направленность, классовый мо­мент (борьба против феодальной верхушки аула) был второстепен­ным по сравнению с главной задачей восстания национального и политического освобождения народа. В последнее время отдельные исследователи26 (М. К. Козыбаев, А. К. Бисембаев), исходя из массовости движения, выдвижения общенациональных лозунгов в ходе восстания, создания отдельных элементов института власти восставшими (например, факты избра­ния ханов), выдвинули тезис о том, что события 1916 г. необходимо расценивать как национально-освободительную революцию, одну из первых революций такого типа, происходивших в колониях царской России. Тезис интересный, но этот сюжет истории восстания 1916 г. требует специального исследования, равно, как ныне забытый тезис, высказанный А. В. Пястковским еще в 1960 г., о том, что восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане несомненно было одним из звеньев все разгоравшейся революционной борьбы колониальных народов (Китая, Персии, Южно-Американского союза и др.) противимпериалистического ига27.

44 вопрос Новая индустриальная политика Республики Казахстан: модернизация науки и техники, информационно-инновационные парадигмы, нанотехнологии.

На протяжении последних десятилетий экономическая политика страны была ориентирована на формирование и реализацию своего, национального варианта реформирования экономики, который позволил бы Казахстану занять на мировом экономическом пространстве достойное место. Средством для достижения макроэкономических целей, связанных с повышением благосостояния страны является задействование и активизация инновационно-индустриальной составляющей в общей системе реформаторских программ. На протяжении последних десятилетий государство активно проводило курс на индустриализацию, диверсификацию, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Целью практически всех государственных программ являлось обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. В своем последнем Послании «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент акцентировал внимание на необходимости развития промышленного потенциала страны как основополагающего направления и дал конкретные поручения Правительству по реализации стратегических объектов индустрии и повышению производительности труда. Как отметил Президент, важно скорректировать и усилить тренд инновационной индустриализации, а также ограничить число ее приоритетов [1]. Начиная с 1997 года был принят ряд программ по развитию национальной экономики. Одной из первых серьезных программ преобразования национальной системы хозяйствования стала «Стратегии – 2030», которая реализовывалась в 2 этапа – Стратегический план развития РК до 2010 года и Стратегический план развития РК до 2020 года. На первом этапе была принята Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы, в рамках которой были приняты Программы кластерного развития и Концепция технопарков. На втором этапе в рамках реализации Стратегического плана развития РК до 2020 года была разработана Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы (ГПФИИР), продолжением которой является на сегодняшний день Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (рис.).ГПФИИР реализовывалась посредством Карты индустриализации, Отраслевых программ индустриализации и Программ «Дорожная карта бизнеса – 2020» и «Производительность – 2020». Основным лейтмотивом принятых стратегий является ориентир на индустриализацию и активизацию инновационного потенциала страны. Основополагающей программой индустриального развития экономики Казахстана являлась Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы. Основной целью программы является ускоренная диверсификация экономики страны. Акценты сделаны на развитии традиционных секторов с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы; на отраслях, основанных на спросе недропользователей, национальных компаний и государства (машиностроение, стройиндустрия, фармацевтика); на экспортоориентированные производства; на сектора «экономики будущего» [2].Для реализации данных направлений в программе были обозначены конкретные целевые индикаторы, достижение которых будет свидетельствовать о положительных результатах реализации стратегии индустриально-инновационного развития страны. Для получения объективной картины в деле реализации главного программного проекта ГПФИИР и конкретизации результатов по целевым параметрам целесообразно провести анализ выполнения по каждому показателю программы Поставленная планка предполагала активизацию инновационной индустриализации страны. Однако процессы инновационной индустриализации являются сложными, касались основ функционирования национальной экономики. Невозможно быстро реализовывать и достигать поставленных задач индустриально-инновационного развития. Поэтому при разработке программных документов необходимо прорабатывать вопросы, касающиеся проведения адекватной параметрической оценки возможностей страны и постановки целевых показателей, соответствующих реальным условиям.
Одним из ключевых механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы являлась карта индустриализации. Важным направлением данной программы является усиление взаимосвязи реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. В перечень проектов Карты предполагалось включить все значимые для экономики Казахстана проекты, имеющие высокую степень проработки и соответствующие критериям Госпрограммы. Однако, карта индустриализации оказалась заполненной и незначительными проектами по масштабности и значению для страны. Всего было включено 872 проекта на сумму 11,5 трлн. тенге. В качестве заявителей проектов присутствуют 17 индивидуальных предпринимателей, ТОО, небольшие и нестратегические компании [5]. В современных условиях целесообразным было бы прицельно заполнить карту индустриализации более значимыми проектами и в меньшем количестве. Речь идет о формировании системообразующей структуры карты индустриализации. Это дало бы больший эффект и в то же время реальные возможности для контроля и мониторинга реализации данного проекта.

Естественно, что все проекты, запланированные в государственных программах индустриально-инновационного развития, требуют большого финансирования. Непосредственная реализация самых дорогостоящих проектов осуществляется институтами – фондом «Самрук Казына» и холдингом «КазАгро». При этом целесообразно отметить, что ни в тексте самой ГПФИИР, ни в многочисленных указах, дополняющих ее, ни в отраслевых программах не прописаны положения о степени ответственности этих институтов в случае того или иного провала по проектам. Такая размытость ответственности субъектов, реализующих государственные проекты, является основой для появления коррупции и недостаточной эффективности реализуемых программ. Как констатировал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, реализация первой пятилетки ГПФИИР не позволила существенно преобразовать структуру экономики. Государственная программа не обеспечила возможность создать критическую массу успешных индустриальных проектов, основанных на инновациях, современных технологиях, таких проектов, которые послужили бы стартовой площадкой для индустриальной революции [6]. По этой самой причине на 2015-2019 годы запланирована вторая пятилетка, направленная на форсированное развитие промышленности, используя новые возможности и уроки ГПФИИР 2010-2014 гг. Важно отметить тот факт, что изменена модель финансирования. Так, во второй пятилетке программы общая инвестиционная потребность восполняется за счет средств частного сектора (66%). Тогда как в ГПФИИР 2010-2014 г.г. была отмечена масштабная государственная поддержка бизнеса, а в новой программе промышленного развития лишь 7,8 млрд. долларов (15%) финансируется за счет государства. Имеют место изменения в механизме реализации второй пятилетки программы, так определена персональная ответственность и мотивация за достижение результатов программы. Это один из важных моментов, которые отличают программу второй пятилетки от ГПФИИР. Анализ принятых программ индустриальноинноваци



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: