О языках в Республике Казахстан




Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I

Настоящий Закон устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам. Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия: диаспора - часть народа (этническая общность), проживающая вне страны его исторического происхождения;
ономастика - раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования; орфография - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме; топонимика - раздел ономастики, изучающий названия географических объектов, закономерности их возникновения, изменения, функционирования; транслитерация - побуквенная передача текстов и отдельных слов одной графической системы средствами другой графической системы. терминологическая комиссия - консультативно-совещательный орган, вырабатывающий предложения в области терминологической лексики казахского языка по всем отраслям экономики науки техники, культуры;
ономастическая комиссия - консультативно-совещательный орган, вырабатывающий предложения по формированию единого подхода к наименованию и переименованию географических объектов, упорядочению употреблений и учету топонимических названий, восстановлению, сохранению исторических названий как составной части историко-культурного наследия Республики Казахстан; уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, ответственный за реализацию единой государственной политики в сфере развития языков.

 

3 вопрос Мәнгілік ел»: формирование гражданского общества как основа казахстанской идентичности и единства.

В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования.Идею Мәңгілік Ел в достаточно расширенном варианте президент Назарбаев озвучил в своем Послании народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050". Новый политический курс состоявшегося государства» в декабре 2012 года При этом очевидно, что данная идея волновала его и в более ранний период времени, в частности, он к ней апеллировал на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан, 15 декабря 2010 года, она нашла отражение в одноименной триумфальной арке, названной «новым символом современного Казахстана и триумфа казахстанского народа, реализовавшего многовековую мечту о Независимости и суверенитете своей страны», которая была открыта 16 декабря 2011 годаВозвращение к идее Мәңгілік Ел произошло 14 декабря 2013 года, когда с участием Президента РК Н.Назарбаева состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Независимости Республики Казахстан. Обращаясь к участникам собрания, президент страны отметил, что 16 декабря 1991 года в созвездии наций мира зажглась новая звезда – Республика Казахстан и назвал семь бесценных достояний, первое которых – «наша священная и достойная страна, Мәңгілік Ел. Более четырнадцати тысяч километров бесспорных границ спаяли нашу Родину в единый монолит. Они стали рубежами добрососедства со всеми сопредельными странами». В наиболее полной форме идея Мәңгілік Ел прозвучала в Послании Президента «Нурлы жол – путь в будущее» от 17 января 2014 года: «"Мәңгілік Ел" – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем.Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих, это светское общество и высокая духовность. В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых, общность истории, культуры и языка. В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма».В этом же Послании глава государства поручил организовать разработку и принятие Патриотического акта "Мәңгілік Ел", призвав все политические и общественные силы страны не быть равнодушными и подключиться к работе. Как известно, в Послании 2012 года идея Мәңгілік Ел была озвучена на казахском языке, в русской версии текста она отсутствует, поэтому, возможно в связи с этим, на страницах казахстанских СМИ обсуждение не было активным и плодотворным. Из откликов казахской прессы за 2013 год обращают внимание следующие моменты:

  • рассмотрение идеи Мәңгілік Ел сквозь призму развития казахского языка: «Наш язык…обеспечивает преемственность между нашими героическими предками и последующими поколениями, является хранителем культурных истоков и традиций народа. Язык – это самая большая ценность народа... только язык остается тем единственным мостом, через который от поколения к поколению передается духовное наследие народа. Именно поэтому эстафету Независимости в веках передаст последующим поколениям язык, являющийся опорой для народа»
  • восприятие идеи Мәңгілік Ел в культурно-историческом аспекте: «Когда Президент говорит о будущем Казахстана как о «Мәңгілік ел», он на одно из первых мест в повестке дня ставит вопросы исторического сознания нации... хотя Казахстан на нынешнем этапе, сформировав национальную идентичность и культурную целостность, достиг полной, настоящей самостоятельности, его стремление к созданию «Мәңгілік ел» в условиях жесткой конкуренции в эпоху глобализации требует наряду с политическим, социально-экономическим суверенитетом, достижения духовной независимости. Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация необходимо сформировать через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры, присущее данному обществу историческое сознание;
  • рассмотрение идейно-философских/идеологических основ идеи Мәңгілік Ел: «В тюркском историко-лингвистическом понимании слово «мәңгі» соответствует смысловым значениям таких понятий, как «Тәңір», «Құдай», «Алла». Таким образом, понятие «Мәңгілік ел» означает «страна, народ Всевышнего»; или «ҚАЗАҚ ЕЛІ продолжит свою историю как «МӘНГІЛІК ЕЛ»; или «Идея «мәңгі ел» — это ключ к нашему национальному коду». В то же время общественное обсуждение идеи президента в 2014 году, сразу после озвученного послания, было довольно активным. Вышел целый ряд статей и интервью на заданную тему, прошел айтыс, стал выходить журнал «Мәңгі ел - Mangi el», а в г.Уральске даже прозвучала инициатива по переименованию центральной улицы в «проспект "Мәңгілік ел" и придать ему высокий статус».
    Из аспектов обсуждения 2014 года можно выделить следующие:
  • с исторической точки зрения наличие, условно говоря, конкурирования понятий Мәңгілік Ел и Қазақ елі: «"Қазақ елі" - это эволюционный результат термина "Мәңгі ел". Слово "ель" воспринимается как государственность, как государство, которое создают племенные союзы. В период тюркских каганатов образование этих союзов и возникновение нового этапа государственности назвали "ель". Мәңгі ел звучит как мечта тюрков. В период тюркских каганатов тюрки считали, что их каганат является вечной государственностью, вечным государством…В середине 15 века в связи с образованием Казахского ханства под руководством Джанибек хана и Кирей хана вместо тюркского определения государственности Мәңгі ел, стала образовываться новая государственность Қазақ елі - это синоним Казак хандыгы» - Казахское ханство;
  • понятие и идеи Мәңгілік Ел введены для того, чтобы попытаться таким образом снять остроту и высокий дискуссионный потенциал темы нациестроительства и казахского национализма: «Не означает ли, что отныне в политической риторике предлагается не упоминать понятие нация и вместе с этим избегать разночтений по поводу, что есть нация в Казахстане. В таком случае логика довольно ясна: иноземное понятие "нация" не приживается, порождая во многом пустопорожние дискуссии…С одной стороны, не прошли предложения насчет названия государства как Казахская Республика, Казакия. Не поднималось название "Алаш", что символически воссоздало бы преемственность с автономией "Алаш" времен гражданской войны. С другой стороны, заявление елбасы-лидера нации о том, что можно подумать и затем обсудить с народом новое название страны как Қазақ Елі прозвучало 6 февраля, то есть немногим более через три недели после послания от 14 января 2014 г.».В 2015 году работа по оформлению идеи Мәңгілік Ел была заметно активизирована. Прежде всего, было четче обрисовано равенство всех граждан Казахстана, как основной составляющей идеи Мәңгілік Ел. Что характерно, в своем выступлении на внеочередном съезде партии Нур Отан, состоявшемся 11 марта 2015 года в преддверии президентских выборов руководитель страны несколько иначе сформулировал составляющие своей идеи, связав ее с вопросами идентичности: «…необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства».Так же он отметил: «В системе общегражданских ценностей должна выступать идея Мәңгілік Ел — должна быть, как вторая Конституция. Обсудить на сессии Ассамблеи народа Казахстана и выработать документ Мәңгілік Ел, который понятен всем. В школах необходимо ввести программу обучения преподавания ценности всеказахстанской идеи Мәңгілік Ел».В связи с этим и, особенно, в рамках празднования 20-летнего юбилея АНК обсуждение идеи приобрело уже иной характер, в привязке к деятельности этой организации. Так, депутат Мажилиса Парламента Егор Каппель заявил: «Мы провели социологический опрос и 95% граждан считают себя представителями единого народа Казахстана». Он уточнил, что сегодня в Казахстане в дружбе и согласии проживают более 130 народностей и национальностей. И ни один человек в нашей большой стране не чувствует себя ущемленным по культуре, языку и вероисповеданию. При этом идея «Мангилик Ел» уже сегодня составляет единый фундамент будущего нашей страны. «Идея «Мангилик Ел», оформленная в важнейший документ государства, ляжет в основу системы общегражданской консолидирующей цели. И для этого у нас есть все предпосылки».Как показал контент-анализ выступлений президента и публикаций по его следам, даже за небольшой период времени происходило смысловое изменение содержания термина, менялись его составляющие.В этой связи интересными представляются следующие вопросы: Что думает по поводу президентской идеи интеллигенция, как она к ней относится? А именно казахская интеллигенция? Кто вообще носитель идеи, кто ее проводник? А кто – целевая группа, кому адресована идея?По предварительным результатам экспертных интервью, у представителей казахской творческой интеллигенции сложилось неоднозначное восприятие данной идеи. Проведенные беседы не обнаружили полной поддержки идеи экспертами, в ходе интервью были выражены определенные замечания и предложения, которые касались как внутриполитического контекста, так и того, как может восприниматься идея Мәңгілік Ел во внешнеполитическом окружении, в том числе в других странах тюркского мира.Таким образом, можно сделать предварительный вывод-наблюдение. Президент Назарбаев на протяжении как минимум пяти лет последовательно выдвигает свою идею, обращаясь, прежде всего к казахскоговорящей части населения. И, как показывает анализ документов, его не услышали или не захотели услышать. В последние два года его идея претерпела определенные изменения, как в содержательном и символическом, так и субъектном отношении. Проводником идеи стала Ассамблея народа Казахстана. В какой мере эта организация справится с поставленной задачей – вопрос открытый. Однако, возможно, именно в связи с данной темой, и особенно в свете задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования, как никогда ранее требуется активное задействование прежде всего общественных механизмов. Необходимо понимать, что такого рода ответственное и непростое решение должно быть максимально продумано и взвешено, чтобы не получить негативные эффекты, которые могут в итоге перевесить всю важность выдвигаемой инициативы.
    4 Вопрос I Всеказахский съезд: историческое значение, создание партии Алаш. Всеказахский съезд работал с 21 по 28 июля 1917 года в Оренбурге. В его работе приняли участие представители 6 областей – Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской, Ферганской, а также Букеевской орды. Председателем съезда был Досмухамедов Х.

    На съезде было обсуждено 14 вопросов. Особое внимание было обращено на следующие проблемы: о форме государственного устройства, об автономии казахских областей, аграрный вопрос, судопроизводство, вопрос о правах женщин, о подготовке к выборам в Учредительное собрание, о казахской политической партии. газета "Казах" напечатала проект программы партии, составленной А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, А. Жундебаевым, А. Беремжановым, Е. Турмухамедовым.
    Документ состоит из 10 разделов, каждый их которых озаглавлен. Например, в первой главе "Государственной устройство" указывалось, что Россия должна стать демократической федеративной республикой, "что означает народное управление государством, а федерация - союз равноправных государств, каждое из которых автономно и управляется самостоятельно на одинаковых правах и интересах".Проект программы представляет собой попытку, исходя из социально-политических и экономических реалий казахского общества определить оптимальный вариант его эволюции в сложившихся обстоятельствах. В проекте нашли свое выражение вековые чаяния казахского народа, то, что обеспечило достаточно широкую социальную базу движения на данном этапе.
    Поскольку новая партия руководствовалась общенациональными интересами, поставив во главу угла своей общественно-политической деятельности подъем и развитие экономической и культурной жизни казахского народа, в тот период она стала влиятельной политической силой. Свидетельством тому служат итоги выборов в Учредительное собрание, проходившие в конце 1917 г.В Семипалатинске наибольшее количество голосов набрала партия Алаш - 3 тыс. 304.Из свыше 700 рабочих казахов Экибастузского завода партия Алаш собрала 705 голосов, в то время как за социалистическую партию не было подано ни одного голоса.
    Таким образом, в конце 1917 г. политическое руководство национально-освободительным движением в крае большей частью принадлежало единственно организованной партии Алаш, социально-политический статус которой можно определить как национально-демократический. Естественно, что процесс формирования и становления партии со всеми присущими ему признаками был сжат во времени, а затем вообще прерван стремительным развитием революционных событий, приведших к октябрьскому перевороту. Поэтому в отношении партии Алаш применительно такое определение, как "движение" поскольку алашское движение и до появления партии "Уш жуз" и других групп являлось главной руководящей силой всей национально-освободительной борьбы казахского народа начала ХХ века.
    Деятельность Временного правительства и течение общественно-политической жизни России и ее национальных окраин в русле демократических перемен была прервана октябрьским переворотом, сломавшим все традиционные социальные связи, появившиеся политические институты, движения. Не успев до конца оформиться в партию, движение Алаш было вынуждено сконструироваться как общенациональный орган государственной власти.Это произошло на II-ом Всеказахком съезде, проходившем с 5 по 12 декабря 1917 г. в Оренбурге.
    Центральной проблемой, обсуждаемой на съезде был вопрос о национальной автономии. С докладом по этому вопросу выступил А. Букейханов.На съезде был организован временный народный совет Алаш-Орда, состоявший из 25 представителей Алаш, при этом 10 мест предоставлялось представителям народов, проживающих среди казахов. Новому правительству предлагалось немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть "в целях спасения областей Алаш общего развала, анархии".Несмотря на образование Туркестанской автономии, ее лидеры не считали себя обособленными от Алашской автономии. Они участвовали во II-ом Всеказахском съезде и от Сырдарьинской и Семиреченской областей вошли в состав правительства Алаш-Орды.Таким образом, анализ общественно-политической деятельности казахской интеллигенции накануне революции и в годы гражданской войны показал ее ярко выраженный антиколониальный характер, направленный на национальное освобождение и всестороннее развитие казахского народа в новых общественно-политических условиях.

5 Вопрос. Алихан Бокейханов: его идея образования национального государства.

 

Букейханов Алихан Нурмухамед-улы родился в Каркалинском районе Карагандинской области в 1866 году, расстрелян в Москве 27 сентября 1937 года. Учился в Омском техническом училище, на экономическом факультете лесотехнического института в Санкт-Петербурге, после завершения которого вел в Омском училище лесного хозяйства педагогическую и научную работу.В 1903 году в Петербурге вышел 18 том собрания под общим названием "Россия. Полное географическое описание нашего края". В этом томе, посвященном Казахстану, одним из авторов был Букейханов, написавший раздел "Распределение населения киргизского (т. е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура". В этом разделе он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы "народной литературы", остановившись в особенности на анализе поэмы "Козы-Корпеш и Баян". Примечательно то, что он специально выделяет Абая, высоко оценивая его как "представителя нового течения" в казахской поэзии. Букейханов и позже старался представить Абая русскому читателю, и это не случайно, поскольку поколение интеллигентов-казахов начала XX в., ратовавших за государственное самоопределение казахского народа, всячески подчеркивало свое идейное родство с Абаем, стремилось широко освоить культурное наследие прошлого как стимул к пробуждению и развитию национального самосознания.В 1904 году Букейханов работал в составе экспедиции Ф.А.Щербины, подготавливавшей материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов. С 1905 года состоял в конституционно-демократической партии, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 году участвовал в Каркалинском движении протеста против притеснений царизма, организовал подписи 14500 человек под петицией, известной как Каркалинская петиция. В 1905 г. по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За интенсивную деятельность против колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара. В 1905-1907 годах работал в кадетских газетах "Иртыш", "Омич", "Голос" в качестве редактора. В 1910-1914 годах пишет ряд научных статей в "Новом энциклопедическом словаре", в сборнике "Формы национального движения в современных государствах" статью "Казахи". Крупной вехой в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и организации среди них учебно-просветительской деятельности стало издание газеты "Казак", в чем приняли участие наряду с А.Букейхановым А.Байтурсынов иМ.Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее рождение демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Под псевдонимом "Кыр баласы" ("Сын степей", "Степняк") он опубликовал в газете "Казак" статьи "Думские партии", "Дума и казахи", "Август Бебель". В 1916 году Букейханов возглавил отделение отсталых народов всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным образом дополняющая - важный элемент политической программы Букейхана. Имеются сведения, что его имя значится в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи "Полярная звезда". Основание самарской группы масонов совпадает по времени со встречей Букейханова с Керенским. Существует также мнение, что назначение в 1917 году А. Н, Букейханова комиссаром Временного правительства по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. Основанная в.1910 году ложа "Малая медведица" иначе называлась "организацией Керенского". Масонское движение, возникшее в России после 1905 года, имело тесные контакты с французским масонством. Как правило, назначения местной администрации при Керенском определялись масонскими связями, благодаря которым рекомендовались прежде всего "братья". Масонская организация как и буржуазные партии, в которых она имела влияние, ставила целью свержение самодержавия и захват политической власти. А.Н.Букейхан считал, что именно через масонство ему удается достичь своих целей: вместе с Россией и под ее патронажем добиться автономии Казахстана, включающий в себя собственный парламент, самоуправление, т.е. право на управления финансами и наличие собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.Но его пути с кадетами и масонами разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе - предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье "Почему я вышел из партии кадетов", отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии и масонских "братьев" "сохранить империю при существующих границах".Самоопределившись, А. Н. Букейхан создает национальную политическую партию "Алаш", идейные предпосылки которой были заложены газетой "Казах", выходившей с 1913 года. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейхана на П Всеказахском учредительном курултае была провозглашена "Алаш-орда", т. е. автономия казахов. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.В гражданской войне, развязанной большевиками, А.Н.Букейхан и алаш-ординцы были по "ту сторону баррикад" вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алаш-ординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение - войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Лично А.Н.Букейхан вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С ее осуждением он выступил в статье "Общесибирский съезд", опубликованной в 1917 году в газете "Сарыарка".Поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, А Букейхан счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, прикрытой фразами о пролетарском интернационализме, а на самом деле - имперской, русификаторской, и к методам насильственно-репрессивного насаждения социализма. Но даже сугубо культурническая деятельность А. Букейхана и других интеллектуалов, поднявшихся на гребне роста национального самосознания, была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как "контрреволюционная борьба против советской власти". Поскольку связь с "Алаш-Ордой" была одним из стандартных обвинений сталинского режима против интеллектуальной элиты казахского народа есть необходимость в пояснениях. Исторический термин "Алаш" был общим именем для тех древних родов, которые впоследствие получили этноним "Казах". Этим именем названа была партия, образованная по инициативе видного казахского политического деятеля Алихана Букейханова и ставившая себе целью достижение независимости казахов на уровне автономии в рамках России. В основе программы партии "Алаш" было провозглашено первое самостоятельное государство в 1918 году, которое вначале ввиду имперской политики большевиков вошло с ними в конфликт. Достигнутый между большевиками и "Алаш-ордой" компромисс был большевиками попран впоследствии, а лозунг "алаш-ординец-националист, враг народа" стал основой тотальных репрессий против тех, кто составлял "мозг нации".Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство "Алаш-Орда", и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.

 

 

6 Вопрос Ассамблея Народа Казахстана: казахстанская модель межнационального согласия.


Важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности стала Ассамблея народа Казахстана, созданная 1 марта 1995 года по инициативе Президента страны Н.А. Назарбаева.Сама идея создания была озвучена Президентом Казахстана еще в 1992 году на первом Форуме народа Казахстана. Деятельность Ассамблеи народа Казахстана направлена на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.Ассамблея сегодня является конституционным органом, возглавляемым ее Председателем – Президентом страны, гарантом Конституции. Этим определен ее особый высокий статус. Правовой статус Ассамблеи определен специальным Законом РК «Об Ассамблее народа Казахстана», «Положением об Ассамблее народа Казахстана», где регламентированы порядок формирования, структура и органы управления, определены цели, основные задачи, направления деятельности полномочия АНК, а также особенности организации взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, механизмы участия в разработке и реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений.Высшим органом Ассамблеи является сессия, которая проходит под председательством Президента страны. Все ее решения являются обязательными для рассмотрения как государственными органами, так и институтами гражданского общества. Ассамблея народа Казахстана – конституционный орган. Одной из главных особенностей Ассамблеи является представительство интересов этнических групп в высшем законодательном органе – Парламенте страны как гарантированное представительство. Ассамблея избирает 9 депутатов Мажилиса Парламента. Избираемые Ассамблеей депутаты представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.Рабочим органом является Секретариат Ассамблеи народа Казахстана в структуре Администрации Президента в качестве самостоятельного отдела. В этом заключается и действенность, и эффективность ее участия в государственном управлении и общественных отношениях. Так же в структуру ассамблеи народа Казахстана входит: Научно-экспертный совет АНК; Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК; Общественный фонд «Фонд АНК»; Методический центр инновационных технологий обучения языкам «Тілдарын»; Ассоциация предпринимателей АНК. Действует 88 школ, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Кроме того, открыто 195 специализированных лингвистических центров, где не только дети, но и взрослые могут изучать языки 30-ти этносов.Во всех регионах функционируют Дома дружбы, которые расположены в регионах с полиэтничным составом населения. В городе Алматы действует «Дом Дружбы», в Астане – Дворец мира и согласия, построенный по поручению Главы государства. Здесь проходят ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды мировых и традиционных религий, знаковые мероприятия. Кроме казахских и русских театров, в стране работают еще четыре национальных театра – узбекский, уйгурский, корейский и немецкий.Особое место в сфере этнокультурных взаимоотношений в Республике Казахстан отведено поддержке развития информационно-коммуникационных ресурсов этнокультурных объединений. На информационном поле активно работают более 35 этнических газет и журналов. Наиболее крупных 6 этнических республиканских газет работают при государственной поддержке. Газеты и журналы выпускаются на 11-ти языках, радиопередачи - на 8-ми, а телепередачи на 7-ми языках.

7 вопрос. Введение поста Президента: всенародные выборы Президента Республики Казахстан – 1 декабря 1991 г

Президе́нт Респу́блики Казахста́н (каз. Қазақстан Республикасының Президенті) — глава государства, высшее должностное лицо и верховный главнокомандующий вооруженными силами Республики Казахстан. Его полномочия определяются специальным разделом конституции Республики Казахстан.

С момента учреждения должности 24 апреля 1990 года, президентом Казахстана является Нурсултан Абишевич Назарбаев ] (каз. Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев).

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики Казахстан, согласно конституции:

— символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.— обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.— имеет право выступать от имени народа и государства.

Президент Республики Казахстана, его честь и достоинство неприкосновенны. Посягательство на честь и достоинство Президента Республики преследуется по закону.

Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Республики и его семьи осуществляются за счёт государства.Знаки отличия президента Республики Казахстан

Президент республики имеет знаки отличия — нагрудный знак и Штандарт президента Республики Казахстан.

Президент республики по должности становится кавалером ордена «Алтын Кыран»

Полномочия обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики;

· назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию Парламента; подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования;

· после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-Министра определяет структуруПравительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членовПравительства Республики; назначает на должность министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

· с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей;

· образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей;

· назначает и отзывает глав дипломатических представительств Республики;

· назначает на должность сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

· утверждает государственные программы Республики;

· по представлению Премьер-Министра Республики утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;

· принимает решение о проведении республиканского референдума;

· ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств;

· является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;

· награждает государственными наградами Республики, присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы;

· решает вопросы гражданства Республики, предоставления политического убежища;

· осуществляет помилование граждан;

· в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность её граждан находятся под серьёзной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: