Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка 2 глава




27 вопрос Депортация народов в Казахстан: причины, последствия
Депортация или насильственное переселение народов- одна из самых трагических страниц прошлого нашей страны. События, связанные с депортаций долго замалчивались. Депортация началась в предвоенные годы. В 1937 году в Казахстан и Среднюю Азию было выслано корейское население. В это же время с южных границ СССР в Казахстан были высланы курды, армяне и турки. В 1940-1941 гг. – высланы поляки. После начала Великой отечественной войны в августе 1941 года был обнародован Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». В Поволжье в 1918 году была образована Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в 1924 году в Автономную ССР немцев Поволжья. В 1941 году она была упразднена, советские немцы были названы неблагонадежным народом.В мае 1944 года Государственный комитет обороны принял постановление о переселении крымских татар, решение мотивировалось сотрудничеством части населения с фашистскими оккупантами.В 1943-1944 годах. в Казахстан были выселены представители народов Северного Кавказа: калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, турки-месхетинцы. Судьба переселенцев была трагичной. Немалое их число, особенно женщин, детей и стариков, погибло еще в пути. Совершенно иные климатические условия ждали их и в местах нового расселения.Выселенные на территорию Казахстана находились в статусе спецпереселенцев. Все трудоспособные спецпереселенцы были обязаны заниматься общественно-полезным трудом. В январе 1942 года, например, все немцы от 15 до 55 лет были объединены в трудовые колонны, в которых находились до окончания войны. Спецпереселенцы не имели права отлучаться за пределы района расселения. Это рассматривалось как побег и несло за собой уголовную ответственность. Спецпереселенцы были обязаны в трехдневный срок сообщать в НКВД обо всех изменениях, произошедших в составе семьи (рождение ребенка, смерть члена семьи или побег).Ответ на вопрос о продолжительности высылки депортированных народов в отдаленные места поселения дает Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдельные места Советского Союза в период Отечественной войны». В его преамбуле говорится: «В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и других, а также в связи с тем, что во время их переселения не были определены сроки их высылки, установить, что переселение в отдаленные районы Советского Союза указанных выше лиц проведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства».Эта же мысль повторяется в приказе министра Госбезопасности СССР N 00776 от 24 октября 1951 г.: лицам перечисленных категорий немецкой, чеченской, калмыцкой, ингушской, балкарской, карачаевской, греческой и крымских татар, что они в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1951 года оставлены на спецпоселении навечно.Поставив цель навечно депортировать названные народы, советская власть выбрала и соответствующие этой цели средства ее достижения. Были установлены жесточайшие санкции по отношению к тем, кто не мирился с этой целью и противился ее осуществлению: за самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения названных выселенцев, виновные подлежали уголовной ответственности с мерой наказания в 20 лет каторжных работ. Ответственности подлежали также лица, виновные в укрывательстве выселенцев, бежавших из мест обязательного поселения, или способствовавшие их побегу, лица, виновные в выдаче разрешения выселенцам на возврат их в места прежнего жительства, и лица, оказывавшие им помощь в устройстве их в местах прежнего жительства; санкция и в отношении этих лиц была однозначной - лишение свободы на сроком на 5 лет.Вся мощная карательно-репрессивная машина государства была брошена на обеспечение того, чтобы депортированные забыли о родных краях и свыклись с мыслью о вечном поселении в новых местах.Статус спецпереселенцев характеризовался унизительными процедурами регистрации, перерегистрации и отметок в местных комендатурах и иных органах НКВД или Мингосбезопасности. С полицейской дотошностью детально регламентировался и жестко контролировался каждый шаг спецпереселенцев, а на совершение многих элементарных действий следовало, спросить разрешение надзирающего начальства.5 июля 1954 года Совет Министров СССР принял постановление за N 1439-649 «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев», в котором отмечено, что в связи с изменениями, происшедшими в стране и в жизни спецпоселенцев, применение к ним ограничений в правовом положении не вызывается необходимостью. Лицам, состоящим на учете спецпоселений, занимающихся общественно полезным трудом, предоставлялось право проживания в пределах данной области, края, республики, а по служебным командировкам - право свободного передвижения в любой пункт страны на общих основаниях.Во изменение существующего порядка была установлена для спецпоселенцев личная явка на регистрацию в орган МВД один раз в год. Сняты с учета в органах МВД дети спецпоселенцев до 16-летнего возраста, которые освобождались из под административного надзора, к ним не должны были применяться ограничения, установленные для спецпоселенцев.В середине 50-х годов политика государства по отношению к депортированным народам стала меняться. Первоначально наметилось ее смягчение и либерализация, а затем и отказ от ее отдельных наиболее компрометирующих анти-правовых проявлений. Ярким примером является Постановление ЦК КП Казахстана и Совета Министров Казахской ССР от 12 ноября 1955 года N 779 «О трудоустройстве и массово-разъяснительной работе среди советских граждан греческой национальности, проживающих на территории Казахской ССР».11 февраля 1957 года Верховный Совет СССР принял закон «Об утверждении указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов». В 1964 году наступили долгожданные перемены в жизни немецкого населения. В исторических исследованиях 80-90-х годов XX века, впервые были рассмотрены все ужасы депортации, трагедия народов, которые стали жертвами антигуманной акции сталинизма. Таким образом, в Казахстане в 1937-1944 годах нашли вторую родину более 1 109 тысяч представителей депортированного населения, а вместе с эвакуированными – около 1 640 тысяч человек. По существу в Казахстане каждый пятый был спецпереселенцем, республика напоминала гигантский ГУЛАГ СССР.

 

28 вопрос Деятельность казахской интеллигенции на пути формирования национального государства. Историческое значение движения «Алаш».


Казахская национальная интеллигенция начала складываться задолго до революции Октября 1917 г. Ее численность и структура, уровень образовани я и подготовки определялись общественным стро­ем и условиями жизни. По неполным данным, в дореволюционном крае насчитывалось 3 тыс. учителей, 590 специалистов сельского хозяйства, 244 врача, 393 средних медицинских работника. Малочисленность и нехватка кадров специалистов еще более обострилась в результате гражданской войны и иностранной интер­венции. Так, к 1919 г. на всей территории Казахстана осталось всего 33 врача и несколько ротных фельдшеров. Нелегким и длительным был процесс использования старой ин­теллигенции, переход ее на позиции социализма. 4 апреля 1919 г. ВЦИК объявил амнистию лидерам партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда». Возвращению старой интеллигенции к работе по специальности благоприятствовали также наступлениение долгождан­ного мира, введение нэпа, успешное преодоление последствий двух войн. Тактичное, деловое отношение к старым специалистам, работни­кам умственного труда вообще стало нарушаться с приходом Ф.И. Голощекина в 1925 г. к руководству краевой партийной организа­цией. На III пленуме Казкрайкома ВКП(б) 1926 г. резкой критике подверглись А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Менде-шев, Ж. Аймаутов, С. Ходжанов и др. Вскоре критика переросла в открытые гонения и репрессии против интеллигенции. В 20-30-е гг. высшая школа хотя и росла количественно, не оказала решающего влияния на пополнение рядов специалистов и формирование кадров интеллигенции. Ибо, во-первых, казахстанс­кие вузы и техникумы были еше слабы, во-вторых, потребности в специалистах опережали рост их выпуска. Поэтому на должности специалистов выдвигались рабочие и крестьяне. Для них открыва­лись многочисленные краткосрочные курсы. Массовое перемещение рабочих и крестьян в сферу умственного труда вызвало количественный рост интеллигенции. За 1926—1939 гг. численность занятых умственным трудом в Казахстане выросла в 7,9 раза — с 54 тыс. до 429,8 тыс. человек-'?. Однако это не означало, что в республике сложилась собственная интеллигенция. Значительная часть их не имела соответствующего образования. Удельный вес казахов-специалистов оставался низким. В 1939 г. среди казахов численность интеллигенции составляла 8%30. Нехватка кадров спе­циалистов особенно ощущалась в аульно-сельской местности. В со­ставе работников умственного труда слабо были представлены жен­щины. Пагубно отразились на процессе формирования интеллиген­ции репрессии 1937-1938 гг. В послевоенные годы решающий вклад в дело подготовки кадров специалистов внесли высшие и средние специальные учебные заве­дения. Только за 1945-1957 гг. вузы Казахстана подготовили 43,5 тыс, специалистов, в том числе 16,5 тыс. казахов31. Большое количество их приобрело специальность в учебных заведениях союзных республик. С 1960 по 1977 г. численность казахов-специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве Казахстана, возросла почти в 5 раз (с 65,3 до 315,7 тыс.), русских – примерно в 3 раза (с 202,2 до 601,9 тыс.), украинцев — в 2 с лишним раза (с 33,2 до 82 тыс.), татар – в 3 раза (с 8,3 до 23,8 тыс.), узбеков – в 5 раз (с 2,9 до 14,7 тыс.)32. На рубеже 60-70 гг. завершился процесс формирования казахс­кой национальной интеллигенции. К этому периоду в социальной структуре казахского населения интеллигенция представляла круп­ную социальную общность (в 1959 г. – 16%, в 1970 г. – 25,1%). В 70-х гг. доля казахов в составе работников умственного труда республики выроста до 30%33. Таким образом, потребовалось более полувека после Октябрь­ской революции 1917 г., чтобы в Казахстане сложилась многочислен­ная и стабильная национальная интеллигенция с высоким уровнем образования и основными социально-профессиональными отряда­ми.

 

29 вопрос Достижения и противоречия преобразований в культуре (20–30-е гг. ХХ века).


В начале XX века народное образование Казахстана было связано с общественно-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, принятый царским правительством в 1906 году, положил начало открытию смешанных русско-казахских школ. В учебных заведениях не хватало подготовленных учителей. Одно из самых крупных учебных заведений Туркестанская учительская семинария, не удовлетворяла потребности в них местных школ. В конце XIX - начале XX века в Казахстане открываются так называемые «новометодные» учебные заведения. Которые предлагали реформировать мусульманские школы и широко внедрять не только светские дисциплины, но и новую методику. Колониальная администрация поддерживала противников «нового метода» для мектебов, но они постепенно вытесняют «старометодные».В первые десятилетия Советской власти в сфере повышения культурною уровня масс в Казахстане, как и во всем СССР, были достигнуты значительные успехи. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией, развития школ и печати па родном языке, театров, клубов, подготовки кадров для всех сфер народного хозяйства, расширения для этих целей школ и курсов.В колониальной окраине, каким был Казахстан, старая интеллигенция была немногочисленной. Многие из них. примыкавшие к алашскому движению, пострадали в ходе революции. Край не располагал и материально-технической базой для развёртывания культурного строительства.Одной из неотложных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. В 1924 году в Казахской ССР возникло «Общество долой неграмотность». В декабре 1931 года было введено всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, а также девушек других восточных национальностей, для которых были открыты специальные школы в Чимкенте. Алма-Ате, Туркестане, Урде.В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года - в районах с кочевым населением. Повсеместно создавались общественные фонды по всеобучу. Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По инициативе комсомольцев в 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход, ставший формой ликвидация неграмотности.В конце 20-х голов была осуществлена реформа казахской письменности. Она была переведена с арабской графики на латинскую, а через 10 лет - с латинской на кириллицу. В результате реформы казахской письменности казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано народами Центральной Азии.

Города Риддер, Аулие-Ата, Шымкент были городами сплошной грамотности. К 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахов - 40%. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов.

Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они занимались педагогической, литературной и переводческой деятельностью, создавали оригинальные учебники. В 1911 и 1914 IT в Оренбурге А.Байтурсынов издает сборник стихов «Маса», затем иллюстрированный букварь. В 1913-1917 гг. он является редактором газеты «Казах», издававшейся в Оренбурге на казахском языке. Первый учебник алгебры на казахском языке составил К. Сатпаев. первый учебник географии разработал А. Букейханов. он перевел на русский язык сборник стихов и назиданий Абая. В этот период складывается современный литературный казахский язык. К этому периоду относится творчество Асфендиара Кубеева, который начал с перевода произведений русских писателей, в 1910 году выходит сборник переведённых басен Крылова, а в 1913 году издаётся роман «Калым». С.Торайгыров сначала сотрудничает с журналом «Айкап», позже пишет роман «Камар Суду». Редактором журнала «Айкап», издававшегося с 1911 года, был М.Сералин, он занимался, в основном, журналистской деятельностью, а также переводческой, перевёл поэму Фирдоуси «Рустем-Зораб». У истоков казахской советской литературы стоял продолжатель традиций Абая – С. Сейфуллин, он сумел дать поэзии новое дыхание. С.Сейфуллин написал «Марсельезу казахской молодежи» и первый историко-революционный роман, отразивший положение народа в период революций и гражданской войны - «Трудный путь, опасный переход». М. Дулатов стал автором первого казахского романа «Бакытсыз Жамал». Он также переводит на казахский язык А.Пушкина, М.Лермонтова. И.Крылова, Ф.Шиллсра. Шакарим Кудайбердиев, племянник Абая написал философские и исторические труды, наиболее известные из них: «Родословия тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», «Енлик-Кебек», «Условия мусульманства». Ж.. Копеев был видным представителем клерикально-философского направления. М.Жумабаев перевёл на казахский язык Гёте, Гейне. Искусным переводчиком проявил себя и представитель дореволюционной интеллигенции Алихан Букейханов. В 1916-1917гг в Ташкенте К.Тогусов издаёт еженедельную газету «Алаш». В эти годы начинается творческий путь казахского прозаика и драматурга Ж.. Аймаутова.

Шла работа по установлению политического контроля над творчеством писателей и поэтов. С этой целью в 1926 году создаётся Казахская ассоциация пролетарских писателей, имевшая свой печатный орган «Кус жолы».Первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая, был открыт в 1928 году. В 1929-1931гг. в Алма-Ате открылись институты: ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году в Алма-Ате Казахского Государственного Университета. Начало подготовке инженерно-технических кадров в республике в 30-е годы XX века положило открытие Казахскою горно-металлургического института. Стали готовиться библиотечные кадры. В 1939 году в Алма-Ате была открыта государственная библиотека им. Пушкина. В годы войны в Казахстан были эвакуированы многие учёные.2 сентября 1933 года принято Постановление СHK РСФСР о подготовке кадров для Казахстана. В 20-30-е годы XX века крупным центром изучения истории, этнографии края стало Общество изучения Казахстана. В 1932 году возникла казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела два направления: зоологическое и ботаническое. В 1926 году М. Массон проводит раскопки на месте Аулие-Аты. В 1935 году С. Асфендиаров издает «Историю Казахстана с древнейших времён».В 20-30-е годы XX века огромный интерес вызывала народная музыка. Записал и опубликовал «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа» композитор и этнограф А. Затаевич. Известный музыковед Б. Асафьев справедливо считал ценнейшим памятником тысячелетней культуры казахского народа произведение А. Затаевича «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа». Большой резонанс в степи имел состоявшийся в 1922 году в Каркаралинске конкурс народных певцов. Известного певца казахской степи Амре Кашаубаева знали и в Европе.

В январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт казахский национальный театр, который возглавил талантливый режиссёр - Жумат Шанин, в 1937 году он стал называться «Казахский академический театр драмы». В 1933 году в Алма-Ате открыт уйгурский музыкально-драматический театр. В 1937 году в Кзыл-Орде открыт корейский театр.

В 30-е годы XX века Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало киноискусству Казахстана. В 1934 году открыта киностудия хроникальных фильмов. В 1938 году на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды».В январе 1934 года открыт Казахский музыкальный театр оперы и балета. В том же году был создан Казахский государственный орхестр имени Курмангазы, под руководством А.К. Жубанова. В мае 1936 года в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на которой были представлены оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почётного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова. В 1936 году состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла.Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве русского художника-реалиста В.Верещагина. За ним закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Фрагментами его картин были эпизоды войны за присоединение Туркестана к России Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Хлудова. П. Хлудов участвовал в экспедициях но исследованию Хан-Тенгри, Верненского землетрясения. В своих картинах он отобразил жизнь, традиции казахского народа. Одним из его талантливых учеников был Абылхан Кастеев.

Первым архитектором старой Алма-Аты был А.Зенков. Он активно пропагандировал и внедрял в практику строительства деревянное зодчество. Самым великолепным образцом его творчества стал Свято-Вознесенский кафедральный собор в Верном, уцелевший после сильнейшего землетрясения 1887 года.В 20-30-е годы XX века в сфере культуры противоречивые процессы выразились в одновременном созидании и уничтожении достижений культуры. Огромный ущерб культуре в тс годы наносило идеологизированиеС одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, создавались вузы, с другой стороны, террор не щадил интеллигенцию и был нанесён урон национальной культуре.
30 вопрос Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»: основные цели и задачи направления политики по делам молодежи.


Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
о государственной молодежной политике

1. Законодательство Республики Казахстан о государственной молодежной политике основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Цели, задачи и принципы государственной
молодежной политики

1. Государственная молодежная политика в Республике Казахстан осуществляется в целях создания социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в интересах всего общества.
2. Задачами государственной молодежной политики в Республике Казахстан являются:
1) защита прав и законных интересов молодежи;
2) предоставление помощи и социальных услуг молодежи;
3) реализация социально значимых инициатив молодежи.
3. Государственная молодежная политика Республики Казахстан основывается на принципах:
1) признания интересов и потребностей молодежи как особой социально-демографической группы;
2) приоритета исторических и культурных ценностей Республики Казахстан;
3) сохранения и укрепления физического здоровья;
4) нравственного и духовного развития;
5) формирования казахстанского патриотизма;
6) формирования гражданственности;
7) реализации прав и свобод молодежи;
8) системности и комплексности в решении проблем молодежи;
9) непосредственного участия молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики.

 

31 вопрос Значение работы Н.А.Назарбаева: «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства».
После обретения независимости Казахстан оказался перед необходимостью в кратчайшие сроки определить собственное место в системе геополитических координат, сформулировать свои национально-государственные интересы, выстроить адекватную систему внешнеполитических приоритетов и заложить основы внешнеполитической стратегии. Как считают многие зарубежные и отечественные эксперты, эти задачи были успешно решены благодаря тому, что в столь сложный период страну возглавил ее Первый Президент Нурсултан Назарбаев. Личные контакты, установленные Н.Назарбаевым на самом высоком уровне, помогли решить важнейшие задачи становления отечественной внешней политики.В качестве её главной цели Президент определил формирование и поддержание благоприятных внешних условий для успешной реализации Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства. Основополагающие принципы внешнеполитического курса независимого Казахстана были чётко сформулированы Президентом в работе 1992 года «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», где была провозглашена миролюбивая направленность внешней политики РК на международной арене: «Осознавая свою ответственность и понимая, что любой военный конфликт может привести к катастрофическим последствиям: признаём сохранение мира в качестве приоритетной цели государственной политики Казахстана; отвергаем войну или угрозу военной силы как средства достижения политических, экономических и других целей; стремимся к обретению статуса безъядерного государства и присоединения к договору о нераспространении ядерного оружия; поддерживаем принцип неприменения первыми оружия массового поражения и выступаем за принятие данного обязательства всеми государствами мирового сообщества; придерживаемся принципов нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств».Многовекторная политика, ставшая системообразующим элементом внешнеполитической доктрины Н.Назарбаева, предусматривает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для страны практический интерес.«Казахстан, в силу своего геополитического положения и экономического потенциала, не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах, - говорит Президент. - Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана - и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана». Жизнь показала, что принцип многовекторности полностью оправдал себя, позволив республике не только эффективно отстаивать свои национальные интересы, но и стать самостоятельным и влиятельным игроком на международной арене. Президент Французской Республики Жак Ширак однажды сказал о Казахстане такие слова: «Франция оценивает произошедшие с 1991 года изменения как важные и решающие. В неопределенных и сложных условиях Ваша страна вступила на необратимый путь строительства государства, которое, наряду с верностью своим национальным ценностям и долгой истории, заявляет о своей приверженности общечеловеческим принципам демократии и правового государства. В течение 15 лет Казахстан стал страной, имеющей стабильные институты и динамичную экономику».Н.А.Назарбаев умеет мыслить на много ходов вперёд, интуитивно улавливать и учитывать в практической политике основные мегатренды международной жизни. Некоторые постсоветские лидеры не вполне адекватно и своевременно отреагировали на сформулированную нашим Президентом 29 марта 1994 года во время выступления в МГУ евразийскую инициативу. Но вся логика последующего развития межгосударственных отношений на постсоветском пространстве подтвердила востребованность евразийской идеи. 10 октября 2000 года Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое на сегодняшний день является одним из самых успешных и эффективных интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Благодаря авторитету и влиянию Н.А.Назарбаева Казахстан стал одним из локомотивов евразийской интеграции. Как отмечают российские эксперты, Казахстан в настоящее время становится не просто равноправным стратегическим партнёром России, но и её естественным конкурентом на постсоветском пространстве. При этом специалисты акцентируют внимание на том обстоятельстве, что Казахстан успешно развивает отношения не только с партнёрами по ЕврАзЭС, но и со странами ГУАМ - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой.Важным завоеванием РК на этом пути является создание Таможенного союза, который пока включает в себя Россию, Беларусь и Казахстан. В начале 2010 года в силу вступил единый таможенный тариф. Но по-настоящему союз, призванный объединить три страны в единую таможенную территорию, начал функционировать совсем недавно. «Несмотря на всякого рода сложности, мы вышли на новый этап сотрудничества, - заявил недавно Президент РФ Дмитрий Медведев. - Это очень значимое, долгожданное событие, которое родилось в результате очень непростых переговоров».Нурсултан Назарбаев является убеждённым сторонником многополярного мира. Ещё в 1992 году, в своей работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», он чётко заявил, что Казахстан стремится к созданию системы коллективной безопасности мирового сообщества. Важнейшую роль в обеспечении региональной и глобальной безопасности должна сыграть ОБСЕ, чей потенциал пока далеко не исчерпан. Казахстану, достигшему значительных успехов в сфере внутренней и внешней политики, было что предложить ОБСЕ, поэтому наша страна выдвинула свою кандидатуру на пост председателя данной авторитетной Организации. Сегодня, как мы знаем, это председательство стало реальностью. Решение о нём является признанием реальных достижений Казахстана в построении демократического общества и либеральной рыночной экономики. Нурсултан Назарбаев считает, что избрание республики на пост председателя ОБСЕ в 2010 году является первым шагом к повороту во взаимоотношениях между Западом и странами бывшего Советского Союза.Казахстан внёс значительный вклад и в укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения. После распада СССР в распоряжении Казахстана оказался четвёртый в мире военный ядерный арсенал. Благодаря непреклонной политической воле Н.Назарбаева Казахстан добровольно и активно вступил на путь ядерного разоружения. Уже 29 августа 1991 года был подписан указ о закрытии Семипалатинского полигона, а в июле 1992-го мы ратифицировали Лиссабонский протокол и обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве страны, не обладающей ядерным оружием. 13 декабря 1993 года Казахстан ратифицировал ДНЯО, а 14 февраля 1994-го стал членом МАГАТЭ.Н.Назарбаев, как никто другой, осознаёт необходимость постоянного диалога между цивилизациями, культурами и религиями и выступает его активным проводником. В Казахстане мирно сосуществуют и сотрудничают представители около 130 национальностей и 46 конфессий. Раз в три года здесь проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий, призванные способствовать поиску взаимопонимания и формированию механизмов снятия межрелигиозного напряжения в «горячих точках» планеты. В 2003 году Президент США Джордж Буш говорил: «Для Соединенных Штатов, которые сами являются многонациональной и многоконфессиональной страной, такие встречи подчеркивают важность сотрудничества с нашими друзьями в Центральной Азии для продвижения ценностей толерантности и уважения, которые формируют основу демократии».Не менее успешной является и проводимая Президентом нашей страны внутренняя политика. Благодаря ей в начале 90-х в Казахстане не было и тени межнациональной напряжённости. Не ощутили мы на себе столь остро и последствий нынешнего экономического кризиса, как это произошло в других, зачастую более развитых государствах. Мы не допустили резкого замедления темпов роста экономики и кризиса отечественной финансовой системы. Государственная поддержка банков второго уровня позволила сохранить стабильность в финансовой системе страны, которая, в свою очередь, служила основой социально-экономической стабильности. Государство гарантировало все вклады населения в БВУ, создало Фонд стрессовых активов. Параллельно была обеспечена продовольственная безопасность: во всех регионах страны созданы стабилизационные фонды по продовольственной пшенице, рису, растительному маслу, сухому молоку, мясу и сливочному маслу. Успешно решались проблемы строительного рынка, для завершения объектов долевого жилищного строительства из бюджета выделялись сотни миллиардов тенге.29 января 2010 года Президент РК Нурсултан Назарбаев выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана», в котором было сказано: «Завершается очень трудный период в истории нашей страны в XXI веке. Еще не утихла буря глобального кризиса, затормозившего развитие мировой экономики. Но кризис уже утратил свою первоначальную силу. Мы были полностью подготовлены к нему, поэтому его последствия не были очень тяжелыми для нашей страны».По словам Главы государства, мы решили все задачи, которые наметили на первое десятилетие XXI века. Президент напомнил, что в 2009 году, когда многие развитые страны переживали рецессию, в Казахстане рост экономики составил 1,1 процента, промышленности - 1,7 процента. Валовые и международные резервы и активы Национального фонда возросли, за последние 10 лет, более чем в 25 раз, и сегодня превысили 50 миллиардов долларов.«Моя главная цель, - заявил Н.Назарбаев, - обеспечить экономический подъем нашей страны в предстоящие десять лет, открыть новые возможности». Общенародной задачей всей страны в ближайшее десятилетие должна стать Программа индустриально-инновационного развития - только так мы сможем войти в число 50-и конкурентоспособных стран мира».Касаясь программы форсированного индустриально-инновационного развития, Президент отметил, что речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге: это составляет более 40 процентов ВВП страны. Все это позволит Казахстану создать свыше 200 тысяч постоянных новых рабочих мест в ближайшие три года.В последовательной модернизации политической системы Казахстана важную роль в ближайшее десятилетие займет правовая реформа. Предстоит серьезная работа по реформированию правоохранительной системы, основные направления которой определены в Указе Президента «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан».Кроме того, Нурсултан Назарбаев поручил Правительству с 2010 года реализовать единую бюджетную программу по развитию предпринимательства в регионах. К концу 2020 года доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна быть повышена до 40 процентов. Казахстан должен войти в число 50-ти стран с самым благоприятным бизнес-климатом. «Можно и в 30 стран поставить задачу, потому что это абсолютно возможно», - отметил Н.Назарбаев.Для финансирования проектов ГПФИИР будут привлечены инвестиции из Китая, Южной Кореи, Объединенных Арабских Эмиратов, а также от французских, итальянских и российских компаний на общую сумму 20 миллиардов долларов.С 1 апреля 2010 года началось повышение зарплат работникам бюджетных организаций и стипендий студентам вузов. Президент поручил приступить к реализации специальной программы «Балапан» по охвату детей дошкольным образованием.Подводя итог сказанному, следует констатировать, что именно конструктивная многовекторная внешняя политика Казахстана, а также взвешенная внутренняя политика и устойчивое экономическое развитие обеспечили сегодняшний высокий авторитет нашей страны в мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: