Игра "Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету"
Дидактическая задача. Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
Игровая задача. Намотать клубок, наполнить корзинку клубками одного цвета.
Игровое правило. Не ошибаться при складывании клубков в корзину.
Ход игры
Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки и рассказывает: "Жил у бабушки котенок. Он любил играть с клубками ниток. Сядет бабушка вязать шарфик – котенок тут как тут. Начинает прыгать, трогать клубок лапками: клубок и разматывается. Давайте поможем бабушке намотать клубок ниток".
Проводится дидактическое упражнение "Намотаем клубок ниток". Педагог показывает детям, как нужно "наматывать клубок" (взять пальцами карандаш и делать круговые движения на листе). Воспитатель подходит к каждому ребенку и, держа его за руку, рисует вместе с ним. Затем ребенок рисует самостоятельно.
Воспитатель предлагает детям сложить клубки в корзинку: приносит мячики красного и зеленого цвета ("клубки") и просит ребят положить их в разные корзинки.
Игра "Пошел дождик"
Дидактическая задача. Учить связывать движения с художественным образом.
Игровая задача. Угадать и изобразить, какой бывает дождик.
Игровое правило. Отобразить характер дождя в рисунке.
Ход игры
Воспитатель включает музыку дождя (монотонную, немного грустную). Дети вместе с педагогом определяют музыкально-художественный образ: "грустный дождь".
Проводится дидактическое упражнение "Грустный дождик – веселый дождик". Воспитатель предлагает детям нарисовать грустный дождь (на столах перед ребятами лежат заготовки, представляющие собой лист, расчерченный в виде окна).
|
Ребята делают рисунок карандашом, следуя задаче образного характера: изобразить медленно идущий (редкий) дождь. Затем воспитатель включает музыку подвижного характера, и дети определяют новый музыкально-художественный образ: "веселый дождь". Педагог предлагает изобразить этот "веселый (частый) дождь".
Затем проводится дидактическая игра "Пошел дождь", в которой надо определить, какой дождь пошел. Воспитатель включает музыку, и дети, вслушиваясь в музыкальный образ, отражают его в своих рисунках.
Игра "Украсим ковер для бабушки"
Дидактическая задача. Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями (линиями); закреплять представления о форме.
Игровая задача. Украсить ковер для бабушки.
Игровое правило. Отбирать и рисовать только узоры в полоску для бабушкиного ковра.
Ход игры
Воспитатель "приводит" в группу куклу Катю и говорит: "Катя шьет ковер для своей любимой бабушки. Она хочет выбрать рисунок для ковра. Давайте подскажем ей, каким рисунком можно украсить ковер".
Воспитатель предлагает детям выполнить рисунок красками. На обычном листе дети рисуют разные узоры. Кукла Катя предупреждает детей о том, что ее бабушке больше всего нравятся ковры в полоску. Воспитатель предлагает детям украсить почти готовые ковры любимым бабушкиным узором – полосками (раздает детям листы бумаги, на которых изображены ковры (контур). Дети рисуют узоры, потом дарят Катиной бабушке полосатые ковры.
Вариант игры. Воспитатель сообщает детям, что в магазин привезли разные ковры. Просит выбрать для бабушки ее любимый рисунок. Дети отбирают "ковры" из рисунков-заготовок, сделанных воспитателем (коврики в полоску и в горошек).
|
Игра "Нарядное деревце"
Дидактическая задача. Развивать чувство цвета, закреплять приемы рисования кистью (прикладывние).
Игровая задача. Нарядить деревце.
Игровое правило. Отбирать краски определенного цвета (красного; красного и желтого).
Ход игры
Воспитатель говорит детям: "Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. В лесу много деревьев, осенью они очень красивы. (Звучит спокойная музыка.) Вспомните, как вы гуляли по парку, какие деревья видели.
Воспитатель "находит" нарисованные листья и спрашивает, какого они цвета. Потом показывает заготовку, вырезанную по форме дерева (однотонную), и говорит: "В лесу прошел дождь и смыл все краски. Надо нарядить деревья так, чтобы они стали снова красивыми". Дети используют обычные листы бумаги. Они берут краску на кисть и прикладывают ее всем ворсом к бумаге – получается листок. Воспитатель просит детей нарисовать листья красного цвета. Дети выбирают краску и рисуют листья на заготовках в форме деревьев.
Вариант игры. Дети по предложению взрослого ("Нарисуйте листья только красного и желтого цвета") выбирают две краски и на одном дереве рисуют листья разных цветов.
Игра "Рукавичка для мишки"
Дидактическая задача. Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.
Игровая задача. Нарисовать (выложить) узор.
Игровое правило. Украсить варежки Пятачка мозаикой красного цвета, варежки Кролика – мозаикой зеленого цвета.
|
Ход игры
В гости к детям приходит мишка (игрушка) и приносит свои варежки, которые ему совсем не нравятся.
Воспитатель показывает ребятам варежки (бумажные шаблоны без рисунка) и предлагает разрисовать их узорами, а потом подарить варежки мишке.
Дети украшают варежки пятнами, точками, линиями и показывают готовые варежки мишке. Ему очень нравятся варежки. Он говорит, что его друзья, Кролик и Пятачок, тоже хотят иметь такие варежки. Мишка просит украсить варежки для его друзей: для Пятачка – мозаикой красного цвета, для Кролика – мозаикой зеленого цвета.
Дети составляют узоры на двух больших варежках-основах (обведенный фишками контур варежки).
Конструирование
Игра "Построим дом для мишки и зайчика"
Дидактическая задача. Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройкам соразмерные игрушки.
Игровая задача. Построить домики и дорожки для мишки и зайчика.
Игровое правило. Определить, где чей домик.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу большого мишку и маленького зайчика (игрушки) и предлагает построить для них домики. Дети вместе с педагогом рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы.
Затем воспитатель строит домик, объясняя способ конструирования. Показывает детям, что домик мишки такой же большой, как и он сам. Домик зайчика должен быть таким же маленьким, как сам зайчик.
Дети берут игрушки и ставят рядом с домиками. Мишка и зайка просят детей построить дорожки к домикам. Дети строят дорожки: широкую – к домику мишки, узкую – к домику зайки.
Игра "Лесенка для белочки"
Дидактическая задача. Учить строить по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки.
Игровая задача. Построить лесенку для белочки.
Игровое правило. Построить лесенку так, чтобы белочке было удобно прыгать.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Педагог спрашивает у белочки, где ей еще хочется поскакать. Белочка говорит о своем желании на ухо воспитателю. Педагог строит лесенку, а дети угадывают, что это такое. Воспитатель сообщает детям, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает, как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить еще одну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя).
Дети вместе с воспитателем строят лесенки. Затем педагог показывает, как белочка скачет по ступенькам каждой лесенки. Белочка благодарит детей.
Музыкальное воспитание
Игра "Гром и дождик"
Дидактическая задача. Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.
Игровая задача. Определить, что звучит: гром или дождик.
Игровое правило. Слушать музыку; начинать действие (прятаться, прыгать) в соответствии с музыкальным образом.
Ход игры
Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки: темные нахмуренные тучи и веселый дождик (облачко и солнце) и рассказывает: "В лесу за кустиком живет зайка (показывает игрушку). Однажды он вышел погулять и вдруг услышал: что-то гремит. (Воспитатель громко играет на большом бубне.) Зайка бросился за куст. (Убирает зайку.) Гром еще немного погремел. (Звучит большой бубен.) Затем гром стих. Зайка услышал, что листочки зашелестели, поднял мордочку -
это был тихий дождь. (Звучит малый бубен.) Зайке понравился тихий дождь, он стал весело прыгать".
Проводится игра "Гром и дождик".
Под звуки большого бубна ("гром") дети-"зайчики" прячутся "за кустик" – садятся на корточки. Под звуки малого бубна ("дождик") – прыгают, как зайчики.
При повторном проведении игры воспитатель приглашает детей поиграть на музыкальных инструментах: одна группа детей играет на больших бубнах, другая – на малых. Педагог в это время показывает действия игрушки зайки (зайка прячется, зайка прыгает).
Игра "Кто в домике?"
Дидактическая задача. Развивать звуковысотный и тембровый слух; воспитывать внимание, музыкальную память.
Игровая задача. Определить, кто из зверей где живет.
Игровое правило. Не называть обитателя домика до начала звучания музыкального отрывка.
Ход игры
Воспитатель приносит домик (дом из картона с прорезями для окон) и говорит: "Звери построили дом. В нем поселились жильцы. Внизу живет Михайло Потапыч. (Звучит музыкальное произведение В. Ребикова "Медведь", в окне показывается медведь.) Наверху живет птичка Чиви. (Звучит музыкальное произведение Г. Фрида "Птички", в окне показывается птичка.) Обитатели домика часто уходят по своим делам. Вот и сейчас кто-то ушел, а кто-то остался дома. Догадайтесь, кто сегодня остался в домике".
Воспитатель предлагает детям определить на основе прослушанной музыки, кто в домике – медведь или птичка. Если дети отгадывают, то в окне появляется этот обитатель домика.
При повторном проведении игры дети садятся за спинки стульчиков ("в домик"). Под музыкальный образ "медведь" они встают и двигаются, как мишки; под музыкальный образ "птичка" они встают и "машут крылышками". Под музыкальный образ "медведь" дети встают и рычат, как мишки; под музыкальный образ "птички" встают и поют, как птички: "чив-чив".
Игра "Солнышко и дождик"
Дидактическая задача. Развивать восприятие контрастных настроений в музыке, учить различать образный характер музыки.
Игровая задача. Угадать погоду.
Игровое правило. Соотносить движение с музыкальным образом.
Ход игры
Воспитатель включает музыку и в соответствии с ней показывает на фланелеграфе картинки ("солнышко" или "дождик"), сопровождая показ рассказом: "На полянку выглянуло солнышко, дети вышли гулять. (Звучит музыкальный образ "солнышко".) Вдруг появилась тучка, закапал дождик, дети побежали прятаться. (Звучит музыкальный образ "дождик".) Осенью погода может часто меняться. Если погода хорошая, то можно спокойно ходить, радоваться солнышку. Если погода хмурится, пошел дождь, то всем надо бежать под зонт".
Воспитатель включает музыку, и дети в соответствии с ее музыкальным образом спокойно гуляют или бегут к воспитателю под большой зонт.
При повторном использовании игры воспитатель приносит собачку Аву и говорит детям, что она умеет угадывать погоду: если светит солнышко, то Ава прыгает и громко лает; если идет дождик, то Ава прячется в будку. Предлагает детям проверить, как Ава угадывает погоду. Звучит музыкальный отрывок и собачка "угадывает" погоду: она может правильно реагировать на музыку ("угадывать") или "ошибаться". Дети подсказывают собачке, что ей надо делать – радоваться или прятаться.
Игра "Идем – бежим"
Дидактическая задача. Развивать чувство ритма и темпа, учить различать долгие и короткие звуки.
Игровая задача. Хлопать большому слону и маленькому слоненку.
Игровое правило. Не перепутать, кто идет: большой слон или маленький слоненок.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу слона (игрушку), говорит, что этот слон выступает в цирке, и предлагает его рассмотреть (большие уши, большие ноги, длинный хобот, красивая попона). Показывает, как слон умеет кивать головой, просить еду (слон поднимается на задние ноги), танцевать (слон кружится, тяжело переступая). Педагог говорит: "Зрители хлопают, а слон ходит по арене цирка и кланяется. (Дети хлопают в ладоши.) В цирке выступает и маленький слоненок. (Воспитатель показывает игрушку-слоненка.) У него поменьше уши, поменьше ноги, короче хвост, поменьше красивая попона. Маленький слоненок, как и его папа, умеет кивать головой, просить еду, танцевать, ходить под аплодисменты зрителей и кланяться".
Воспитатель ставит игрушки на стол и просит детей похлопать большому слону и маленькому слоненку, приговаривая:
Боль-ши-е но-ги идут по до-ро-ге,
Боль-ши-е но-ги идут по до-ро-ге.
(Дети тяжело и медленно хлопают под выразительное слово воспитателя, который ритмично декламирует и водит слона.)
Ма-лень-ки-е нож-ки бе-жа-ли по до-рож-ке,
Ма-лень-ки-е нож-ки бе-жа-ли по до-рож-ке.
(Дети легко и живо хлопают под выразительное слово воспитателя, который ритмично декламирует и водит слоненка.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям сыграть в большого слона и маленького слоненка. Дети стоят и хлопают, приговаривая: "Большие ноги идут по дороге…", соблюдая выразительность интонации и движений (тяжелые и легкие хлопки). Дети двигаются, как большой слон и как маленький слоненок, приговаривая: "Большие ноги идут по дороге…"
Игра "Долгий – короткий"
Дидактическая задача. Развивать представления о длительности звука; учить показывать длительность звука через движение, интонацию голоса.
Игровая задача. Показать, как стучит барабан, как играет дудочка.
Игровое правило. Слушать музыку и выполнять соответствующие ее характеру движения.
Ход игры
Воспитатель приносит дудочку и барабан и рассказывает детям историю: "В саду под яблонькой стоял барабан. Щенок подбежал поближе, понюхал барабан и улегся рядом. Он было уже совсем уснул, как вдруг услышал: "Бум!" Щенок оглянулся – никого! – и снова уснул. Вдруг он опять слышит: "Бум! Бум!" Щенок подумал: "Кто это так стучит?" и пошел искать. Он обошел вокруг яблони и никого не нашел. Тогда он снова прилег. Тут кто-то заиграл: "Ду-у-у!" "Это дудочка", – догадался щенок. Он однажды видел, как пастушок играет на дудочке. Дудочка поет протяжно, звучит долго: "Ду-у-у!" Щенок снова уснул. Вдруг опять: бум! Щенок вскочил и хотел покусать того, кто ему мешает спать. И тут он увидел, как яблоко упало с дерева и ударилось о барабан: бум! "Вот кто мне спать мешает!" – понял щенок. А яблоки падали и ударялись о барабан: бум! бум! бум! (Демонстрирует стук яблока с помощью мячика.) Что услышал щенок в саду? Как падали яблоки? (Бум!) Как играла дудочка?" (Ду-у-у!)
Воспитатель берет маленький мячик и ударяет им о барабан – вот как стучали яблоки. Потом играет на дудочке – вот как играл в саду пастушок. Затем задает детям вопросы: "Когда падали яблоки, они стучали коротко или долго? Как они стучали? (Дети показывают резкое движение рукой вниз и произносят коротко: "Бум!") Когда играла дудочка, как она играла, коротко или долго? Как она играла? (Дети имитируют игру на дудочке и поют, долго тянут звук: "Ду-у-у!")
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям "отправиться в сад". Он показывает на яблони и просит ребят послушать, как падают яблочки (имитирует стук с помощью барабанных палочек). Под спокойную музыку дети гуляют, под отрывистую – останавливаются и ударяют кулачком по воображаемому барабану: "Бум! Бум!" Игра повторяется 2 раза.
Затем воспитатель предлагает послушать, как заиграл за рекой пастушок (протяжно играет на дудочке). Дети под спокойную музыку гуляют, под звук дудочки останавливаются и имитируют игру на ней, протяжно поют: "Ду-у-у!"
После игры воспитатель снова задает вопросы: "Как падали яблоки в саду? (Бум! Бум!) Как играла дудочка? (Ду-у-у!) Когда падали яблоки, как они стучали, коротко или долго? Когда играла дудочка, как она играла, коротко или долго?"