Казахское ханство в XVIII веке до прихода к власти Абылай хана.




Содержание

Введение

Казахское ханство в XVIII веке до прихода к власти Абылай хана

Абылай как полководец и политический деятель

Казахское ханство в период правления Абылая. Взаимоотношения с Россией и Цинской империей

Абылай хан и Бухар-жырау

Личность Абылай хана

Памяти Абылай хана

Список использованной литературы.

 

 

Введение

 

Последнее десятилетие XX века, насыщенное крупнейшими событиями и глобальными изменениями, явилось поворотным пунктом в судьбе многих народов и стран. Именно в это десятилетие прошлого века произошел распад Советской империи и образование на её территории самостоятельных независимых государств. В Казахстане становление государственной независимости вынесло на повестку дня многие актуальные вопросы истории казахского народа: формирование его этнической территории, этапов становления и возрождения государственности казахов на своей исконной земле. В этих условиях повысилась общественная потребность в правдивом освещении истории Отечества, свершений героев борьбы за его независимость. Между тем еще в XIX в. видный русский философ С.Н. Трубецкой высказывался в том смысле, что все совершается в истории «личностью и через личность: только в ней воплощается идея». Следовательно, история - не просто борьба классов и смена формаций, это еще и арена, где разворачивались действия людей, исторических личностей. Г.В. Гегель говорил, что «исторические люди являются великими людьми именно потому, что они хотели и осуществили великое, и притом не воображаемое и мнимое, а справедливое и необходимое». К числу таких исторических личностей относится Абылай хан.

Хан Абылай (1711-1781) - целая эпоха в истории Казахстана. С его именем связана идея общенационального единства, государственной независимости и территориальной целостности Казахстана. Именно в борьбе за осуществление этой идеи раскрылись разносторонние природные дарования Абылая: государственный ум, личная отвага, талант полководца и политического деятеля, качества искусного дипломата. Только благодаря этим незаурядным своим способностям Абылай - безвестный пастух, по прозвищу Сабалак, возвысился до значения хана, пользовался поддержкой широких слоев общества и выдающихся деятелей своей эпохи.

Сегодня, Казахстан переживает схожие по сложности с эпохой Абылая процессы становления государственности, завоевывания международного признания. У казахского народа, выдержавшего испытание временем, а ныне возрождающего свою государственность, богатый и сложный опыт общения и взаимодействия с соседними странами и народами. Расположенный в центре Евразийского материка, граничащий на севере с Россией, на востоке с Китаем и на юге с государствами Центральной Азии Казахстан, волею судьбы заняв такое уникальное геополитическое положение, просто обречен, осуществлять многополюсную внешнеполитическую ориентацию. И в этом смысле изучение и обобщение богатой и сложной истории эпохи Абылая имеет большое познавательное значение.[16] Именно хан Абылай заложил основы дружественных отношений с Россией, установил базовые принципы дипломатических отношений с Китаем и государствами Центральной Азии.

Вместе с тем следует отметить, что главные цели и характер политической деятельности Абылая не всегда совпадали, а подчас шли вразрез задачам Российской империи в Казахстане. В официальной дореволюционной и особенно в советской исторической литературе существовал своеобразный стереотип в оценке его личности, типа «жестокий», «двуличный», «коварный», «разжигал межродовые распри» и т.д.

Жизнь и деятельность хана Абылая нашли своё отражение в устном народном творчестве. Об Абылай хане народ создал поистине колоссальный пласт устной поэзии, часть из которой уже издана в виде двух книг, куда вошли и эпические произведения, и поэтические размышления-толгау, и легенды, и поговорки.

Исторические свершения и героические подвиги хана Абылая вдохновенно воспевали в своей поэзии его современники-акыны: Бухар-жырау, Умбеттей Тилеуулы, Татикара, Шал-акын и другие. Из их песен, сказаний и поэм видно, что светлые надежды о свободе и независимости, о мире и благоденствии народ связывал с именем Абылай хана. Из устной народной поэзии он предстаёт как справедливый и мудрый правитель, мужественный воин и полководец. Вот так воспевал его Бухар жырау: «Его нарекли ханом Абылаем за личную доблесть и государственную мудрость, за то, что, воссев на золотой трон, он объединил казахов трёх орд в одно государство, был справедливым и во всём следовал законам Степи»[14].

Литература об Абылай хане представлена трудами как казахских, так и русских дореволюционных исследователей. Первым научным исследованием, посвящённым хану Абылаю, была статья выдающегося казахского учёного просветителя Чокана Валиханова «Абылай», написанная в начале 60-х годов XIX в. В ней автору удалось на основе русских источников осветить все важнейшие этапы жизни и деятельности хана Абылая. Живой интерес к истории Абылая проявили представители казахской интеллигенции конца XIX вв. О выдающейся роли хана Абылая в объединении казахского народа писали А.Букейханов, М.Дулатов, М.Жумабаев и Ш.Кудайбердиев.

Интерес историков к личности хана Абылая резко возрос в связи с обретением Казахстаном независимости. В начале 1990-х гг. в республиканской и местной печати появились десятки статей о хане Абылае и его соратниках. Написанные в жанре публицистики, они в научном плане не представляли особого интереса. Первой крупной научной публикацией об Абылай хане явилось издание материалов указанной научно-практической конференции. В последние годы появился ряд обобщающих монографических исследований. Это работы Ж. Артыкбаева, М.К. Козыбаева, М. Абдирова, К. Нурпеисова, Н.Э. Масанова, А. Кузембайулы. В их трудах нашли освещение политическая жизнь и особенности функционирования и жизнедеятельности кочевых обществ казахов, их взаимоотношения с соседними государствами.

Основная цель моей работы - изучение деятельности хана Абылая по объединению казахских земель, по их освобождению от иноземных захватчиков, по возрождению государственности Казахстана и развитию отношений с соседними странами, прежде всего с Россией.

В настоящее время историками Казахстана пересматриваются сложившиеся представления об историческом прошлом своего народа. В связи с возрождением государственности и независимости Казахстана, ликвидация «белых пятен» истории стала приоритетной задачей ученых, ибо восстановление исторической памяти народа, осмысление своей судьбы является важным элементом обретения реальной независимости государства, воспитания казахстанского патриотизма.

Почему я выбрала именно Абылая среди целой плеяды сильных своеобразных личностей казахского народа? Потому что он мне интересен не только как выдающийся правитель и дипломат, но и как человек. Абылай один из немногих ханов о которых легенд больше чем реальных фактов. Но главное чем он меня заинтересовал? Смотря на него под одним углом, видишь, человека умного, удачливого, мужественного, олицетворяющего собой идеал правителя. Но стоит копнуть чуть-чуть глубже и перед тобой он жестокий, эгоистичный и тщеславный. И я пишу эту работу, чтобы определить своё отношение к этому человеку, чтобы понять кем был он на самом деле, жестоким тираном, или мудрым правителем осознававшим, что в это время жестокость просто необходима, и это единственный выход из создавшегося положения. Какова была его политика «лавирования», помогла ли она ханству, или наоборот поставила его на грань исчезновения. На все эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе.

 

 

Казахское ханство в XVIII веке до прихода к власти Абылай хана.

 

Экономическое и политическое положение ханства было крайне тяжёлым. Извечная грызня Чингизидов за власть, всегда только вредившая казахам, усугубилась участившимися набегами джунгар.

К началу века Казахское ханство нельзя было назвать государством в полном смысле этого слова. Это была территория, которая протянулась от Иртыша до Урала, на севере до Тобола, на юге до Сырдарьи и Таласа, контролируемая местными ханами, родовыми старейшинами и биями.

Казахские ханы ведут своё происхождение от старшего сына Чингисхана – Джучи. А Чингисхан, у народов Евразии всегда был олицетворением безупречного политического аппарата, поэтому ханом мог стать только представитель рода чингизидов, при чём независимо от своего материального состояния любой из чингизидов мог расчитывать на титул «хан». Воплощением чингизовой традиции являлось правление различных династий джучидов в Казанском, Крымском, Астраханском и Казахском ханствах, династий шайбанидов и ашторханидов в Бухаре, другие ветви потомков Чингиз-хана правили в Китае, Индостане и т.д.»

В Старшем жузе было –18 родов, в Среднем – 37, а в Младшем – 35, значит в Казахском ханстве могло насчитываться до 90 «ханов», представьте себе что творилось в ханстве когда они начинали бороться за власть, здесь во всей красе проявлялся принцип «выживает сильнейший», и тогда один – два более авторитетных хана начинали управлять определённым жузом, но иногда, когда экономические или политические факторы требуют централизации власти и существует подходящая кандидатура появляется, «старший хан» - хан обладающий большим авторитетом, чем другие ханы.[3]

Особую опасность представляла Джунгария, которая к началу XVII в. превратилась в крупное военно-феодальное государство. Джунгария сформировалась в северо-западной части Центральной Азии из монгольских племён хойтов, дэрбэтов, чоросов из остатков племён хошоутов и торгоутов. Основу экономики Джунгарии составляло скотоводство, однако её территориальная удалённость от основных земледельческих и ремесленных центров «стимулировали развитие у джунгар собственного земледелия, домашней промышленности и ремёсел, что придавало их хозяйству более разносторонний характер и в экономическом отношении делало их более независимыми»[18]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: