Абылай хан и Бухар жырау.




 

Когда и при каких обстоятельствах встретились Абылай и Бухар-жырау, истории неизвестно. Но дружба могущественного правителя со знаменитым народным сказителем и мудрецом была удивительной. Их отношения можно сравнить с отношениями Аристотеля и юного Александра Македонского.

Если, как сказал Чокан Валиханов, Абылай хан для казахов был воплощенным аруахом, то Бухар-жырау – их духом.

В определенные моменты «дух» обуздывал воина, держа его под жестким идеологическим и моральным контролем. Грозный Абылай, обладавший неограниченной властью, смягчался под чарами степного провидца. Только он мог позволить говорить с ханом на ты. В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем среди казахских ханов был Абылай. Он хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное государство. Бухар с удивительной проницательностью угадал гений Абылая, искренне поверив в него. Абылай со своей стороны увидел в лице поэта глубокого мыслителя, истинного певца своего народа, выразителя его дум и чаяний. В этом творческом содружестве раскрывается смысл политики и дипломатии Абылая. Хан Абылай ценил в Бухаре не только его бийское красноречие и знания "обычного права". Пожалуй наибольшее уважение и даже страх испытывает Абылай перед Бухаром-прорицателем. Бухар предсказывал Абылаю маршруты и счастливые дни походов, толковал ханские сны. Абылай знал цену и красноречию, и знаниям, и дипломатическим способностям своего жырау, он прибегал к услугам Бухара, желая наладить отношения с вышедшими из-под его власти родами. Его дар поэтической импровизации считали вещим.[8]

Влияние Бухара на хана было так велико, что от него во многом зависела ханская политика. Он советовал Абылаю не воевать с Россией, остерегаться китайско-маньчжурских войск. Доблестен и славен хан-военачальник, именно таков для Бухара Абылай. Он требует заботы хана о народе и признания народом хана.

 

Личность Абылай хана.

Драматичная, почти сказочная судьба, решительный характер, личная харизма – сироте Абилмансуру суждено было стать национальным героем Абылай ханом. Его значение в казахской истории трудно переоценить. Он и батыр-освободитель, и мудрый правитель, и искусный дипломат, и собиратель земель казахских. Как было сказано выше он жил в очень трудных условиях, ему с самого детства пришлось узнать все горести жизни.

С малолетства он не знал материнской ласки, неделями питался отбросами и жил где придётся. Но будущий хан жил по принципу – «что меня не убивает, делает меня сильнее», по-моему, именно такая жизнь помогла ему воспитать железную волю, умение выживать в экстремальных условиях и знание людей. Все чингизиды отличались необычайной жестокостью ко всем кроме себя, в Абылае все эти качества десятикратно усилили её, недаром народ боялся только одного его имени. Ведь при нем не было значительных мятежей, а если таковые случались, то он подавлял их. Но тем не менее нельзя не признать его положительные качества. Абылай был всесторонне развитым человеком, он поддерживал народных акынов, жырау, домбристов, некоторые даже утверждают что он сам сочинил несколько кюев, которые, к сожалению, до нас не дошли. Так же следует отметить, что он был храбр до безумия, уже в тринадцать лет он выступал в походы против джунгар. Интересно и то, что в 1729 году на памятной Анракайской битве он заслужил звание батыра, именно заслужил, так как если ты чингизид, то есть султан, ещё не означало что ты батыр как не странно в то время когда сильный мог делать всё что захочет, это табу было священно. В истории Казахского ханства было всего несколько ханов которые удостоились этой чести, и среди них был Абылай.[4]

Можно с уверенностью сказать, что самой надёжной опорой его власти были батыры. И не было бы батыров, кто знает, смог бы Абылай найти дорогу к ханскому престолу. Далее хочу проследить связи Абылая с другими правителями и знаменитыми людьми своего времени. Например Бухар жырау, сподвижник и ближайший советник отзывался о нём как о человеке скором на расправу, но очень быстро бравшим себя в руки, тем не менее он никогда не забывал никаких обид, даже самых мелких. Возможно без своего советника Абылай уже в первые годы своего правления был бы убит или свергнут, потому что только колоссальный авторитет Бухара жырау иногда сдерживали враждебные Абылаю силы степной аристократии. Именно поэтому ему было позволено говорить то, что другим запрещалось, слышать то, что другим запрещалось, и наконец видеть то, что другим запрещалось.[14]

 

 

Памяти Абылай хана.

 

Сейчас Абылаю повсеместно создаются памятники, в его честь называются улицы, в 2000 году он вошёл в десятку людей тысячелетия.

После обретения Казахстаном независимости в 1991 году один из главных проспектов Алма-Аты (Коммунистический проспект) был переименован в проспект Абылай хана и его увенчал конный памятник хану на площади вокзала Алматы.

 

В августе 2008 года в Петропавловске президент Назарбаев открыл музейный комплекс «Резиденция Аблай хана» с бронзовым конным памятником хану.

Имя Абылай-хана носит Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана.

 

 

Заключение.

Изучая хана Абылая я много чего узнала о нем. Я восхищаюсь его личностью. Я считаю, что он сумел не только сохранить, но и, отчасти даже приумножить, то что было до него. Ведь состоялся бы из него хан в мирное время, ещё очень большой вопрос. Но какой бы он не был, со всеми его достоинствами и недостатками, он всё делал правильно, только беспощадная жестокость и хитрость могли держать в узде вольных степных султанов.

Только умение жертвовать малым во имя сохранения большего, могло остановить яростный натиск джунгар. Только изощрённое искусство дипломатии и даже двуличности (давайте смотреть правде в глаза, и называть вещи своими именами) могли спасти ханство от поглощения Российской или Китайской империями. И я считаю что политика «льва и дракона» себя оправдала.

Но Абылай допустил одну ошибку, которая в состоянии закрыть все положительные стороны, а именно – не оставил достойного преемника. Хотя может оно и к лучшему.

 

 

Список использованной литературы.

 

1. История Казахстана, М. Козыбаев, К. Нурпеис, К. Жукешев. Алматы, «Жазушы», 2000

2. История Казахстана, С. Жолдасбаев. Алматы, «Санат», 2003

3. Абылай хан. Внутренняя и внешняя политика. Р.Б. Сулейменов, В.А. Моисеев. Алматы, «Жазушы», 2001

4. «Политическая организация кочевого общества» И. Ерофеева. Москва, «Эксмо», 2001

5. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и

ханских династий. Алма-Ата, «СП Дастан», 1990

6. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

7. Абдиров М. Завоевание Казахстана царской Россией. Алматы, 2000.

8. Абильдаулы Б. По велению хана Абылая // Казахстанская правда.2002.

июнь

9. Артыкбаев Ж.О.История Казахстана. Хрестоматия. Астана, 1999.

10. Басин В.Я. Россия и Казахские ханства в XVI-XVIII вв. Алма-Ата.

1971.

11. Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик.

Алматы, 1999.

12. История Казахстана.Т.2. Алматы, 1997.

13. История Казахстана.Т.З.Алматы, 2000.

14. Касымбаев Ж. Государственные деятели казахских ханств XVIII в.

Алматы, 1999.

15. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех

тысячелетий. Алма-Ата, 1992.

16. Козыбаев М.К. История и современность. Алма-Ата, 1991.

17. Кузембайулы А. История Республики Казахстан. Алматы, 1999.

18. Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи в XVI- XVIII в. Алматы,

1991.

19.Сапаргалиев Г. Абылай и казахская государственность Алматы,

1993.

20.Тынышпаев М. Великие бедствия, великие победы. Алма-Ата, 1992.

21. Артыкбаев Ж.О.История Казахстана. Хрестоматия. Астана, 1999.

22.Сорокин Ю.А. Степной край: зона взаимодействия русского и казах-

ского народов (XVII- XX вв) Омск, 2001.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: