Демпфирующие слои изготавливаются из мягких полимеров, бумаги, синтетической ваты, и т.п. Они изолируют СВ от внешних механических напряжений и предоставляют им относительную свободу перемещений при деформациях всего ОК. В то же время они должны обладать значительным внутренним трением, чтобы гасить колебания СВ при вибрациях ОК.
Наружное покрытие изолирует сердечник кабеля от климатических и механических воздействий, проникновения внешней среды, воспринимает продольные и поперечные нагрузки, придает необходимую жёсткость всей конструкции. Его состав зависит от назначения кабеля. Как правило, в него входят полимерные слои (например, из полиэтилена), которые часто армируются силовыми элементами, включаются также самостоятельные повивы стальных проволок. Обеспечивает гидроизоляцию покрытие компаундными смолами или применение двухслойной ленты из алюминия и полиэтилена, которая сваривается в трубку продольным швом.
Классификация ОК по применению. В соответствии с местом в системах связи, телеметрии, передачи данных различают следующие типы ОК: монтажные (внутриблочные), внутриобъектовые (для межблочных соединений в AТC, ЭВМ, нa предприятиях, самолетах, кораблях, а также для абонентских линий связи), межобъектовые (городская связь, соединительные линии между АТС, между цехами крупных предприятий), линейные (областная, междугородная и международная связь). Конструкция межобъектовых и линейных ОК существенно зависят от условий их прокладки и эксплуатации, различают воздушные, подземные, подводные и каротажные кабели.
Компоновка ОК зависит от числа СВ, требований к оптическим и механическим параметрам. Существующие конструкции можно разбить на четыре класса: оптический шнур (рис.7.7.а), ленточный (рис.7.7.б.), ленточный сердечник (рис.7.7.в.), концентрический (рис.7.7.г.).
|
Обозначения: АП - армированное покрытие, ЛЭ - ленточный элемент, МН - маркерная нить, М - термопластичный материал, Ж - жесткий полимер, БИ – бумажная изоляция, ВП – внутреннее покрытие, СН – скрутка из нитей, ДП - демпфированное покрытие, ДС – демпфирующий слой, ПТ – пластиковая трубка, АТ – алюминиевая трубка, АП - армированное покрытие, НП - наружное покрытие.
СВ с дополнительным силовым покрытием из армированного полимера AП, содержащего не менее 4000 денье (денье-единица плотности волокна, равная массе нити длиной 9км, выраженной в граммах) синтетических высокомодульных волокон с наружным покрытием НП из поливинилхлорида, полиэтилена или подобным им материалом. Монтажный шнур является монтажным и внутриобъектовым 0К, может также входить в состав более плотного кабеля. Такие шнуры допускают весьма малые радиусы изгиба, почти равные самому радиусу.
Ленточный 0К (Рис.7.7 б) постоит из ленточного элемента (ЛЭ), который вместе с СЭ заключён в НП, вместо СЭ можно применить слой армированного полимера. Ленточный элемент представляет собой две сваренных ленты, между которыми находится ряд СВ и, как правило, маркерная нить МН. Каждая лента состоит из двух слоёв. Внутренний слой М - из термопластичного материала, например полиэтилена, сваривается при нагревании. Наружный слой - из более жесткого полимера Ж, например, лавсана, должен иметь высокую температурy размягчения. Шаг укладки СВ и толщина ЛЭ могут быть равны двум-трем диаметрам ОВ, т.е. 200-400мкм. Ленточные 0К являются монтажными и внутриобъектовми.
|
Рис.7.7. Конструкция оптических кабелей
Кабель с ленточным сердечником характеризуется правильным расположением СВ в узлах прямоугольной решётки. Сердечник 0К набирается из группы ленточных элементов и скручивается для гибкости по винтовой линии. Примером может служить ОК фирмы Bell США (Рис.7.7.в). Ленточный сердечник кабеля обёрнут бумажной изоляцией БИ, затем следует внутреннее покрытие ВП из полиэтилена, скрутка из полиуретановых, либо полипропиленовых нитей СН и наружное покрытие НП из полиэтилена, армированного СЭ из нержавеющей стали, скрученными в обратном направлении. Кабель такого типа используется как линейный и межобъектовый.
Концентрический 0К характеризуется осесимметричным расположением СВ, образующих один или несколько повивов. Например, 0К корпорации NTT, Япония (Рис.7.7.г) содержит 8 СВ. Центральный силовой элемент обёрнут демпфирующей прокладкой ДП, снаружи СВ имеются довольно толстый демпфирующий слой ДС, пластиковая трубка ПТ, алюминиевая трубка AT и наружное покрытие НП.
7.2. Судовое электрооборудование
7.2.1. Виды судового электрооборудования
Электрооборудование – второй элемент монтажа.
Монтаж электрооборудования состоит из:
- установки электрооборудования на фундамент, крепление и заземление;
- электромонтажные работы - ввод кабеля, уплотнение в месте ввода, разделка, включение.
Судостроение является потребителем специального электрооборудования, выполняемого по особым техническим условиям.
|
Функционирование судов вне зависимости от их назначения и типов совершенно не возможно без непрерывного обеспечения электроэнергией.
Комплекс судовых устройств, осуществляющих генерирование, передачу, распределение и преобразование электрической энергии, называется электрооборудованием судов.
Процесс передачи электрической энергии от источников к потребителям осуществляется по каналам электрической связи, называемым электрическими сетями. Совокупность источников и потребителей электрической энергии, связанных между собой электрической сетью, называется судовой электроэнергетической системой.
Источниками электроэнергии на судах являются электромашинные генераторы переменного или постоянного тока, аккумуляторные батареи.
Потребители электроэнергии по своему назначению подразделяются на группы: судовые электроприборы, электроприводы, электронавигационные приборы, радиотехнические средства, приборы контроля и управления (слабого тока), осветительное оборудование, электронагревательные приборы.
Электроприводы на судах потребляют до 80-90% энергии, вырабатываемой судовыми генераторами. Электроприводы рулевого устройства, якорно-швартовных механизмов, вспомогательных механизмов энергетической установки и палубных грузовых механизмов относятся к числу наиболее мощных.
Электрические сети, предназначенные для соединения источников и приемников электрической энергии, включают в себя кабели, ЭРУ и арматуру - соединительные ящики (СЯ), крестовые коробки, штепсельные разъемы (ШР) и т.п.
Для коммутации (включения и отключения) участков электрических сетей и отдельных потребителей, защиты электрических установок и управления ими используются электрические аппараты, подразделяющиеся по назначению на коммутационные, пусковые, регулировочные и защитные (рубильники, рубящие переключатели, автоматы, контакторы, реле, магнитные пускатели).
Для изменения частоты и величины напряжения на судах применяют вращающиеся и статические преобразователи.
Контроль за работой СЭЭС и ее отдельных элементов осуществляется с помощью электроизмерительных приборов отвечающим требованиям вибропрочности и удароустойчивости.
Для освещения судовых помещений, наружных палуб, приборов и устройств применяют лампы накаливания, люминесцентные и газоразрядные источники света (общего и местного освещения, специальное, аварийное, подводное, взрывозащищённое, сигнальное, наружное).
Электротермическое оборудование используют в различных подогревателях воздуха, воды, масла, топлива, для обогрева электрических машин и др.
7.2.2. Условия работы судового электрооборудования
Высокие требования к судовому электрооборудованию объясняются особыми условиями эксплуатации - вибрация, изменение температуры окружающей среды, влага, соль, пары нефтепродуктов, обливание водой, в том числе забортной.
Отрицательное воздействие внешней среды особенно заметно при длительном плавании в условиях тропических широт. Интенсивное выпадение росы на поверхности судового э/о, конденсация воды в закрытых полостях электрических машин и аппаратов, кристаллизация соли, повышение рабочей температуры. Это приводит к ухудшению диэлектрических свойств изоляционных материалов и их ускоренному старению, уменьшению вязкости смазок и их вытеканию и т.д.
Пары нефтепродуктов осаждаются на токоведущих и изолирующих частях, размягчают изоляцию и в сочетании с пылью, особенно угольной создают токопроводящие участки. Понижается сопротивление изоляции и создаётся опасность поверхностного пробоя изоляции между токоведущими частями. Под воздействием электрической дуги на контактах аппаратов и искрения на коллекторах электрических машин угольная пыль, соединяясь с маслом, коксуется и образует нагар. Переходное сопротивление контактных поверхностей увеличивается, вызывая повышенный нагрев, создавая иногда условия для приваривания (уменьшение срока службы машин и аппаратов).
Влияние климатических и других немеханических нагрузок требуют дополнительных конструктивно-технических и организационных мер. Для исключения влаги внутри крупных электрических машин и устройств устанавливают электрические грелки или пакеты с влагопоглощающими веществами, дополнительное вентилирование помещений, периодическое включение судового э/о для просушки током.
Механические нагрузки усложняют условия работы судового э/о. При работе гребных винтов, судовых механизмов и устройств возникает вибрация корпуса судна. Наибольшей интенсивности вибрация достигает в оконечностях судна (0,05 до 0,4 мм). Требования Морского Регистра - вибрация должна быть с амплитудой до 1мм и частотах до 8 кол./сек. С целью уменьшения влияния вибрации э/о устанавливается на амортизаторы. Качка и ударные нагрузки от воздействия волн на корпус судна вызывают осевые и радиальные перемещения роторов электрических машин, вредные для подшипников. Морской Регистр рекомендует ориентировать линии валов электрических машин большой мощности параллельно диаметральной плоскости судна, а распределительные щиты устанавливать перпендикулярно этой плоскости. Судовое э/о должно работать при кратковременных кренах и дифферентах, вызванных качкой (крен до 22,5о дифферент, до 10о). Для зашиты э/о от влияния окружающей среды и обслуживающего персонала от поражения электрическим током предусматриваются разные формы корпусов защитного исполнения.
7.3. Монтажные материалы
К монтажным материалам, применяемым на судах, при выполнении ЭМР относятся:
1. Крепеж (около 400 типоразмеров) с различными антикоррозионными покрытиями (фосфатированный, оцинкованный, никелированный, хромированный). Материал крепежа – латунь, сталь, титан.
2. Черные и цветные металлы – листовые и профильные.
3. Уплотнительные и заливочные компаунды и герметики для уплотнения и герметизации мест прохода кабельных трасс через переборки, палубы судна (групповые переборочные сальники).
Для указанных целей широко применяются эпоксидные компаунды и резиноподобные герметики.
Резиноподобные герметики и уплотнительные массы состоят:
- герметизирующие пасты;
- вулканизирующие пасты;
- ускорители самовулканизации.
Жизнедеятельность этих герметиков – до 4 часов.
Резиноподобные герметики и уплотнительные массы находят применение в судовых электромонтажных работах при уплотнении резиновых кабелей в групповых и индивидуальных сальниках, а так же, как дополнительное средство для создания самоуплотняющихся элементов в сальниках, основное уплотнение в которых выполнено с применением эпоксидных компаундов.
8. Судовые электрические сети
8.1. Классификация электрических сетей
Основная схема соединения главного распределительного щита (ГРЩ) с потребителями определяет систему передачи и распределения электрической энергии. На судах применяются магистральная, фидерная (радиальная) и смешанная системы распределения (рис.8.1).
Магистральная система обеспечивает питание потребителей от ГРЩ по магистралям, представляющим собой последовательное соединение кабельными линиями ряда вторичных распределительных устройств: магистральных коробок (МК) и распределительных щитов (РЩ).
При фидерной (радиальной) системе распределения питания от ГРЩ подаётся по ряду линий (фидеров) непосредственно к отдельным потребителям или вторичным (групповым, отсечным, районным) распределительным приборам, к которым в свою очередь подключаются отдельные группы потребителей. Каждый фидер включается на ГРЩ отдельным коммутационно-защитным аппаратом. В смешанной системе распределения используется комбинация схем магистральной и фидерной систем.
Рис.8.1. Схемы соединения ГРЩ с потребителями
Применение магистральной системы распределения позволяет сократить до минимума число подключённых к ГРЩ кабелей и установленных на нём коммутационно-защитных аппаратов, что упрощает его схему и значительно уменьшает объём, массу и стоимость ГРЩ. Магистральная система, применяется редко и обычно только на малых судах из-за пониженной надёжности и живучести системы распределения: повреждение в магистрали лишает питания большое число потребителей. При магистральной системе соединения исключается возможность централизованного управления выборочной подачей питания отдельным потребителям. Это создаёт неудобства при эксплуатации СЭЭС.
Фидерная (радиальная) система распределения электрической энергии обеспечивает высокую надёжность и живучесть судовой сети, так как выход из строя отдельного фидера не нарушает питания других потребителей. Этот способ позволяет осуществить централизованное включение и отключение потребителей в требуемых сочетаниях. На крупных судах с мощными электростанциями трудно осуществить питание всех потребителей непосредственно от ГРЩ, поэтому чаще применяют разновидность фидерной системы, при которой главные потребители получают питание от ГРЩ, а остальные через вторичные РЩ. Такой способ иногда называют фидерно-групповой системой распределения электрической энергии.
Электроэнергетическая система судна содержит ряд отдельных сетей распределения электрической энергии: силовую, слаботочную, радиотрансляционную, сети нормального и аварийного освещения, сигнализации и др. Ответственные потребители должны получать питание от ГРЩ по двум отдельным независимым фидерам, имеющим защиту от токов короткого замыкания (к.з.) и перегрузок. Те из ответственных потребителей, которые получают питание от АРЩ, должны иметь второй фидер питания от ГРЩ и в нормальных условиях, обеспечиваться электрической энергии от основной электростанции.
8.2. Переключение питания потребителей
Ответственные судовые потребители должны получать питание по двум фидерам: основному и резервному. Переключение питания с одного фидера на другой осуществляется ручными или автоматическими переключателями.
Автоматические переключатели АП обеспечивают переключение нагрузки с основной сети на резервную без вмешательства обслуживающего персонала при исчезновении или снижении напряжения в основной сети. После восстановления напряжения основной сети автоматически производится обратное переключение.
Наряду с АП на судах применяют автоматические переключатели-пускатели АПП. Они представляют собой; комбинацию из автоматического переключателя и магнитного пускателя и предназначены для пуска, остановки, зашиты от перегрузок и автоматического переключения питания нереверсивных АД с основной сети на резервную.
Промышленностью выпускаются АП и АПП на токи от 25 до 200 А при напряжениях нормальной и повышенной частот 220В и З80В. Вся аппаратура размешается в шкафах брызгозащищённого исполнения, выполненных из алюминиевого сплава. Схемы АП и АПП во многом аналогичны. Приведённая упрощенная схема поясняет принцип работы АП.
В схеме (рис.8.2) используются контакторы основной КО резервной КР сетей и трансформаторы Tpl и Тр2 с выпрямителями BI и В2.
Рис.8.2. Схема автоматического переключения питания
При наличии питания в основной и резервной сетях на выходах обоих выпрямителей имеется напряжение. Нормально потребители получают питание от основной сети, поэтомусхемой предусматривается подача напряжения на катушку контактора основной сети КО через размыкающие блок - контакты КР контактора резервной сети. Контактор КО срабатывает, замыкает свои главные контакты в цепи питания потребителей и размыкает блок - контакты в цепи катушки контактора КР.
При исчезновении или снижении напряжения основной сети до 0,5-0,7 номинального значения якорь контактора КО отпадёт, его главные контакты разомкнутся, а блок - контакты замкнутся, обеспечив подачу питания на катушку контактора КР. Главные контакты контактора КР замкнутся, и потребители начнут получать питание от резервной сети. Одновременно разомкнутся блок - контакты контактора КР, осуществляя блокировку контактора КО.
Для того чтобы при восстановлении напряжения произошло обратное переключение питания с резервной сети на основную, схема АП должна содержать ряд дополнительных элементов, которые на рис.8.2 не показаны.
9. Распределительные устройства
К распределительным устройствам (РУ) (см. рис.9.1.) относятся все виды вторичных распределительных щитов, а также СЯ, соединительные крестовые коробки, ШР (штепсельные разъемы) и другие устройствам помощью которых подводится питание к группам и отдельным кабельным линиям потребителей.
Рис.9.1. Схема распределительного устройства
Основными элементами РЩ являются шины, коммутационно-защитные аппараты, контрольно - измерительные и сигнальные приборы. В настоящее время на судах находят распространение РЩ, состоящие из типовых блоков. Применение блочной конструкции позволяет сократить сроки проектирования щитов, упростить их монтаж и ремонт благодаря использованию унифицированных деталей.
Токораспределительные шины имеют соответствующую окраску. На щитах постоянного тока шины положительной полярности окрашивают в красный цвет, отрицательной - в синий, уравнительные шины - в белый. Шины щитов трёхфазного переменного тока имеют зелёный, жёлтый и фиолетовый цвета соответственно для фаз А,В,С (нулевой провод - серый цвет).
Внутренняя схема РУ трёхфазного тока блочной конструкции с коммутационно-защитными автоматами АВ в цепях отходящих четырёх фидеров, сигнальной лампой ЛП, включённой через предохранители и конденсаторами защиты от радиопомех С Нормализованные РЩ отличаются по роду тока и величине номинального напряжения, числу и типу автоматов, сечению питающих кабелей и типу корпуса. Если схема и характеристики проектируемого РЩ не соответствуют данным нормализованных щитов, то его изготовляют по индивидуальным чертежам.
9.1. Исполнение электрораспределительных устройств
По форме исполнения электрораспределительные устройства (ЭРУ) как и другие виды оборудования, разделяются на открытые, защищенные, брызгозащищенные, водозащищённые и герметичные.
При защищенной форме исполнения РЩ имеют специальную защиту от случайных попаданий посторонних предметов на токоведущие части. Вся аппаратура в таких щитах, за исключением контрольно - измерительной, располагается с задней стороны щита, а на лицевую сторону его панелей выводятся только рукоятки и маховики управления. С верхней и боковых сторон щита устанавливают ограждения из металлических сеток. Переборка или борт судна обычно служат тыльным ограждением щита.
Брызгозащищенные ЭРУ имеют ограждения не из сеток, а из листовой стали (исключает возможность попадания капель воды под углом 45о).
Небольшие распределительные устройства при защищенной и брызгозащищённой формах исполнения обычно заключаются в металлические ящики с дверцами, но без уплотняющих прокладок и сальников.
Водозащищённым исполнением устройства называют такое, при котором исключена возможность проникновения воды внутрь устройства при обливании его в любом направлении струёй воды под давлением 2 атм. с расстояния 5 метров в течение 5 минут.
Щиты герметичного исполнения отличаются от щитов водозащищённого исполнения лучшей уплотнённостью, большей жёсткостью и прочностью корпуса, не допускающего деформаций и т.п. Обеспечивается нормальная работа при погружении до 10 м.
9.2. Аппаратура распределительных устройств
Электрическая аппаратура, устанавливаемая в щитах, по своему назначению разделяется на коммутационную, защитную, измерительную, регулирующую и сигнальную.
9.2.1. Коммутационная аппаратура
Устройства, предназначенные для включений, отключений или переключений электрических цепей, называют коммутационными аппаратами.
Коммутационные аппараты, устанавливаемые на РЩ, разделяются на выключатели и переключатели.
Выключателями называют аппараты, служащие для замыкания и размыкания электрических цепей, а переключателями - аппараты, предназначенные для переключения одной или нескольких цепей. По устройству они делятся на выключатели рубящего типа и пакетные выключатели (переключатели).
9.2.2 Защитная аппаратура
Устройства, предназначенные для автоматического отключения электрических цепей при нарушении их электрических параметров нормальной работы, называют защитными устройствами или защитной аппаратурой. В качестве такой аппаратуры на щитах устанавливаются плавкие предохранители, автоматы, реле защиты.
Основными требованиями, которые предъявляются к защитным аппаратам, является надёжность действия, т.е. способность аппаратов защищать электрические установки от перегрузок, к.з. и избирательность.
Под избирательностью или селективностью защитных аппаратов понимается способность этих аппаратов реагировать только на заранее установленную электрическую величину. Эта способность защитных аппаратов обеспечивает определённый порядок их срабатывания.
Плавкие предохранители (патронные и трубчатые). Способы присоединения: переднее, заднее, комбинированное.
Автоматами называют электрические аппараты, предназначенные для автоматического размыкания электрических цепей при возникновении в них ненормальных условий работы: к.з., перегрузок, снижение напряжения и т.д. Автоматы предназначаются также для нечастых включений и отключений электрических цепей. Автоматы бывают одно, двух, трёхполюсные и изготовляются на различные токи и напряжения.
По роду выполняемой задачи автоматы можно разделить:
- с защитой от максимального тока, действующие при увеличении тока
выше заданного предела;
- с защитой от минимального напряжения;
- с защитой от обратного тока и другие.
Принцип действия автомата с защитой от максимального тока заключается в следующем (рис.9.2): при нормальной работе автомат удерживается во включённом положении собачкой С с защелкой. При достижении тока значения выше предельной заранее установленной максимальной величины, электромагнит Э, преодолевая действие установочной пружины У, притягивает якорь Я и этим освобождает защёлку автомата. Под действием отключающей пружины П размыкаются контакты А и, следовательно цепь потребителя.
Рис.9.2. Принцип действия автомата с защитой от максимального тока
Изменяя натяжение установочной пружины У, можно менять величину тока, при которой происходит срабатывание автомата.
Принцип действия автомата с защитой от минимального напряжения
(рис. 9.3) состоит в том, что при наличии в сети нормального напряжения электромагнит Э, притягивая якорь и преодолевая натяжение пружины У, удерживает собачку С в рабочем положении.
При уменьшении напряжения ниже нормы электромагнит отпускает якорь и освобождает защёлку автомата. Под действием пружины П контакты А размыкаются, благодаря чему размыкается цепь приёмника тока.
Рис. 9.3. Принцип работы автомата от минимального напряжения
Принцип действия автомата с защитой от обратного тока (Рис.9.4.) основан на взаимодействии магнитных полей параллельной и последовательной катушек электромагнита Э.
Рис. 9.4. Принцип работы автомата от обратного тока
Катушки включаются так, что магнитные поля, создаваемые каждой катушкой, действуют противоположно друг другу. Такое включение катушек носит название дифференциального включения. При изменении направления тока в последовательной катушке действие магнитных полей катушек будет согласным, в результате получается сильное намагничивание электромагнита. Последний преодолевая действие пружины У притянет якорь Я и освободит защёлку автомата. Под действием пружины П, контакты А разомкнутся и разорвут цепь тока.
Схемы включения элементов автомата минимального напряжения и обратного тока показаны на рис. 9.5.
Рис.9.5. Схемы включения элементов автомата
а – минимального напряжения, б – обратного тока
9.3. Номинальные параметры и качество электрической энергии
Судовая электроэнергетическая система должна обеспечивать надёжное, экономическое генерирование и распределение электрической энергии требуемого качества, а также иметь оптимальное сочетание стоимости монтажа и эксплуатации при удовлетворительных массогабаритных показателях, как отдельных элементов, так и всей системы в целом. Технико-экономические показатели СЭЭС определяются рациональным выбором рода тока, частоты и величины напряжения в системе, которые являются основными параметрами СЭЭС.
Род тока СЭЭС по Правилам Регистра допускается как постоянный, так и переменный (однофазный и трёхфазный).
Сравнительные диаграммы масс электрических двигателей постоянного тока (1) серии П и переменного тока (2) серии АОМ с частотой вращения до 1500 об/мин. показаны на рис.9.6.
Рис.9.6. Сравнительные диаграммы
Преимущественное распространение на современных судах получили СЭЭС переменного тока, что обусловлено более высокими технико-экономическими характеристиками электрических машин переменного тока (особенно асинхронных короткозамкнутых электрических двигателей и трансформаторов). Короткозамкнутые АД, применяемые в СЭЭС составляют наибольшую по мощности группу потребителей электрической энергии на судне. Благодаря отсутствию коллекторного аппарата они по сравнению с машинами постоянного тока они более надёжные и удобные в эксплуатации, более дешёвые (~20-30%) и компактные по массогабаритным показателям на 20-50%.
Внедрению переменного тока на судах в течение длительного времени препятствовали плохие пусковые и регулировочные характеристики АД: значительные величины пусковых токов, вызывающих большие провалы напряжения источников – генератора переменного тока и сложность регулирования в широких пределах частоты вращения.
Применение многоскоростных АД и использование полупроводниковых (тиристорных) управляемых преобразователей частоты в настоящее время обеспечивает необходимое регулирование их частоты вращения.
Современные морские СГ самовозбуждающегося типа позволили достигнуть требуемой стабильности напряжения в статических и динамических режимах, в том числе и при пусках АД. По надёжности и массогабаритным показателям самовозбуждающиеся генераторы переменного тока и генераторы постоянного тока отличаются несущественно.
Электрические кабели в сетях переменного и постоянного тока характеризуются примерно одинаковой надёжностью. Массы единицы длины кабелей постоянного и переменного тока для одного и того же напряжения при небольших сечениях до 10 мм2 имеют близкие значения. При значительных сечениях большую удельную массу имеют кабели переменного тока.
Трансформаторы в системах переменного тока обеспечивают возможность разделения их сетей на контактно несвязанные участки и получение необходимого для потребителей снижения напряжения.
Напряжение в СЭЭС определяет массогабаритные показатели э/о, его надёжность, степень опасности поражения электрическим током.
Правилами Морского Регистра допускается применение ряда номинальных напряжений питания судовых потребителей.
Габариты и вес электрических машин в диапазоне напряжений до 380В практически не зависят от величины напряжения и определяются мощностью. Вес и габариты аппаратов зависят от напряжения.
Решающим в выборе величины напряжения является вес кабельной сети. Вес кабелей и проводов при одинаковом количестве жил определяется их сечением, поскольку изоляция на напряжение до 380В остаётся неизменной.
Сечения кабелей и проводов выбираются в зависимости от величины передаваемого по ним тока. Значение тока определяется по формулам: