Страна | Необходимая численность рабочих, чел. | Среднемесячная зарплата,$ | Стоимость трудоза- трат, тыс. $ |
Германия | |||
Польша | |||
Украина |
Средняя стоимость комплектующего оборудования и материалов для танкера дедвейтом 28,8тыс. т — 20 млн. долларов США. В развитых странах соотношение между стоимостью трудозатрат и накладными расходами в среднем составляет 1:1. Для Украины это соотношение необходимо принять как 1:2. Исходя из этого, в таблице 4.4 представлена оценка средней себестоимости строительства танкера дедвейтом 28,8тыс. т. в различных странах.
Таблица 4.4 Средняя себестоимость, строительства танкера дедвейтом 28,8 тыс. т.
Страна | Стоимость материалов и комплектующего оборудования, тыс. $ | Накладные расходы, тыс. $ | Средняя себестоимость строительства, тыс. $ |
Германия | |||
Польша | |||
Украина |
Уровень мировых цен на танкеры дедвейтом 28,8 тыс. т составляет 27400
тысяч долларов США. Как известно, этотуровень формируется в основном рынком судостроения Юго-Восточной Азии, и, прежде всего Кореей и Китаем. Как следует из таблицы 2.4, полученная оценка стоимости строительства танкера дедвейтом 28,8 тыс. т практическисоответствует себестоимости строительства такого танкера на Херсонском судостроительном заводе (43,7 млн. долл.).
Следующий факт, который находит свое подтверждение из анализа таблицы 4.4. стоимость строительства танкера дедвейтом 28,8 тыс. г в Германии почти на 22% выше, чем уровень мировых цен.
Данные, приведенные в таблице 4.4, позволяют объяснить феномен бурного развития польского судостроения: соотношение стоимости трудозатрат и производительности труда в польском судостроении таковы, что позволяют обеспечивать мировой уровень цен на суда, т. е. составить реальную конкуренцию судостроению Юго-Восточной Азии. Такая же картина наблюдается и в судостроении Хорватии, которое имеет партнерские отношения с судостроителями Южной Кореи. Уровень затрат и производительность труда хорватского судостроения позволяют ему выполнять переданные из Южной Кореи заказы на танкеры.
|
Разрабатываемые правительственными структурами Украины мероприятия, направленные на совершенствование как структуры судостроительной отрасли (реструктуризация судостроительных заводов), так и законодательного поля для судостроения ("Закон о судостроения"), позволяют снизить стоимость строительства судов на украинских верфях не более чем на (12—14 %) + (15—20)% = (30—34)%, т. е не более чем на треть. В то же время превышение себестоимости над мировой ценой составляет не менее 60 %.
Реализация организационно-законодательного пакета мер позволит только привести соотношение между трудозатратами на строительство и накладными расходами к соотношению 1:1, характерному для развитых стран, причем с большими потерями для бюджета государства. В этом случае стоимость строительства судна на украинских верфях по-прежнему не будет соответствовать мировой цене.
В то же время польский опыт показывает, что, приведя численность работающих в судостроении в соответствие с имеющимися заказами, можно снизить себестоимость строительства судна.
Промышленный потенциал украинского судостроения позволяет обеспечить ежегодное строительство судов общей валовой вместимостью порядка 440 тыс. брт. Исходя из достигнутой Польшей производительности 34 брт./чел., что вдвое ниже, чем в передовых странах, Украине для реализации своего судостроительного потенциала достаточно иметь около 13000 человек, работающих на судостроительных предприятиях. Сегодня даже в эквиваленте полной занятости эта цифра в два с половиной раза выше.
|
Обеспечение контрактной цены танкера дедвейтом 28,8 тыс.т. в 25,5 млн. долларов, при фиксированной стоимости оборудования и материалов в 20 млн. долларов, возможно только при условии реализации польского опыта при средней зарплате не выше 200 долларов США и продолжительности строительства не более 15месяцев, при условии, что накладные расходы будут соотноситься с трудозатратами как 1:1. В этом случае граничные условия выполнения контракта, определяющие стоимость строительства судна, представлены в табл.4.5.
Таблица 4.5.
Минимально допустимая выработка на одного работающего, брт./чел. | |
Максимально допустимая численность работающих, чел. | |
Максимально допустимая средняя зарплата, долл. США | |
Максимально допустимая продолжительность строительства, месяцев | |
Стоимость трудозатрат, тыс. долл. США | |
Максимально допустимая стоимость накладных расходов, тыс. долл. США | |
Стоимость материалов и комплектующего оборудования, тыс. долл. США | |
Стоимость судна, тыс. долл. США |
Полученные данные позволяют говорить, что основным тормозом развития судостроения Украины является низкая производительность труда, в сочетании с избыточностью численности занятых на судостроительных предприятиях, особенно в период отсутствия заказов.
|
На примере определения условий выполнения контракта на строительство танкера дедвейтом 28,8 тыс.т. по цене ниже мировой (по всей вероятности, на большее в первое время рассчитывать не придется) определена минимально необходимая производительность труда - 24 брт/чел. Исходя из этой цифры, а также загрузки производственных мощностей судостроительных заводов на 70%, потребная численность занятых в судостроении Украины составит:
0,7 (440000 брт: 24 брт/чел.) = 13000 чел.
В дальнейшем, по мере роста производительности труда, обусловленной техническим и технологическим перевооружением судостроительного производства, эта цифра должна снижаться.
На сегодняшний день, когда объем продукции судостроительных заводов, находится на уровне 150-200 тыс. брт., потребная численность занятых не должна превышать 6000-8000 человек. Таким образом, национальная программа развития судостроения Украины должна быть состыкована с национальной программой обеспечения занятости и трудоустройства. Вопросы социальной защиты и трудоустройства, организации новых производств и создание новых рабочих мест не могут быть решены вне государственных масштабов, только в рамках программы развития одной отрасли.
5. Технологическая документация
5.1. Виды технологической документации
Технологическая документация для монтажа э/о содержит данные, касающиеся организации производства работ, методов и последовательности их выполнения, объемов и трудоемкости. По назначению технологическую документацию целят на типовую, проектную и рабочую.
Типовая технологическая документация:
Типовые технологические инструкции (ТТИ), предназначенные для выполнения определённых, одинаковых для судов различных типов производственных операций, подготовительных работ на берегу или работ по монтажу э/о на судах (инструкции по уплотнению сальников, оконцеванию жил кабеля и другие). Разрабатывается эта документация специализированными организациями в централизованном порядке для всей судостроительной отрасли.
Проектная технологическая документация:
Документы, предназначенные для выполнения ЭМР только на судах данного проекта и отражающие их организацию и взаимосвязь с общесудовыми работами.
Рабочая технологическая документация:
Документы, уточняющие и развивающие проектную технологическую документации применительно к местным условиям судозавода и монтажной организации. Разрабатывается на месте монтажной организацией и включает в свой состав:
-организационную схему затяжки магистральных кабелей;
-перечень технологических комплектов;
-календарный (или сетевой) график подготовки производства;
-календарные графики количественной и технологической документации э/о и кабелей;
-ведомость демонтируемых деталей;
-схему расстановки и закрепления кадров.
Организационная схема затяжки магистральных кабелей предназначена для установления количества и правильной расстановки монтажников во время затяжки кабелей и определение общей организации их труда. Определяется порядок затяжки отдельных групп магистральных кабелей с различных пунктов подачи, пункты подачи магистральных кабелей на трассы, количество и расстановку рабочих в помещениях судна.
Перечень технологических комплектов определяет строго регламентированные и технически обоснованные объемы ЭМР, выполняемых одним бригадным участком в срок, не превышающий продолжительности одного этапа монтажа. Комплекты в перечне группируют по этапам монтажа с указанием трудоёмкости и удельного значения каждого комплекта и этапа.
Перечень технологических комплектов является основным планово-учетным и производственно-организационным документом. Перечень технологических комплектов:
Номер технологического комплекта | Наименование | Трудоемкость, н/ч | Удельное значение, % |
Работы в цехе | |||
ЭЦ-01 | Предмонтажная подготовка кабелей | 2,8 | |
--------- | --------------------------- | --------- | ------ |
ЭЦ-03 | Технологическая комплектация э/о | 3,8 | |
Подготовительные работы на судне | |||
ЭО-01 | Подготовительные работы по установке э/о весом до 15 кг. в машинном отделении | 1,5 |
Календарный (или сетевой) график полготовки производства регламентирует работы в электромонтажном цехе.
Ведомость демонтируемых деталей, снимаемых с э/о при его предмонтажной подготовке, либо составляется особо, либо получается путём заполнения соответствующей графы в ведомости комплектации и предмонтажной подготовки.
Количественная комплектация электромонтажной документации.
Конструкторская, технологическая, документация
Комплект №1 – архивный, служит контрольным экземпляром для внесения изменений по извещениям проектной организации;
№2 - сдаточный, для пополнения сдаточных документов, остается на судне;
№3 - контрольный, для контроля за правильностью выполнения электромонтажных работ;
№4 – рабочий, для пополнения бригадных комплектов монтажной документации.
Также должны иметься запасные комплекты для замены изношенных чертежей. На каждом комплекте ставят штамп, указывающий номер проекта.
5.2 Этапы постройки судна
Производственный процесс постройки судна состоит из следующих этапов: достапельного (заготовительного и блочного), стапельного, достроечного и сдаточного. Судовые ЭМР являются частью общего производственного процесса постройки судна.
На достапельном этапе выполняются работы по обработке металла, изготовлению деталей набора, сборка и сварка секций и блоков, установка доизоляционных конструкций, изготовление машиностроительных изделий. На этом этапе электромонтажным предприятием выполняются цеховые заготовительные работы: заготовка кабеля, изготовление конструкций.
На стапельном этапе производят сборку корпуса судна из секций и блоков, испытание его на водопроницаемость, изоляцию помещений, монтаж трубопроводов и части механизмов.
В этот период выполняются слесарно-подготовительные работы на судне (разметка и установка слесарных деталей, крепление кабеля и аппаратуры), начинается внешний монтаж (прокладка и крепление кабеля).
На достроечном этапе производят спуск судна на воду и его достройку на плаву. Достройка судна на плаву, во время которой выполняют те работы, которые нельзя было сделать на стапеле (погрузка тяжеловесного оборудования, окончание корпусно-изолировочных работ, монтаж судовых систем и т.п.) и те работы, которые отнимает особенно много времени. По э/о это окончание внешнего и внутреннего монтажа, включение аппаратуры. Заканчивается достроечный этап постройки судна опробованием судовых систем и механизмов в действии и проверкой ОТК всех выполненных работ.
На сдаточном этапе производится комплекс испытаний: швартовые, ходовые, ревизия, контрольный выход.
5.3. Методы формирования корпуса судна
Основными методами формирования корпуса судна и постройки судов являются блочный, островной, пирамидальный.
Технологический метод постройки судна выбирается автором проекта с участием завода-строителя на стадии технического проектирования. Он определяется рядом факторов:
- размеры и тип строящегося судна;
- план годового выпуска судов данного типа;
- количество и типы одновременно строящихся судов на данном заводе;
- количество и размеры построечных мест (на суше и на плаву);
- допускаемая (максимальная) грузоподъемность стапеля;
- расположение и грузоподъемность кранов;
- размеры площадки для предварительной сборки и оборудование её грузоподъёмными средствами;
- наличие промежуточных площадок для хранения заделов секций и блоков;
- грузоподъёмность внутризаводского транспорта, для доставки секций к стапельному месту;
- перспективный план реконструкции завода.
Анализ указанных факторов позволяет оценить возможности судостроительного завода и произвести выбор метода постройки.
Блочный метод постройки судов характеризуется делением корпуса судна на блоки, которые строят одновременно, но независимо один от другого как, правило, на специальных тележках на горизонтальном стапеле. Число блоков (5-6 и более) определяется конструктивными и технологическими соображениями. По мере формирования секций осуществляется установка всего приварного насыщения, необходимого для монтажа механизмов, оборудования, устройств, э/о, трубопроводов.
B блоках устанавливают э/о, прокладывают местные и внутриблочные кабели, монтируют установленное э/о. Прокладку магистральных кабелей и их монтаж осуществляют после стыковки блоков. Блочный метод применяют в основном при серийной постройке судов небольшого и среднего водоизмещения.
Рис. 5.1 Блочный метод постройки судов
Островной метод постройки судов состоит в том, что формирование корпуса производят одновременно в двух-трёх районах (называемых островами) по длине наклонного или горизонтального стапеля.
Рис. 5.2 Островной метод постройки судов
При островном методе достигается создание широкого фронта работ по формированию корпуса. Здесь производится насыщение приварными изделиями, установка и монтаж оборудования, э/о, механизмов, устройств, систем, трубопроводов, выполнение изоляционных и отделочных работ.
По завершении формирования островов и их стыковки заканчивают работы в местах соединения островов - "забойных участках".
Островной метод применяется при серийной и единичной постройке судов среднего и большого водоизмещения.
Пирамидальный метод постройки судов применяется в основном при единичной постройке судов среднего и большого водоизмещения. Сущность его состоит в том, что корпус судна разбивается на пирамиды, представляющие собой формирования из плоскостных и объемных секций. Строительство судна начинают с его середины закладкой днищевых объемных секций. Затем устанавливают секции, расположенные от закладных в нос и корму по бортам и над ними. Таким образом, обеспечивается сравнительно быстрое формирование поперечного сечения корпуса и максимальная конструктивная законченность помещений и отсеков при относительно медленном продвижении готовности судна по его длине.
Рис. 5.3 Пирамидальный метод постройки судов
5.4. Электромонтажный поток
Электромонтажный поток - организация труда, при которой каждый объём работ по монтажу судового э/о выполняет один и тот же состав работников на всех судах серии.
Перечислим пять положений, на которых основана организация работ по монтажу судового э/о поточным методом:
I. Деление всего объема работ на шесть этапов:
- подготовительные работы в цехе;
- доизоляционные подготовительные работы на судне;
- послеизоляционные подготовительные работы на судне;
- внешний монтаж э/о;
- внутренний монтаж э/о;
- сдаточные испытания.
2. Разделение ЭМР каждого этапа на ряд технически законченных объемов - технологических комплектов, неизменных для всех судов данной серии.
3. Строгое закрепление за каждой бригадой определённых технологических объектов, выполняемых бригадой на всех судах серии.
4. Одновременное начало и одновременное окончание всеми бригадами работ по внешнему монтажу э/о.
5. Создание постоянного неснижаемого запаса э/о, кабелей и материалов для бесперебойного снабжения электромонтажного потока.
Под поточной организацией производства в судостроении подразумевается такая организация производства, при которой определённый объем работ на всех судах серии выполняется одной и той же группой ИТР и рабочих, в одно и то же или равномерно сокращающееся время.
Поточно-позиционный метод постройки судов предполагает выполнение всех работ по сборке корпуса судна и монтажу на позициях поточной линии, причём на каждой из таких позиций постоянные специализированные бригады выполняют строго определённые сборочно-монтажные операции. Работы на каждой позиции выполняются в отрезок времени, равный такту потока, по истечении которого осуществляется одновременная передвижка всех находящихся на позиции судов.
Поточно-бригадный метод постройки судов применяется на неподвижных судах, находящихся на стапелях или иных построечных местах. При этом методе специализированные бригады рабочих, выполнив закреплённые за ними объемы работ на одном судне, переходят на другое через отрезок времени, равный такту потока. Поточно-бригадный метод применяется на заводах, не приспособленных к поточно-позиционной постройке судов. При этом судостроители длительно загружаются однородной работой. Поточная организация производства предполагает максимально возможную механизацию производства.
Тактом электромонтажного потока называют длительность одних и тех же работ, повторяющихся через одинаковые или равномерно сокращающиеся промежутки времени.
Тр = А/С (календарный день),
где: Тр – такт электромонтажного потока; А – календарный фонд времени в году (день); С – количество судов, подаваемых в течение года (шт.).
Для того чтобы организовать электромонтажный поток, надо его рассчитать. Из расчётных формул наиболее важны те, которые определяют наименьшую и наибольшую технологически целесообразную продолжительность выполнения ЭМР поточным методом:
Tэн = 0,15L + 7,5; Tэм = 0,65L + 15.
Технологически возможная продолжительность этапа монтажа э/о при параллельной технологии (рабочий день).
Tэн – наименьшая (рабочий день); Tэм – наибольшая (рабочий день);
L – длина всех кабелей на судне, км.
Эти две формулы определяют крайние границы продолжительности выполнения ЭМР поточным методом. При выполнении работ быстрее или медленнее организация электромонтажного потока невозможна.
Ритмичность и равномерность производства.
Непрерывная загрузка рабочих, занятых выполнением ЭМР на всех этапах, была бы возможна, если бы продолжительность каждого из этапов равнялась такту подачи судов под электромонтаж.
Тц = Тп = Тэ = Тк = Тр,
где: Тц – подготовительные работы в цехе (нормо-день); Тп - послеизоляционные подготовительные работы на судне; Тэ -внешний и внутренний монтаж; Тк -сращивание магистральных кабелей при блочной постройке судна; Тр - такт электромонтажного потока.
На деле это условие выполнимо лишь для Тц и Тэ. Этап послеизоляционных подготовительных работ на судне должен быть намного короче их. Что касается этапа сдаточных испытаний, то его продолжительность колеблется в широких пределах и обычно не равна и не кратна такту подачи под монтаж судов.
Чтобы обеспечить равномерную загрузку бригад электромонтажного потока, подготовительные работы на судне и монтаж э/о выполняют одним составом рабочих в течение такта подачи судов под монтаж, т.е. Тп + Тэ = Тр.
График выполнения ЭМР на серии судов, обеспечивающий непрерывную загрузку рабочей силы (без сдаточных испытаний) при такте потока
Тр =60 дней.
Номер судна | Месяцы | |||||||||||
201 | ||||||||||||
Тр= |
Обозначения:
-Подготовительные работы в цехе
- Подготовительные работы на судне
- Внешний монтаж электрооборудования
- Внутренний монтаж электрооборудования
Рис.5.4. График ритмичного производства
Специализация участков производится в соответствии с разделением работ на два вида: внешний и внутренний монтаж.
Состав работ внешнего монтажа:
- затяжка кабеля в трассу, укладка, крепление;
- уплотнение индивидуальных и групповых переборочных, палубных сальников;
- ввод кабеля в электрооборудование;
- уплотнение кабеля во входных устройствах электрооборудования (индивидуальных, групповых сальниках, вырезах).
Состав работ внутреннего монтажа:
- оконцевание жил наконечников;
- включение жил на клеммы электрооборудования;
- укладка и увязка жил в монтажном объеме прибора;
- распайка штепсельных разъемов;
- контрольная прозвонка выполненного монтажа по монтажным схемам.
5.5. Электромонтажная величина судов
Практика показала, что технологическая трудоёмкость внешнего монтажа э/о пропорциональна общей длине L всех прокладываемых на судне кабелей и количеству N отдельных отрезков кабелей. Технологическая трудоёмкость внутреннего монтажа э/о пропорциональна суммарному количеству жил R всех прокладываемых на судне кабелей и суммарному сечению всех жил Q.
Так как для определения величин N, R,Q необходимо большое количество подсчетов, то в первом приближении для классификации судов по объёмам ЭМР можно пользоваться общей длиной L всех прокладываемых на судне кабелей.
Электромонтажная величина судов | Вид судна | Общая длина всех прокладываемых на судне кабелей, км |
Катера | до 15 | |
Мелкие суда | 15-40 | |
Малые | 40-100 | |
Средние | 100-200 | |
Большие | 200-300 | |
Крупные | Более 300 |
Классификация судов по их электромонтажным величинам необходима для выбора наиболее целесообразной организации работ.
6. Принципиальные технологии
6.1. Общие положения
Исключительно большое значение для правильной организации электромонтажного потока имеет выбор принципиальной технологии выполнения работ по монтажу судового э/о. Необходимо уметь строить общий технологический план монтажа э/о на серии судов.
Форма организации ЭМР и принципиальная технология определяются ещё на стадии разработки технического проекта э/o судна. Принципиальной технологией, выполнения работ по монтажу судового э/о называют общий технологический план, определяющий количество и состав технологических комплектов работ, последовательность и продолжительность выполнения работ отдельных этапов и их взаимосвязь с общей технологией постройки судна. В основе разновидностей принципиальных технологий лежит один и тот же принцип - параллельной технологии. Параллельная технология основана на одновременном выполнении внешнего и внутреннего монтажа э/о во всех, одновременно подготовленных к монтажу помещениях судна, с прокладкой каждого кабеля от аппарата до аппарата без промежуточных бухтований.
Основные направления совершенствования существующих организационно – технологических методов выполнения электромонтажных работ.
В соответствии с принятым методом постройки судна в процессе разработки организационно-технологического метода выполнения электромонтажных работ определяют состав технологических районов монтажа и последовательность выполнения работ в них.
Электромонтажный район (эр) - часть судна, характеризующаяся относительной функциональной автономностью размещаемого в нём электрооборудования и определённой изолированностью корпусной конструкции, а также технологически целесообразным объёмом работ. Территориально и по объёму работ эр в организационной структуре электромонтажного цеха соответствует бригадному участку по внешнему монтажу. На каждый электромонтажный район ЦКБ - проектант выпускает комплект рабочих чертежей по монтажу э/о.
Технологический район монтажа - часть судна, характеризующаяся одновременностью формирования и подготовки к электромонтажу расположенных в её пределах помещений и одновременностью выполнения в них электромонтажных работ. Технологические районы, как правило, образуют по территориальному принципу. Границы районов в этом случае совпадают с границами одного или нескольких строительных районов (блоков) судна. В состав технологического района может входить один или несколько электромонтажных районов (бригадных участков. Деление судна на технологические районы производят в процессе разработки технического проекта технологии электромонтажных работ и уточняют на стадии разработки рабочего проекта технологии.