Россия выстроит собственную навигационную систему 4 глава




Страна Необходимая численность рабочих, чел. Среднемесячная зарплата,$ Стоимость трудоза- трат, тыс. $
Германия      
Польша      
Украина      

Средняя стоимость комплектующего оборудования и материалов для танкера дедвейтом 28,8тыс. т — 20 млн. долларов США. В развитых странах соотношение между стоимостью трудозатрат и накладными расходами в сред­нем составляет 1:1. Для Украины это соотношение необходимо принять как 1:2. Исходя из этого, в таблице 4.4 представлена оценка средней себестоимости строительства танкера дедвейтом 28,8тыс. т. в различных странах.

Таблица 4.4 Средняя себестоимость, строительства танкера дедвейтом 28,8 тыс. т.

 

Страна Стоимость материалов и комплектующего оборудования, тыс. $ Накладные расходы, тыс. $ Средняя себестоимость строительства, тыс. $
Германия      
Польша      
Украина      

Уровень мировых цен на танкеры дедвейтом 28,8 тыс. т составляет 27400

тысяч долларов США. Как известно, этотуровень формируется в основном рынком судо­строения Юго-Восточной Азии, и, прежде всего Кореей и Китаем. Как следует из таб­лицы 2.4, полученная оценка стоимости строительства танкера дедвейтом 28,8 тыс. т практическисоответствует себестоимости строи­тельства такого танкера на Херсон­ском судостроительном заводе (43,7 млн. долл.).

Следующий факт, который находит свое подтверждение из анализа таблицы 4.4. стоимость строительства танкера дедвейтом 28,8 тыс. г в Герма­нии почти на 22% выше, чем уровень мировых цен.

Данные, приведенные в таблице 4.4, позволяют объяснить феномен бурного развития польского судостроения: соотно­шение стоимости трудозатрат и производительности труда в польском судостроении таковы, что по­зволяют обеспечивать ми­ровой уровень цен на суда, т. е. составить реальную конкуренцию судостроению Юго-Восточной Азии. Такая же картина наблю­дается и в судостроении Хорватии, которое имеет партнерские отношения с судостроителями Южной Кореи. Уровень затрат и производительность труда хорватского судострое­ния позволяют ему выполнять переданные из Южной Кореи заказы на танкеры.

Разрабатываемые правительственными структурами Украины мероприятия, на­правленные на совершенствование как структуры судостроительной отрасли (рест­руктуризация судостроительных заводов), так и законодательного поля для судостроения ("За­кон о судостроения"), позволяют снизить стоимость строитель­ства судов на украинских верфях не более чем на (12—14 %) + (15—20)% = (30—34)%, т. е не бо­лее чем на треть. В то же время превышение себестои­мости над мировой ценой со­ставляет не менее 60 %.

Реализация организационно-законодательного пакета мер по­зволит толь­ко привести соотношение между трудозатратами на строительство и накладны­ми расходами к соотношению 1:1, харак­терному для развитых стран, причем с большими потерями для бюджета государства. В этом случае стоимость строи­тельства судна на украин­ских верфях по-прежнему не будет соответство­вать мировой цене.

В то же время польский опыт показывает, что, приведя чис­ленность работающих в судостроении в соответствие с имеющимися заказами, можно снизить себестоимость строительства судна.

Промышленный потенциал украинского судостроения позволяет обеспечить ежегодное строительство судов общей валовой вме­стимостью порядка 440 тыс. брт. Исходя из достигнутой Польшей производительности 34 брт./чел., что вдвое ниже, чем в пере­довых странах, Украине для реализации своего судостроитель­ного потенциала достаточно иметь около 13000 человек, работаю­щих на судостроительных предпри­ятиях. Сегодня даже в эк­виваленте полной занятости эта цифра в два с полови­ной раза выше.

Обеспечение контрактной цены танкера дедвейтом 28,8 тыс.т. в 25,5 млн. долларов, при фиксированной стоимости оборудования и материалов в 20 млн. долларов, возможно только при условии реализации польского опыта при средней зарплате не выше 200 долларов США и продолжительности строительства не более 15месяцев, при усло­вии, что накладные расходы будут соотно­ситься с трудозатратами как 1:1. В этом слу­чае граничные усло­вия выполнения контрак­та, определяющие стоимость строительства судна, представлены в табл.4.5.

Таблица 4.5.

Минимально допустимая выработка на одного работающего, брт./чел.  
Максимально допустимая численность работающих, чел.  
Максимально допустимая средняя зарплата, долл. США  
Максимально допустимая продолжительность строительства, месяцев  
Стоимость трудозатрат, тыс. долл. США  
Максимально допустимая стоимость накладных расходов, тыс. долл. США  
Стоимость материалов и комплектующего оборудования, тыс. долл. США  
Стоимость судна, тыс. долл. США  

Полученные данные позволяют говорить, что основным тормо­зом развития судостроения Украины является низкая производи­тельность труда, в сочетании с избыточностью численности за­нятых на судостроительных предпри­ятиях, особенно в период от­сутствия заказов.

На примере определения условий выполнения контракта на строительст­во танкера дедвейтом 28,8 тыс.т. по цене ниже мировой (по всей вероятности, на большее в первое время рассчитывать не придется) определена минимально необходимая производительность труда - 24 брт/чел. Исходя из этой цифры, а также загрузки производственных мощностей судо­строительных заводов на 70%, потребная численность занятых в судостроении Украины составит:

0,7 (440000 брт: 24 брт/чел.) = 13000 чел.

В дальнейшем, по мере роста производительности труда, обусловленной техни­ческим и технологическим перевооружением судостроительного производства, эта цифра должна снижаться.

На сегодняшний день, когда объем продукции судострои­тельных заводов, нахо­дится на уровне 150-200 тыс. брт., по­требная численность занятых не должна превышать 6000-8000 человек. Таким образом, национальная про­грамма развития судостроения Украины должна быть состыкована с нацио­нальной программой обеспечения занятости и трудоустройства. Вопросы соци­альной защиты и трудоустройства, организации новых про­изводств и создание новых рабочих мест не могут быть решены вне государственных масштабов, только в рамках программы развития одной отрасли.

 

5. Технологическая документация

5.1. Виды технологической документации

Технологическая документация для монтажа э/о содержит данные, касающиеся организации производства работ, методов и последователь­ности их выполнения, объемов и трудоемкости. По назначению технологическую документацию целят на типо­вую, проектную и рабочую.

Типовая технологическая документация:

Типовые технологические инструкции (ТТИ), предназначенные для выполнения определённых, одинаковых для судов различных типов производственных операций, подготовительных работ на берегу или работ по монтажу э/о на судах (инструкции по уп­лотнению сальников, оконцеванию жил кабеля и другие). Разрабатывается эта докумен­тация специализированными организациями в центра­лизованном порядке для всей судостроительной отрасли.

Проектная технологическая документация:

Документы, предназначенные для выполнения ЭМР только на судах данного проекта и отражающие их организацию и взаимо­связь с общесудовыми работами.

Рабочая технологическая документация:

Документы, уточняющие и развивающие проектную технологи­ческую докумен­тации применительно к местным условиям судозавода и монтажной организации. Разрабатывается на месте мон­тажной органи­зацией и включает в свой состав:

-организационную схему затяжки магистральных кабелей;

-перечень технологических комплектов;

-календарный (или сетевой) график подготовки производ­ства;

-календарные графики количественной и технологической до­кументации э/о и кабелей;

-ведомость демонтируемых деталей;

-схему расстановки и закрепления кадров.

Организационная схема затяжки магистральных кабелей пред­назначена для установления количества и правильной расста­новки монтажников во время затяжки кабелей и определение об­щей организации их труда. Определяется порядок затяжки от­дельных групп магистральных кабелей с различных пунктов по­дачи, пункты подачи магистральных кабелей на трассы, количе­ство и расстановку рабочих в помещениях судна.

Перечень технологических комплектов определяет строго регламентированные и технически обоснованные объемы ЭМР, вы­полняемых одним бригадным участком в срок, не превышающий продолжительности одного этапа монтажа. Комплекты в перечне группируют по этапам монтажа с указанием трудоёмкости и удельного значения каждого комплекта и этапа.

Перечень технологических комплектов является основным планово-учетным и производственно-организационным докумен­том. Перечень технологических комплектов:

Номер технологического комплекта Наименование Трудоемкость, н/ч Удельное значение, %
  Работы в цехе    
ЭЦ-01 Предмонтажная подготовка кабелей   2,8
--------- --------------------------- --------- ------
ЭЦ-03 Технологическая комплектация э/о   3,8
  Подготовительные работы на судне    
ЭО-01 Подготовительные работы по установке э/о весом до 15 кг. в машинном отделении   1,5

Календарный (или сетевой) график полготовки производства регламентирует работы в электромонтажном цехе.

Ведомость демонтируемых деталей, снимаемых с э/о при его предмонтажной подготовке, либо составляется особо, либо полу­чается путём заполнения соответствующей графы в ведомости комплектации и предмонтажной подготовки.

Количественная комплектация электромонтажной документа­ции.

Конструкторская, технологическая, документация

Комплект №1 – архивный, служит контрольным экземпляром для внесения изменений по извещениям проектной организации;

№2 - сдаточный, для пополнения сдаточных докумен­тов, остается на судне;

№3 - контрольный, для контроля за правильностью выполнения электромонтажных работ;

№4 – рабочий, для пополнения бригадных комплектов монтажной документации.

Также должны иметься запасные комплекты для замены изно­шенных чертежей. На каждом комплекте ставят штамп, указываю­щий номер проекта.

 

5.2 Этапы постройки судна

Производственный процесс постройки судна состоит из сле­дующих этапов: дос­тапельного (заготовительного и блочного), стапельного, достроечного и сдаточного. Судовые ЭМР являются частью общего производственного процесса постройки судна.

На достапельном этапе выполняются работы по обработке ме­талла, изготовлению деталей набора, сборка и сварка секций и блоков, установка доизоляционных конструкций, изготовление машиностроитель­ных изделий. На этом этапе электромонтажным предприятием выполняют­ся цеховые заготовительные работы: за­готовка кабеля, изготовление конструкций.

На стапельном этапе производят сборку корпуса судна из секций и блоков, испытание его на водопроницаемость, изоляцию помещений, монтаж трубопроводов и части механизмов.

В этот период выполняются слесарно-подготовительные ра­боты на судне (разметка и установка слесарных деталей, креп­ление кабеля и аппаратуры), начинается внешний монтаж (про­кладка и крепление кабеля).

На достроечном этапе производят спуск судна на воду и его достройку на плаву. Достройка судна на плаву, во время которой выполняют те работы, которые нельзя было сделать на стапеле (пог­рузка тяжеловесного оборудования, окончание кор­пусно-изолировочных работ, монтаж судовых систем и т.п.) и те работы, которые отнимает особенно много вре­мени. По э/о это окончание внешнего и внутреннего монтажа, включение аппаратуры. Заканчивается достроечный этап постройки судна опро­бованием судо­вых систем и механизмов в действии и проверкой ОТК всех выполненных ра­бот.

На сдаточном этапе производится комплекс испытаний: швартовые, ходовые, ревизия, контрольный выход.

 

5.3. Методы формирования корпуса судна

Основными методами формирования корпуса судна и постройки судов являются блочный, островной, пирамидальный.

Технологический метод постройки судна выбирается автором проекта с участием завода-строителя на стадии технического проектирования. Он определяется рядом факторов:

- размеры и тип строящегося судна;

- план годового выпуска судов данного типа;

- количество и типы одновременно строящихся судов на дан­ном заводе;

- количество и размеры построечных мест (на суше и на плаву);

- допускаемая (максимальная) грузоподъемность стапеля;

- расположение и грузоподъемность кранов;

- размеры площадки для предварительной сборки и оборудова­ние её грузоподъ­ёмными средствами;

- наличие промежуточных площадок для хранения заделов сек­ций и блоков;

- грузоподъёмность внутризаводского транспорта, для дос­тавки секций к стапельному месту;

- перспективный план реконструкции завода.

Анализ указанных факторов позволяет оценить возможности судостроительного завода и произвести выбор метода постройки.

Блочный метод постройки судов характеризуется делением корпуса судна на блоки, которые строят одновременно, но неза­висимо один от другого как, правило, на специальных тележках на горизонтальном стапеле. Число блоков (5-6 и более) опреде­ляется конструктивными и технологическими соображениями. По мере форми­рования секций осуществляется установка всего при­варного насыщения, необходи­мого для монтажа механизмов, обо­рудования, устройств, э/о, трубопроводов.

B блоках устанавливают э/о, прокладывают местные и внут­риблочные кабели, монтируют установленное э/о. Прокладку ма­гистральных кабелей и их монтаж осуществляют после стыковки блоков. Блочный метод применяют в основном при серийной по­стройке судов небольшого и среднего водоизмещения.

 


Рис. 5.1 Блочный метод постройки судов

 

Островной метод постройки судов состоит в том, что форми­рование корпуса производят одновременно в двух-трёх районах (называемых островами) по длине наклонного или горизонталь­ного стапеля.

 

 

 


Рис. 5.2 Островной метод постройки судов

 

При островном методе достигается создание широкого фронта работ по формированию кор­пуса. Здесь произ­водится насыщение приварными изделиями, установка и монтаж оборудования, э/о, механизмов, устройств, систем, трубопроводов, выполнение изоляционных и отде­лочных работ.

По завершении формирования островов и их стыковки закан­чивают работы в местах соединения островов - "забойных участ­ках".

Островной метод применяется при серийной и единичной по­стройке судов среднего и большого водоизмещения.

Пирамидальный метод постройки судов применяется в основ­ном при единичной постройке судов среднего и большого водоиз­мещения. Сущность его состоит в том, что корпус судна разби­вается на пирамиды, представляющие собой формирования из пло­скостных и объемных секций. Строительство судна начинают с его середины закладкой днищевых объемных секций. Затем устанавливают секции, расположен­ные от закладных в нос и корму по бортам и над ними. Таким образом, обеспечива­ется сравни­тельно быстрое формирование поперечного сечения корпуса и макси­мальная конструктивная законченность помещений и отсеков при относительно медленном продвижении готовности судна по его длине.

 

 

 


Рис. 5.3 Пирамидальный метод постройки судов

 

5.4. Электромонтажный поток

Электромонтажный поток - организация труда, при которой каждый объём работ по монтажу судового э/о выполняет один и тот же состав работников на всех судах серии.

Перечислим пять положений, на которых основана организа­ция работ по монтажу судового э/о поточным методом:

I. Деление всего объема работ на шесть этапов:

- подготовительные работы в цехе;

- доизоляционные подготовительные работы на судне;

- послеизоляционные подготовительные работы на судне;

- внешний монтаж э/о;

- внутренний монтаж э/о;

- сдаточные испытания.

2. Разделение ЭМР каждого этапа на ряд технически закон­ченных объемов - технологических комплектов, неизменных для всех судов данной серии.

3. Строгое закрепление за каждой бригадой определённых технологических объектов, выполняемых бригадой на всех судах серии.

4. Одновременное начало и одновременное окончание всеми бригадами работ по внешнему монтажу э/о.

5. Создание постоянного неснижаемого запаса э/о, кабелей и материалов для бесперебойного снабжения электромонтажного потока.

Под поточной организацией производства в судостроении подразуме­вается такая организация производства, при которой определённый объем работ на всех судах серии выполняется од­ной и той же группой ИТР и рабочих, в одно и то же или равно­мерно сокращающе­еся время.

Поточно-позиционный метод постройки судов предполагает выполнение всех работ по сборке корпуса судна и монтажу на пози­циях поточной линии, причём на каждой из таких позиций постоянные специализированные бригады выполняют строго опреде­лённые сборочно-монтажные операции. Работы на каждой позиции выполняются в отрезок времени, равный такту потока, по истечении которого осуществляется одновременная передвижка всех находя­щихся на позиции судов.

Поточно-бригадный метод постройки судов применяется на неподвижных судах, находящихся на стапелях или иных построеч­ных местах. При этом методе специализированные бригады рабо­чих, выполнив закреплённые за ними объемы работ на одном судне, переходят на другое через отрезок времени, равный такту потока. Поточно-бригадный метод применяется на заводах, не приспособленных к поточно-позиционной постройке судов. При этом судостроители длительно загружаются однородной работой. Поточная организация производства предполагает максимально возможную механизацию производства.

Тактом электромонтажного потока называют длительность од­них и тех же работ, повторяющихся через одинаковые или равно­мерно сокращающиеся промежутки времени.

Тр = А/С (календарный день),

где: Тр – такт электромонтажного потока; А – календарный фонд времени в году (день); С – количество су­дов, подаваемых в течение года (шт.).

Для того чтобы организовать электромонтажный поток, надо его рассчитать. Из расчётных формул наиболее важны те, кото­рые определяют наименьшую и наибольшую технологически целесо­образную продолжительность выполнения ЭМР поточным методом:

Tэн = 0,15L + 7,5; Tэм = 0,65L + 15.

Технологически возможная продолжительность этапа монтажа э/о при параллельной технологии (рабочий день).

Tэн – наименьшая (рабочий день); Tэм – наибольшая (рабо­чий день);

L – длина всех кабелей на судне, км.

Эти две формулы определяют крайние границы продолжитель­ности выполнения ЭМР поточным методом. При выполнении работ быстрее или медленнее организация электромонтажного потока невозможна.

Ритмичность и равномерность производства.

Непрерывная загрузка рабочих, занятых выполнением ЭМР на всех этапах, была бы возможна, если бы продолжительность каждого из этапов равнялась такту подачи судов под электро­монтаж.

Тц = Тп = Тэ = Тк = Тр,

где: Тц – подготовительные работы в цехе (нормо-день); Тп - послеизоляционные подготовительные работы на судне; Тэ -внешний и внутренний монтаж; Тк -сращивание магистральных кабелей при блочной постройке судна; Тр - такт электромонтаж­ного потока.

На деле это условие выполнимо лишь для Тц и Тэ. Этап послеизоляционных подготовительных работ на судне должен быть намного короче их. Что касается этапа сдаточных испытаний, то его продол­жительность колеблется в широких пре­делах и обычно не равна и не кратна такту подачи под монтаж судов.

Чтобы обеспечить равномерную загрузку бригад электромон­тажного потока, подготовительные работы на судне и монтаж э/о выполняют одним составом рабочих в течение такта подачи судов под монтаж, т.е. Тп + Тэ = Тр.

График выполнения ЭМР на серии судов, обеспечивающий не­прерывную загрузку рабочей силы (без сдаточных испытаний) при такте потока

Тр =60 дней.

Номер судна Месяцы
                       
201                        
                         
                         
                         
                       
    Тр=                      

 

Обозначения:

-Подготовительные работы в цехе

- Подготовительные работы на судне

 

- Внешний монтаж электрооборудования


- Внутренний монтаж электрооборудования

Рис.5.4. График ритмичного производства

Специализация участков производится в соответствии с раз­делением работ на два вида: внешний и внутренний монтаж.

Состав работ внешнего монтажа:

- затяжка кабеля в трассу, укладка, крепление;

- уплотнение индивидуальных и групповых переборочных, па­лубных сальников;

- ввод кабеля в электрооборудование;

- уплотнение кабеля во входных устройствах электрообору­дования (индивидуальных, групповых сальниках, вырезах).

 

Состав работ внутреннего монтажа:

- оконцевание жил наконечников;

- включение жил на клеммы электрооборудования;

- укладка и увязка жил в монтажном объеме прибора;

- распайка штепсельных разъемов;

- контрольная прозвонка выполненного монтажа по монтажным схемам.

 

5.5. Электромонтажная величина судов

Практика показала, что технологическая трудоёмкость внеш­него монтажа э/о пропорциональна общей длине L всех проклады­ваемых на судне кабелей и количеству N отдельных отрезков ка­белей. Технологическая трудоёмкость внутреннего монтажа э/о пропорцио­нальна суммарному количеству жил R всех прокладывае­мых на судне кабелей и суммарному сечению всех жил Q.

Так как для определения величин N, R,Q необходимо боль­шое количество под­счетов, то в первом приближении для класси­фикации судов по объёмам ЭМР можно пользоваться общей длиной L всех прокладываемых на судне кабелей.

Электромонтажная величина судов Вид судна Общая длина всех прокладываемых на судне кабелей, км
  Катера до 15
  Мелкие суда 15-40
  Малые 40-100
  Средние 100-200
  Большие 200-300
  Крупные Более 300

Классификация судов по их электромонтажным величинам не­обходима для вы­бора наиболее целесообразной организации ра­бот.

 

6. Принципиальные технологии

6.1. Общие положения

Исключительно большое значение для правильной организации электромонтажного потока имеет выбор принципиальной техноло­гии выполнения работ по монтажу судового э/о. Необходимо уметь строить общий технологический план монтажа э/о на серии судов.

Форма организации ЭМР и принципиальная технология опреде­ляются ещё на стадии разработки технического проекта э/o судна. Принципиальной технологией, выполнения работ по мон­тажу судового э/о называют общий технологический план, опре­деляющий количество и состав технологических комплектов ра­бот, последовательность и продолжительность выполнения работ отдельных этапов и их взаимосвязь с общей технологией по­стройки судна. В основе разновидностей принципиальных техно­логий лежит один и тот же принцип - параллельной технологии. Параллельная технология основана на одновременном выполнении внешнего и внутрен­него монтажа э/о во всех, одновременно подготовленных к монтажу помещениях судна, с прокладкой каждого кабеля от аппарата до аппарата без промежуточных бухтований.

Основные направления совершенствования существующих организационно – технологических методов выполнения электромон­тажных работ.

В соответствии с принятым методом постройки судна в про­цессе разработки ор­ганизационно-технологического метода вы­полнения электромонтажных работ опре­деляют состав технологи­ческих районов монтажа и последовательность выполнения работ в них.

Электромонтажный район (эр) - часть судна, характеризую­щаяся относительной функциональной автономностью размещаемого в нём электрооборудования и опре­делённой изолированностью корпусной конструкции, а также технологически целе­сообразным объёмом работ. Территориально и по объёму работ эр в организацион­ной структуре электромонтажного цеха соответствует бригадному участку по внеш­нему монтажу. На каждый электромонтаж­ный район ЦКБ - проектант выпускает комплект рабочих чертежей по монтажу э/о.

Технологический район монтажа - часть судна, характери­зующаяся одновременностью формирования и подготовки к элек­тромонтажу расположенных в её пределах помещений и одновре­менностью выполнения в них электромонтажных работ. Технологи­ческие районы, как правило, образуют по территориальному прин­ципу. Границы районов в этом случае совпадают с границами од­ного или нескольких строительных районов (блоков) судна. В состав технологического района может входить один или не­сколько электромонтажных районов (бригадных участков. Деление судна на технологические районы производят в процессе разработки технического проекта технологии электромонтажных работ и уточняют на стадии разработки ра­бочего проекта техно­логии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: