СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ
ИСПЫТАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Учебное пособие
Северодвинск
Севмашвтуз
2007 г.
УДК 621.314.2
Ищенко В.Ф. Судовая электротехнология. Учебное пособие. Северодвинск: Севмашвтуз, 2007. – 171с.
Ответственный редактор: к.т.н., профессор В.Е. Гальперин
Рецензенты: к.т.н., доцент А.И. Чурносов,
зам. Главного технолога
«ФГУП СПО Арктика» В.Н. Лобанов
Учебное пособие «Судовая электротехнология » соответствует дисциплине «Судовая электротехнология» специальности «Системы электроэнергетики и автоматизации судов» 180201 (140400) высшего и профессионального образования для подготовки морских инженеров.
В учебном пособии рассмотрены вопросы организации и выполнения электромонтажных работ, необходимая техническая документация, элементы монтажа, современные методы автоматизированного проектирования судов с использованием систем «TRIBON» и FORAN», а также методы стендовых, швартовых (на примере турбогенератора ТМ-3Р 1) и ходовых испытаний судового электрооборудования.
Учебное пособие предназначено для студентов пятых курсов специальности «Системы электроэнергетики и автоматизации судов» кораблестроительного факультета.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Севмашвтуза.
Лицензия на издательскую деятельность
Код 221. Серия ИД. №01734 от 11 мая 2000 г.
ISBN Севмашвтуз, 2007 г.
Оглавление
Введение 6
1. Судостроительные и электромонтажные предприятия 20
1.1. Этапы развития электромонтажных работ 20
1.2. Принципы организации и деятельности судостроительных и
электромонтажных предприятий 22
2. Разработка документации и выполнение электромонтажных
|
работ 23
2.1. Стадии разработки конструкторской документации 23
2.2. Разработка рабочей документации 27
2.3. Состав и назначение конструкторской документации
по электрооборудованию судов 28
2.4. Правила пользования конструкторской документацией 28
3. Проектирование судовых кабельных сетей 31
3.1. Основные требования к судовым кабельным сетям 32
3.2. Установление электрических связей 35
3.3. Определение структуры судовой кабельной сети 35
3.4. Определение маршрутов кабелей 36
3.5. Формирование и расчёт кабельных трасс 36
3.6. Определение центра масс кабельной сети 38
3.7. Определение технологии прокладки магистральных кабелей 38
3.8. Формирование очередей на базе составления маршрутов кабелей 39
3.9. Формирование очередей с помощью составления списков
магистральных кабелей 39
3.10. Формирование очередей с помощью кабельных журналов 40
3.11. Недостатки метода проектирования судовых кабельных сетей 41
4. Применение ЭВМ для проектирования судовой кабельной сети 41
4.1. Причины применения САПР судна 41
4.2. Подсистемы САПР электротехнической части судна 43
4.3. Программы САПР судна 47
4.3.1. Система проектирования TRIBON 47
4.3.2. Система проектирования FORAN 48
4.3.3. Себестоимость судостроения 53
5. Технологическая документация 56
5.1. Виды технологической документации 56
5.2. Этапы постройки судна 58
5.3. Методы формирования корпуса судна 58
5.4. Электромонтажный поток 60
5.5. Электромонтажная величина судов 63
6. Принципиальные технологии 63
6.1. Общие положения 63
6.2. Виды принципиальных технологий выполнения
электромонтажных работ 64
|
6.2.1. Агрегатно-блочная технология 67
6.2.2. Модернизированная автономно–районная технология 69
6.2.3. Определение технического уровня электромонтажного
производства в судостроении 71
7. Элементы монтажа 72
7.1. Кабель 73
7.1.1. Характеристика кабелей и кабельных сетей 80
7.1.2. Монтаж кабелей 81
7.1.3. Оптические кабели 83
7.2. Судовое электрооборудование 88
7.2.1. Виды судового электрооборудования 88
7.2.2. Условия работы судового электрооборудования 89
7.3. Монтажные материалы 90
8. Судовые электрические сети 90
8.1. Классификация электрических сетей 90
8.2. Переключение питания потребителей 92
9. Распределительные устройства 93
9.1. Исполнение распределительных устройств 94
9.2. Аппаратура распределительных устройств 94
9.2.1. Коммутационная аппаратура 94
9.2.2. Защитная аппаратура 95
9.3. Номинальные параметры и качество электрической энергии 97
10. Судовые источники питания 103
10.1. Синхронные генераторы 103
10.2 Генераторы постоянного тока 107
10.3. Электромеханические преобразователи электрической
энергии. 108
10.4. Статические преобразователи электрической энергии. 109
11. Электрические станции 109
11.1. Принципиальная схема судовой электростанции 109
12. Электрическая защита в СЭЭС 110
12.1. Общие требования 110
12.2. Защита сетей 111
12.3. Защита генераторов 112
12.4. Коммутационные аппараты 114
13. Аппараты управления электродвигателями 119
13.1. Контакторы 119
13.2. Магнитные пускатели и станции управления 120
14. Сборка электрических машин 121
14.1. Стендовые испытания электрических машин 121
15. Методика проверки тепловой защиты 123
16. Общие требования по калибровке автоматов 124
|
16.1. Калибровка максимальных расцепителей 125
16.2. Регулировка выдержки времени срабатывания селективной
пристройки 126
16.3. Проверка минимальной (нулевой) защиты 127
17. Методы нахождения нейтрали 127
18. Нагрузочные устройства 128
18.1. Нагрузочные устройства с жидкой активной частью 129
18.2. Реактивная составляющая тока 130
19. Испытание СЭЭС с помощью береговой электрической сети 131
19.1. Включение генератора на параллельную работу 132
19.1.1. Точная синхронизация 132
19.1.2. Самосинхронизация 133
20. Испытание судового электрооборудования 134
20.1. Испытание турбогенератора ТМ-3Р-1 134
20.1.1. Измерение сопротивления изоляции 134
20.1.2. Испытание генератора на нагревание 135
20.1.3. Испытание на кратковременную перегрузку по току 137
20.1.4. Измерение температуры частей генератора 137
20.1.5. Измерение напряжений и изоляции между изолированными
частями генератора 140
20.2. Цели и задачи швартовых испытаний судовой электростанции 141
20.3. Программа швартовых испытаний турбогенератора ТМ-3Р-1 148
20.3.1. Общие положения 148
20.3.2. Основные характеристики генератора 148
20.3.3. Техническое состояние предъявляемых и обеспечивающих
систем 149
20.4. Методика проведения испытаний и проверок 151
20.4.1. Подготовка к испытаниям 151
20.4.2. Измерение сопротивления изоляции 152
20.4.3. Проверка работы системы управления при невращающемся
генераторе 154
20.4.4. Проверка ВУКВ-600-100 155
20.4.5. Проверка в режиме холостого хода 155
20.4.6. Проверка в режиме нагрузки 157
20.4.7. Проверка работы генератора и электрооборудования в
режиме сбросов и набросов нагрузки 160
20.4.8. Техника безопасности 161
20.5. Ходовые испытания 161
20.6. Ревизия электрооборудования и проверка его в период
контрольного выхода 161
21. Технический контроль и качество монтажа электрооборудования 162
21.1. Структура ОТК и его функции 162
22. Нормирование электромонтажных работ 162
22.1. Норма времени и норма выработки 163
22.2. Виды норм времени 163
22.3. Структура и классификация рабочего времени 165
22.4. Методы установления и порядок пересмотра норм времени 166
23. Численность работающих по категориям 167
Литература 169
Введение
Характеристика судостроительной промышленности
Одной из основных задач экономической стратегии правительства является неуклонный подъём материального и культурного уровня жизни народа. Для выполнения этой задачи необходимо динамичное и пропорциональное развитие производства, всемерное улучшение качества работы, быстрый рост производительности труда, расширение и коренное обновление производственных фондов обеспечение устойчивости равномерного роста тяжёлой промышленности.
Особое место в решении указанных задач отводится такой отрасли народного хозяйства, как машиностроение. Продукция машиностроения - орудия труда для других отраслей промышленности: станки машины, механизмы и инструмент, приборы, энергетическое оборудование и т.п.
Решающую роль в развитии машиностроения играет прогрессивное формирование и модернизация его промышленно-производственных фондов путём качественного обновления оборудования.
Судостроение, являясь специализированной отраслью машиностроения, призвано осуществлять развитие транспортного и промыслового флота страны, пополнять его высокоэкономичными технически совершенными судами и плавсредствами.
Опережающими темпами должно развиваться судовое машиностроение и морское приборостроение.
Создание новых типов судов обусловило разработку принципиально новых устройств, механизмов и аппаратов с развитыми системами автоматического и дистанционного управления, с широким применением новых материалов и использованием новых конструктивных принципов.
Усилия отраслевых научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских организаций направлены на повышение качества всех разработок до уровня лучших мировых образцов, увеличение ресурса надёжности, долговечности оборудования, аппаратуры и механизмов, совершенствование технологических процессов и организации производства.
Необходимо значительно повысить технический уровень судостроительного производства: судового машиностроения, морского приборостроения и судовых электромонтажных работ.
Судостроительная промышленность объединяет судостроительные и другие предприятия, обеспечивающие строительство всех видов промысловых, транспортных судов и плавсредств.
В состав судостроительной промышленности входят предприятия судового машиностроения, изготовляющие судовые машины и механизмы, устройства и системы, судовую арматуру и движители. Кроме того, предприятия судового приборостроения производят навигационное и штурманское оборудование, приборы сигнализации и управления механизмами, радио и электрооборудование, электромонтажные предприятия, монтирующие на судах электрооборудование, приборы автоматики, выпускающие устройства распределения электроэнергии.
Судостроительная промышленность имеет также научно-исследовательские институты и проектно-конструкторские организации.
Почти все предприятия отрасли выпускают товары народного потребления.
Состояние и перспективы развития отечественной судостроительной промышленности
Судостроительная промышленность является частью оборонно-промышленного комплекса страны, обеспечивающей создание, исследования, проектирование, строительство, ремонт, модернизацию и утилизацию кораблей, судов и плавучих сооружений, морского оружия, радиоэлектронного вооружения для обеспечения ВМФ России, морских частей ФСБ России, МЧС России, транспортного морского и речного флотов, рыбопромыслового флота, топливно-энергетического комплекса, ведущего добычу углеводородного и другого сырья на морском шельфе, и других сфер морской деятельности Российской Федерации. Отрасль является поставщиком техники военного и гражданского назначения на экспорт.
Все это в значительной мере определяет стратегическую, политическую, транспортную, продовольственную и энергетическую безопасность нашего государства и морскую деятельность России в целом.
Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено участие судостроительной промышленности в решении следующих актуальных задач национальной морской политики:
— обеспечение современными судами российского морского и речного транспортного флота, сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов и судов усиленного ледового класса;
— создание современных промысловых судов для морского промышленного рыболовства;
— создание специальных средств морской техники (морских платформ, надводных судов и подводных аппаратов) для освоения минеральных и энергетических ресурсов на континентальном шельфе, в первую очередь в морях Арктики, на Дальнем Востоке и на Каспии;
— создание новых поколений надводных и подводных кораблей для осуществления военно-морской деятельности.
Общая характеристика судостроительной промышленности
Судостроение в нашей стране всегда было организовано как многопрофильное производство - в отрасли не только изготавливается и ремонтируется конечная продукция, но и производится значительная часть комплектующего оборудования этой продукции.
Вследствие этого предприятия судостроительной промышленности подразделяются на следующие основные группы:
— судостроительные заводы (верфи), непосредственно создающие корабли, суда, плавучие и стационарные морские сооружения, а также осуществляющие их ремонт и утилизацию;
— проектные организации и научные центры судостроительного профиля, осуществляющие проектирование и обеспечивающие комплексное решение научно-технических вопросов создания вышеперечисленной продукции;
— предприятия машиностроения и морского приборостроения, специализированные на разработке и производстве систем и комплексов морского оружия, вооружения, судовых приборов и оборудования.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2005 года №149-р в ведении Управления судостроительной промышленности Федерального агентства по промышленности находится 36 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). Управление судостроительной промышленности взаимодействует с 127 открытыми акционерными обществами судостроительного профиля, из которых в 73 государство принимает участие в органах управления (из них в 61 — в виде закрепления федерального пакета акций) и в 8 — в виде использования специального права («золотая акция»).
Общая численность работающих в отрасли стабилизировалась и составляет в настоящее время около 200 тыс. человек.
Сегодня в собственности государства остались девять судостроительных и судоремонтных предприятий.
Основу научно-технического потенциала судостроительной промышленности составляют 50 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, специализированных по следующим подотраслям:
— судостроение и кораблестроение - 18;
— морское приборостроение - 21;
— судовое машиностроение и электротехника - 11.
В судостроительной промышленности в настоящее время интенсивно проводятся структурные преобразования, направленные на приведение судостроительной промышленности в соответствие с объективными качественно и количественно изменившимися задачами военного строительства, современными потребностями гражданского судостроения и придание отрасли нового облика, основу которого составит группа крупных системообразующих конкурентоспособных интегрированных структур:
— адаптированных к условиям рыночной экономики;
— способных обеспечить выполнение государственного оборонного заказа (ГОЗ), международных договоров по поставкам по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) и заданий мобилизационного плана;
— имеющих возможность за счет собственных ресурсов и привлекаемых внебюджетных средств и госинвестиций эффективно решать вопросы диверсификации и наращивания объемов выпуска наукоемкой, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения. Предполагается создание на базе научных организаций Центра морской науки - Федерального государственного учреждения «Крыловский государственный научный центр» и двух крупных системообразующих интегрированных структур надводного и подводного кораблестроения. В «Центр подводного кораблестроения» планируется включить государственные предприятия этого сектора. «Центр надводного кораблестроения» предполагается создать на базе консолидации государственной собственности в этом секторе промышленности с включением в состав интегрированной структуры судостроительных предприятий — акционерных обществ при достижении компромиссов с негосударственными акционерами этих предприятий. При построении этой структуры необходимо использовать схему, подобную Объединенной авиационной корпорации.
В соответствии с принятыми решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации идет формирование четырех интегрированных структур на базе 21 специализированного предприятия машиностроительного и приборостроительного профиля судостроительной промышленности:
— Концерн «Гранит-Электрон» в составе 4 предприятий: ЦНИИ «Гранит» (головная организация), «Северный Пресс», ПП «Равенство» и «Завод им. А.А. Кулакова», который специализируется на разработке, производстве, поставках, ремонте и модернизации информационно-управляющих комплексов радиоэлектронного вооружения надводных кораблей и подводных лодок, в том числе ракетного;
— Концерн «Моринформсистема—Агат» в составе 5 предприятий: НПО «Агат» (головная организация), НПО «Марс», ПО «Бином», ЦНИИ «Курс» и НПО «Калужский приборостроительный завод «Тайфун». Данная интегрированная структура занимается разработкой, производством, поставками, модернизацией и сопровождением эксплуатации интегрированных боевых систем управления, систем управления ракетным оружием надводных кораблей и подводных лодок, а также подвижных береговых противокорабельных комплексов;
— Концерн «Морское подводное оружие-Гидроприбор» в составе 4 предприятий: ЦНИИ «Гидроприбор» (головная организация), НИИ морской теплотехники, завод «Двигатель» и завод «Дагдизель». Областью ответственности интегрированной структуры являются разработка, производство, модернизация, реализация, сопровождение эксплуатации, ремонт и утилизация систем, комплексов и средств морского подводного торпедного, минного и противоминного оружия;
— Концерн «Океанприбор» в составе 8 предприятий: ЦНИИ «Морфизприбор» (головная организация), завод «Полярная звезда», Таганрогский завод «Прибой», НИИ «Бриз», НИИ «Штиль», «Водтрансприбор — Пуск», «Водтрансприбор» и ПК «Ахтуба». Концерн специализируется на разработке, производстве, модернизации, сопровождении эксплуатации, ремонте и утилизации гидроакустических систем и комплексов. Создание четырех перечисленных интегрированных структур в судостроительной промышленности осуществляется по единой институционально-организационной схеме. Федеральное государственное унитарное предприятие, определенное в качестве головной организации интегрированной структуры, преобразуется в открытое акционерное общество, 100% акций которого находится в федеральной собственности. Включаемые в состав Концерна федеральные государственные унитарные предприятия преобразуются в открытые акционерные общества с внесением 74,5% акций каждого общества в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал головной организации. Остальные 25,5% акций каждого из них остаются в федеральной собственности. Находящиеся в федеральной собственности акции акционированных ранее предприятий, которые включаются в составы интегрированных структур, вносятся в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал головной организации — открытого акционерного общества.
Итоги работы судостроительной промышленности в 2005 году.
Военное кораблестроение
В 2005 году в соответствии с государственным оборонным заказом (ГОЗ) завершено строительство малого гидрографического судна проекта 16611 на заводе «Вымпел», судна контроля физических полей проекта 18061 на Зеленодольском заводе им. Горького, плавучего причала проекта 824М на Свирской судоверфи и плавучего причала проекта 16181 в Судоремонтной судостроительной корпорации. Завершен средний ремонт малого десантного корабля на ВП проекта 12322 на Судостроительной фирме «Алмаз».
В рамках выполнения ГОЗ в 2005 году на ПО «Севмашпредприятие» продолжались работы по строительству атомных подводных крейсеров IV поколения проекта 885 (головной корабль — «Северодвинск») и проекта 955 (головной корабль- «Юрий Долгорукий», первый серийный — «Александр Невский»). Третий корабль серии — «Владимир Мономах» — заложен в Северодвинске 19 марта 2006 года, в День 100-летия Подводных сил России. Осуществлялось запланированное строительство атомных подводных лодок других проектов на ПО «Севмашпредприятие».
На Адмиралтейских верфях велось строительство неатомных подводных лодок нового поколения проекта 677 (головной корабль— «Санкт-Петербург», первый серийный — «Кронштадт»). Первый этап заводских ходовых испытаний головной подводной лодки проведен на полигонах Балтийского моря, второй этап испытаний планировался на апрель 2006 года. В первом квартале 2006 года заложен 3-й корабль серии, получивший название «Петрозаводск».
Большая производственная программа выполнялась по ремонту, модернизации, гарантийному надзору и утилизации АПЛ. В частности, осуществлялся ремонт атомных подводных крейсеров проекта 667БДРМ на заводе «Звездочка» в Северодвинске, атомного подводного крейсера на Дальневосточном заводе «Звезда».
Практически завершена модернизация на ПО «Севмашпредприятие» тяжелого атомного подводного крейсера с баллистическими ракетами (БР) под новый ракетный комплекс по проекту 941 У. 21 декабря 2005 года с него был осуществлен первый подводный пуск БР «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.
Осуществлялось строительство боевых надводных кораблей и вспомогательных судов. На Северной верфи велось строительство трех корветов проекта 20380. Головной корабль - «Стерегущий». На этой же верфи 2 февраля 2006 года заложен головной фрегат проекта 22 350 «Сергей Горшков». На Прибалтийском заводе «Янтарь» (Калининград) строились большой десантный корабль и учебный корабль «Гром». Продолжалось строительство сторожевых кораблей на заводе «Янтарь» и Зеленодольском заводе им. Горького, малого противолодочного корабля, морского тральщика, артиллерийских и десантных катеров, гидрографических судов и других специальных кораблей и судов на других заводах.
На Адмиралтейских верфях в 2005 году заложено головное спасательное судно «Игорь Белоусов». На нем устанавливается обитаемый глубоководный аппарат, предусмотрено оснащение телеуправляемыми подводными аппаратами, нормобарическими скафандрами для глубоководных работ, а также водолазным комплексом. Судно может использоваться также для освоения шельфа и проведения подводно-технических работ.
Выполнялся средний ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» на ПО «Севмашпредприятие», а также эскадренного миноносца и большого противолодочного корабля на Северной верфи.
В 2005 году завершено строительство 7 сторожевых, патрульных, разъездных и прогулочных катеров и двух барж для погранвойск ФСБ России на Ярославском заводе, Морском заводе «Алмаз» и заводах «Вымпел», «Волга», «Редан», «Восточная верфь». Велись работы по 18 другим заказам для этого ведомства.
Два поисково-спасательных катера были построены, а по двум патрульным катерам велось строительство для МЧС России.
Военно-техническое сотрудничество
В последние годы судостроительная промышленность осуществляла экспортные поставки боевых кораблей и другой техники в среднем на сумму около 1,0 млрд. долларов в год. 2005 год стал переломным для структуры российского военного экспорта - центр продаж сместился с авиационных комплексов на военно-морскую технику (доля последней в общем объеме поставок по ВТС увеличилась с 24 до 51%).
Крупнейшими покупателями отечественной военно-морской техники являются Китай, Индия и Вьетнам.
Наиболее крупной поставкой 2005 года стала передача Китаю шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636 (Адмиралтейские верфи, завод «Красное Сормово» и ПО «Севмашпредприятие»). Завершена модернизация дизель-электрической подводной лодки проекта 877ЭКМ для Индии на заводе «Звездочка». В Санкт-Петербурге 28 декабря 2005 года Северная верфь передала китайским ВМС первый эсминец проекта 956ЭМ. Хабаровский судостроительный завод построил по заказу корейских партнеров десантный катер на воздушной подушке типа проекта 12061.
На ПО «Севмашпредприятие» велись работы по переоборудованию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» для Индии. В декабре 2005 года была завершена уникальная для предприятия операция по заводке крейсера в ранее не приспособленный для этого наливной бассейн и постановке его на специально обустроенное временное построечное место.
Практически завершено строительство последней (из восьми, заказанных Китаем) дизель-электрической подводной лодки проекта 636. Завершается строительство второго эсминца проекта 956ЭМ для Китая на Северной верфи.
Продолжалось строительство двух десантных катеров типа проекта 12061 для корейских заказчиков на Хабаровском заводе и двух ракетных катеров проекта 12418 для Вьетнама на заводе «Вымпел». Поставочный контракт по проекту 12418 будет продолжен лицензионным строительством на вьетнамских верфях еще 10 кораблей этого типа.
Гражданское судостроение
В 2005 году предприятия судостроительной промышленности передали различным заказчикам 49 судов, из них 16 судов для российских заказчиков и 33 судна на экспорт.
Российским заказчикам переданы 2 танкера проекта 1577К (Рыбинский завод), 4 сейнера типа проекта 1338 (завод им. Октябрьской революции), 4 буксира (Ленинградский завод «Пелла») и др. Для отечественных заказчиков выполнялись работы по строительству еще 21 заказа, в том числе атомного ледокола проекта 10521 и двух ледоколов проекта 21900 на Балтийском заводе, опорного основания ледостойкой стационарной платформы проекта 20045 на ПО «Севмашпредприятие» и самоподъемной плавучей буровой установки проекта 15402 на заводе «Звездочка», скоростного пассажирского теплохода проекта А-45 и пассажирского теплохода на подводных крыльях проекта 342Э на Зеленодольском заводе им. Горького, четырех морозильных траулеров проектов 50010 и 70126 и двух сейнеров проекта 70129 и типа проекта 1338 и др.
Для иностранных заказчиков было построено 21 судно, в том числе:
— танкер-продуктовоз проекта 0555 для Либерии на Адмиралтейских верфях (четвертое судно из 6 предусмотренных контрактом);
— танкер проекта 17103 для Нидерландов на Волгоградском заводе. Ожидается, что серия будет продолжена, предусмотрено строительство еще двух аналогичных танкеров-продуктовозов;
— 4 танкера для Казахстана на Выборгском заводе;
— 2 сухогрузных судна смешанного плавания проекта 6RSD05 для Вирджинских островов на Волгоградском заводе. Это третье и четвертое суда из 6 предусмотренных контрактом;
— 2 сухогрузных судна смешанного плавания проекта 00101 для Кипра на Окской судоверфи;
— танкер смешанного плавания проекта 19619 для Нидерландов на заводе «Красное Сормово»;
— 2 нефтеналивные баржи проекта 11003 для Кипра на Волгоградском заводе;
— 3 баржи проекта 318 для Казахстана на заводе «Красные баррикады»;
— 2 баржи-площадки проекта 03060 для Казахстана на Зеленодольском заводе им. Горького. Это первые баржи из 6 предусмотренных заключенным в 2005 году контрактом;
— обитаемый глубоководный аппарат на Балтийском заводе и др.
Также было закончено переоборудование трех сухогрузных барж в нефтеналивные по проекту 19614 для Мальты на заводе «Красное Сормово». Это были седьмое, восьмое и девятое суда из 11 предусмотренных контрактом.
Продолжалось строительство заложенных ранее 7 судов:
— танкера-продуктовоза проекта 0555 для Либерии на Адмиралтейских верфях (пятое судно из 6 предусмотренных контрактом);
— танкера-продуктовоза проекта РК-608 для Вирджинских островов на Волгоградском заводе. Контрактом предусмотрено строительство трех судов;
— 4 сухогрузных судна смешанного плавания проекта 00101 для Кипра (2 — на Окской судоверфи и 2 - на Зеленодольском заводе им. Горького);
— транспортно-буксирного судна проекта UT-722 для Вьетнама на Амурском заводе. Началось строительство еще 27 судов и катеров, в том числе:
— танкера-химовоза проекта 18500 для Германии на Амурском заводе. Это первое судно серии из 4 единиц, предусмотренных заключенным в 2005 году контрактом;
— танкера-химовоза проекта Р-668 для Норвегии на ПО «Севмашпредприятие» (всего контрактом предусмотрено строительство 8 судов);
— танкера проекта 00215 для Великобритании на Зеленодольском заводе им. Горького;
— сухогрузного судна смешанного плавания проекта RSD19 для Ирана на Волгоградском заводе. По заключенному в 2005 году контракту будет построено 4 судна;
— судна сейсморазведки для Индии на Амурском заводе в результате проведенного в 2004 году международного тендера;
— океанской моторной яхты проекта А-133 на ПО «Севмашпредприятие». После ее закладки подписан контракт на строительство еще одной яхты.
Мировые потребности в судостроительной продукции и возможности Российского судостроения. Рынок подводных лодок
На рынке подводных лодок лидирующее положение по-прежнему занимают Россия, Франция и Германия. Первое десятилетие XXI века будет характеризоваться ростом спроса на неатомные подводные лодки. Это обусловлено значительным количеством дизель-электрических подводных лодок, экспортированных в 1960—1970 годы и подлежащих списанию по срокам службы.
По мнению экспертов, в ближайшие 10 лет основными игроками на рынке неатомных подводных лодок останутся названные выше страны. Основная борьба между ними развернулась на рынках стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Потребность мирового рынка в этот период составит от 60 до 100 неатомных ПЛ. Россия в принципе могла бы «закрыть» до 50% этой потребности. При сохранении научного потенциала отечественного судостроения и реализации намеченных планов по развитию отрасли и отработке перспективных и прорывных технологий в области судостроения успешная конкуренция России вполне реальна. Отечественной судостроительной промышленностью может быть предложен широкий ряд неатомных подводных лодок, учитывающий финансовые возможности и эксклюзивные требования потенциальных заказчиков. Предлагаются ракето-торпедные неатомные подводные лодки проектов 636М, «Амур 950/1650», сверхмалые подводные лодки «Пиранья» и «Тритон», обитаемый спасательный глубоководный аппарат проекта 18270 «Бестер» и другие.
Рынок надводных кораблей
В настоящее время наибольшим спросом на рынке надводных кораблей пользуются фрегаты и корветы. Страны, заинтересованные в приобретении кораблей основных классов, либо приобретают списываемые корабли из состава ВМС ведущих морских держав, либо стараются построить новые корабли на своих верфях, хотя бы и с зарубежной помощью. Наибольшим спросом пользуются фрегаты и универсальные десантные корабли с авианесущими возможностями.
Лидером среди европейских стран являются Германия с семейством фрегатов типа МЕСО и новыми корветами типа К-130, а также Франция с фрегатами типа «Ла-файет», построенными по «Стелс-технологии». Ряд новых корветов с широким использованием «Стелс-технологии» и модульных принципов предлагается ведущими верфями Нидерландов и Великобритании.
Российские предложения по экспорту надводных кораблей также достаточно привлекательны.
Фрегаты проекта 11356, построенные Балтийским заводом для Индии, уже получили продолжение в виде подготовки контракта на строительство второй серии из трех фрегатов. Планируется подписание контракта с Вьетнамом на поставку двух сторожевых кораблей. Российское судостроение предлагает на экспорт сторожевой корабль «Корсар» проекта 11541 и корвет проекта 20382, на вооружении которого находится 100-мм автоматическая артиллерийская установка А190Э, превосходящая существующие зарубежные аналоги по ряду основных боевых характеристик. По-прежнему велик экспорт патрульных катеров и других малотоннажных скоростных кораблей. Наряду с боевыми кораблями на экспорт предлагаются и суда обеспечения, в том числе уникальное судно контроля физических полей кораблей проекта 18065. По прогнозам специалистов, Ближний и Средний Восток останутся одним из основных покупателей вооружений в обозримом будущем. На данном рынке Россия может традиционно предлагать различные проекты боевых кораблей и катеров. Отечественные поставки устраивают ближневосточных партнеров своим качеством, тактико-техническими характеристиками и относительно невысокой ценой. Большие перспективы в последнее время сулит отечественному судостроению латиноамериканский рынок, прежде всего Венесуэла.
Рынок гражданских судов
Мировой объем рынка гражданской судостроительной продукции составляет 70-80 млрд. долларов в год. Стоимость фрахта судов, обеспечивающих перевозки грузов морем, ежегодно составляет 230—250 млрд. долларов. Стоимость ежегодно добываемых в море рыбы и морепродуктов колеблется от 35 до 40 млрд. долларов. Не менее прибыльна добыча на морском шельфе нефти и газа, оцениваемая в 80-100 млрд. долларов. Кроме того, активная деятельность на море обеспечивает транспортную и экономическую безопасность страны, особенно при наличии анклавов, и возможность решения геополитических задач, а также приносит дополнительные рабочие места.
Наиболее существенный рынок для отечественного гражданского судостроения в ближайшее десятилетие будет связан с созданием технических средств для Северного морского пути, который представляет собой транспортно-промышленный комплекс, действующий на всем протяжении Северного Ледовитого океана — от Мурманска до Берингова пролива, а также в бассейнах 8 крупнейших северных судоходных рек. Прогнозируется резкий рост транзитных перевозок и объемов северного завоза.
Крайне важной областью внутреннего рынка гражданского судостроения в ближайшие десять лет будет создание судов и технических средств для освоения уникальных месторождений нефти и газа на арктическом шельфе России, оцениваемых в 100 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте. Стоимость освоения первоочередных месторождений оценивается в 15 млрд. долларов. Освоение Арктики потребует создания широкой гаммы транспортных, обслуживающих и технических судов и плавучих сооружений, приспособленных для работы в тяжелых климатических условиях. Среди них челночные и магистральные танкеры ледового плавания различной грузоподъемности, стационарные добычные и плавучие разведывательные и добычные платформы, разнообразные обслуживающие суда, включая, буксиры-спасатели, плавучие терминалы, погрузочные буи.
Для выполнения прогнозируемых объемов работ на период до 2020 года по добыче и транспортировке жидких углеводородов Арктики, а также традиционных перевозок по Севморпути потребность в ледостойких сооружениях (платформы, терминалы) оценивается в 18 единиц, а в специализированных транспортных судах арктического плавания - около 90 единиц суммарным дедвейтом около 4 млн. тонн. Кроме того, необходимо будет построить 10-12 новых ледоколов различных типов. Аналогичная потребность в различных морских средствах прогнозируется для освоения шельфа Сахалина.
Российские возможности по экспорту гражданской продукции относительно невелики и не могут конкурировать со странами Юго-Восточной Азии в производстве транспортных судов, строящихся большими сериями. Вместе с тем отечественное судостроение по-прежнему не имеет конкурентов в области сложной и наукоемкой судостроительной продукции -ледоколы и ледокольные суда, танкеры-химовозы и продуктовозы, сухогрузные суда смешанного плавания, суда сейсморазведки, буксиры, сложные обеспечивающие суда.
Проблемы отечественной судостроительной промышленности