Контрольная работа
по дисциплине «Философия науки и техники»
на тему: «Эволюционная теория: за и против».
Выполнил: студент группы
б-ИКТСипу-31
Шифр – 182894
Овчаров Кирилл Дмитриевич
182894_б-ИКТСипу31_Овчаров_Кирилл_Дмитриевич_2021_7
Проверила: профессор, доктор философских наук
Стеклова Ирина Владимировна
Саратов – 2021
Содержание
Введение...…………………………………………………………… | стр. | |
1. Евгеника- возможное будущее всего человечества?................... | 4-6 | стр. |
2. История Евгеники (в частности, в России). …..………………… | 7-8 | стр. |
3. Вместо заключения: За и против евгеники...…………………… | 9-10 | стр. |
Заключение…………………………………………………………… | стр. | |
Список использованной литературы……………………………….. | стр. |
Введение
Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие возможности для общения друг с другом: совместная деятельность членов общества вызвала необходимость сигнализации жестами, звуками. Первые слова были связаны с трудовыми операциями и обозначали действие, работу, а названия предметов появились позднее. Неразвитая гортань и ротовой аппарат предков человека в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи человека. Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через непосредственное раздражение органов чувств - это первая сигнальная система. Но человек способен воспринимать сигналы словом - он обладает второй сигнальной системой. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных.
|
Поэтому и появилась такая наука как евгеника, изучающая влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений.
Не так давно в нашей науке слова "евгеника" и "генетика" были ругательными. С генетики проклятие со временем сняли, а вот евгеника - наука об улучшении человеческого рода - так и остается чем-то сомнительным, связанным с бесчеловечными экспериментами нацистов и другими опытами того же толка. При этом большинство непосвященных плохо представляет, что же такое евгеника на самом деле. Чтобы разобраться в этом вопросе рассмотрим этот вопрос с самого его возникновения. Цель данной работы рассмотреть плюсы и минусы евгеники.
Евгеника- возможное будущее всего человечества?
Что такое Евгеника?
Термин "евгеника" был введен Ф. Гальтоном (FrancisGalton) в 1883 году. По Гальтону, евгеника стремится к улучшению человечества через поощрение наиболее способных и здоровых людей к увеличению потомства. Гальтонпредставлял как бы позитивное направление евгеники.
Негативная евгеника получила свое распространение в США, Германии и Скандинавских странах в начале века. Это течение пользовалось в США широкой популярностью. Снимались фильмы, печатались учебники, пропагандирующие евгенику. В стране существовали несколько институтов, занимающиеся этой проблематикой. Самый знаменитый из них: EugenicsRecordOffice (ERO).
Создавались научные общества (GaltonSociety, AmericanEugenicsSociety), журналы (EugenicalNews), посвященные евгенике, и комитеты по ее распространению среди населения. В 1912, 1921 и 1932 были проведены несколько международных конгрессов евгенистов. В колледжах вводились курсы по евгенике, студенты писали научные работы на эту тему. И до сего дня в сознании американских граждан сильны те стереотипы, которые были активно насаждаемы в то время.
|
Негативная евгеника требует, чтобы "негодный человеческий материал" более не размножался. Из данных генетики был сделан вывод, что люди так же, как и растения и животные, должны быть отделены от своих менее полезных членов посредством принудительной стерилизации, тогда как размножаться могут только самые здоровые особи. При этом нездоровыми признавались социально не состоявшиеся люди. Они будто бы обладают некоей необратимо испорченной наследственностью. Таким образом, евгеника пыталась объяснить причину социальных болезней человечества, таких, как нищету, алкоголизм, бродяжничество, преступность и проституцию.
Последователи евгеники считали, что общество напрасно тратит огромные суммы, позволяя рождаться нездоровым людям. Ведь о них потом надо заботиться, тогда как стерилизация одного нездорового индивида сберегает будущим поколениям тысячи долларов. Евгеника становилась удобным способом решения всех злободневных проблем общества, так как причину их усматривали не в структуре общества в целом, а в необратимо испорченной наследственности отдельных индивидов и даже целых этнических групп.
Исследования, на основании которых были сделаны такие выводы, в настоящее время, да и в те годы, многие квалифицируют как явно ненаучные, так как факты часто подгонялись под некие, уже сложившиеся в обществе стереотипы. Руководствуясь работами Менделя, евгенисты пытались выявить признаки, передающиеся по наследству, составляя генеалогические таблицы и родословные. Изучение наследственных черт сводилось к поиску больших семей и проверке каждого члена этой семьи на наличие/отсутствие той или иной черты. При этом использовались данные, собранные в тюрьмах, сумасшедших домах, домах сирот, домах для слепых. Такое исследование может быть успешным, если идет речь о цвете волос, глаз или пигментации. Но если предметом исследования становятся такие более сложные признаки, как, например, музыкальные способности и интеллект или такие болезни, как шизофрения или маниакальная депрессия, то фактически невозможно определить даже критерии измерения той или иной черты.
|
При оценке интеллектуальных способностей и составлении тестов по определению уровня интеллекта учитывались знания культуры США, а не реальные знания индивида или его способность мыслить. Вполне естественно, что по такого рода тестам большинство иммигрантов показали низкие результаты, и были признаны не вполне нормальными с точки зрения интеллекта. При этом совершенно не учитывалось влияние на человека социума и окружающей среды.
Следует отметить, что исследовались не только характерные черты среди членов одной семьи, но и были попытки выявить черты, передающиеся по наследству внутри этноса. Так, евгенистыопределили как хорошую кровь - кровь первых американских поселенцев, прибывших из стран Северной и Западной Европы. Они, по мнению евгенистов, обладают такими врожденными качествами, как любовь к науке и искусству. Тогда как иммигранты из Южной и Восточной Европы обладают менее благоприятным набором черт.
Все это способствовало введению ограничительных законов для въезжающих в Америку и законов против смешанных браков между представителями разных рас и национальностей. В противном случае, как утверждали евгенисты, велика вероятность порчи американской крови.
История Евгеники (в частности, в России)
Термин "евгеника" был впервые предложен в 1883 году видным английским антропологом, психологом и основоположником биометрии Ф. Гальтоном. Вот какое определение евгеники он тогда дал: "Изучение подлежащих общественному контролю влияний, могущих улучшить или ухудшить как физические, так и умственные качества грядущих поколений". И при этом он добавил, что на первой стадии относящиеся сюда вопросы будут подвергаться чисто научной разработке, причем дело не пойдет дальше пропаганды евгенических идей. На второй стадии уже можно будет принять ряд мероприятий практического характера и издать соответствующие законы. Наконец, на третьей стадии такие законы станут ненужными, потому что все люди осознают необходимость правил евгеники.
Интерес к евгенике резко возрос в первой четверти текущего столетия. Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов, зародившаяся после вторичного открытия законов Г. Менделя в 1900 году, быстро накапливала данные о том, что законы расщепления наследственных признаков при скрещивании, установленные Менделем, одинаковы для всех разнообразных, изучавшихся в опытах растений и животных. С утверждением в 20-х годах хромосомной теории наследственности стало несомненно, что у всех исследованных к тому времени живых существ принципиально сходный генетический аппарат, следовательно, все вытекающие из генетических опытов выводы должны быть справедливы и для человека. Подтверждающие это факты все чаще описывались в научной литературе тех лет на основании изуния родословных в семьях, где наблюдались какие-нибудь физические или умственные отклонения, передающиеся из поколения в поколение.
На первых порах к евгенике сочувственно отнеслись передовые ученые разных стран, в том числе и отечественные. Так, К.А. Тимирязев в своей статье, напечатанной в 1911 году в энциклопедическом словаре Бр. Гранат, без какой-либо критики приводит определение Ф. Гальтона и пишет, что важной задачей первой, академической стадии развития евгеники, предлагаемой Гальтоном, должно быть создание в университетах особых лабораторий "по изучению биологических, медицинских и статистических методов" для разработки евгенических проблем. При этом он подчеркивает, что важнейшая из них - проблема относительной роли наследственности и воспитания в формировании признаков человека. Гораздо осторожнее К.А. Тимирязев относится к намеченным Гальтоном второй и третьей стадиям развития евгеники. В конце своей статьи он пишет: "Таковы задачи академической стадии. Каковы же будут ее практические выводы, а, тем более, каковы будут нравственные принципы...еще преждевременно гадать".
В 1920 году в Москве в Институте экспериментальной биологии, возглавляемом Н.К. Кольцовым, был открыт отдел евгеники и организовано Русское евгеническое общество, председателем которого тоже был Н.К. Кольцов; он же был главным редактором выпускаемого этим обществом Русского евгенического журнала. В деятельности общества принимали активное участие выдающиеся генетики А.С. Серебровский и Ю.А. Филипченко, антрополог В.В. Бунак, видные врачи А.Н. Абрикосов, Г.И. Россолимо, Д.Д. Плетнев, народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко, сочувственно относился к этому обществу М. Горький. Вскоре открылись филиалы Русского евгенического общества в Ленинграде, Киеве, Одессе, Саратове.
В тот же период были организованы евгенические лаборатории и евгенические общества в ряде западно-европейских государств и США, учрежден Международный евгенический комитет, в который вошли представители 15 стран (от СССР в нем участвовал Н. К. Кольцов).