Принципы формирования мировой юстиции




 

Через 80 лет мировой суд возвратился в Россию. В Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации от 31 декабря 1996 года» предусмотрено восстановление института мировых судей, которые отнесены к судам субъектов Российской Федерации.

! 7 декабря 1998 года был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». Согласно этому закону:

Мировым судьёй может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной комиссии судей. Мировой судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой. Компетенцию мирового судьи можно разделить на 3 части:

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях (наказание не более двух лет лишения свободы);

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака;

4) дела о разделе между супругами нажитого имущества;

5) дела, возникающие из трудовых отношений;

6) дела об определении порядка пользования недвижимым имуществом;

7) дела об административных правонарушениях;

8) иные дела, возникающие в семейно-правовых отношениях; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 размеров оплаты труда.

2. Мировой судья также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.[5]

С какой целью возрождается институт мировых судей?

Во-первых, это связано с общим процессом демократизации российского общества. Мировой суд должен быть максимально приближен к народу, чтобы выражение «суд скорый и правый» стало не только красивой фразой, но и жизненной реальностью.

Во-вторых, мировые суды должны значительно разгрузить федеральные суды общей юрисдикции. В-третьих, должны значительно сократить сроки разбирательства дел, повысится число их рассмотрения.

Первые итоги

 

Введение института мировых судей в Республике Татарстан, так же как и в других регионах России, осуществлялось поэтапно. Первоначально были приняты законы «О мировых судьях в Республике Татарстан», «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Татарстан». Госсовет РТ принял постановление «Об утверждении института и штатного расписания аппаратов мировых судей в Республике Татарстан». В соответствии с ними в аппарате мирового судьи предусматриваются должности консультанта, секретаря судебного заседания, заведующего канцелярией, делопроизводителя-архивариуса.

Проявил заинтересованность в развитии института мировых судей глава администрации города Казани Камиль Исхаков. Он своим постановлением от 24 июля 2000 года обещал главам районных администраций города месячный срок решить вопрос о границах судебных участков и совместно с комитетом по управлению коммунальным имуществом на каждом судебном участке выделить помещение для работы мировых судей и их аппарата. Однако постановление выполнялось крайне редко. До сих пор нет помещений для мировых судей в Советском и Вахитовском районах города Казани.

Всего для республики требуется 168 мировых судей. Для этих целей выделены 628 штатных единиц. Требования, предъявляемые к мировым судьям очень высоки. Из первых 373 кандидатов квалификационные экзамены сдали 274 человека, а из них было избрано 126 человек. В 2001 году на 1 место мирового судьи претендовало 3 человека.

Нормативные требования такие: на одного мирового судью необходимо помещение общей площадью 22 м2. Что туда входит? Кабинет судей, зал заседаний, конвойная комната, архив – ведь мировые судьи рассматривают и уголовные дела, которые предусматривают наказание до двух лет лишения свободы.

В 2001 году мировыми судьями Республики Татарстан было рассмотрено 40 тысяч дел. Это составило 42% от всех гражданских дел и 20% от уголовных. Примерно половина всех рассмотренных дел закончилась примирением сторон.[6]

Особо бы хотелось отметить вопрос, связанный с финансированием в Республике Татарстан. Проект сметы на 2001 год на обеспечение деятельности судей был представлен в Министерство финансов республики в сумме 57 млн. 870 тысяч рублей. А в 2002 году выделено 34 млн. рулей. Это больше, чем в 2001 году, но, ясно, что этих средств крайне недостаточно для нормальной работы. Ведь материально-техническая база нового института создаётся «с нуля».

Таким образом, проблема финансирования института мировых судей является одной из важнейших.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: