Последние дни Р. Л. Добсона 2 глава




Уязвленный дух

Часть моих читателей сейчас, возможно, удивляется: Почему только мальчики? Почему бы не поговорить за­одно о проблемах девочек? Ответ сводится к тому, что мальчики — причем в большей степени, чем девочки — находятся в наши дни в довольно опасном положении. На протяжении трех десятилетий мы слышали, что девочки в школе подвергаются дискриминации, сексуальным до­могательствам, что к ним относятся пренебрежительно и не занимаются ими в должной мере. Эти утверждения не­которым образом соответствуют действительности, и в связи с этим предпринимаются определенные шаги. Но сейчас со стороны представителей социальных наук зву­чит хор озабоченных голосов, указывающих на невидан­ный ранее кризис, угрожающий именно будущим муж­чинам. Хотя для многих детей обеспечены благоприят­ные внешние условия, малая, но заметная часть их стра­дает от таких социальных факторов и влияний, с которы­ми еще вчера детям сталкиваться не приходилось. Для некоторых детей непосильной оказывается уже попытка просто сохранить свое эмоциональное здоровье. Давайте обратимся к данным, которые покажут нам, что многие будущие мужчины сегодня терпят бедствие — и подавля­ющее их большинство из-за негативного влияния нашей культуры.
Мальчики по сравнению с девочками в шесть раз чаще страдают от неприспособленности к учебе, в три раза ча­ще регистрируются в качестве наркоманов и в четыре раза чаще получают диагнозы, обусловленные эмоцио­нальными расстройствами. Для них выше риск возник­новения шизофрении, аутизма, сексуальных отклоне­ний, алкоголизма, энуреза, а также появления всевозмо­жных форм антисоциального и криминального поведе­ния. Для них в двенадцать раз выше вероятность совер­шить убийство, а смертность в дорожных происшествиях у них выше на пятьдесят процентов. Семьдесят семь про­центов судебных дел о правонарушениях относятся к ли­цам мужского пола.
Более того. Мальчики в возрасте до пятнадцати лет в два раза чаще по сравнению с девочками поступают в пси­хиатрические лечебницы и в пять раз чаще совершают самоубийство. Не менее 80 процентов самоубийц явля­ются лицами мужского пола в возрасте до двадцати пяти лет. Количество самоубийств среди черных подростков возросло на 165 процентов только за последние двенад­цать лет. Мальчики составляют до 90 процентов тех, кто охвачен программами отвыкания от наркотиков, и до 95 процентов несовершеннолетних, предстающих перед судом.
Как утверждает доктор Майкл Гуриан — психотера­певт и автор книги «Феномен мальчиков» (The Wonder of Boys), причины смятения и неудовлетворенности жиз­нью у мальчиков особенно ясно видны в системе общест­венного образования.
От первых классов до конца школы оценки у мальчи­ков хуже, чем у девочек. В восьмом классе (при 12-летней системе обучения. — Примеч. пер.) мальчи­ки задерживаются на 50 процентов чаще, чем девоч­ки. В школе высшей ступени мальчики составляют две трети обучающихся в классах для отстающих. В наши дни мало юношей поступают в колледж и окан­чивают его. Теперь 59 процентов кандидатов на сте­пень магистра составляют девушки, а доля мужчин в высшем профессиональном образовании с каждым годом снижается. Когда учащихся восьмого класса спрашивают об их планах, в наши дни девочки в два раза чаще мальчиков отвечают, что хотели бы занять­ся менеджментом, свободными профессиями или бизнесом. Мальчикам труднее приспособиться к школе, они почти в десять раз чаще девочек страдают «гиперактивностью», и на их долю приходится 71 процент случаев временного исключения из школы.
Самым, может быть, тревожным свидетельством кризи­са являются все учащающиеся случаи вооруженного на­силия среди подростков, особенно массовые убийства в школах таких городов, как Литлтон, штат Колорадо, Джонсборо, штат Арканзас, Спрингфилд, штат Орегон, Падьюка, штат Кентукки, Форт-Гибсон, штат Оклахо­ма, Санти и Эль-Кайон — оба штат Калифорния. И за то время, пока эта книга готовится к печати, могут, к не­счастью, произойти новые кровавые инциденты. До сих пор большинство таких убийц оказывались подростка­ми мужского пола и белой расы, совершенно не способ­ными объяснить, почему они решили застрелить своих одноклассников и учителей. Когда тех из них, кто остал­ся в живых, спрашивали, каковы были их мотивы, боль­шинство отвечало просто: «Не знаю». Некоторые гово­рили об издевательствах со стороны сверстников, сход­ных с теми, что всем нам, взрослым, пришлось в детстве испытать и научиться переносить.
Одним из убийц был пятнадцатилетний подросток из Спрингфилда (штат Орегон) по имени Кип Кинкель. Он убил своих родителей, а потом обстрелу подверглись два­дцать семь его одноклассников в Спрингфилдской сред­ней школе. Двое из них умерли. Вот выдержка из разго­вора Кинкеля с полицейским дознавателем, состоявше­гося спустя всего несколько часов после того, как подрос­ток убил своих отца и мать.
Неизвестный сотрудник полиции: Ты подошел к не­му и выстрелил ему в голову. Так это было? Кинкель: В общем, да.
Полицейский: Сколько раз ты в него выстрелил? Кинкель: Один.
Полицейский: И куда ему попала пуля? Кинкель: Прямо над ухом... О, Боже мой... я любил своего отца; поэтому мне и пришлось... Полицейский: Ты любил его, поэтому тебе пришлось убить его?
Кинкель: Да... О, Боже мой. Мои родители были хо­рошими людьми... я не знал, что делать, потому что... о, Боже мой, мама пришла домой... О, Боже мой. Полицейский: Ты понимал, что этого нельзя делать?
Кинкель: У меня не было другого выхода. Мне остава­лось только это.
Кто сможет в точности сказать, что заставило Кипа за­стрелить своего отца, несмотря на все заверения о любви к нему? Однако мы знаем, что существует некий общий знаменатель между ним и многими другими подростка­ми, тоже устроившими бойню для своих сверстников. Это скрытая внутри ярость, которая почти не поддается объяснению. Как полагает один исследователь, в типич­ном случае эти дети до последней минуты не знают, со­вершить им убийство, самоубийство или то и другое2. Хотя в наши дни есть миллионы других подростков, тех, кто никогда не прибегнет к такому жестокому насилию; на их долю тоже выпадает свое бремя отчуждения.
Очевидно, в современном мире есть что-то глубоко не­правильное. Чем нам объяснить вулканы эмоций, бушу­ющие внутри многих подростков, и кто взялся бы пред­сказать, что это предвещает для тех мужчин, которые из них вырастут? И чем объясняется возрастающее число подростков, которые просто не в состоянии жить в совре­менном мире? Это трудные вопросы, и ответы на них сло­жны и разнообразны. В следующих главах я рассмотрю некоторые подспудные факторы и приведу свои предло­жения, чем могли бы помочь детям их родители и учите­ля. Но сначала давайте внимательнее приглядимся к эмоциональной жизни детей в современном мире и к не­гативной роли распространенного среди них явления под названием «уязвленный дух».
В наши дни мальчики больше чем когда бы то ни было страдают от кризиса уверенности в себе, который прони­зывает их до самых глубин души. Многие из них растут с убеждением, что родители их не любят, а сверстники не­навидят или презирают. Это вызывает у них определен­ные формы отвращения к самим себе, которые нередко служат прелюдией к насилию, наркомании, беспорядоч­ным половым связям и самоубийствам. Это помогает по­нять, почему и мальчики, и девочки занимаются веща­ми, которые в противном случае не имели бы никакого смысла, такими как причинение себе боли, пирсинг наи­более чувствительных частей тела, татуирование с голо­вы до ног, употребление опасных препаратов и/или ото­ждествление себя со смертью, извращения и сатанистские ритуалы. Некоторые из них, как выразился кто-то, «кричат пулями».
У части детей синдром уязвленного духа начинается очень рано вследствие жестокого обращения и пренебре­жения. Крошечные мальчики и девочки, чьи фундамен­тальные потребности остались неудовлетворенными, уже никогда, может быть, не оправятся от этого полностью. Они будут страдать от серьезных психологических и нев­рологических расстройств, которые мы вскоре обсудим. Почему такое возможно? Семьдесят семь процентов ро­дителей, которые плохо заботятся о своих детях и жесто­ки с ними, в то же время вредят и собственному телу, зло­употребляя алкоголем или другими психоактивными ве­ществами. Довольно трудно проявлять свою любовь и за­ботиться о ребенке в состоянии алкогольного или нарко­тического опьянения.
Разумеется, дурное обращение с детьми не всегда вы­звано злоупотреблением психоактивными веществами. Многие родители просто бывают слишком заняты, озабо­чены чем-то другим или отличаются чрезмерной инфан­тильностью и эгоизмом, чтобы удовлетворять настоя­тельные психологические потребности СВОИХ младенцев или малышей. В случае развода внимание взрослых от­влечено от детей и сосредоточено на собственных мучи­тельных переживаниях. С этим отчуждением родителей от детей в современном, до головокружения стремитель­ном мире мы еще не раз встретимся, обсуждая нашу тему воспитания сыновей. Это и есть одна из тех коренных проблем, от которых страдают сегодняшние дети.
Хроническое невнимание к мальчикам и девочкам в первые два года их жизни оказывает на их психологию и неврологию самое пагубное действие. Мозг — это разви­вающийся в интерактивных взаимодействиях орган, для которого необходимы стимулы, приходящие из внешне­го мира. Когда ребенка игнорируют, не заботятся о нем или перепасовывают от одной няньки к другой, его лиша­ют возможностей для формирования умственных способ­ностей. Чем хуже с ребенком обращаются, тем сильнее причиняемый ему вред.
Об актуальности этой проблемы свидетельствуют сот­ни миллионов долларов, выделяемых правительством на медицинские и психологические исследования, охваты­вающие не только младенцев, но и подростков, с которы­ми в первые годы их жизни обращались просто ужасно. Некоторые из них по много дней валялись, всеми забы­тые, в грязных пеленках, воспаляющих нежную кожу; на теле у них виднелись следы побоев и ожогов, достав­шиеся им от психически больных или одурманенных ко­каином родителей. Такого рода заброшенность несчаст­ного ребенка, отторженность от родителей, по данным ис­следователей, заставляют его организм вырабатывать значительные количества гормонов кортизола (гидро­кортизона) и адреналина. Эти вещества попадают с током крови в определенные области мозга, где сосредоточены такие эмоциональные функции, как сопереживание и совесть. Повреждения, причиненные здесь критически ва­жным нервным путям, уже никогда не компенсируются й в конечном счете ограничивают способность индивиду­ума на следующих этапах жизни «сочувствовать» другим людям. Именно поэтому о многих из самых жестоких де­тей можно сказать, что они «повредились умом» в бук­вальном смысле слова.
Эти исследования помогают понять, почему все возрас­тающее число подростков словно бы не чувствует ника­ких угрызений совести, убивая или калеча невинные жертвы. Один четырнадцатилетний мальчик выстрелил в человека, остановившегося в своей машине перед пере­крестком. Когда убийцу спросили, почему он это сделал, он ответил, что тот «как-то странно на него смотрел». Еще один ребенок стоял у магазина «7-Eleven» и убил од­ного из покупателей, просто чтобы посмотреть, как тот умрет. Эти юные убийцы, из которых почти все были мальчиками, как правило, не выражают своего раская­ния или сожалений о проявленной ими жестокости. Ро­бин Карр-Морс, соавтор книги «Привидения в детской: прослеживая истоки насилия» (Ghosts in the Nursery: Tracing the Roots of the Violence), говорит, что нация за­брошенных, эмоционально отчужденных младенцев «со­здала конвейер [для детей], ведущий прямиком в наши тюрьмы».
Существуют, конечно, и другие факторы, из-за кото­рых дух становится уязвленным. Один из них — это пре­дельная сосредоточенность на физическом облике чело­века, ныне проникающая уже в души самых юных детей. Жизнь может оказаться очень трудна для мальчика, ко­торый выглядит необычно, имеет какое-то бросающееся в глаза отличие — нос крючком, покрытую оспинами или прыщами кожу, слишком сильно вьющиеся, или, наобо­рот, слишком прилизанные волосы, слишком большие ступни, косые глаза, торчащие уши или слишком тол­стые бедра. Рыжих дразнят немилосердно еще в дошкольном возрасте. Фактически ребенок может быть фи­зически безупречен за единственным исключением в ви­де некоей досадной особенности, однако под градом на­смешек он или она начинает переживать по поводу этого единственного недостатка, как будто бы к нему сводится все самое важное в жизни. И в их возрасте дело обстоит именно так.
Писатель Франк Перетти предложил выражение «уязвленный дух» и использовал его в качестве загла­вия своей замечательной книги, основанной на его соб­ственных детских переживаниях. Он родился с опухо­лью на челюсти, которая его уродовала и в течение всего детства навлекала безжалостные насмешки. Он считал себя «монстром», потому что именно так его звали дру­гие дети. Бок о бок с Франком стоят миллионы других людей, прошедших сквозь годы отверженности и изде­вательств из-за физической аномалии или изъяна в сво­ей внешности.
Такая уязвимость во взаимоотношениях с юными сверстниками всегда была частью человеческой жизни, однако современные дети и подростки стали в этом отно­шении еще чувствительнее. Причина в том, что массовая культура превратилась в деспотического владыку умов, который требует все более точного соответствия своему ползущему вверх стандарту физического совершенства. Например, если вам доведется посмотреть старые филь­мы с Элвисом Пресли, вы заметите, что девушки из подтанцовки, щеголяющие своими фигурами в бикини, явно набрали лишний вес и несколько «расплылись». Вот они, трясут дородными телесами на радость Элвису и другим гиперсексуальным участникам его команды. Но эти акт­рисы, казавшиеся такими соблазнительными в 1960 го­ду, не смогли бы сегодня попасть в передачу Bay watch. Большинству из них пришлось бы провести год-другой в спортзале и сделать операцию по увеличению бюста, что­бы соответствовать современным требованиям. В дни Рембрандта женщины, считавшиеся особенно красивы­ми, были откровенно толстыми. Сегодня идеалом стала крайняя худоба и «твердые», накачанные формы — ино­гда граничащие с мужеподобностью. Словом, стандарты совершенства ужесточаются и сделались для большинст­ва детей недостижимыми.
За волну насилия, которую мы видим в наши дни, от­ветственны, в основном, масс-медиа и индустрия развле­чений. Они превозносят образцы физического совершен­ства, приводя нам в пример нескончаемую череду «топ-моделей», «подружек «Плейбоя»», просто «красо­ток» и «качков». В конечном счете это оказывает на детей и подростков очень глубокое действие, не только в нашей стране, но и во всем мире. Мы увидели драматическую иллюстрацию этого факта, когда передачи западного спутникового TV впервые стали достигать островов юж­ной части Тихого океана. В телепродукции то и дело мелькали образы обворожительных и довольно худень­ких актрис, игравших роли в «Мелроуз Плейс», «Бевер­ли Хиллз 90210» и прочих сериалах для подростков. Спу­стя четыре года проведенный на острове Фиджи опрос Шестидесяти пяти девушек выявил, как изменялись (или Искажались) их взгляды под воздействием телепередач. Почти сразу же девушки захотели одеваться и уклады­вать свои волосы так, как это делают западные женщи­ны. Доктор Анна Бич ер, научный директор Гарвардского центра нарушений аппетита, обнаружила также серьез­ные перемены в пищевых предпочтениях юных острови­тян и островитянок. Для тех, кто смотрел телевизор три раза в неделю и чаще, на 50 процентов выше по сравне­нию с остальными была вероятность того, что они воспри­нимают самих себя в качестве «слишком крупных» или «слишком толстых». Свыше 62 процентов из них пыта­лись в течение последнего месяца сесть на диету.
Малышам совсем не обязательно иметь избыточный вес, чтобы ощутить на себе это давление общественного мнения. Исследование, проведенное Калифорнийским университетом несколько лет назад, выявило, что 80 про­центов девочек в четвертом классе школы пытались сесть на диету, поскольку считали себя слишком толстыми. Как показало еще одно исследование, к настоящему времени тоже слегка устаревшее, половина учащихся на­чальной школы в возрасте от восьми до одиннадцати лет отвечают в анкете, что не удовлетворены тем, сколько они весят. Убежден, что сегодня эти цифры оказались бы еще более шокирующими. Доктор Мэри Сандерс и ее кол­леги из Медицинской школы Стэнфордского университе­та полагают, что причины, вызывающие такие неврозы, как анорексия (патология, выражающаяся в чрезмерно упорном стремлении к похудению. — Примеч. пер.), булимия (букв, «бычий голод»; патологический неутоли­мый аппетит. — Примеч. пер.) и другие нарушения аппе­тита, можно обнаружить в этих ранних детских пережи­ваниях. Сандерс и ее коллеги уверены, что современные дети «включены в культуру, где господствуют призывы соблюдать диету». Догадываетесь, в чем дело? Отноше­ние окружающих к «толстякам» воспринимается в каче­стве такой сильной угрозы, что даже самых худеньких всерьез страшит перспектива набрать лишний вес. Не приходится удивляться, что среди подростков свирепст­вуют всевозможные нарушения аппетита.
Эта одержимость мыслями о своем весе, похоже, за­тронула даже английскую принцессу Диану, которую многие поклонники причисляли к самым красивым и очаровательным женщинам в мире. В любом случае, она была одной из самых часто фотографируемых женщин, о чем напоминает преследование со стороны папарацци, не отстававших от принцессы до самого последнего момента ее жизни. Никто не сделал столько для поддержки благо­творительности и других добрых начинаний, сколько Диана, принцесса Уэльская. Учитывая красоту, обаяние и грандиозное влияние ее личности во всем мире, почти невозможно представить себе, что принцесса Диана была недовольна своей внешностью — ей не нравилось собст­венное отражение в зеркале, и по временам она страдала нарушениями аппетита. Как могла такая женщина, с ее богатством и популярностью, дойти до отвращения к са­мой себе и депрессии?
Возможно, то, что у принцессы Дианы была занижена самооценка, не так уж странно, как могло бы показаться. Наша система ценностей устроена таким образом, что лишь немногим женщинам удается чувствовать полную Удовлетворенность своей фигурой. Даже участницы конкурсов «Мисс Америка» и «Мисс Вселенная» в минуту откровенности признались бы, что их беспокоят собственные физические недостатки. Если уж те, кто наделен великим даром красоты и обаяния, зачастую страдают от ощущения собственной неполноценности, представьте себе, что должны чувствовать незрелые и нескладные подростки по отношению к далеким от совершенства те­лам, доставшимся им от рождения. Культ красоты — это международное бедствие, отравляющее жизнь сотен миллионов людей, в основном юных, прививая им комп­лекс неполноценности. Жертвой его стала даже принцес­са Диана.
Кстати, примеры, которые я до сих пор приводил, от­носились, главным образом, к девочкам и женщинам. Почему же данный вопрос касается также мальчиков и мужчин? Потому что эта мания физического совершенст­ва и красоты тела стала для сильного пола такой же серь­езной проблемой, как и для слабого. Исследования пока­зывают, что в этом аспекте различий между полами боль­ше не существует. Мальчишки отчаянно хотят быть большими, сильными и стройными. В свои четыре года мальчик напрягает крошечные бицепсы, сгибая руку в локте и сжимая кулак; он указывает на припухлость в том месте, где должен появиться рельеф мускулатуры, и с надеждой говорит: «Смотри-ка, папа; правда, уже боль­шие?» «Да, сынок, — хочет он услышать в ответ, — ты стал по-настоящему сильным».
Маленькие мальчики носят плащи Супермена и Бэтмана, костюмы ковбоев и забавную набедренную повязочку Тарзана, желая показать, какие они «крутые», — что означает «замечательные». Это чисто мужская «воля к власти» заставляет их драться, влезать куда ни попадя, состязаться, пыжиться и хвастаться. Так они устроены. Именно поэтому мальчик, если он отстает в развитии или ниже ростом, чем его сверстники, так часто страдает от низкой самооценки. Просто поставьте себя на место мел­кого ребенка, которого дразнят и цепляют все остальные дети в классе, — который ростом даже ниже девочек, ко­торому не хватает силенок, чтобы показать себя в спор­те, — и которого кличут не иначе как «Коротышка», «Хомячок», «Комарик» или «Суперкиллер». После не­скольких лет таких шпицрутенов его уязвленный дух на­чинает кровоточить.
Помню, как однажды я сидел в своей машине около кафе быстрого питания и ел гамбургер с картошкой (тог­да сердечный приступ еще не лишил меня радости хоро­шо поесть!). Я бросил случайный взгляд в боковое зер­кальце как раз вовремя, чтобы увидеть, как тощий обод­ранный котенок пробегает за моей машиной. Он выгля­дел таким несчастным и жалким. Сердце мое всегда ле­жало ко всему бесприютному племени, в том числе к се­мейству кошачьих, и в данном случае я тоже не смог устоять. Выйдя из машины, я оторвал кусочек своего гамбургера и бросил котенку. Но, прежде чем малыш по­добрался к угощению, огромный котяра выскочил из ку­стов и сожрал все до крошки. Мне стало жаль детеныша, который, поджавшись, ретировался в укромный уголок. Как я ни звал его, предлагая еще один кусочек гамбурге­ра, он был слишком испуган, чтобы решиться на новую вылазку. Мне сразу вспомнились годы, когда я подвизал­ся в роли учителя седьмых-восьмых классов. Я каждый День видел подростков, которые были такими же непри­каянными — такими же неухоженными и заброшенны­ми, как этот котенок. Они страдали не из-за отсутствия еды; они страдали из-за отсутствия любви, внимания и Уважения к себе. Некоторые из них просто отчаянно нуж­дались в этом. Когда они осмеливались раскрыться и «претендовать на приз», — например, попытаться назна­чить свидание или войти в спортивную команду, кто-ни­будь из пользующихся влиянием ребят их отпугивал, за­ставляя поспешно вернуться в убежище, к своему разоча­рованию и одиночеству. Такое происходит постоянно, в каждой школе.
Несколько недель назад мне позвонила одна родитель­ница, чтобы поделиться крайней озабоченностью по по­воду своего двенадцатилетнего сына Брэда. Пару дней на­зад она застала его плачущим и не отступалась от него, пока тот не объяснил причину. Он неохотно признался ей сквозь слезы, что не хочет жить и подумывает, как бы ему убить себя. Он читал, что зубная паста, если ее про­глотить, может быть вредна, и собирается съесть целый тюбик. Это одна из самых прочных и благополучных се­мей, которые мне выпало счастье знать, однако под са­мым носом у родителей их горячо любимый сын замыс­лил самоубийство. Брэд всегда был хорошим мальчиком, располагавшим к себе окружающих, но он столкнулся с проблемой, которую оказался не в состоянии решить. Преодолев разразившийся кризис, родители выяснили, что один мальчик в школе смеется над ушами Брэда, так как они немного торчат в стороны. Обидчик заставил Брэда почувствовать себя последним идиотом во всей школе. Когда они выходят из класса, насмешник идет сзади и руками оттопыривает себе уши.
Часть моих читателей может счесть причину личного кризиса Брэда довольно глупой. Мне доводилось слы­шать, как в сходных обстоятельствах кое-кто говорит: «Ничего. Это просто ребячество. Он с этим справится. Мы все прошли через нечто подобное». Они правы. Большин­ство из нас подвергалось издевкам и насмешкам со сторо­ны сверстников. Но не следует недооценивать те муче­ния, которые могут начаться в результате таких «ребячь­их шалостей», кажущихся взрослым несерьезными, осо­бенно у тех детей, чей дух уже уязвлен из-за других при­чин. В случае Брэда дело дошло даже до мыслей о само­убийстве. Родителям нельзя отмахиваться от такого рода переживаний, тем более нельзя с легкостью относиться к угрозе самоубийства. Даже если вы растите своих детей в атмосфере здоровой, благополучной, любящей семьи, все то время, пока они преодолевают переходный возраст, вам нужно держать глаза и уши открытыми. Эмоции подростков взрывоопасны, и рискованная ситуация спо­собна возникнуть буквально на пустом месте. Мальчики, когда чувствуют себя загнанными в угол, гораздо чаще девочек переключаются на антисоциальное поведение.
Итак, что же вам делать, если вы узнаете, что вашего ребенка изводят его сверстники? В случае с Брэдом я по­советовал его маме поговорить с матерью обидчика. Но вместо нападок на ее сына, которые могли бы лишь вы­звать мгновенную негативную реакцию и усугубить не­приятности, я предложил матери Брэда объяснить, что это у нее возникла проблема, и она была бы рада получить помощь в данной ситуации. Мать Брэда так и поступила. Две женщины переговорили друг с другом и обсудили свои общие заботы. Хотя мать того мальчика искала для него какие-то оправдания, насмешки прекратились, и вопрос был улажен. Семья Брэда обратилась также к про­фессиональному психологическому консультанту, чтобы помочь своему сыну справиться с более глубокими проб­лемами самооценки и связанной с этим неуверенности в себе.
Кроме того, я посоветовал этой родительнице (советую и вам, рискуя быть обвиненным в саморекламе) достать экземпляр моей книги и серию аудиокассет под названи­ем «Подготовка к возмужанию» (Preparing for Adolesce­nce). Они адресованы не родителям, а самим детям, всту­пающим в подростковый возраст. В первой главе и на первой кассете речь идет об оскорблениях чувства собст­венного достоинства, которые в раннем подростковом возрасте почти неизбежны. Здесь объясняется мальчикам и девочкам, как лучше справиться с подобны­ми переживаниями. Если мы, взрослые люди, знаем, что эти трудные дни приближаются, но не стараемся подго­товить к ним своих детей, значит, мы не выполняем сво­их обязанностей. Все подробности есть в книге и на кассе­тах. Надеюсь, они окажутся для вас полезными.
Между прочим, совет, который я дал маме Брэда, был несколько рискованным. Я знал, что она сумеет его вы­полнить, поскольку была женщиной весьма рассудитель­ной и спокойной. Однако беседа с той, другой мамой о ее сыне была трудной и могла принести совсем иной резуль­тат. «Медведицы» бывают удивительно сварливы, когда кому-то вдруг вздумается критиковать «медвежат». Бо­лее того, далеко не все мамы контролируют поведение своих норовистых чад и, возможно, не способны разре­шить конфликт, даже если очень захотят. В таких случа­ях стоит попробовать другие подходы. Часть из них вооб­ще не рассчитана на взаимопомощь. Работая школьным психологом, я знавал одну родительницу, которая так разъярилась из-за насмешек над ее сыном, что решила сама разыскать и прижать в угол обидчика. Она обработа­ла его, как сержант новобранца. Я видел насмешника спустя несколько дней, и он все еще выглядел очень блед­но. Я спросил: «Что тебе сказала миссис Джордан?» Он ответил: «Она... она сказала, если я не оставлю ее сына в покое, она меня придушит». Очевидно, это не лучший ме­тод, однако миссис Джордан сумела доходчиво изложить свою мысль, и насмешки сами собой иссякли.
Должен существовать лучший способ защищать своих сыновей от обид. Меры для этого могут потребоваться эк­страординарные и нетрадиционные. Что касается меня, я не позволил бы своему ребенку оставаться во враждебной обстановке, если бы расценил ситуацию как выходящую за рамки обычных детских подначек. Если начинается такая травля вашего малыша со стороны сверстников, которая день за днем надрывает его сердце, — я нашел бы способ избавить его от этого. Я нашел бы какую-нибудь спецшколу или христианскую школу (между прочим, в христианских школах дразнить своих одноклассников иногда умеют ничуть не хуже, чем в обычных), а при не­обходимости даже переехал бы в другой город. Коль ско­ро пасьянс складывается опасным для вашего ребенка об­разом, пора подумать о смене обстановки. У нас сейчас много говорят о домашнем обучении, и для некоторых се­мей оно представляет собой прекрасную альтернативу. Какое бы решение вы ни выбрали, вы должны защитить ранимый дух вашего ребенка. Я лично видел, что способ­на сделать стая волков с беззащитным агнцем.
Раз уж речь зашла о волках, позвольте мне вспомнить еще одну связанную с животными историю, которую я считаю весьма важной. Наша собака Минди отнюдь не принадлежала к числу чемпионов породы. Ее отцом был, наверное, «заезжий коммивояжер», поэтому мы плохо себе представляли ее родословную. Она была просто пере­пуганным щенком, однажды вечером появившимся у на­шей входной двери, после того как жестокие хозяева про­сто-напросто выставили Минди из своей машины. Нам, в сущности, не нужна была еще одна собака, но что мы мог­ли поделать?
Мы взяли Минди к себе, и она быстро подросла, пре­вратившись в одну из лучших собак, которые у нас ког­да-либо были. Но она так и не избавилась от эмоциональ­ной ранимости, оставшейся как напоминание о жестоко­сти прежних владельцев. Она не могла переносить, если ее начинали воспитывать или журить за то, что она по ошибке сделала что-нибудь неправильное. Она сразу же вскакивала вам на колени и виновато прятала взгляд. Как-то летом мы уехали в двухнедельный отпуск и оста­вили Минди на заднем дворе. Соседский мальчик прино­сил ей еду и питье, а в остальном Минди все это время бы­ла обречена на одиночество. Мы явно недооценили, что для нее будет означать такая изоляция. Вернувшись, мы обнаружили, что она лежит рядом с домом на одеяле. Ее окружали семь старых плюшевых игрушек нашей доче­ри, которые Минди отыскала где-то в пустом гараже. Она одну за другой перенесла их к своей лежанке, чтобы жить среди этих маленьких друзей.
Если уж старая собака настолько нуждается в любви и дружбе, то что же говорить о любом ребенке, когда-либо ходившем по земле? Наша обязанность — как взрос­лых — проследить, чтобы для каждого из них был обеспе­чен необходимый психологический климат. Мы ни на минуту не должны забывать, как трудно расти в том мире соперничества и конкуренции, в котором существует ре­бенок. Найдите время прислушаться к ребенку, проявить заботу о нем, поделиться своей мудростью. Возможно, это окажется самой благодарной обязанностью в вашей жизни.
Одна из причин моей твердой уверенности в том, что взрослые должны защищать детей от них самих, заклю­чается в моей хорошей памяти. Благополучно и счастли­во проведя годы детства, я поступил в школу высшей сту­пени, где сделался мишенью для довольно жестоких шу­ток нескольких старшеклассников. Однажды, помню, я плакал всю дорогу от школы до дома из-за того, что услы­шал от двух мальчиков и одной девочки. Их слова вызва­ли у меня такой кризис уверенности в себе, что моему от­цу пришлось помогать мне с ним справиться. Наблюдая, сколько детей сталкиваются с теми же трудностями, которые вставали передо мной, я часто говорю учащимся школы средней ступени (шестой-восьмой классы. — Примеч. пер.), что они, если сумеют благополучно преодо­леть возраст тринадцати-четырнадцати лет, способны бу­дут выдержать все, что жизнь преподнесет им в дальней­шем. И при этом я шучу лишь наполовину.
Еще раз подчеркну, что мой отец «оставался рядом» со мной, когда я был в отчаянии, весь мой опыт показывает, как важно, чтобы крепкая и дружная семья помогала ре­бенку преодолеть кризисы переходного возраста. Одна из причин, почему некоторые подростки ведут себя так жес­токо и бессмысленно, состоит в том, что дома просто неко­му «отговорить» их от шага за черту. Рано или поздно все вопросы замыкаются на обстановке в семье. Это очень серьезная проблема.
В конце концов я научился защищать себя от нападок. На третьем году обучения в школе высшей ступени моя семья переехала, и меня отправили в новую школу. Поч­ти сразу же мне пришлось иметь дело с несколькими му­чителями, которые сочли меня легкой добычей. Как-то раз один из них шел за мной по всему коридору между классами, издеваясь и насмехаясь. Я понял, что с меня хватит. Повернувшись, я метнул свои учебники прямо ему в нос. Прежде чем он сообразил что к чему, я уже си­дел на нем верхом. К счастью, при моем росте в метр во­семьдесят восемь я мог постоять за себя. На этом наш кон­фликт был исчерпан. Слух о происшедшем быстро обле­тел других желающих позабавиться, и меня оставили в покое. Но если бы я весил килограммов на пятнадцать по­меньше и был сантиметров на двадцать пониже, я так и остался бы неизменной мишенью для этих здоровенных балбесов. Таков мир, в котором живут подростки. Как по­ет в бродвейском мюзикле сиротка Энни, «жизнь больно бьет».
Позвольте мне заодно признаться, что в какой-то момент я и сам принадлежал к числу тех, кто не прочь поза­бавиться, дразня других. Я был тогда зеленым девяти­классником, только что пережившим трудный год изде­вок, о которых уже рассказывал. Мне казалось справед­ливым, что я вымещу свои мучения на ком-то другом. Я избрал кандидата, показавшегося мне подходящим, и начал его изводить. По размеру Денни мне не уступал, но я считал его сосунком. Однажды утром перед уроками я славно проехался на его счет. К несчастью, Денни оказал­ся гораздо крепче, чем я предполагал. Он неожиданно на­нес мне около шести резких ударов в голову, прежде чем я успел осознать, что происходит. Денни побил меня по всем статьям, что оказалось одним из самых сильных по­трясений в моей жизни. В тот день и час моя карьера на­смешника бесславно закончилась. Просто у меня сердце к этому не лежало.
Почему же мальчики так жестоко дразнят и запуги­вают друг друга? Анджела Филлипс объясняет это сле­дующим образом: «Цель запугивания сводится к тому, чтобы довести другого ребенка посредством страха до собственного уровня беспомощности. Ребенок, который живет в страхе, не способен учиться. Тем самым мучи­тель доводит свою жертву до собственного уровня дис- функциональности». Именно это я пытался сделать с Денни. Я просто выбрал в качестве жертвы не того чело­века, вот и все.
А вот еще одна причина того, почему задиры задира­ются. В Журнале по психологии развития сообщается об исследовании 452 мальчиков в четвертом, пятом и шес­том классах. Выяснилось, что те, кто издевался над сво­ими более слабыми сверстниками и вел себя в школе аг­рессивно и вызывающе, зачастую пользовались самой большой популярностью у своих одноклассников. Гру­бая сила и дерзость этих мальчишек являются такими качествами, которыми дети склонны восхищаться. Док­тор Филлип Родкин из Университета Дьюка объясняет почему. Он говорит: «Возможно, эти мальчики усвоили идею, что агрессивность, популярность и власть естест­венным образом сочетаются друг с другом, и, не колеб­лясь, применяют физическую агрессию в качестве стра­тегии социального поведения, потому что в прошлом это себя оправдывало». Иными словами, мальчики, задира­ющие других детей, тех, кто стоит ниже них в «иерархии стаи», получают социальное вознаграждение, чем, веро­ятно, и объясняется, почему многие из них так себя ве­дут. Кстати, другие исследования показали, что среди де­вочек дерзкое и вызывающее поведение не приводит к увеличению популярности. Только мальчиков восхища­ет ниспровержение правил. И некоторые из них могут от­носиться к вам!
Как бы то ни было, кругом полно юных мучителей, де­лающих свое черное дело. Исследование, проведенное психологом Дороти Эспелаж, выявило, что 80 процентов учащихся когда-либо принимали участие в травле, а 15 процентов семи- и восьмиклассников ответили, что сами регулярно третируют кого-либо. Как было установлено в одном из предшествующих исследований, мальчики в че­тыре раза чаще девочек проявляют агрессию с примене­нием физической силы и еще чаще становятся жертвами такой агрессии3. В исследовании, финансируемом фондом Кайзера, 74 процента детей в возрасте от восьми до одиннадцати лет и 86 процентов подростков указывали, что их дразнят или запугивают сверстники. Каждый пя­тый ребенок боится войти в класс. Сегодня это большая проблема для учеников. Она также играет существенную роль в кровавых инцидентах, которые продолжают тре­вожить нацию. За последние четыре десятилетия частота убийств и самоубийств возросла на 500 процентов. Я убе­жден, многие из тех, кто убил себя и убивал других, стра­дали от того, что дух их был уязвлен. Над Энди Уильям- сом, несовершеннолетним убийцей, застрелившим в кон­це концов двух своих



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: