Несколько лет назад я получил сумбурное письмо от весьма обеспокоенного подростка. Он писал мне:
Дорогой доктор Добсон!
Я долгое время это откладывал, и вот наконец я Вам пишу.
Мне тринадцать лет. Я слушал Ваши кассеты, [ «Подготовка к возмужанию» ], хотя и не весь набор. Но ту, про секс, я слушал.
Переходя к делу, я не понимаю, это у меня серьезная проблема или проходящая? (Не знаю, как правильно назвать.)
Всю свою жизнь (очень короткую) я выглядел и вел себя скорее как девочка, чем как мальчик. Когда я был маленьким, я пользовался лаком для ногтей, носил платья и все такое. У меня также был старший кузен, который приводил нас (младших кузенов) в свою комнату и показывал нам свои гениталии.
Боюсь, что во мне есть немного содомии. Мне очень трудно было написать то, что я пишу. Я не хочу быть гомосексуалистом, но я боюсь, очень боюсь. Об этом тоже трудно писать. Попробую объяснить.
В старших классах школы (я в седьмом классе) одноклассники всегда дразнили меня (гей, педик и т. д.) и смеялись надо мной. Это было обидно. Я мастурбирую и (по-моему) зашел слишком далеко. Когда я был маленьким (не совсем маленьким), я не раз пытался сосать собственный пенис (честно говоря). Это звучит отвратительно и еще хуже выглядит на бумаге. Я молюсь о том, чтобы оказаться нормальным.
Совсем недавно я делал такие вещи, что смотрел (может быть, с вожделением, я горячо молюсь, чтобы это было не так) на себя в узеньких плавках. Когда бы я их ни надел, я чувствую какое-то сексуальное возбуждение.
Вчера в ванной (перед зеркалом) я тряс всем телом, очень быстро, так что гениталии у меня прыгали вверх-вниз. Пока я пишу это, я снова испытываю немного того чувства, о котором уже упоминал. Потом я сразу попросил прощения у Бога, залез под душ, но там опять это делал. Я снова молился, и чувствовал я себя ужасно.
Я разговаривал с одним из наших пасторов и уже рассказал ему, что я, кажется, предпочитаю мужское тело женскому. И как же трудно было в этом признаться!
Он сказал, что не думает, что со мной что-то не так (не знаю, как это сформулировать по-другому. Он, очевидно, считает, что это проходящее), но я чувствую себя ужасно и хочу знать почему.
Упомянутый выше пастор — человек, к которому я очень часто обращаюсь за советом.
О моей духовной жизни: я пришел ко Христу только год назад, но уже сильно продвинулся. Я также совершил много дурного. Я — менонит. К какой конфессии принадлежите вы? Я крестился, и ко мне хорошо относятся в церкви (я так думаю).
Я боюсь, что я, если я не буду правильным (это гораздо легче написать), попаду в ад.
Я не хочу быть неправильным.
Я не стараюсь быть неправильным.
Я люблю Бога и хочу попасть на небеса. Если со мной что-то не так, я хотел бы от этого избавиться.
Пожалуйста, помогите мне. Марк
Меня глубоко тронуло письмо Марка. Я хорошо его знаю, хотя мы никогда не встречались. Он — типичный представитель неисчислимого множества детей и подростков, переживающих переходный возраст или вступающих в него, которые обнаружили внутри себя что-то пугающее, непонятное, что-то, приводящее их в смятение и вызывающее сомнения. Такие дети очень часто еще в раннем возрасте замечают, что они «другие», отличаются от остальных мальчишек. У них легко появляются слезы, они менее спортивны, у них артистическая натура, и им не нравится озорство, к которому так склонны их сверстники. Некоторые из них предпочитают общество девочек, они могут ходить, говорить, одеваться и даже «думать» в женском стиле. Это, разумеется, вызывает отторжение и насмешки со стороны «настоящих парней», которые дразнят их немилосердно и зовут не иначе, как «педики», «голубые» и «гомики». И Даже если родители в курсе, они обычно не имеют представления, как тут помочь. К тому времени, когда в начале переходного возраста у подростков начинают играть гормоны, происходит полномасштабный, угрожающий по своим последствиям кризис половой самоидентификации. Именно его переживает Марк, написавший такое письмо. И это служит иллюстрацией того факта, что даже подростки, имеющие нормальную гетеросексуальную ориентацию, нередко боятся, что вдруг «окажутся гомиками».
И существует еще одна грань переживаний для тех, кто вырос в верующих христианских семьях. У них сексуальные помыслы и ощущения вызывают прилив острого чувства вины, сопровождающегося тайным страхом перед божественным возмездием. Они спрашивают себя: «Разве может Бог любить такого порочного человека, как я? Марк даже боялся вечного осуждения за то, что подпрыгивал в душе и при этом возбуждался (такое удовольствие при взгляде на собственное тело является классическим симптомом нарцисцизма, или «обращения внутрь», для реализации неудовлетворенных потребностей в половой самоидентификации). Либо он должен найти способы контролировать этого монстра внутри себя, либо, в его понимании, он навеки попадет в ад. Для христианского мальчика или девочки нет худшего внутреннего конфликта, чем этот. Между строк своего письма Марк пишет: «Я могу показаться чудовищем. Надеюсь, что я не так ужасен».
Бедное дитя! Марк срочно нуждается в профессиональной помощи, но маловероятно, что он ее получит. Родители, очевидно, не знают о его мучениях, а пастор, которому он доверяет, говорит, что все пройдет само. Скорее всего, не пройдет! Марк, по всей видимости, находится в состоянии, которое можно назвать «предгомосексуальностью», и если он и вся его семья не получат помощь со стороны кого-то, кто знает, что делать, весьма высока вероятность, что он продолжит скатываться к гомосексу альному образу жизни.
Что мы знаем об этом расстройстве? Что ж, прежде всего, это — действительно расстройство, несмотря на все отрицания со стороны Американской психиатрической ассоциации. Огромное политическое давление было оказано на эту научную организацию геями и лесбиянками (кое-кто из которых являются психиатрами), чтобы объявить гомосексуальность «нормой». Дебаты продолжались многие годы. Наконец в 1973 году было принято решение исключить этот синдром из «Диагностического и статистического руководства» (Diagnostic and Statistical Manual). Это было сделано не на основе научных данных, а исключительно под воздействием результатов опроса, инспирированного и профинансированного организацией «Национальный оргкомитет геев и лесбиянок». Голоса распределились так: 5834 против 38101. Американская психологическая ассоциация вскоре последовала этому примеру. В наши дни психологи и психиатры, несогласные с таким политически корректным толкованием, и даже те, кто просто пытается помочь гомосексуалистам изменить ориентацию, подвергаются постоянным нападкам и обвинениям в нарушении профессиональной этики.
Второе, что мы знаем, — что это расстройство в типичном случае «не выбирают». Гомосексуалистов глубоко возмущает, когда им говорят, будто бы они выбрали свою ориентацию на людей того же пола в погоне за сексуальными утехами или по каким-то иным мотивам. Это несправедливо, и нельзя им ставить в вину, что их выводят из себя подобные предположения. Да и кто бы из нас сознательно выбрал для себя путь, ведущий к отчуждению от своей семьи, разрыву с друзьями, презрению со сторо- Ны гетеросексуального окружения, опасности получить такие передаваемые половым путем болезни, как СПИД и туберкулез, и даже к снижению продолжительности жизни? Нет, гомосексуальность, за редкими исключениями, «не выбирают». Напротив, сбитые с толку дети и подростки, такие как Марк, обнаруживают, что имеют дело с чем-то, чего они даже не понимают.
В-третьих, не существует данных, указывающих, что гомосексуальность обусловлена генетически, несмотря на все, что вы могли слышать или читать в поддержку противоположной точки зрения. Сегодня в мире нет ни одного уважающего себя генетика, который утверждал бы, будто он обнаружил так называемый «ген гомосексуальности» или другие признаки действия наследственных механизмов. Это не значит, что не может существовать определенной биологической предрасположенности или унаследованных особенностей характера, которые делают человека уязвимым по отношению к влиянию среды. Однако попытки выявить такие факторы оказались недостоверными. Несмотря на отсутствие научных данных, организации геев и лесбиянок вместе с их сторонниками в ведущих средствах массовой информации продолжают твердить публике, будто бы вопрос решен — будто бы гомосексуалисты «такими рождаются». Журналы «Тайм» и «Ньюсуик» оповещают о «перспективных находках» в этом направлении на своих обложках. В журнале «Тайм» этот тезис вынесли в заголовок статьи, а «Ньюсуик» риторически вопрошает: «Не ДНК ли превращает некоторых мужчин в геев?» Студия «Опра» посвятила этой теме несколько тенденциозных телепередач, а Барбара Уолтере недавно заявила: «Ширятся ряды сторонников мнения, что гомосексуалистами рождаются». Являясь совершенно ложной, эта политически инспирированная информация (или дезинформация) делает свое дело. Согласно опросу института Харриса, 35 процентов людей верят, что гомосексуальность имеет «генетический» характер.
Существуют, однако, убедительные свидетельства, что это не так. Например, поскольку у пары однояйцовых близнецов набор хромосом, то есть ДНК, идентичен, совершенно одинаковы у каждого из них и все наследственные признаки. Следовательно, если бы один из близнецов «рождался» гомосексуальным, то и второй неизбежно должен был бы характеризоваться тем же признаком. Но это не так. Когда один из близнецов гомосексуален, существует лишь 50-процентная вероятность того, что и второй будет таким же. Здесь должен действовать какой-то другой фактор.
Более того, если бы гомосексуальность была специфическим наследственным признаком, он должен был бы вымываться из генофонда человечества, поскольку обладающие им особи не склонны воспроизводить себя в потомстве. Любая характеристика, которая редко передается следующим поколениям, в конце концов исчезает вместе со своими носителями.
Но гомосексуальность не только продолжает тысячелетиями существовать во всех странах мира, она еще и переживает периоды расцвета в некоторых культурах. Если бы это отклонение было наследуемым признаком, оно бы характеризовалось «постоянством» во времени. Однако в истории существовали социумы, например Содом и Гоморра, древнегреческие полисы или Римская империя, где гомосексуализм принимал масштабы эпидемии. Исторические источники свидетельствуют, что эти и многие другие культуры постепенно погрязли в непотребстве, которое обличает апостол Павел в Римлянам 1 и которое включало в себя всевозможные сексуальные извращения. Подобные приливы и отливы на протяжении жизненного цикла эволюционирующей культуры совершенно не соответствуют характеру проявления наследственных признаков в человеческой популяции.
И наконец, если бы гомосексуальность передавалась по наследству, она была бы неизбежной, неизменной, непреодолимой и неизлечимой характеристикой данного индивида. К счастью, это не так. Профилактика эффективна. Изменения возможны. Надежда существует. И Христос участвует в исцелении. Повторяю, организации геев и лесбиянок в содружестве с масс-медиа убеждают общественность, будто бы гомосексуальность так же предопределена, как расовая принадлежность, и с нею ничего нельзя поделать. Это просто неверно. В наше время насчитывается восемьсот примеров бывших геев и лесбиянок, которые порвали с гомосексуальным образом жизни и обрели свою личностную цельность во вновь обретенной гетеросексуальности.
Одним из таких людей является мой коллега по программе «В фокусе — семья» Джон Полк, посвятивший свою жизнь помощи тем, кто хотел бы измениться. Одно время он был активным членом сообщества геев, участвовал в парадах «гордящихся геев», занимался трансвестизмом. В конце концов Джон нашел для себя прощение и исцеление в личном обращении к Иисусу Христу и с 1987 года ведет нормальный образ жизни. Он счастлив со своей женой Анной, бывшей лесбиянкой, и у них растет двое прелестных детишек. Несмотря на кратковремен- цьш рецидив, когда его потянуло зайти в бар для гомосексуалистов, где он и был, к злорадству его критиков, опознан, Джон не возвращался к своей прошлой жизни. Существуют сотни подобных историй, окрыляющих надеждой тех, кто хотел бы порвать с гомосексуальным образом ясизни, но не имеет представления, как справиться с силами, действующими изнутри. Я не был бы до конца честен, если бы не признал, что преодолеть гомосексуальность трудно, и тем, кто пытается это сделать, нередко предстоит пережить сильнейшую внутреннюю борьбу с собой. Но нечестно было бы и сказать, будто бы для тех, кто хочет измениться, нет надежды. Убедительные научные исследования свидетельствуют об обратном.
Психолог Джордж Рекерс говорит, что существует достаточно данных, подтверждающих возможность смены сексуальной ориентации, — как с помощью психиатрического вмешательства, так и без него. Он пишет: «В значительном числе случаев... расстройства половой самоидентификации полностью исчезают».
Доктор Роберт Л.Шпитцер, профессор психиатрии в Колумбийском университете, вызвал целую бурю, когда обнародовал на заседании Американской психиатрической ассоциации результаты своих исследований. Шпит- цер, который в 1973 году был инициатором решения АПА исключить гомосексуальность из списка психических расстройств, заявил, что, как показывают его исследования, «некоторые люди способны перейти из гомосексуалистов в гетеросексуалы, и мы должны это признать». Это было совсем не то, что хотели бы услышать его критики. Мы аплодируем доктору Шпитцеру, имевшему научную смелость подвергнуть сомнению, а затем и развенчать миф о неизменности сексуальной ориентации.
И на этом вернемся к истории Марка, чтобы выяснить, что происходит внутри у него и у других подростков, у которых возникают предгомосексуальные позывы. Нас также интересует, чем вызваны их расстройства половой самоидентификации, и как тут можно помочь. В поисках ответов на эти вопросы мы обратимся к лучшему из обнаруженных мною источников сведений для родителей и учителей. Им является замечательная книга под названием «Предотвращение гомосексуальности: руководство для родителей», написанная клиническим психологом Джозефом Николози. По моему убеждению, на сегодняшний день доктор Николози — ведущий авторитет в области профилактики и терапии гомосексуальности. Его книга содержит практические советы и дает ясную картину предпосылок возникновения гомосексуальности. Я хотел бы, чтобы ее прочли все родители, особенно те, у кого есть основания тревожиться за своих сыновей. Ее цель — не осуждение, а просвещение и помощь для мам и пап.
Доктор Николози разрешил мне привести выдержки из этой книги, которые дадут ответ на многие вопросы. Вот что он пишет:
Существуют определенные признаки предгомосексу- альности, которые легко распознать, и признаки эти появляются уже на ранних стадиях развития ребенка. Многие из них можно было бы объединить под рубрикой «транссексуальное поведение». Имеется пять показателей [для диагностики] ребенка с «расстройствами половой самоидентификации». Вот они:
В случае мальчиков — склонность к трансвестизму, то есть к переодеванию в женскую одежду, к подражанию женщинам во внешности, манере поведения. В случае девочек — упорное стремление носить только типично мужскую одежду.
Ярко выраженное и устойчивое предпочтение ролей противоположного пола в ситуационных детских играх или постоянные фантазии на тему принадлежности к противоположному полу.
Сильное желание участвовать в типичных играх и занятиях детей противоположного пола.
Ярко выраженное предпочтение детей противоположного пола в качестве товарищей по играм.
В большинстве случаев транссексуальное поведение формируется в дошкольном возрасте — от двух до четырех лет. Вам не следует тревожиться из-за эпизодического трансвестизма. Однако у вас должно вызвать озабоченность, если ваш мальчик повторяет эти действия и в то же самое время приобретает другие настораживающие привычки. Скажем, начинает пользоваться маминой косметикой. Он может избегать компании соседних мальчишек с их задиристыми играми, предпочитая общество своих сестер, играющих в куклы и кукольные домики. Позже у него может появиться измененный, высокий тон голоса. Он может перенимать экзальтированные жесты и даже походку девочек, полюбить длинные прически, серьги и шарфики. В одном исследовании (на выборке из 60 подражающих девочкам мальчиков в возрасте от четырех до одиннадцати лет) 98 процентов из них занимались трансвестизмом, а 83 процента заявили, что предпочли бы родиться девочкой.
Факт в том, что существует высокий уровень корреляции между женоподобным поведением в детстве и взрослой гомосексуальностью. Существуют многозначительные сигналы о непорядке... с мальчиками и глубинное и настораживающее впечатление, что они — другие и в чем-то неполноценны. И все же родители зачастую не замечают эти предупреждающие знаки и слишком долго ждут, прежде чем обратятся за помощью для своих детей. Одна из причин этого состоит в том, что им никто не открыл глаза на истины о проблемах половой самоидентификации у их детей, и они не имеют представления, как быть в таких случаях.
Возможно, вас что-то тревожит в вашем ребенке и в его или ее «сексуальном развитии». Например, ваш сын или ваша дочь высказываются в духе: «Я, должно быть, гей» или «Я бисексуальна». Вы нашли в его комнате порнографические материалы с гомосексуальной окраской или обнаружили, что он искал их в Интернете. Вы наткнулись в ее личном дневнике на записи интимного характера о другой девочке. Самое главное, что я могу вам сообщить: не существует таких явлений, как «детская» или «подростковая» гомосексуальность. [Но] когда дело пущено на самотек, тогда, как показывают исследования, такие подростки с вероятностью в 75 процентов становятся гомосексуальными или бисексуальными.
Важно, однако, иметь представление о том, что большинство моих гомосексуальных клиентов в детстве не были явно феминизированными. Чаще у них проявлялись просто «не мужские» черты, мучительно отдаляющие их от сверстников, — такие как неспортивность: они были скорее пассивны, не агрессивны, не интересовались шумными играми. У многих из них были особенности, которые можно было бы назвать одаренностью: способные, развитые, зрелые в социальном и личностном плане, артистичные. У всех этих качеств есть один общий знаменатель — они отделяли их от сверстников и обусловливали искажения в развитии у них нормальной половой самоидентификации.
Поскольку большинство этих мужчин не были явно феминизированными мальчиками, их родители не подозревали ничего дурного и не пытались обратиться за психотерапевтической помощью. Многие клиенты мне говорили: «Ах, если бы только — тогда, когда я был еще ребенком, — кто-то понял мои сомнения, мое ощущение, что я не могу быть таким, как все, и попытался мне помочь».
Но не совершите ошибку. Мальчик может быть чувствительным, добрым, общительным, артистичным, ласковым и при этом оставаться гетеросексуальным. Он может быть художником, артистом, танцором, поваром, музыкантом — и гетеросексуалом. Эти врожденные таланты определяют, «кто он есть», его место в поразительно широком диапазоне человеческих способностей, и нет причин их опасаться. Ведь все они могут развиваться в рамках нормальной мужской гетеросексуальности.
По моему убеждению (и по мнению увеличивающегося числа ученых), отцу отведена существенная роль в процессе нормального превращения мальчика в мужчину. Истина такова, что отец здесь важнее матери. Мамы создают мальчиков. Папы создают мужчин. В младенчестве и мальчики, и девочки эмоционально привязаны к матери. На языке психоаналитиков, мама выступает первым объектом любви. Она удовлетворяет все первичные потребности своего ребенка.
Девочка может продолжить свое развитие, отождествляя себя со своей мамой. У мальчика, с другой стороны, есть дополнительная задача развития — избавиться от идентификации с матерью и найти свою идентификацию с отцом. В этот момент [в возрасте примерно восемнадцати месяцев] маленький мальчик не только начинает замечать различие, но ему необходимо и принять решение: «А кем буду я?» При этом переносе самоидентификации мальчик начинает видеть в отце пример мужского начала. На этой ранней стадии, обычно в возрасте до трех лет, мальчик, по наблюдению Ральфа Гринсона, решает, что ему хотелось бы стать таким же, как папа. Это выбор. И этот выбор подразумевает решение, что ему не хочется стать таким же, как мама. По словам Роберта Столлера: «Первая заповедь существования в качестве мужчины — „не будь женщиной"».
Между тем отец мальчика должен выполнить свои обязанности. Он должен отображать и подтверждать мужское начало в своем сыне. Он может играть со своим сыном в активные игры, причем решительно иным образом по сравнению с тем, как он стал бы играть со своей маленькой дочкой. Он может учить своего сына, как бросать и ловить мяч. Он может показывать ему, как квадратные деревянные штифты вставляются в соответствующие квадратные отверстия на доске от «Пегборда». Он даже может взять своего сына с собой в душ, где тот никак не сможет не заметить, что у папы есть пенис, такой же как у него самого, только больше.
Основываясь на своем опыте работы со взрослыми гомосексуалистами, я стараюсь избежать необходимости долгой и в ряде случаев болезненной психотерапии, призывая родителей, особенно отцов, поддерживать формирование мужской самоидентификации у своих сыновей. Просвещение родителей — в этой области и во всех остальных — предотвращает опасность того, что дети всю жизнь будут чувствовать себя несчастными и отчужденными от родителей. Когда мальчик завязывает отношения со своим отцом, начинает понимать, почему любит его, восхищается им и хочет ему подражать, он учится принимать в себе собственное мужское начало. Он обретет ощущение свободы (или власти), дистанцируясь от матери, перерастая ее, когда вступит на путь, ведущий в мир мужчин. Если родители поддерживают сына на этом его пути, они помогают ему формировать мужскую самоидентификацию и успешно проходить стадии развития нормальной половой ориентации. За пятнадцать лет я беседовал с сотнями гомосексуальных мужчин. И не встретил ни одного, кто сказал бы, что его отношения с отцом характеризовались любовью и уважением.
Многие из этих отцов любили своих сыновей и стремились дать им все самое лучшее, что у них есть, но по тем или иным причинам (возможно, из-за несовместимости характеров) сыновья воспринимали ст- цов в качестве негативного или просто неподходящего примера ролевого поведения. Отец был «не таким, как я» или «не таким, каким я хотел бы стать». Сын хочет видеть в отце человека надежного, уверенного в себе и решительного. Еще он нуждается в его поддержке, чуткости и заботе. Маме необходимо немножко отстраниться. Я хочу сказать, не надо слишком плотно опекать его. Предоставьте ему больше самостоятельности. Не старайтесь быть для него одновременно отцом и матерью. Если у него появляются вопросы, скажите ему, чтобы спросил папу. Мать должна переадресовывать мужу все, способное дать ему шанс продемонстрировать, что он, как отец, заботится о своем сыне, — что не отвергает его.
Однако в ходе этого естественного процесса половой самоидентификации могут иногда возникнуть сбои. Покойный Ирвинг Бибер, выдающийся ученый, отмечал, что в ряде случаев предгомосексуаль- ные мальчики оказываются жертвой испорченных супружеских отношений между родителями. В ситуации, когда мама и папа воюют друг с другом, одним из способов для папы «свести счеты» с мамой может стать эмоциональное отчуждение от ее сына.
Некоторые отцы ухитряются заниматься всем, чем угодно, кроме своих сыновей. Они с головой уходят в свою профессиональную карьеру, в бесчисленные поездки, в гольф или в любые другие занятия, становящиеся для них настолько важными, что совершенно не оставляют времени на сыновей, или конкретно на «этого сына», с которым труднее общаться, потому что он не разделяет папины увлечения. Возможно, в том, чем интересуется «этот сын», больше миролюбия и меньше типично мужского настроя.
Я даже встречал отцов, которые не обязательно предавались каким-то отвлекающим их занятиям, но просто оставались эмоционально отдаленными от всей своей семьи. Я знал одного отца — психологически незрелого и неадекватного человека, который еще до рождения ребенка с пафосом говорил своей жене, что не хотел бы мальчика, — он дистанцировался от своего сына и игнорировал его, сосредоточившись на любимой дочери. Страшась, очевидно, одной мысли о «другом мужчине в доме», он демонстрировал свое недовольство так явно, что в возрасте двух лет его сын (и ничего удивительного) носил платья и играл с целой коллекцией кукол.
Кроме того, некоторые матери в силу разных причин стремятся продлить младенческое состояние своих сыновей. Близость матери с сыном первична, совершенна и самодостаточна; это мощная связь, способная углубиться до состояния, которое психиатр Роберт Столлер называет «блаженным симбиозом». Однако мать может быть склонна удерживать сына посредством такой взаимосвязи между ними, которая превращается в нездоровую взаимную зависимость, особенно если у нее нет удовлетворительных близких отношений с отцом мальчика. Она может отдавать своему ребенку слишком много сил, используя его для удовлетворения собственных потребностей таким способом, который для него отнюдь не полезен. В ходе возвращающей психотерапии [психологический термин, обозначающий коррекцию гомосексуальной ориентации] раскрывается стремление феминизированных мальчиков получить три вещи, а именно любовь, внимание и одобрение со стороны отца.
Если [отец] хочет, чтобы у сына развивалась нормальная ориентация, он должен разорвать связь между матерью и сыном, которая естественна в младенчестве, однако не соответствует потребностям мальчика в возрасте свыше трех лет. Для этого отец должен стать примером, демонстрирующим, что сын располагает возможностью оставаться в отношениях любви с этой женщиной, своей матерью, в то же время сохраняя свою независимость. Тем самым отец заполняет необходимое буферное пространство между матерью и сыном.
По мнению психолога Роберта Столлера: «Мужская самоидентификация есть достижение»1. [Он] подразумевает, что нормальная ориентация не формируется сама собой. Она требует правильного воспитания. Она требует социальной поддержки. И она требует времени. Решающий период здесь — возраст от полутора лет до трех, а оптимальный — до двенадцати лет. Коль скоро родители осознали проблему, с которой столкнулся их ребенок, договорились вместе прилагать усилия для ее решения и прибегли к опыту и рекомендациям психотерапевта, верящего в возможность изменений, возникает вполне обоснованная надежда.
И еще раз, эта короткая выдержка из книги доктора Николози представляет собой наиболее глубокий материал, освещающий данную тему. Суть здесь в том, что проблема гомосексуальности не сводится в первую очередь к сексуальным вопросам. Она сводится к другим психологическим проблемам, в том числе к одиночеству, отверженности, поддержке, близости, самоидентификации, взаимоотношениям, воспитанию, ненависти к себе, восприятию своей половой принадлежности и поискам отождествления. Этим объясняется, почему переживания гомосексуалистов так остры и почему столько ненависти вызывают у них те люди, кого они считают не испытывающими уважения к геям и лесбиянкам или затрудняющими им жизнь. Полагаю, что мы, люди с нормальной ориентацией, если бы побывали в шкуре людей «из другого мира», тоже стали бы сердитыми.
Разумеется, в книге доктора Николози есть еще очень много полезной информации. Если у вас, родителей, растет феминизированный мальчик или мальчикооб- разная девочка, я призываю вас разыскать эту книгу, а затем немедленно обратиться за профессиональной помощью. Будьте, однако, очень осторожны в выборе консультанта. Неправильный совет на этой стадии может оказаться чрезвычайно вредным, лишь закрепляя негативные тенденции. Учитывая направление, на которое свернуло у нас дело охраны психического здоровья, большинство светских психиатров, психологов и психологических консультантов исповедуют, по моему убеждению, неверный подход: они будут говорить вашему ребенку, что он гомосексуалист и должен смириться с этим фактом. А вас, как родителей, будут затем призывать считать женоподобное поведение нормальным и естественным. И это именно то, что вам и вашему сыну совсем ни к чему! А нужно вам принять своего сына таким, какой он есть, и признать, что он дорог вам, независимо от того плохого, что вы в нем видите, но также терпеливо работать вместе с психотерапевтом над исправлением этих тенденцией. Однако, принимая решение, обращаться ли за помощью, помните, что у многих предго- мосексуальных мальчиков признаки могут быть менее заметными, например неумение находить общий язык со сверстниками того же пола, ощущение своего отличия и своей неполноценности, неудовлетворенность принадлежностью к своему полу. Иногда визит к профессионалу нужен просто для того, чтобы определить, относится ли ваш ребенок к группе риска.
Чтобы найти консультанта, который понимает и разделяет выраженные мною взгляды, я посоветовал бы вам связаться с одной из двух замечательных организаций. Вот их координаты:
Exodus International P.O. Box 77652 Seattle, WA 98177. Phone: 206-784-7799 or 888-264-0877. Fax: 206-784- 7872.
National Association for Research and Therapy of Homosexuality (NARTH) 16633 Ventura Boulevard, Suite 1340. Encino, CA 91436. Phone: 818-789-4440.
Цель этих посвятивших себя делу служения людей состоит в том, чтобы помогать именно таким, как вы. Еще одним источником помощи является программа «В фокусе — семья», где есть служба «Любовь победила».
Здесь предлагают семинары и информацию для тех, кто ищет помощи. Если у вашего ребенка возникли проблемы с половой самоидентификацией, я надеюсь, вы сможете извлечь пользу из этих программ и предложений.
Существует еще одна серьезная причина расстройств половой самоидентификации, которую мы и должны сейчас рассмотреть. Она сводится к сексуальному растлению в детстве. Как показало одно исследование, целых 30 процентов гомосексуалистов ответили, что в детстве подверглись сексуальному растлению, во многих случаях — повторяющемуся. Такие детские впечатления могут стать разрушительными для личности и в зависимости от возраста наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Несмотря на весь вред растления малолетних, в наши дни предпринимаются энергичные усилия, чтобы снять табу с сексуальных отношений между взрослыми и детьми. Эта пропагандистская кампания по обработке общественного мнения муссируется в литературе геев и лесбиянок, а в последнее время начинает даже проникать в ведущие средства массовой информации. Например, еженедельник «Уикли Стандард» (The Weekly Standard) 1 января 2001 года опубликовал с анонсом на обложке статью «Педофилия входит в моду». Вот цитата из этой очень важной и документально обоснованной публикации, принадлежащей перу журналистки Мэри Эберштадт:
Похоже, это единодушие общественности, настроенной против сексуальной эксплуатации детей и подростков, сходит на нет. Пропаганда секса между взрослыми и детьми — точнее, между мужчинами и мальчиками — сейчас ведется в открытую. Более того, ею щеголяют во многих местах — в психотерапевтических, литературных и академических кругах; в ведущих издательствах, газетах, журналах и книжных магазинах, — где простое упоминание подобных идей до недавних пор было не только немыслимым, но в большинстве случаев вызвало бы судебное преследование.
Статья кончается утверждением: «Если сексуальное растление малых сих не есть зло, тогда зла вообще не существует».
Есть ли другие свидетельства того, что некоторые участники движения геев и лесбиянок фактически стремятся получить законное право на секс с маленькими мальчиками? Да, есть. Мы видим их в факте растущего влияния Североамериканской ассоциации любви между мужчинами и мальчиками (NAMBLA — North American Man/Boy Love Association) с ее бесстыжей пропагандой секса между взрослыми и детьми. Ее лозунг — «секс до восьми, или будет слишком поздно». Хотя эта презренная организация не одобряется в большинстве публикаций прессы геев и лесбиянок, она в них и не осуждается. Это говорит о многом.
Кроме того, имеют место активные попытки геев проникнуть в движение бойскаутов, точно так же как лесбиянки сумели внедриться в герлскаутские организации, где, по оценкам, до 33 процентов персонала составляют лесбиянки. В большинстве случаев цель этих акций против бойскаутов состоит не в том, чтобы получить возможности для сексуального растления детей. Она сводится к тому, чтобы использовать движение для обучения детей и внушения им определенных идей. Этим объясняется накал полемики и запутанность одного судебного дела на Данную тему, дошедшего до самого Верховного суда США. Дело прошло словно по лезвию бритвы И большинством всего в пять голосов против четырех было решено не в пользу гомосексуалистов. Несмотря на проигрыщ корпорации приняли вызов и отказываются финансировать скаутов. Даже некоторые подразделения «Юнайтед Вей» (Всеамериканская организация по сбору благотворительных пожертвований для Красного креста, Ассоциации молодых христиан и др. — Примеч. пер.) прекратили финансирование этой прекрасной и сильно нуждающейся в деньгах организации.
Существует еще ряд свидетельств о стремлении получить доступ к мальчикам. На это указывают осуществляющиеся во всех странах мира попытки снизить возраст, когда ребенок может легально дать согласие на половое сношение со взрослым. Такие попытки привели к множеству бурных законодательных дебатов в западных странах. Недавно я получил письмо от Линдона Боуринга, моего британского коллеги из организации в защиту семьи, называющейся «Кэар траст». Вот что он пишет: «Здесь в Лондоне на наших глазах воинствующее лобби геев перешло в угрожающее наступление. Наши парламентарии планируют уменьшить возраст согласия на гомосексуальное сношение между взрослыми мужчинами с 18 лет до 16. Если не произойдет чуда божественной благодати, мы не сумеем убедить их не делать этого. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы предотвратить несчастье, и взываем к Его всемогущей власти помочь нам ради наших юных сыновей. Вряд ли найдется место на всем земном шаре, где не происходит подобной борьбы, кроме тех стран, где у гонимых и малочисленных христиан уже не осталось сил».
Увы, мистер Боуринг и его союзники проиграли эту битву. Возраст согласия в Великобритании был снижен до 16 лет. Он составляет четырнадцать лет в Канаде, пятнадцать — в Швеции и Франции, четырнадцать лет в Германии, Исландии, Италии, Сан-Марино и Словении и двенадцать лет в Испании, Голландии, на Мальте и в Португалии3. Разве не возмутительно, что в последних из перечисленных стран двенадцатилетние мальчики, в большинстве своем даже не вступившие в период полового созревания, могут давать свое согласие взрослым мужчинам, желающим сексуально их эксплуатировать? Более того, их родители не в состоянии законным путем предотвратить такую эксплуатацию. У нас невольно возникает вопрос: «Почему организации геев и лесбиянок так усердно стараются снизить возраст начала дееспособности?» Ответ здесь может быть только один.
Самые шокирующие свидетельства этой охоты за детьми появились в цитируемой ниже статье, которую написал Майкл Свифт, сотрудник периодического издания под названием «Новости сообщества геев» (Gay Community News). Она была зачитана во время дебатов в конгрессе бывшим конгрессменом Уильямом Даннемейе- ром, который также потребовал внести ее в «Записи конгресса». Вот короткая выдержка из этой шокирующей Декларации:
Мы осодомим ваших сыновей, эти символы вашей хилой мужественности, ваших пустых мечтаний и вульгарной лжи. Мы растлим их