Говоря о долговой устойчивости, большое внимание необходимо уделять способности бюджетной системы сохранять сбалансированность при изменении внешних и внутренних параметров. Факторы, влияющие на долговую устойчивость можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Внешние и внутренние факторы, определяющие долговую устойчивость[16]
К внешним факторам относят те, на которые государство практически не может оказать влияние. В свою очередь, внутренние параметры поддаются контролю со стороны государства.
В зависимости от того, каким образом сложились экономические, социальные условия, а также в зависимости от применяемой модели бюджетного регулирования складывается тип долговой устойчивости государства.
На долговую устойчивость могут оказывать влияние следующие экономические факторы:
- зависимость государства от внешних источников сырья, энергии, рабочей силы, внешних потребителей продукции, от внешних потребителей отходов;
- бюджетная обеспеченность. От бюджетной обеспеченности государства зависит реализация многих общественно полезных функций. Бюджетная обеспеченность зависит не только от степени хозяйственного освоения территории, но и от сложившейся направленности финансовых потоков и от установленных на государственном уровне нормативов бюджетных отчислений[17].
Эколого-географические факторы подразумевают под собой качество окружающей среды в сравнении с гигиеническими и экологическими нормативами, обеспеченность ресурсами экономики и социальной сферы (минеральное сырье; вода; пашня; лес; водные объекты, как приемники сточных вод; атмосфера, как приемник выбросов; земли для размещения отходов)[18].
|
Показатели качества окружающей среды имеют огромное влияние на состояние здоровья населения, на привлекательность данной территории для проживания и размещения хозяйственных объектов.
К социальным факторам можно отнести реальные доходы населения, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, занятость и др.
Отметим, что долговая устойчивость в большей степени определяется социальными факторами. Данная группа факторов влияет на распределение расходов бюджета, определяет приоритеты бюджетного регулирования.
Социальные факторы являются основополагающими при оценке привлекательности региона для проживания. Данный факт определяет интенсивность миграционных процессов в регионе, и это, безусловно, отражается на бюджетной устойчивости[19].
Таким образом, необходимо выявлять факторы, которые позволят повысить привлекательность региона для миграции населения, которые, в свою очередь, позволят повысить долговую устойчивость государства.
Институциональные факторы обеспечения долговой устойчивости - факторы, связанные с управлением, регулированием отдельных сфер, областей, экономических, общественных отношений.
К числу институциональных можно отнести:
- научно-технические;
- финансовые;
- инвестиционные;
- меры по улучшению управления и преобразованию институтов[20].
Влияние институциональных факторов на долговую устойчивость имеет большое значение, так как определенное изменение в бюджетном, налоговом законодательстве несет за собой необходимость пересмотра отдельных аспектов в бюджетной сфере[21].
|
Также можно выделить факторы, оказывающие влияние на уровень долговой устойчивости государства (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 - Факторы, влияющие на уровень долговой устойчивости государства[22]
Помимо вышеназванных факторов, уровень долговой устойчивости страны обусловлен степенью финансового состояния и развития рынка капиталов, обслуживающих оборот большого количества акций реально функционирующих субъектов хозяйствования.
Степень открытости внутреннего рынка, эффективность финансовых инструментов, участие населения в операциях с фондовыми ценностями, мобилизация интеллектуальных ресурсов, используемых для развития финансового рынка, также могут оказывать определенное воздействие на уровень долговой устойчивости[23].
Необходимо отметить, что первостепенное значение в обеспечении долговой устойчивости страны в целом имеют эффективность проводимой бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, где ключевым фактором выступает степень государственного участия в каждой из сфер финансовой и кредитной систем.
Государственные и муниципальные финансы можно рассматривать как объект прямого управления и воздействия со стороны государства. Также государство должно создавать условия для стабильного финансового состояния хозяйственных систем реального сектора экономики, в сфере финансового рынка и международных финансов[24].
Таким образом, для увеличения потенциала обеспечения долговой устойчивости необходимо рассматривать все возникающие в бюджетно-финансовой системе страны противоречия и негативные явления, выявлять особенности их проявления в каждой из сфер финансовых отношений.
|
Формирование долговой устойчивости предполагает выяснение и систематизацию явлений, событий и определенных действий, наступление или осуществление которых непосредственно или косвенно может стать угрозой тому или иному субъекту.
Необходимо также отметить, что в условиях возросшей внешнеполитической и внешнеэкономической напряженности обеспечение долговой устойчивости не только отдельных субъектов Российской Федерации, но и всей бюджетной системы страны в целом является основанием стабильного социально-экономического развития территории.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. ключевыми требованиями осуществления бюджетной политики были названы бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учет текущей экономической ситуации. На ближайшие три года была поставлена задача снизить издержки и неэффективные траты бюджетов всех уровней[25].
Безусловно, выполнение данных требований и задач позволит обеспечить сбалансированность и долговую устойчивость государства в условиях данной экономической ситуации.
Тем не менее, необходимо рассмотреть факторы, которые препятствуют обеспечению долговой устойчивости России:
1. Недостаточность объема финансовых ресурсов;
2. Несовершенство финансовой политики государства, деятельности органов управления финансовой системой;
3. Недостатки государственного регулирования и контроля функционирования бюджетно-налоговой и банковской системы.
Недальновидная финансовая и бюджетная политика, ускоренное наращивание экономически необоснованных социальных затрат, неравномерный рост пенсий и опережающий рост доходов населения в сравнении с ростом производительности труда являются корнем проблем долговой устойчивости дотационных регионов России[26].
Долговая устойчивость регионов во многом определяется отношениями между центром и местными властями. Основными условиями, определяющими долговую устойчивость на уровне регионов, являются:
- платежеспособность всех участников экономического оборота;
- сбалансированность платежного баланса регионов;
- ограниченность внутреннего и внешнего долга;
- бездефицитность регионального бюджета[27].
Также существует ряд угроз долговой устойчивости государства, которые можно разделить на внутристрановые и внутрирегиональные.
Существующие межбюджетные отношения, межрегиональное распределение и перераспределение финансовых ресурсов, финансовые взаиморасчеты между регионами определяют внутристрановые угрозы долговой устойчивости.
Внутристрановые угрозы долговой устойчивости представлены на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Внутристрановые угрозы долговой устойчивости[28]
К внутрирегиональным угрозам долговой устойчивости относятся:
- тенденция увеличения внутреннего и внешнего регионального долга при отсутствии источников их покрытия;
- увеличение количества социальных, экономических и финансовых обязательств региона, которые не подкреплены необходимыми источниками;
- рост коррумпированности в финансовой системе региона;
- неразвитость финансовых рынков регионов и т. д.[29]
Таким образом, важнейшей задачей субъектов России в сфере обеспечения долговой устойчивости в условиях нестабильной экономики, сохраняющейся на мировых рынках, является ведение сбалансированной и четкой бюджетной политики при условии выполнения всех социальных обязательств.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для вынесения заключения о долговой устойчивости государства, анализу подлежит весь комплекс факторов, определяющих эффективность каждого из ее элементов:
- бюджетов с точки зрения эффективности их структуры;
- субъектов управления и бюджетных правил с позиций результативности управляющего воздействия.
Организованное взаимодействие этих факторов должно обеспечивать достижение корректно определяемых целевых значений в реализации функций экономически развитого и социально ответственного государства.