Подходы зарубежных и отечественных авторов к понятию долговой устойчивости государства




 

В современной экономической литературе значительное внимание уделяется изучению сущности долговой устойчивости, но на сегодня нет четкого определения данного понятия.

Прежде, чем перейти к изучению долговой устойчивости государства, представляется целесообразным рассмотреть понятие «устойчивость».

В настоящее время существует несколько научных подходов к определению устойчивости:

1. Устойчивость рассматривается как способность системы к саморазвитию. Сторонниками данного подхода являются А. И. Дружинин, О. Н. Дунаев, Л.И. Лопатников, Л.Л. Терехов. Суть данного подхода в том, что любая система, о которой идет речь, может быть признана устойчивой, если она динамична и может сохранять свое движение по намеченной траектории, не смотря на воздействующие на нее возмущения[1].

2. Устойчивость рассматривается как относительная неизменность системы. В своих трудах данный подход рассматривали М. Блауг, Т. Г. Краснова, Н. Ф. Реймерс. В данном случае, устойчивость – это способность системы оставаться относительно неизменной в течение определенного периода времени вопреки внутренним и внешним возмущениям[2].

3. Устойчивость рассматривается как свойство системы сохранять равновесие, стабильность при изменении определенных параметров в допустимых пределах[3].

Вследствие того, что существуют различные подходы к понятию «устойчивость», определений долговой устойчивости также много.

Стоит заметить, что четкое и однозначное толкование термина «долговая устойчивость государства» в российском бюджетном законодательстве отсутствует. В Бюджетном кодексе России[4] данный термин, в отличие, например, от «долговой ответственности» даже не упоминается.

Эксперты Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка под долговой устойчивостью понимают такое состояние, при котором накопленный государственный долг может быть обслужен в любой момент[5].

На рисунке 1.1 представлены взгляды зарубежных авторов на понятие «долговая устойчивость».

Рисунок 1.1 - Взгляды зарубежных авторов на понятие «долговая устойчивость»[6]

Таким образом, в рамках зарубежного подхода, под долговой устойчивостью, чаще всего, понимается, такое количество и качество финансовых ресурсов, которое способно обеспечить возможность реализации текущих и перспективных расходов за счет осуществления своевременного сбора собственных доходов бюджета[7].

То есть, под долговой устойчивостью понимается то состояние, при котором накопленный государственный долг должен быть обслужен в любое время. Это требует от бюджета платежеспособности и ликвидности.

Однако, данное определение, хоть и отражает суть долговой устойчивости, но раскрывает только один аспект данной категории.

В отечественной литературе под долговой устойчивостью государства принято понимать такое состояние его бюджетной системы, при котором долговая нагрузка на бюджет и экономику не превышает определенных нормативов, а осуществляемые государством заимствования строятся, исходя из оптимальной структуры и максимального использования возможностей долговых инструментов[8].

Наиболее полное, на наш взгляд, понятие долговой устойчивости, дал С. М. Каратаев.

По мнению автора, «долговая устойчивость – это вероятность своевременного и полного покрытия органами публичной власти за счет средств своего бюджета расходов, необходимых для реализации своих полномочий, обеспечения инвестиционных потребностей территории, а также погашения долговых и иных обязательств и расходов по их обслуживанию»[9].

Наиболее широкое понятие долговой устойчивости государства можно найти у Н. Д. Шимширт.

Автор рассматривает долговую устойчивость как «сбалансированность денежных доходов и расходов государства и их пропорциональное изменение под воздействием внутренних и внешних факторов в целях обеспечения полномочий органов власти, его социально-экономического и политического развития в текущей и долгосрочной перспективе»[10].

Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод, что долговая устойчивость – это способность государства обеспечивать выполнение всех расходных обязательств, при сохранении определенной стабильности к внешним воздействиям и способности к инвестиционному развитию.

Отметим, что долговая устойчивость имеет большое значение в практике бюджетной работы: в современных условиях необходимо правильно оценивать положение конкретных территориальных образований и на этой основе строить обоснованную бюджетную политику.

Долговая устойчивость может быть определена для бюджетов разных уровней бюджетной системы. Наиболее актуально в настоящее время выявление устойчивости по бюджетам 2-го и 3-го уровней бюджетной системы России[11].

В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть понятие «долговая устойчивость региона».

Например, Галухин А.В. использует категорию «долговая устойчивость регионов», под которой понимает такое состояние государственных финансов, при котором долговая нагрузка на бюджет и социально-экономическое развитие территории не превышает законодательно закрепленных нормативов, а осуществляемые органами власти региона заимствования строятся, исходя из оптимальности структуры и эффективности их использования[12].

Ермакова Е. А. рассматривает понятие «долговая устойчивость субъекта России», понимая под этим такое состояние бюджетной системы субъекта России, при котором долговая нагрузка на бюджет и экономику субъекта не превышает определённых нормативов, а заемная деятельность субъекта строится, исходя из необходимости поддержания сбалансированности и устойчивости бюджета субъекта, оптимальной структуры долговых инструментов и максимального использования их возможностей[13].

При этом, сбалансированность и устойчивость бюджета субъекта России предполагает недопущение несвоевременного исполнениядолговых обязательств и их реструктуризации.

Долговая устойчивость, главным образом, основывается на принципах сбалансированности, самостоятельности, полного покрытия текущих расходов субъекта, экономности, а также эффективности расходования средств и страхования непредвиденных расходов и рисков[14].

Также долговая устойчивость должна учитываться в процессе вынесения решения о несостоятельности субъекта руководить экономикой и принятия мер ответственности к руководителям такого региона[15].

Способность субъекта своевременно отвечать по своим обязательствам, финансировать деятельность бюджетной сферы, безусловно, является показателем устойчивого финансового состояния субъекта.

Однако, необходимо обращать внимание на увеличение потоков финансирования, а также на расширение сферы бюджетного финансирования. Тогда можно говорить не только о долговой устойчивости, но и о стабильности развития, и о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти.

Таким образом, обобщив определения понятия «долговая устойчивость», приведенные отечественными и зарубежными авторами, можно сделать вывод, что долговая устойчивость – это экономическое состояние бюджетов публично-правового образования, при котором оно способно в прогнозные сроки обеспечить исполнение принятых обязательств, без существенных изменений условий заемной политики, исходя из оптимальной структуры долгового портфеля и установленных нормативных ограничений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: