Индейцы Антильских островов; правовой статус индейцев в первые десятилетия Конкисты; проблема христианизации индейцев и государство иезуитов в Парагвае




 

В 1492 году Колумб открыл Багамские островов и два из больших Антильских. Он проплыл вдоль северо-восточного побережья Гаити и северного побережья Кубы. Они думали, что там живут мирные земледельцы, говорящие на одном языке.

Но уже в 1493 г. во время второго плавания становится ясно, что все не так уж просто. Даже на Гаити обнаружилась весьма сложная этническая картина. Можно было выделить 3 анклава населения: 1) араваки, мирные земледельцы 2) обитатели северо-востока Гаити – воинственные лучники с самоназванием сигуайи (другие называли их макори – "чужие"), у них был самый высокий уровень развития. Они были разделены на племена, их общество было сильно стратифицировано, у них был институт наследственных вождей, а также обладали культом и священными ритуалами 3) бродячие охотники и собиратели – "немые" индейцы, язык которых мало кто понимал.

Относительно хорошо была изучена этническая картина Кубы. Подавляющее большинство населения центра и востока острова – аравакоязычные земледельцы сибонеи. На западе острова проживали бродячие охотники и собиратели, еще и каннибалы, также с непонятным языком. Назывались они гуанохатабеи.

На Малых Антильских островах проживали карибы, воинственные каннибалы (со слов араваков).

Почему в рамках единой экосистемы на небольшом расстоянии возник такой огромный стадиальный разрыв между народами здесь?

Попытки объяснить это фактором миграций и культурного развития, например, связью Гаити с Юкатаном и другими культурами не выдерживают критики (Гаити от него максимально удален).

Может помочь демография. На Гаити жило 1 млн 200 тыс. человек, на Кубе 600 тыс., на Пуэрто-Рико 100 тыс., на Ямайке 60 тыс., на Багамах 40 тыс., на Малых Антильских 18 тыс. Социологическая школа Беркли дает другие оценки. Для одного только Гаити она предлагает 7 млн. Факт демографического перегрева и земельной тесноты, конкуренции за ресурсы, возможно, дает ответ на вопрос, почему именно на Гаити находятся высокоразвитые цивилизации. Но почему из всех популяций на Гаити поднялись сигуайи?

Испанская корона действительно пыталась решить индейскую проблему в духе христианского милосердия и легитимными способами. Другое дело, что существует разница между буквой и духом закона. Уже вторая экспедиция Колумба была снабжена инструкцией о том, как нужно себя вести в новых условиях. Она состояла из 18 пунктов. 1 пунктом был пункт, касавшийся индейцев. В нем речь шла о необходимости их христианизации и выстраивания с ними добрососедских, мирных и законных отношениях.

В то время господствовала концепция феодального суверенитета. Индейцы Антил, исходя из этого пункта, являлись подданными и вассалами испанской короны. Значит, они уже включены в правовую систему испанского государства. Индейцы сохраняли свободу передвижения, брачного выбора. Еще они должны были работать на земле/рудниках и платить налоги, включая десятину. Они в этом отношении были равны со всеми остальными. У них было одно ограничение: им было запрещено носить оружие.

В Испании долго шли споры о правомерности обращения индейцев в рабство. Итог споров: единственным правовым основанием для обращения индейцев в рабство – пленение в ходе справедливой войны.

Индейцы были единственным ресурсом новой открытой территории. Колумб даже пытался их продать, но Изабелла запретила и начала разбираться. Через 20 лет их вернули обратно.

Стратегией испанской короны в отношении индейцев была христианизация и аккультурация. Но внутренний опыт с инонаселением был непереложим на индейцев Америки. Это был принципиально иной, чуждый мир.

Христианизация должна была быть добровольной, мягкой. Индейцев сселяли в постоянные поселения, понуждали к упорядоченным моногамным отношениям. Каждая семья жила в отдельной хижине, ей выделялся земельный участок. Дети должны были учиться в школе, все платят налоги. Индейцам предписывали носить одежду, не раскрашивать тела и не мыться так часто. Каковы же результаты?

 

Индейцы решительно не желали жить на испанский манер. Они нагло и дерзко умирали на рудниках (с). Да и вообще восставали и все такое. Тут наступил момент психологической рационализации. Если раньше жениться на индейских женщинах рекомендовалось, то теперь они запрещались. Вину за неудачный опыт возложили на индейцев. Им отказали в праве считаться разумными существами, а значит, их нужно понуждать. Настал момент изобретения энкомьенды. Индейцев распределяли и поручали испанским идальго (энкомендеро), чтобы он ускорял процесс аккультурации и взимал с них налоги. Рабами они не были, но этот идальго нещадно эксплуатировал их в свою пользу. В итоге они начали вымирать. На Гаити осталось 500 индейцев, на Кубе 200 тыс., население Багам было перевезено. Малые Антильские спаслись, испанцы не смогли их колонизировать.

Главная причина успеха иезуитов крылась в том, что они были мастерами пиара, они умели разговаривать с людьми. Иезуиты понимали потребности людей и могли их слушать. Иезуиты были герои. Они терпели чудовищные лишения, будучи передовым отрядом испанской колонизации. Они приходили в совершенно неосвоенные регионы и были повсюду. Орден иезуитов был также гибкой организации, они умели учиться на своих ошибках. Первые их опыты христианизации совершались налетом, надеясь на количество, а не на качество и глубину. Иезуиты пытались христианизировать даже кочевых. Потерпели фиаско. После этого стали работать с оседлыми. Первые опыты христианизации они пытались осуществить в Бразилии. Но там рано возникло крупное плантационное хозяйство, и Португалия стала работать в пользу потребностей колонистов, которые охотились на индейцев, а не в пользу иезуитов, которые хотели индейцев изолировать.

В испанских же владения у иезуитов появился шанс реализовать собственную утопию. Они создали свое государство в Парагвае в 17 веке. На своем пике оно занимало 130 тыс. кв. км. На ее территории находилось 30 городов-редукций и проживало 100 тыс. краснокожих христиан. Что способствовало этому успеху?

1) правильный выбор человеческого материала. Иезуиты сделали ставку на гуарани с северо-востока Аргентины. Это было оседлое население, знавшее зачатки земледелия. С другой стороны, эти индейцы не попали в орбиту влияния империи инков.

 

2) удачная география. Оно было локализовано в междуречье Параны и Уругвая, была естественная географическая изоляция. Эти реки мелководные и порожистые, по ним сложно передвигаться.

3) в 163 0-х гг. иезуиты добились от Испании разрешения вооружать краснокожих христиан против паулистов.

Государство иезуитов – это коммунистическая община с патриархально-самодержавным правлением:

1) означало предельную культурную и языковую изоляцию. Иезуиты сохраняли язык гуарани, создали ему письменность и т.д.

2) шли процессы евангелизации и христианизации

3) редукции представляли собой поселки с однокамерными жилищами, где жила одна семья

4) были общинные поля, принадлежавшие редукции в целом, содержащиеся в идеальном порядке; были также и делянки отдельных семей, которые были в редукции

5) в каждой редукции была своя инфраструктура

Иезуиты доверили индейцам чуть ли не весь пласт работ. В общем, идиллическая картина. Но изнанка была совсем не романтическая. Обнаружилось, что гуарани были способны работать только при надсмотрщиках при понуждении. Без надзора они творили всякие беззакония.

Христианское вероучение было усвоено поверхностно, языческие корни никуда не ушли, они составляли фундаментальную основу этих людей. Как только проект рассыпался и иезуиты ушли, эти крещеные ребята деградировали и просели даже не до своего уровня, а еще глубже. Многих из них словили паулисты. Незавидная участь. Главной ошибкой иезуитов было то, что они совсем лишили гуарани инициативы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: