Именно в этот период и там, и там отошли от плавильного котла к средовой концепции, к культурной преемственности вместо замещения. Структурная интеграция предполагалась на уровне общины, а не индивидуума. США исчерпали свою возможность интеграции эскимосов.
По переписи 2000 г. население США – 281 млн человек. Индейцы + эскимосы – 2,5 млн (0,9%). Индейцы, эскимосы и метисы – 4 млн 119 тыс... (1,5%). Эскимосы – 46 тыс..., а с метисами – 54,7 тыс. Алеуты – 12 тыс., с метисами – 17 тыс. В Канаде (2001 г.) население составляло 29 млн 639 тыс. Аборигены – 976 тыс. Из них инуиты 45 тыс. В пределах Нунавута проживает 26 тыс. инуитов. На втором месте – Квебек (9,5 тыс.), на третьем – Ньюфаундленд и Лабрадор (4,5 тыс.).
Выделяют 4 территориальные группы эскимосов Аляски: тихоокеанская (полуостров Аляски, остов Кадьяк и побережье залива Аляска), материковая (эскимосы юго-запада Аляски, реки Юкон и Кускокуим), нунивакская (остров Нунивак), северо-аляскинская (все остальное). У эскимосов Аляски два языка: юпик (юг и юго-запад Аляски, 55%) и инупиак (северная часть Аляски, 45%).
В Канаде 8 групп: инуиты макензи (река Макензи), инуиты коппер, нетсилик (Коппермайн и юг острова Виктория), иглулик (от Квинмота до залива Бутил), эскимосы Баффиновой земли, инуиты карибу (к западу от Гудзонова залива), инуиты Квебека (восточное побережье Гудзонова залива), лабрадорские эскимосы (юг Гудзонова пролива). Инуиты Канады говорят на инупиак, но они сами называют его инуктитут. У них два варианта письменности: на основе латиницы и на основе силлабического письма.
В 1970-е годы эскимосы Аляски прошли первый демографический переход. Его параметры: сохранение высокой рождаемости (фертильность 4,8), снижающаяся смертность (почти 34% смертей от суицидов и несчастных случаев), высокий естественный прирост и омоложение популяции как следствие. Более 55% популяции моложе 25 лет.
|
Второй демографический переход они не прошли. Он наделяется такими характеристиками: низкая рождаемость, низкая смертность и высокая продолжительность жизни. У эскимосов усилилось популяционное давление на экосистему, но они не смогли интегрироваться в американскую экономическую систему. Отсюда – массовая безработица, маргинализация, культурные щиты, заболевания и т.д.
У инуитов Канады все то же самое. Они вступили в демографический переход на рубеже 1970-х – 1980-х. Рождаемость была еще выше, фертильность 5,8.
Подзаголовок: жизнь без надежды
С тех пор, как капитализм расширился до масштабов ойкумены, жизнеспособность цивилизации проверялась ее столкновением с капитализмом.
Хронология: последние десятилетия ХХ века, когда эскимосы подвергались воздействию западной цивилизации. Это была радикальная попытка их встраивания в действительность.
Отправная точка – закон 1971 об удовлетворении исков коренного населения на землю и закон 1972 о сохранении языков коренного населения.
Результаты первого закона такие: эскимосам досталось примерно 12% всей территории Аляски, но это значило резкое сокращение их экосистемы, и даже эти земли они получили не в частную собственность, а в корпоративную, ими владела община.
Школьная реформа и ее плоды
Власти США, проводя эту реформу, исчерпали арсенал возможностей. Что они сделали: 1) при эскимосских общинах создавались восьмилетние школы; до четвертого класса включительно дети имели право учиться на эскимосском; с пятого по восьмой они продолжали изучение родного языка + у них были специальные часы для изучения традиционных ремесел, фольклора и промыслов; даже если эта школа не под контролем общины и имела хотя бы 8 учеников-эскимосов, то им уже обеспечивались учебники на родном языке и занятия по традиционной культуре, и в штате этой школы должен был быть хотя бы 1 учитель-эскимос 2) эскимосы могли учиться в 4-хлетних региональных школах с иноэтничной средой 3) эскимосы получали право поступать в колледжи и университеты и учиться там бесплатно, причем не только своего штата. Реформа была запущена в 1973 г. Плоды этой программы были непродуктивны. В первой волне поступивших не доучился никто. В качестве причины они выдвигали то, что оказывались в тисках сложного выбора: либо ты останешься туземцем, либо ты приобщаешься к американским ценностям и становишься белым. С образовательной точки зрении по данным на начало 1990-х 63% молодых эскимосов имели среднее или более высокое образование. В сравнении, правда, с белой Америкой это низкие показатели (у американцев 88%). С точки зрения сохранности родного языка число говорящих на нем эскимосов Аляски неуклонно сокращалось. Западные стандарты и среда были слишком сильны, это оказывало очень мощное естественное ассимилирующее воздействие. Сама школа его оказывала. Школьное образование также шло по западной модели. Сам факт обучения в ней имел значение ассимиляции.
|
Школьная реформа у инуитов Канады в общем повторяла очертания реформы на Аляске, но с двумя оговорками. Арктические регионы Канады менее развиты и более изолированы, и процент детей-инуитов, охваченных школьным образованием, был гораздо ниже аляскинского: около 50% инуитов имели начальное образование. Зато самая высокая степень сохранности родного языка обнаруживается именно у инуитов Канады. Это объясняется небольшим количеством детей, охваченных образованием.
|
Экономика
Для эскимосов и инуитов характерен циклический характер деятельности, то есть сочетание сезонной работы по найму летом с традиционными промысловыми занятиями. Их доходы складываются из денежных заработков и натуральных продуктов. Без сочетания этих доходов они просто не могут существовать. Недостаточно просто работы по найму, они в разной степени зависят от промысловых занятий.
Можно выделить 3 волны воздействия США на эту ситуацию: 1) 1950-е-1960-е – универсалистская модель: самих эскимосов пытались подтянуть к рабочим местам посредством обучения в интернатах, перемещением в города и промышленные поселки и т.д. Это приводило к маргинализации и люмпенизации этих эскимосов 2) 1970-е – рабочие места стали подтягивать к местам обитания эскимосов, открывали всякие заводы и т.д. рядом с ними. Уровень безработицы среди эскимосов не снизился, зато в их традиционных местах обитания повысился иноэтничный компонент 3) лидерам эскимосских общин и корпораций предложили самим разработать стратегии развития. Стратегии получились изоляционистскими. Эскимосский бизнес оказался успешным только в туризме. Остальные бизнес-проекты были неуспешными из-за конкуренции и социальной поляризации общества. Эксплуатация на эскимосских предприятиях была жестокой, так как они из плюсов имели только дешевую рабочую силу.
Ситуация в экономическом тупике. Ни одно из традиционных промысловых занятий основанием жизнеспособной экономики стать не может. Этому мешает и конкуренция, и сокращение экосистемы, и экология. Без промыслов же им физиологически не выжить. Они потребляют в 5 раз больше мяса, чем простые американцы. В массе своей они также не имеют хорошо оплачиваемой работы по найму. Третий источник их существования – пособия от государства.
Конкуренцию они не выдерживают не только из-за плохого образования и плохого знания английского. Когда строили трансаляскинский трубопровод, 5,5 тыс. эскимосов были приняты на работу в рамках этого проекта. Они занимали самые нижние ступени, но их зарплаты были на порядок выше сезонных. 25% мужчин не проработали и 4 недель, а еще 60% продержались 8 недель. Разразился скандал. Социология показала, что в иерархии списка причин увольнения самые высокие позиции занимали тоска по родине, болезнь близких и своя, чрезмерный боссизм со стороны белых, а в середине оказалась ключевая – невыносимость монотонной нагрузки. Их модель освоения действительности – циклическая, которую не предполагала работа в промышленной среде.
У инуитов ситуация похожа, но их экономическое развитие менее хорошее, и они сильнее зависят от промыслов. Суть та же, просто количество разное.
Если приобщаться к ценностям западного общества, то с высокой долей вероятности последует метисация. В ином случае они обречены на изоляцию.
Социальные изменения
Главной социальной единицей была локальная группа, или стойбище – производственный родственный коллектив. Его основу составляла расширенная семья. Наследственных вождей у них не было, но институт лидерства был. Их общество цементировали обычаи взаимопомощи и дележа добычи (корпоративность и уравниловка). В ХХ веке эта структура стала обрушиваться. Расширенная семья ушла в прошлое. Стал трансформироваться обычай взаимопомощи. Если на долю добычи родственники могли рассчитывать, то денежные доходы от работы по найму не делились. Теперь взаимопомощь могла выражаться не в участии в охоте, а в одалживании инвентаря. Такие одалживатели могли вознаграждаться морально – ему присваивали какое-нибудь почетное звание. Родственников нанимали в бизнес. Институт лидерства тоже поменялся. Он превратился в политическое лидерство. Если раньше это измерялось морально, то теперь лидером мог стать тот, кто хорошо знал английский и умел контактировать с белыми. Шла маргинализация, половая диспропорция, увеличивались разводы, детей бросали и т.д. Серьезную проблему составила генетически детерминированная проблема алкоголизма и психических заболеваний. Был высок уровень суицида.
В последней трети ХХ века пытались решить проблему культурно-ценностного разрыва между эскимосами и остальными американцами. Результаты были ничтожны, поскольку фундаментальные расхождения были на уровне базовых характеристиках, и их невозможно адаптировать к своим тактикам освоения мира, и ничто эту проблему не решит.
Сильная сторона интеллекта эскимосов – визуализация, а не логика и т.п. Гипотетически это можно обосновать концепцией Линна. Она заключается в том, что естественный отбор, усиливающий интеллект и когнитивные способности, запускает холодовый стресс. Вюрмское оледенение запустило этот процесс. Вегетативный период, не требующий усилий для добычи пищи, сокращается, люди вынуждены организовывать сложную охоту на крупных млекопитающих. Приходится решать проблему сохранения тепла, а именно поддержания огня и создания теплой одежды, для этого необходимо стратегическое мышление. Встает также проблема сохранения пищи в холодном климате. Самый высокий IQ у восточных азиатов, и их сильная сторона интеллекта – это тоже визуализация. У эскимосов это так, потому что надо было уметь ориентироваться на местности для выживания на холоде, и поэтому цепляться за мельчайшие подробности ландшафта. Несмотря на это, у эскимосов IQ в плане вербальном ниже, это связано с размерами популяции. Мутация, повышающая интеллект – это генетическая случайность, и чтобы она случилась, необходимы большие размеры популяции, поэтому данный механизм не запустился.