Методико-теоретический анализ жизненных ценностей личности




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И УСТАНОВКИ НА БРАК И СЕМЬЮ: МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТИ» И «УСТАНОВКИ», «БРАК» И «СЕМЬЯ»

Методико-теоретический анализ жизненных ценностей личности

Типология личности и ее установок

Понятия «брака» и «семьи»

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ИХ УСТАНОВОК НА БРАК И СЕМЬЮ СОВЕТСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ПЕРИОДОВ

Трансформация института семьи и брака

Жизненные ценности старшеклассников современного периода

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Интерес к жизненным ценностям подростков был всегда, всегда возникали такие вопросы: что сейчас интересно детям? Как воспитывать подростков?

Жизненные ценности и семья - это очень тесно связанные между собой понятия, социальный институт семьи оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций личности.

Ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом ее отношение к миру, формирование этих ценностей начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста.

Жизненные ценности личности включают в себя взаимоотношения человека с окружающей его действительностью, будь то семья, здоровье, финансовое благополучие, работа, престиж, власть и толерантность.

Семья является образцом представлений ребенка о том, какими должны быть отец и мать, муж и жена, сын и дочь и как должно проходить их общение между собой.

Существует множество подходов к определению понятия семьи, представительницы феминистической парадигмы Джейн Л. Томпсон и Джудит Пристли определяют семью как группу людей, которые связаны друг с другом либо кровным родством… либо интимными, сексуальными отношениями. В процессе модернизации происходит подмена семейных ценностей, размытие значений роли женщины - матери, мужчины - отца. С.И. Голод в работе «Семья и брак: историко-социологический анализ» рассматривает семью как всего лишь совокупность индивидов, состоящих, по крайней мере, в одном и трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства. Для модернистов характерны исследования удовлетворенности в основном партнерскими, сексуальными отношениями в браке, выдаваемыми за показатели стабильности семьи, а для фамилистов - измерения полноты реализации имеющегося уровня потребности семьи (не только в личности!) в детях.

Существует множество дефиниций семьи, наиболее интересным является определение данное А. Г. Харчевым: «Семья - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, малая группа, члены которой связаны брачными и/ или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения»..

Сегодня, можно говорить о кризисе семьи, разрушении традиционной семьи. Последствия этого кризиса - уменьшение среднего числа детей в семьях, до такого уровня, на котором будет невозможно простое замещение поколений. Семья перестает выполнять свои традиционные функции, ценности семейного образа жизни теряют свою значимость для личности в сравнении с внесемейными ценностями.

Целью данной работы является рассмотрение жизненных ценностей старшеклассников и их установок на брак и семью.

Задачи работы:

. Проанализировать трансформацию семьи и брака

. Анализ жизненных ценностей старшеклассников и их установок на брак и семью современного и советского периодов

. Показать, как, и в какой мере, семья влияет на становление жизненных ценностей.


Глава 1. Жизненные ценности личности и установки на брак и семью: методико-теоретические основы понятия «ценности» и «установки», «брак» и «семья»

Методико-теоретический анализ жизненных ценностей личности

 

Жизненные ценности - это то, что является приоритетом для той или иной личности. Они формируют поведение человека, его отношение к окружающему миру, влияют на решения, принятые в той или иной ситуации. Каждый человек уже в подростковом возрасте пытается определить, что для него является ценным в жизни, ставит цели и начинает продумывать пути достижения этих целей.

Для всех людей ценности могут быть абсолютно разными, для кого-то это жилье, одежда, деньги, для кого - то семья, дети, работа.

Ценностные ориентации - это система относительно устойчивых, социально обусловленных представлений о предпочитаемых, избираемых личностью или какой - либо человеческой общностью в качестве важных, необходимых, полезных для себя материальных и духовных благах и идеалах и наиболее приемлемых, достойных способов получения. Ценности тесно связаны с потребностями. Предметы, явления и их свойства, идеи выступают в виде ценностей тогда, когда они необходимы людям в качестве средства, цели для удовлетворения их потребностей.

Ценностные ориентации для молодежи - это результат процесса социализации, в ходе которого нормы жизни общества интерьеризируются в ценности личности, если она эти нормы не отвергает. Ценности являются устойчивой мотивационной основой поведения личности в обществе.

Немецкий философ Эдуард Шпрангер, в своей книге «Формы жизни» (1914) выделял шесть типов личностей, в зависимости от преобладания тех или иных ценностей:

. Теоретический. Доминирующий мотив - поиск истины. Человек видит мир как упорядоченное целое, стремится к раскрытию истины и рационализму.

. Экономический. Мотивировка практическими утилитарными интересами. Истина интересна не сама по себе (как в предыдущем типе), а с точки зрения ее использования. Этот тип характеризуется стремлением к выгоде и практичности.

. Эстетический. Любая ценность существует ради ее самой. Доминирующие установки - организация жизни на основе красоты и эстетической гармонии.

. Социальный. Организующие принцип жизни - симпатия, забота или в более глубоком смысле - любовь. Социальный человек как бы забывает себя во имя любви к людям.

. Политический. Реализует себя в отношениях власти и господства над другими. Схож с экономическим человеком в том, что он видит людей как средства, а не как цели, но люди для него выступают как объект манипулирования и господства.

. Религиозный. Человек, ищущий единства с высшими ценностями. Если он не находит этого единства - он несчастен, если нашел -безмерно счастлив. По мнению Шпрангера, такие люди - идеальные типы.

Исходя из этой классификации Шпрангер считал, что среда не играет ведущей роли в формировании личности, внешне не преобладает над внутренним миром человека.

Все многообразие ценностных систем можно классифицировать по типам и уровням для того, чтобы определить их значимость для личности. Можно выделить витальные ценности, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические. Витальные ценности это те, которые обеспечивают саму жизнь. К ним относятся здоровье, безопасность, благосостояние (качество жизни), психофизическое состояние человека (адекватность, внутреннее спокойствие, бодрость, сытость и пр.), природная среда обитания. Социальные ценности определяют место человека в социуме и его социальные связи. К этим ценностям относятся социальный статус, профессиональная деятельность, образовательный уровень, материальная обеспеченность (собственность), семья, друзья и др. К политическим ценностям относятся свобода слова, гражданские права и обязанности, законность и др. Моральные ценности - это добро, благо, совесть, честь, достоинство и др. Религиозные ценности - это бог, вера, благодать, ритуал, и др. Эстетические ценности - это красота, стиль гармония и др. Хотя эта классификация может носить условный характер, так как каждая разновидность многозначна в культурном отношении, но в повседневной жизни личности, эти ценности связаны в единую систему, с определенной структурой. В разных социумах существуют доминирующие ценностные системы, которые воспроизводятся в культуре, традициях, деятельности, образовании, воспитании как объективных условиях социализации. Для личности выбор ценностей связан с понятием смысла (жизни, деятельности, поступка, вещи и т.д.).

Рассматривая жизненные ценности подростков, стоит более подробно рассмотреть такие факторы как семья, здоровье, финансовое благополучие (работа), престиж, власть и толерантность.

Здоровье является одним из важнейших аспектов характеризующих жизненные ценности подростков. Вообще здоровье человека - это бесценный дар, но люди зачастую не ценят этот дар и растрачивают свое здоровье, начиная еще с подросткового возраста, ведя неправильный образ жизни (отсутствие режима, курение и алкоголь и т. д.).

В своей статье И. В. Журавлева пишет, что за период 1990-2010 года общая заболеваемость населения (с диагнозом, установленным впервые в жизни) выросла на 20%, а у подростков 15-17 лет - на 245%, т. е. темпы роста в 12.2 раза выше, чем у населения в целом. Наибольшие темпы прироста у подростков отмечены по болезням крови и кроветворных органов (в 8 раз) (в том числе по анемии - в 10,6 раз), новообразованиям (в 5,5 раз), врожденным аномалиям (в 4,8 раз) и болезням системы кровообращения (4,7 раз).

Сейчас происходит разрушение системы ценностей в обществе.

Дореволюционная Россия была страной с высокой рождаемостью, демографические установки того времени звучали примерно так: семья и дети - святое дело, вести холостяцкий образ жизни в зрелом возрасте - безнравственно и позорно, развод осуждался и был практически невозможен.

В конце 20 века в Россия стала ориентироваться на другие семейные ценности, в центре семьи оказываются не родительско-детские, а супружеские отношения, браки заключаются в основном по любви и при условии относительного экономического равенства. Дети в таком союзе не исключались совершенно - они просто не были его целью, а скорее воспринимались как нечто неизбежное, должное.

Все это: изменение экономических основ семьи, эмансипация женщин, ослабление роли церкви, снижение рождаемости и привело к тому, что Россия стала малодетной страной.

В ходе институционального кризиса семьи на смену расширенной семьи приходит нуклеарная, также многие семейные функции перешли к внесемейным социальным институтам, произошло преобразование сельского общества в городское.

В 30-е годы 20 века семья была названа «ячейкой» социалистического общества, приоритетными считались интересы общества, а не семьи и семейного быта. К 60-м годам произошло полное отмирание многодетности, стали преобладать семьи с потребностью в двух детях. Малодетность продолжала преобладать. Льготы и пособия предоставляемые семьям с несколькими детьми не повлияли на увеличение рождаемости, поскольку они не были направлены на увеличение ценности нескольких детей в семье. Государство считало нормой работу обоих супругов, а не возрождение традиционной многодетной модели семьи.

Семья перестала быть производственным коллективом. Функция воспитания и социализации в значительной степени перешла от семьи к школе, забота о пожилых все больше ложится на систему социального обеспечения, а не на семью. Люди не связывают свою судьбу на поздних этапах жизни с числом детей <https://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=683>. Эти и другие обстоятельства, о которых речь пойдет ниже, способствуют массовой моде на одно-двухдетную семью, т.е. ведут к депопуляции.

Однако в работах А. И. Антонов, В. А. Борисов, Л. Е. Дарского и других сторонников теории институционального кризиса семьи, основное внимание обращается только на самое важное проявление этого кризиса, то есть, на уменьшение среднего числа детей в семьях до уровня, не обеспечивающего даже простое замещение поколений.

Кризисные изменения в супружеских или межпоколенных отношениях, рассматриваются при этом лишь как факторы, способствующие снижению рождаемости. Но повышение рождаемости невозможно в условиях трансформации семьи как социального института, которая происходит, как минимум, по четырем параметрам:

1. Рождаемость (число рожденных детей)

2. Отношение к семье и браку

. Отношение к разводу

. Нуклеаризация (деление) семей и межпоколенные отношения

В прошлом в России преобладали расширенные семьи, состоящие из нескольких нуклеарных семей. В процессе модернизации института семьи расширенная семья сменяется нуклеарной, которая отделяется от родителей и от семейно - родительского производства и домохозяйства.

Общие признаки семейного образа жизни в аграрную эру следующие:

. Соединение в рамках семейного домопроизводства дома и работы (домострой), взаимная дополнительность семейных и производственно - хозяйственных ролей супругов, родителей и детей, родственников, семьецентризм (фамилизм) при котором благополучие каждого зависит от общесемейного благополучия.

. Нераздельная связь с землей, определяющая жизнь земледельческих (оседлых) и скотоводческих (кочевых) народов, редкость городских семей (меньше 1%).

. Власть родства и свойства в системе брачно-семейного обмена.

. Приоритет возрастного старшинства и старших поколений в межпоколенных взаимодействиях и процедурах социального контроля.

. Многодетность как итог действия мощных социокультурных норм высокой рождаемости, норм всеобщей и ранней брачности, пожизненного брака и удлинения периода деторождения, табу на предупреждение и прерывание беременности, на разводы.

В начале 20 века расширенная многодетная семья прекратила свое стабильное и устойчивое существование.

Семья является неотъемлемой частью общества и изменения, происходящие в институте семьи неизбежно ведут к трансформациям ценностных ориентаций и установок всего общества.

На сегодняшний день, множество исследований посвящены, именно, жизненным ценностям.

Интерес к исследованию жизненных ценностей подростков был высок всегда, их анализом занимались и занимаются такие ученые как: В.Н. Шубкин, И. В. Журавлева, В. С. Магун, Н. И. Лапин, Е. И. Головаха, А. В. Мудрик, В. А. Ядов, А. Н. Леонтьев и многие другие.

В ходе мониторинга социального самочувствия и ценностных ориентаций россиян был выявлен набор ценностей, которым женщины и мужчины отдают предпочтение. Это ряд базовых ценностей, которые присущи всем профессиональным, образовательным и возрастным группам.

Начиная с 1991 года, первое место в шкале жизненных ценностей занимает здоровье (более 38,5% опрошенных).

Данную тенденцию можно проследить на примере жителей г. Иваново.

 

Рисунок 1. Здоровье как базовая ценность среди женщин и мужчин в г. Иваново (%)

Источник: Егорова Л. С. Социальное самочувствие и ценностные ориентации россиян: Гендерный анализ (по материалам мониторинга 2000 г.). - Иваново.: Издательский центр «Юнона», 2000. С. 38.

 


Рисунок 2. Здоровье как базовая ценность в других регионах России 1997 год (%)

Источник: Егорова Л. С. Социальное самочувствие и ценностные ориентации россиян: Гендерный анализ (по материалам мониторинга 2000 г.). - Иваново.: Издательский центр «Юнона», 2000. С. 39.

 

Второе и третье места в шкале ценностей занимают семейное счастье и материальное благополучие.

 

Рисунок 3. Семейное счастье как базовая ценность (%)

Источник: Егорова Л. С. Социальное самочувствие и ценностные ориентации россиян: Гендерный анализ (по материалам мониторинга 2000 г.). - Иваново.: Издательский центр «Юнона», 2000. С. 41.


Рисунок 4. Материальное благополучие как базовая ценность 1997 год (%)

Источник: Егорова Л. С. Социальное самочувствие и ценностные ориентации россиян: Гендерный анализ (по материалам мониторинга 2000 г.). - Иваново.: Издательский центр «Юнона», 2000. С. 42.

 

По данным социологического исследования, проведенного в 1998 г. под руководством Л. С. Егоровой среди молодых людей обоих полов, проживающих в Ивановской области, наиболее значимыми для этой возрастной группы ценностями названы: семейное счастье, образование, интересная работа, любовь, материальное благополучие.

 


Женщины

Мужчины

Рисунок 5. Структура 5 базовых ценностей 2000 год (%)

Источник: Егорова Л. С. Социальное самочувствие и ценностные ориентации россиян: Гендерный анализ (по материалам мониторинга 2000 г.). - Иваново.: Издательский центр «Юнона», 2000. С. 43.

 

Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей для всех возрастных групп.

Сегодня здоровье характеризуется не только отсутствием каких - либо заболеваний, так как здоровье влияет абсолютно на все жизненные ценности человека, будь то семья, карьера или же образование.

Раньше здоровье было предметом исследования только медицины, но в настоящее время стало объектом исследования других наук, таких как: биология, психология, социология.

Молодежь и подростки в том числе, имеют совершенно разные ценностные ориентации, которые довольно нестабильны. Они меняются в зависимости от социально - демографических аспектов, уровня социализации, от политических, культурных, экономических факторов, то есть на формирование ценностей влияют абсолютно все изменения, происходящие в обществе.

Сегодня на первое место у молодежи становится проблема материальной обеспеченности.

Ориентация на более престижные, чем дети ценности существует среди наиболее обеспеченных слоев, соответственно у этих же слоев прослеживается наименьшая рождаемость. То есть достижение более высокого социального статуса, стремление к материальному благосостоянию вовсе не дает никаких гарантий обзаведения 3 - 4 детьми.

Советским государством была установлена норма, что женщины должны работать вне дома. Роль работающей женщины престижна, а роль женщины сидящей дома не престижна. Эта норма абсолютно не соответствует интересам семьи и общества в целом. Занятость женщин на работе вне дома стала одной из причин падения рождаемости.

Многие до сих пор считают, что крах ценностной системы произошел в связи с экономическими сложностями в стране, распадом Советского Союза, но надо сказать, что этот крах произошел с приходом советской власти, а всю вторую половину 20 века общество пользовалось остатками тех семейных ценностей, которые сохранились еще с досоветских времен.

Толерантность имеет непосредственное отношение к формированию жизненных ценностей у подростков.

За последние годы проблема толерантности в обществе и в том числе среди подростков получила широкое распространение. Это можно сопоставить с учащением случаев нетерпимости по отношению к людям с другими взглядами, как политическими, этническими, религиозными и прочими. Довольно часто возникают случаи открытых конфликтов, которые могут вылиться в достаточно жестокие столкновения между оппонентами. По мнению исследователей это связано с уменьшением терпимости к людям, озлобленности из - за неудовлетворенности уровнем жизни. Наибольшее внимание в этой проблеме стоит уделить подростковому возрасту, ведь именно в этом возрасте происходит становление личности, определение своей будущей жизненной позиции.

Толерантность можно определить как терпимое отношение к другим людям, она предполагает, что каждый может придерживаться своих убеждений, признает, что все люди разные по виду, статусу, речи, ценностям, но при этом люди должны принимать других людей такими, какие они есть.

Можно выделить несколько функций толерантности:

. Предотвращение конфликтов (межгрупповых и внутригрупповых)

. Создание имиджа стабильности

. Продуктивное взаимодействие с другими социальными группами и организациями.

Сегодня проблему толерантности связывают прежде всего с воспитанием. Большое значение при анализе проблематики толерантности уделяется в рамках внутрисемейных отношений - детско-родительских отношений.

В рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе 2001 - 2005 гг.» и программы «Образование в российском социуме: социокультурная динамика и институциональные трансформации» РАО было проведено исследование, которое показывает отношения подростков с родителями в контексте проблематики толерантности, поведение подростка в социальном пространстве школы, конфессиональную толерантность в подростковой субкультуре и т. д.

 

Таблица 1. Оценка подростками степени значимости их мнения для родителей (%)

Варианты ответов Общее Мальчики Девочки
Родители уважают мое мнение 75,5 71,6 79,4
Родители игнорируют мое мнение 6,1 7,3 4,9
Родители не считаются с моим мнением и навязывают мне свое 6,7 7,6 5,8
Я не высказываю своего мнения при родителях 11,8 13,6 9,9

Источник: Собкин В. С. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. М. 2003. С. 164.

 

Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что большинство респондентов (75,5%) отмечают уважительное отношение родителей к своему мнению. Видно, что девочки чаще мальчиков отмечают уважительное отношение родителей к своему мнению, также девочки реже отмечают, что они не высказывают своего мнения при родителях. Можно сделать вывод, что девочки более открыты в общении с родителями, чем мальчики.

 

Таблица 2. Реакция подростков на замечания со стороны родителей (%)

Варианты ответов Общее Мальчики Девочки
Слушаю и делаю, как они говорят 25,4 31,6 19,1
Пытаюсь понять их аргументацию, если она убедительна, делаю, как они говорят 56,1 53,3 58,9
Слушаю, но делаю по - своему 16,0 14,7 17,3
Не слушаю, это только мое дело 2,6 2,0 3,2
Противоречу, вступаю в конфликт 3,9 3,1 4,7

Источник: Собкин В. С. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. М. 2003. С. 165.

 

Данные таблицы 2 показывают, что большинство респондентов (56,1%) прислушиваются к замечаниям родителей только в том случае, если родители приводят убедительные аргументы. Также данные показывают, что мальчики (31,6%) чаще, чем девочки (19,1%) слушают родителей и делают, как они говорят.

 

Рисунок 6. Возрастные особенности реакции учащихся на замечания со стороны родителей

Источник: Собкин В. С. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. М. 2003. С. 166.

 

Данные показывают, что с возрастом подростки перестают безоговорочно слушать своих родителей, увеличивается число тех, кто слушает, но делает по - своему, также увеличивается число тех, кто делает так, как говорят родители, если их аргументация убедительна.

В современном обществе неотъемлемой частью формирования жизненных ценностей является образование. Образования это не только получение каких-либо знаний и навыков, но и повышение своего статуса, а также в перспективе увеличение материального благосостояния и удовлетворенность своей работой.

Изучение жизненных ценностей подростков очень актуально в современном обществе, оно дает возможность проследить, каким образом меняются приоритеты подрастающего поколения.

Среди жизненных ценностей старшеклассников особое место занимает образование, его дальнейшее получение (поступление в ВУЗы) и, конечно же, получение достойной профессии. То есть для старшеклассников уже сейчас важно определение своего места во взрослой жизни (самоопределение). Помимо образования важнейшими факторами, влияющими на формирование жизненных ориентаций подростков и их установок, являются общепринятые нормы и ценности, социальные, экономические и политический ситуации в стране, также большая роль принадлежит семье, школе, СМИ и т д.

Современная молодежь находится в довольно сложной ситуации, так как жизненные ценности, сложившиеся в обществе, значительно изменились, следовательно, мотивы, цели и установки молодого поколения тоже претерпели изменения, происходит упадок престижа образования - работающая молодежь придерживается точки зрения, что их заработок абсолютно не коррелирует с наличием или отсутствием образования.

На сегодняшний день школа выполняет не только образовательную функцию, но и воспитательную, поэтому интересными становятся вопросы: как старшеклассники относятся к правилам и нормам поведения, приняты в школе, взаимоотношения с учителями и одноклассниками, возникновение конфликтных ситуаций.

 

Рисунок 7. Возрастная динамика изменений мнений старшеклассников относительно установленных в школе правил поведения (%)

Из рисунка 7 видно, что на отношение старшеклассников к школьным правилам оказывает их возраст. Среди учащихся 11 - х классов большее число выбирает вариант «поступаю так, как считаю нужным», чем учащиеся 7-х и 9-х классов. Также видно как с возрастом снижается доля учеников, которых устраивает введенные в школе правила поведения. Эти данные позволяют сделать вывод, что взрослея, старшеклассники более критично оценивают принятые в школе правила и склоны самостоятельно принимать решения относительно своего поведения в школе.

Помимо гендерных и возрастных различий заметное влияние на отношение старшеклассников к принятым в школе правилам поведения оказывают и социально - стратификационные факторы, в частности, уровень благосостояния семьи. Так, учащиеся из высокообеспеченных семей по сравнению с теми, кто относит свою семью к группе, имеющей доходы на уровне прожиточного минимума, чаще отмечают, что их «не устраивают правила, и они их не выполняют», соответственно 11,3% и 4,9%. Школа как социальный институт весьма чувствительна к социальному статусу семьи учащегося. Дети из более высоких социальных страт чувствуют себя в стенах школы более «свободно», они чаще критикуют школьные правила и не соблюдают принятые в школе нормы поведения.

Важен вопрос о том, есть ли в окружении старшеклассников люди, с которых они хотели бы брать пример, они непосредственно влияют на формирование ценностей у подростков.

 

Таблица 3. Ответы школьников на вопрос о том, есть ли в их окружении люди, с которых они хотели бы брать пример (%)

  Общее N = 1406 Мальчики N = 694 Девочки N = 712
Да, это мой отец 27,4 34,4 20,5
Да, это моя мать 30,6 26,4 34,7
Да, это некоторые из моих учителей в школе 5,8 5,5 6,0
Да, это мой друг/ подруга 15,7 14,1 17,3
В моем окружении таких людей нет 18,3 16,9 19,8
Затрудняюсь ответить 19,3 21,3 17,3

Источник: Собкин В. С. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. М. 2003. С. 202.

 

Из таблицы 3 можно сделать вывод, каждый второй школьник хотел бы брать пример со своих родителей, с отца либо с матери. С точки зрения авторитета и примера для подражания семья является приоритетом над остальными вариантами ответа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: