Жизненные ценности старшеклассников современного периода




жизненный ценность установка семья брак

Институциональный кризис семьи сегодня можно усмотреть и в росте количества разводов, и в разнообразных формах брака, в переходе от многодетности к малодетности, а то и вообще, к добровольной бездетности.

Но сейчас происходит кризис не только семьи, а кризис культуры, кризис жизненных ценностей всего общества.

Социализация современной молодежи, подростков в том числе, происходит в условиях трансформации ценностей всего российского общества. Важный вопрос, который стоит перед обществом - это понять в какую сторону меняются ценности.

Исследователи ценностей российской молодежи замечают, что для нынешнего подрастающего поколения высокую ценность имеет стабильность.

Сегодня подростки, говоря о семье, абсолютно не ориентированы на многодетность и даже среднедетность. Желание иметь большее количество детей проигрывает в конкуренции с другими внесемейными ценностями.

На вопросы, касающиеся жизненных ценностей, молодежь зачастую отвечает, что главной ценностью является семья. Но если спросить у старшеклассника, какая из жизненных ценностей для него будет приоритетной после окончания школы, то, скорее всего, он ответит, что сначала он хочет получить высшее образование, затем устроится на престижную и хорошо оплачиваемую работу и только потом возможно создать свою собственную семью.

В. С. Собкин считает, что социализация современного подростка в России происходит не только во время социально - экономической нестабильности, но и в условиях трансформации ценностей. Ценности и нормы, которых придерживались подростки в 40 - 70 -е годы существенно отличаются от тех ценностей, которые закрепились в современном обществе, если для первых был характерен коллективизм, то для вторых индивидуализм.

Под руководством В. С. Собкина и Н. И. Кузнецовой были проведены исследования жизненных ценностей старшеклассников в 1991 году и 1996 году.

 

Таблица 4. Значимость различных ценностей старшеклассников по опросам 1991 и 1996 гг., в процентах.

  Жизненные ценности 1991год n = 1162 1996 год n = 1604
1. Достижение материального благосостояния 57,4 53,1
2. Успешная профессиональная деятельность   42,2
3. Успешная политическая карьера 3,3 7,6
4. Полноценное общение с людьми 34,4 24,8
5. Счастливая семейная жизнь 73,5 60,2
6. Полноценное приобщение к культуре   8,7
7. Развитие своих способностей 25,1 17,7
8. Познание себя 13,2 10,4
9. Воспитание детей 24,3 25,8

Источник: Психология подростка. Учебник // под ред. А. А. Реана. СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК». 2003. С. 92.

 

Из таблицы видно, что счастливая семейная жизнь занимает лидирующую позицию наряду с другими ценностями старшеклассников и в 1991 году и в 1996, но все же, надо заметить, что ценность семейной жизни в 1996 году (60,2%) значительно снизилась по сравнению с 1991(73,5%). А «воспитание детей» пропускает вперед такие ценности как: «материальное благосостояние», «успешная профессиональная деятельность», «полноценное общение с людьми» и стоит на практически одной позиции с пунктом «развитие своих способностей».

Также исследование показало, что произошло снижение значимости семейной жизни у девушек, в 1991году было 84,6%, а в 1996 году стало 66,3%. У юношей все осталось неизменным (1991- 56,4% и 1996 - 53,5%). Можно сделать вывод, что девушки, вероятно, в большей степени ориентированы на западные ценности и стремятся сделать карьеру, быть успешными, хотят самореализоваться, не обременяя себя семейной жизнью.

Что касается материального благополучия, то современные подростки имеют большое желание разбогатеть и создать свой бизнес.

О. И. Карпухина в своих работах приходит к выводу, что современные подростки более терпимо относятся к применению противоправных действий для достижения материального благосостояния.

Похожее исследование проводилось в Ханты - Мансийском автономном округе (ХМАО) и Свердловской области в 2002-2003 гг. по заказу Департамента по делам молодежи Свердловской области Демографическим институтом.

 

Таблица 5. Основные жизненные ценности молодежи в процентах

Жизненные ценности Ханты - Мансийский автономный округ Свердловская область
Семья 67,6 67,7
Здоровье 57,2 49,9
Интересная работа 32,4 26,7
Хорошие товарищи, друзья 31,4 29,2
Жизненный успех 24,6 27,2
Дети 24,2 26,3
Высокое материальное положение 23,6 22,4
Свобода и независимость 17,7 16,4
Желание приносить пользу людям 10,8 10,2
Почет и уважение 5,2 3,2
Досуг 2,7 3,2

Источник: Семейные ценности промышленного города: к проблеме трансформации: сборник статей / сост. И науч. Ред. Л. В. Карцева. Тольятти: ТГУ, 2007. С. 57.

 

Из таблицы 5 можно сделать вывод, что для молодежи, такая ценность как семья играет первостепенную роль. Также важными ценностями является «здоровье», «интересная работа», «жизненный успех», «друзья» и только после них идет такая ценность как «дети».

Обратимся к советскому периоду, тогда для общества в целом и для подростков в частности важнейшими ценностями были коллективизм, семья, жизнь для других, уважение к старшим.

Но с открытием так называемого «железного занавеса», в связи с глобализацией в Россию стали проникать западные ценности: свобода, цинизм, власть, индивидуализм. Можно сказать, что пирамида ценностей переворачивается, на первое место выходят такие потребности как самореализация и саморазвитие, престиж и статус и только после них можно усмотреть потребность в любви, семье и детях.

Рассмотрим жизненные ценности советской молодежи на примере таблицы 6.

 

Таблица 6. Результаты исследований жизненных ценностей с 1971 - 1982 гг.

Жизненные ценности Москва 1971-1972 Москва 1980 Ростовская и Свердловская области 1980-1981 Москва и Московская область 1982
Семейное счастье, счастье в любви, в детях 73,0 64,7 63,1 66,4
Интересная работа 69,1 78,9 74,7 75,3
Уважение людей 53,6 50,3 51,3 48,7
Сознание того, что приносишь пользу людям 48,3 53,6 54,0 43,6
Полное материальное благополучие 23,9 29,8 34,3 31,6
Возможность заниматься только тем, что тебя интересует 17,7 21,3 23,9 20,9
Расширение своего кругозора 17,6 16,1 19,6 23,8
Спокойная жизнь, стабильность на работе и в обществе 11,7 8,3 1,8 9,6
Слава, почет 3,5 2,1 1,8 3,4

Источник: Соколов В. М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. С.94.


Из данных таблицы 6 видно, что по важности для советских людей выходят такие жизненные ценности как: стремление иметь интересную работу, семейное счастье, сознание того, что приносишь людям пользу, общественное уважение.

В 1976 году было проведено пилотажное исследование в Москве и затем основное в Твери (Калинине) по проблемам общественно значимых идеалов молодежи (МК 1976). В пилотажном исследовании выборка насчитывала 207 человек, в основном - 968.

Для молодых людей советского времени основной целью в жизни, как они считают, является стремление быть полезным людям, обществу, Родине, найти свое достойное место в жизни, заслужить уважение окружающих (об этом в разной форме высказались 62,2% опрошенных). На второе место вышли такие конкретно сформулированные цели, как получение соответствующего образования (56,1%), интересная работа (54,0%). Далее в качестве главных целей в жизни выступали: «стать настоящим человеком», «быть честным, отзывчивым, принципиальным» (36,7%), «воспитать своих детей достойными людьми» (18,3%). 16,3% опрошенных заявили, что для них главная цель в жизни - повысить свое материальное благосостояние, приобрести те или иные вещи (чаще всего назывались квартира или машина). Для 12,6% такой целью является создание крепкой, образцовой семьи. Как цель в жизни фигурировали и желание работать заграницей (5,6%), и стремление быть независимыми от людей, выделиться (3,8%).Назывались и другие цели, каждая из которых «собрала» не более 1% единомышленников из всех опрошенных (всего же было выявлено более 40 различных целевых установок).

Таким образом, подавляющее большинство жизненных целей молодых людей соответствуют коммунистическом общественным идеалам.

Модернизация, ценности, которые установились в обществе - все это негативно влияет на желание вступать в брак, рождение и воспитание детей, физическое и нравственное здоровье современных подростков, сохранение и стабильность брака.

 

Таблица 7. Число расторгнутых браков 1950 - 1981 гг.

Годы Расторгнуто браков, тыс. Число расторгнутых за год браков на 1000 человек населения
    0,4
    0,6
    1,3
    1,6
    2,6
    3,1
    3,5
    3,5

Источник: Население СССР: Справочник / Волков А. Г., Дмитриева Р. М., Зайончковская Ж.А.и др.; Под общ. Ред. Л. М. Володарского. М.: Политиздат, 1983. С. 86.

 

Всего за 1950 - 1981 гг. расторгнуто 15,4 млн. браков. Рост числа разводов во многом зависит от характера законодательства о разводах. В конце 1965 года был значительно упрощен порядок расторжения брака, что сказалось и на числе разводов: в 1965 г. было расторгнуто 360 тыс. браков, а в 1966 г. - 646 тыс. Увеличение числа разводов приводит к увеличению неполных семей, так как разведенная женщина с детьми имеет не очень большой шанс вступить в брак повторно.

В дальнейшем число разводов не сокращается, а продолжает расти.

 

Таблица 8. Число зарегистрированных разводов 1975 - 1988 гг.

Годы Тыс. На 1000 человек населения
    3,1
    3,5
    3,4
    3,3

Источник: Социальное развитие СССР:статистический сборник / Отв. Ред. Л. Ю. Логинова. М.: Финансы и статистика, 1990. С. 284.

 

Между переписями 1989, 2002 и 2010 гг. число состоящих в браке уменьшилось с 72,5 в 1989 г. до 67,9 в 2002 г. и до 66,5 млн. человек в 2010 г., число семей сократилось с 36 до 34 млн., при этом 3 млн. супружеских пар состоят в незарегистрированном браке, увеличилось число никогда не состоявших в браке с 18 до 25 млн., число разведенных с 7,9 до 11,2 млн. Ежегодно расторгается около 800 тыс. браков и примерно 400 тыс. детей остается, как правило, без отца. Распространение сожительств привело к удвоению рождений вне брака, которое составило 30% от всех рождений. Доля семей с несовершеннолетними детьми до 18 лет сократилась с 62 до 52%. В 2002 г. 140 тыс. преступлений совершили несовершеннолетние из общего числа 2,5 млн. преступлений…в 2004 г. количество беспризорных детей выросло до 700 тыс.

Огромная молодежная инфраструктура советского периода, предоставлявшая возможность заниматься спортом и другими видами проведения досуга почти всей молодежи, вытеснена. Если оставить в стороне идеологию, за этой инфраструктурой стояло четкое понимание роли и положения молодежи в обществе и четкое представление о том, на что должна быть направлена молодежная политика. Как и в других сферах общества посткоммунистического периода, многие важные и конструктивные аспекты прежней системы были дискредитированы, заброшены и пришли в упадок, хотя некоторые молодежные движения и организационные структуры сохранились. У молодежи определенно появилось больше возможностей в плане развлечений и даже мобильности (хотя современные европейские визовые режимы в который раз ограничили передвижение молодежи из России), но в рыночной ситуации доступ к досугу стал вопросом потребления, зависящим от финансовой состоятельности молодых людей. Это создало формы расслоения, которые являются новыми для общества, но молодежь выросла уже в этих новых условиях.

Сегодня ряд исследователей дают достаточно пессимистический прогноз сегодняшнего и будущего состояния семьи, которая характеризуется:

. Нестабильностью и слабостью связей родительства - супружества - родства;

. Сверхнизкой детностью;

. Неадекватной социализацией новых поколений, разрушением преемственности старших и младших поколений семьи.

Как показывают результаты социологических исследований, ценность семьи, семейного образа жизни, детей и ребенка в приоритетах современного жителя России уступает по значимости личному благополучию, личному счастью. Как показывает жизнь, молодые люди оказываются не подготовленными в моральном плане к созданию и сохранению семьи, воспитанию детей (а не одного ребенка).

Для того, чтобы лучше понять на какие ценности сегодня ориентирована российская молодежь, обратимся к проблемам и опасениям, которые больше всего волнуют молодых людей.

Проблемы, решение которых для молодежи является наиболее важным, %

,5 - улучшить материальное положение

,4 - найти хорошую, стабильную, высокооплачиваемую работу

,2 - получить высшее образование

,7 - иметь отдельное жилье

,0 - решить проблемы со здоровьем, лечение родных, улучшить отношения с родителями

,7 - избежать последствий экономического кризиса

,5 - создать свою семью, дети

,9 - купить автомобиль

,7 - погасить кредит

,4 - избежать службы в армии

,9 - снижение налогов

 

Таблица 9. Динамика различных опасений молодежи в %

Опасения      
Остаться без материальных средств      
За свою жизнь и жизнь близких из - за роста преступности      
Остаться без друзей      
Потерять работу      
Не устроиться на работу      
Не суметь создать собственную семью      
Ограничений со стороны государства, не позволяющих жить так как хочется самому      
Не встретить любимого человека      
Невозможность получить хорошее образование      

Источник: Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. С. 163

 

По данным перечня и таблицы 9 видно, что опасения современной молодежи по поводу создания своей собственной семьи не занимают лидирующих позиций, над ними преобладают такие пункты как материальное благосостояние, хорошая работа, получение высшего образования, здоровье и проблемы приобретения собственного жилья.

Молодежь индивидуализирована, настроена в первую очередь на достижение своих личных целей.

Процессы модернизации и коллективизации в России устранили ценностные основы традиционной семьи, которая опиралась на семейную хозяйственную деятельность, совместную собственность, преемственность поколений. Традиционная расширенная семья уступила место нуклеарной, состоящей только из родителей и детей, которые, вырастая, чаще всего оставляют своих родителей на попечение социальных служб. Семья переходит от единой системы «родства - родительства - супружества» к супружескому партнерству, к добровольной бездетности.

По мнению С.И. Голода, в России происходит переход к «супружескому» типу семьи, где прочность брачных уз определяется не желанием иметь детей, а личным взаимодействием мужа и жены и это не кризис - это эволюция.

 

Таблица 10. Сравнение традиционной семьи и современной семьи

Традиционная семья Современная семья
Родственно - семейный принцип организации жизни Первенство индивидуальным целям
Ведущая роль семейного домохозяйства и семейного производства Экономическая деятельность вынесена за порог дома
Жесткое разделение труда мужа и жены «Взаимозаменяемость» семейных ролей, конкуренция
Тесная психологическая связь семьи с окружением Разделение дома и внесемейного мира
Сыновья наследуют социальный статус и профессиональную социализацию отца Отношение отцов и детей освобождаются от экономических опор
«семьецентризм» Эгоцентризм
Централизованная расширенная семейно - родственная система с доминирующей властью старших поколений Децентрализованная нуклеарная семья
Развод - редкость, только по уважительным причинам (бездетность, измена) Развод - бытовое явление, по любой причине
Брак устраивают родители и родственники Брак устраивают сами брачующиеся, оставляя за собой право выйти из него в любой момент
многодетность Малодетность, допустимость «до» и «внебрачных отношений», применение контрацепции, аборты, развод, повторные браки, материнство вне брака

Источник: Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Часть 2. Ценностные ориентации семьи / Науч. Ред. А. С. Белкин. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001. С. 239.

В таблице 10 видны изменения превращение традиционной семьи в современную.

Ценностные ориентации современной семьи дают право выбора супруга по личному желанию, а не по наставлению старшего поколения.

В традиционной семье на первом месте стояли долг, семейная ответственность, ценность детей, авторитет родителей, связь поколений, то в ходе модернизации все эти ценности уступают место ценностям индивидуализма и личных достижений.

В условиях упадка семейных ценностей существует миф «о высоком престиже семьи», который подтверждается высокими процентами ответов на вопрос «что важнее всего - власть, здоровье, свобода, деньги, слава, семья, дети, работа, друзья и т.д.». Естественно, на лидирующую позицию выходит семья, дети - потому что, так должно быть, но это совершенно не значит, что так есть на самом деле.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе модернизации меняется нормативно-ценностная база взаимоотношений женщин и мужчин, взрослых и детей, т. е. в этом процессе меняются и роли женщины-матери, мужчины-отца. В соответствии с меняющейся реальностью пересматриваются морально-этические и юридические нормы, расшатываются стереотипы и запреты. Вся история семейной жизни показывает, что на протяжении многих веков нормы, регулирующие семейные отношения, менялись в зависимости от смены идей и меняющихся внешних обстоятельств, отражавших уровень развития общества. И, по-видимому, эти нормы все дальше отходят от первоначального (первородного) смысла - сохранения популяции человека. В результате претерпевают значительные изменения социальные институты материнства, отцовства, детства.

В обострении демографической ситуации в России главную роль играет сокращение рождаемости до очень низкого уровня. Недостаточность рождений по критерию простого воспроизводства образует демографическую суть депопуляции. Основной причиной этого является ослабление потребности семьи и личности в детях, снижение репродуктивных установок.

Напрашивается вывод, что без радикального изменения положения института семьи среди других институтов, без преобразования всей системы ценностей в обществе с индивида на семью, ситуация, к сожалению, не изменится.

Молодежь не хочет обременять себя проблемами и сложностями, а ориентируется только на получение удовольствий, пытается уйти от родительства и найти легкий путь к богатству. То есть «красивая жизнь» для подростков гораздо более привлекательна, чем создание семьи и рождение детей.

Старшеклассники зачастую отмечают, что главной ценностью является семья, но это не значит, что так и есть на самом деле - так должно быть. Если спросить у подростка, какая из жизненных ценностей для него будет приоритетной после окончания школы, то, скорее всего, он ответит, что сначала он хочет получить высшее образование, затем устроится на престижную и хорошо оплачиваемую работу и только потом возможно создать свою собственную семью.

Пирамида ценностей переворачивается, на первое место выходят такие потребности как самореализация и саморазвитие, престиж и статус и только после них можно усмотреть потребность в любви, семье и детях.

Молодежь индивидуализирована, настроена в первую очередь на достижение своих личных целей.

Процессы модернизации и коллективизации в России устранили ценностные основы традиционной семьи, которая опиралась на семейную хозяйственную деятельность, совместную собственность, преемственность поколений. Традиционная расширенная семья уступила место нуклеарной, состоящей только из родителей и детей, которые, вырастая, чаще всего оставляют своих родителей на попечение социальных служб. Семья переходит от единой системы «родства - родительства - супружества» к супружескому партнерству, к добровольной бездетности.

Согласно фамилистической парадигме, ценностный кризис семьи связан с тем, что семья перестает выполнять свои традиционные функции. Одной из наиболее острых проблем является сверхнизкая рождаемость и депопуляция. Ценности семейного образа жизни теряют свою приоритетность для личности, становятся неконкурентоспособными сравнительно с внесемейными ценностями.

Женская эмансипация, ослабление роли церкви, снижение потребности в детях, позднее вступление в брак или же добровольный отказ от вступления в брак - все это привело к институциональному кризису семьи и кризису жизненных ценностей всего общества.

Для того, чтобы семья могла устоять в условиях трансформации жизненных ценностей и модернизации, институт семьи должен обрести новые ценностные ориентации. Совершенно необязательно возрождение той патриархальной семьи, можно попытаться создать такую модель расширенной семьи с несколькими детьми, которая будет опираться на новые ценности, и поддерживаться политикой государства. Укрепление института семьи, повышение престижа семейного образа жизни сыграют решающую роль в оздоровлении общества.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008.

2. Акимов А. На пороге седьмого миллиарда // Население и общество: Информационный бюллетень, 1999. №39.

. Андреева А. Д. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика,1987.

. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебн. пособие для вузов. М: ИНФРА - М,2005.

. Антонов А. И. Семейный образ жизни в сельской России: монография: (по результатам социолого-педагогического опроса родителей и детей). М.: Ключ - С, 2006.

. Антонов А. И. Социология рождаемости. М.: Наука, 1980.

7. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996.

. Антонов А. И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России ХХ1 века. - М.: Грааль, 2000.

9. Антонов А. И. Депопуляция в России 2002-2050. [Электронный ресурс] URL: http: // www.rfsa.ru/project7.html#name3

. Васильева Э. К. Семья и её функции (демографо-статистический анализ). - М.: Финансы и статистика, 1975.

. Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического знания // Избранные произведения. Под ред. Ю. Н. Давыдова. - М., 1990. С. 348-349.

. Голод С. И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). М., 1990.

. Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально - политический журнал. 1995. №6.

. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Спб.,1998

. Голод С. И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи. СПб, 2008.

. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Л.: Наука, 1984.

. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010.

. Гурко Т. А. Родительство: социологические аспекты. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.

. Егорова Л. С. Социальное самочувствие и ценностные ориентации россиян: Гендерный анализ (по материалам мониторинга 2000 г.). - Иваново.: Издательский центр «Юнона», 2000.

20. Журавлева И.В. <https://www.isras.ru/index.php?page_id=538&id=304> Здоровье студентов: реальность и перспективы // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. - М.: РОС, 2012. - URL: https://www.isras.ru/files/File/congress2012/part27.pdf.

. Иванова Р. К., Иванов М. Ю. К вопросу о стратегии развития России в условиях мирового финансового кризиса. М.,2012.

. Карцева Л. В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность. - Казань, 2008.

. Карцева Л. В. Российская семья на рубеже двух веков. - Казань, 2007.

. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.

. Ле-Пле Ф. Основная конституция человеческого рода.- М., 1897.

. Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 2009.

. Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л.: Ин-т народов Севера, 1934.

. Население СССР: Справочник / Волков А. Г., Дмитриева Р. М., Зайончковская Ж.А.и др.; Под общ. Ред. Л. М. Володарского. М.: Политиздат, 1983.

. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Часть 2. Ценностные ориентации семьи / Науч. Ред. А. С. Белкин. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001.

. Психология 21 века: Учебник для вузов / Под ред. Дружинина. М.: ПЕП СЭ, 2003.

. Психология подростка. Учебник // под ред. А. А. Реана. СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК». 2003.

. Семейные ценности промышленного города: к проблеме трансформации: сборник статей / сост. И науч. Ред. Л. В. Карцева. Тольятти: ТГУ, 2007.

. Синельников А. Б. Трансформация семьи и развитие общества. М: «Издательство «КДУ», 2008.

. Синельников А. Б. Трансформация семейных отношений и ее значение для демографической политики в России // Демографические исследования. 2010. №5 https://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=683

. Собкин В. С. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. М, 2003.

. Соколов В. М. Социология нравственного развития личности. - М.: Политиздат, 1986.

. Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни, 1916, №1,2.

. Социальное развитие СССР:статистический сборник / Отв. Ред. Л. Ю. Логинова. М.: Финансы и статистика, 1990.

. Фамилистические исследования. Том 2. Миллион мнений о семье и браке: сборник/ Отв. Ред. А. И. Антонов. - М: КДУ, 2009.

. Филлипс Т. Ч. Феминизм и семья: историко-социологический анализ / Под ред. А. И. Антонова. М.: Грааль, 2002.

. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М, 1979.

. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

. Ядов В. А. Социология в России.- 2-е изд., перераб. И дополн. С. 69 - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: