Трансформация института семьи и брака




 

Семья всегда являлась неотъемлемой частью общества. Еще с древних времен институт семьи претерпевал различные изменения и изначально вообще существовал абсолютно в другом виде.

В первобытном сообществе в силу табу существовало жесткое разделение мужчин от женщин практически во всех сферах деятельности. С самого рождения ребенок находится с матерью, после он переходит на воспитание к группе женщин или девочек - подростков. Подрастая, мальчик начинает воспитываться в мужской группе, а девочка остается в женской, при этом семьей ребенка считались не только его родители, а все члены общины.

По такому же принципу происходила социализация детей в крестьянских семьях в России: до 7 лет дети воспитывались матерями, затем мальчики переходили на воспитание отцов, которые прививали им знания и навыки и обучали их своей профессии. Девочки же оставались под присмотром матерей.

Следующий этап изменения семьи - возникновение парной семьи. В такой семье муж матери принадлежал другому роду, функции отца семейства доставались брату матери - дяде.

Семья эволюционировала до патриархальной, где жена полностью зависит от мужа, а дети зависят от родителей. В этот период рождение в семье мальчиков было более предпочтительным, чем девочек, дети и жены полностью зависели от отца семейства, вплоть до того, что он мог продать в рабство своих детей в случае экономических затруднений. Семья являлась чем - то вроде трудового коллектива - дети были нужны не только для продолжения рода, но и как рабочие руки, ведь с раннего возраста они участвовали в семейном производстве.

Семья так же выполняла образовательную функцию - передавала знания и навыки подрастающему поколению.

В то время еще не было пособий по старости, поэтому престарелые родители оставались на попечении своих детей и внуков, тем, у кого не было родственников, скорее всего, приходилось попрошайничать.

Рождение детей вне брака осуждалось общественным мнением, а рождение в браке - напротив, считалось неоспоримой нормой. Супружеские пары, которые не имели детей по каким - либо причинам также осуждались общественным мнением.

Можно сделать вывод, что семья того времени была заинтересована в многодетности, безусловно, существовал еще один фактор, влияющий на то, что семья должна быть многодетной - это высокая детская смертность. Родители «перестраховывались» от одиночества и тем самым обеспечивали свою старость.

Если раньше брак был некой экономической сделкой, то в период Новейшего времени вступать в брак стало можно по любви, ребенок все еще находился в полной зависимости от своих родителей.

Если говорить о русской патриархальной семье, то она обычно состояла из 3-4 поколений родственников, работников и пр.

Россия до революции считалась страной с высокой рождаемостью, брак и рождение детей - святое дело, добровольное не вступление в брак в зрелом возрасте - безнравственно и осуждалось общественным мнением. Многодетность была традиционной, семья основывалась на отношениях - супружества, родительства, родства.

Но в постреволюционное время в России стала преобладать абсолютно другая ценностная ориентация на семью - супружество, браки стали заключаться по любви, дети же стали не целью брачного союза, а лишь дополнением к нему.

Советский период, после революции 1917 года, можно характеризовать развалом жизненных ценностей общества того времени. Происходит смена обычаев, норм поведения, моды.

Уже в декабре 1917 года были приняты новые законы о семье и браке, например развод можно было получить свободно и по желанию лишь одного из супругов. Теперь обучение в школах мальчиков и девочек стало совместным.

Семья, как социальный институт, претерпела значительные изменения. Примерно в 20- е гг. 20 века в России А. М. Коллонтай публикует письмо к трудящейся молодежи «Дорогу крылатому Эросу!», в котором она пропагандирует полную сексуальную свободу женщин, равенство полов, свободу от воспитания рожденных детей. Итак, уже в 1917 году у Православной церкви отняли полномочия регистрации рождений и браков, ввели понятие гражданский брак и только такой брак имел юридическую силу. В Конституции 1918 года, были прописаны равные права женщин и мужчин, теперь женщины могут: устраиваться на работу, получать заработную плату, голосовать, получать высшее образование.

Западное влияние на сферу семьи и семейных отношений все больше усиливалось: регистрация брака стала необязательной, появился так называемый «фактический брак» - сожительство, резко возросло количество разводов, аборты не считались аморальным поступком, единственное, что они должны были совещаться в медицинских учреждениях врачами - брак стал считаться чем - то вроде пережитка прошлого.

Женская эмансипация, ослабление роли церкви, снижение потребности в детях, позднее вступление в брак или же добровольный отказ от вступления в брак - все это привело к институциональному кризису семьи.

В большой степени, воспитательные функции семья перекладывает на образовательные учреждения, забота над пожилыми людьми ложится на систему социального обеспечения, происходит переход от многодетной семьи к малодетной (одно - двухдетной) - это необратимо и быстрыми шагами ведет к депопуляции.

Уровень смертности в нашей стране превышает уровень рождаемости, устоялась модель семьи с один или максимум двумя детьми.

Историческая трансформация семьи как социального института происходит по меньшей мере в четырех направлениях:

. Рождаемость (число рожденных детей);

. Отношение к вступлению в брак;

. Отношение к расторжению брака;

. Нуклеаризация (деление) семей и межпоколенные отношения.

Невозможно определить, какое из этих направлений является более или менее важным в общем процессе трансформации семьи. Все они взаимосвязаны, влияют друг на друга и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.

Огромное влияние на трансформацию института семьи оказал Запад. Именно влияние Запада повлияло на распространение добровольной бездетности в России. Главным оправданием добровольной бездетности, с точки зрения модернистской парадигмы, является демократизация в выборе демографического поведения.

Еще одним фактором, влияющим на выбор в пользу добровольной бездетности, является экономическое положение в обществе - при устройстве на работу молодой женщине сразу дают понять, что если она хочет добиться карьерного роста и хорошего заработка, то с рождением детей ей стоит повременить на неопределенный срок. В итоге некоторые женщины настолько увлекаются продвижением вверх по карьерной лестнице, что наступает такой момент, когда они не могут иметь детей уже по медицинским показаниям.

 


Этапы трансформации семьи:

Этап

Многодетная семья (5 и более детей), осуждение абортов, брак из экономических соображений, осуждение безбрачия, невозможность разводов, расширенная разветвленная семья

 

 

Этап

Среднедетность (3-4 ребенка), осуждение безбрачия, развод допустим по объективными причинам, расширенная одноветвевая семья

 

 

Этап

Малодетность (1-2 ребенка), осуждение безбрачия, развод допустим, нуклеаризация семьи

 

 

Этап

Добровольная бездетность, вступление в брак или безбрачие - личное дело каждого, развод по требованию одного из супругов, даже необъективному, полная нуклеаризация

Схема 3. Этапы трансформации семьи.

 

Многие семейные пары откладывают рождение детей до покупки своей собственной квартиры, а этот процесс может затянуться на неопределенный срок.

Согласно разработкам экспертов ООН от 1 февраля 1998 г., по среднему прогнозу Россия будет на первом месте по убыли населения: её население сократится к 2050 г. на 26 млн. чел. Однако на практике пока реализуется более пессимистический прогноз, по которому к 2050 г. население сократится на 50-55 млн. чел. (т.е. до 90-95 млн. чел.), а к 2075 году составит 50 - 55 млн. человек.

В связи с этими прогнозами, надо напомнить о том, что существует обратная зависимость рождаемости и благосостояния, при росте или падении одного происходит повышение или упадок второго.

Появилась такая тенденция, что молодежь не хочет обременять себя проблемами и сложностями, а ориентируется только на получение удовольствий, пытается уйти от родительства и найти легкий путь к богатству. То есть «красивая жизнь» для подростков гораздо более привлекательна, чем создание семьи и рождение детей.

Молодые люди абсолютно спокойно относятся к незарегистрированным бракам.

В современной России деятельность по повышению ценности семьи сталкивается с трудностями, сформировавшимися в советский период - разрушение традиционной семьи, коллективизация села, партия и государство стояли у человека на первом месте наперекор семье. Женщины встали на одну ступень с мужчинами - стали завоевывать экономический рынок, конкурировать с мужчинами в работе, эта система поведения перешла и на семью- семья перестала быть патриархальной, муж и жена стали бороться за лидерскую позицию. Семейные функции по воспитанию и социализации детей перешли к детским садам и школам. Забота о пожилых членах семьи перешла к социальным службам.

Ослабление семейных ценностей привело к безнравственности сегодняшнего общества и к кризису не только самой семьи, но и всех общественных ценностей.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: