Рубрика «Под впечатлением»




Вячеслав СЕРИКОВ (Омск)

Стихотворение к картине М. Врубеля «Демон сидящий»

Отчего-то всегда, когда слышишь имя М. Врубеля, представляешь именно эту картину. И вроде бы никакого богатого сюжета она не имеет, а сколько скрытой внутренней нечеловеческой силы в этом изображении! При этом сравнение автора с «Мыслителем» М. Родена как нельзя лучше проводит философскую параллель произведений. Стихотворение даёт отражение взгляда автора и настроения, вызванного картиной столь точно, что не вызывает желания дать место чему-либо иному.

 

Олег КЛИШИН (Омск)

Стихотворение к картине художника Георгия Кичигина «Достоевский. Омская ссылка»

.

Поневоле при виде творения художника приходят на ум слова, посвящённые совершенно другому классику русской литературы: «Какая глыба, а? Какой матёрый человечище? Кого в Европе можно поставить рядом с ним? Некого…!» (Именно так В.И. Ленин оставил восторженный отзыв в истории о Л.Н.Толстом.)

Но здесь – Достоевский. И от картины непросто отвести взгляда, настолько из-под огромного лба классика цепляют магнитами глаза великомученика и провидца. И всё это отражено в стихотворении.

 

Вероника ШЕЛЛЕНБЕРГ (Омск)

Картина автора «Сирень под голубым окном»

Стихотворение оставляет ощущение чего-то мгновенного и недолговечного, как и весь сам период цветения сирени в конце мая, обязательно сопровождаемый «сиреневыми холодами» и белыми фартуками последних школьных звонков. Картина автора будто бы показывает, как спешила кисть при её создании, чтобы в акварели передать всю недолгую прелесть и пышность сиреневого облака.

 

Лариса БЕРЕЗИНА (Омск)

Стихотворение к картине «Лунные любовники» Татьяны Бугаенко

Всё стихотворение, так же, как и картина, переполнены открытой и искренней обнажённой чувственностью в серебристых «лунных» тонах. Их смело можно было бы объединить одной фразой:«Я, ты, луна… И больше ничего во всём мире!» Стихотворение неразрывно с картиной настолько, что если бы не указание авторства, то можно было бы предположить, что они написаны одной рукой.

 

 

Георгий БОРОДЯНСКИЙ (Омск)

ХРУСТ ПЕРЕЛОМЛЕННОЙ ВЕТКИ

Пропустил всё «сквозь себя» и ощутил, что автор будто стремился вывернуть себя наизнанку, чтобы затем встряхнуть свою опустевшую оболочку и хлопком при этом оглушить окружающих. Что касается меня, то это ему удалось.

Вой оборвётся одинокий.

В себе перемолчу беду…

И по расхлябанной дороге

Я псом побитым побреду.

Допью из грязного стакана,

Ногтём, как вошь, прищёлкну грусть,

Икну, заулыбаюсь пьяно

И от пощёчины утрусь.

Судьбы почувствую тревожно

Под сердцем лезвие ножа…

Нелепо, глупо, безнадёжно

От самого себя бежать.

 

Лидия ПАЩЕНКО (Омск)

ТРИПТИХ

Как «нельзя объять необъятное», так и невозможно (на мой взгляд) определить причины и природу возникновения стиха. Скорее всего, она индивидуальна для каждого человека, имеет свои истоки и – главное – задачи. Вспомним классиков: это и «Глаголом жечь сердца людей…», и век спустя: «Поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката…». К сожалению, имеется довольно большое количество авторов просто для удовлетворения чувства собственной значимости мечтающих лицезреть свои произведения (независимо от их литературного качества) под авторским титулом всё равно где, лишь бы в опубликованном виде (город Омск в этом не является исключением). Стихотворные размышления автора раскрывают некоторые новые стороны этой темы весьма талантливо и глубоко, как и следует состоявшемуся автору. Хотя в них присутствуют некоторые грустные ноты.

 

Евгения АМИРОВА (Омск)

НА РАССТОЯНИИ ВЫТЯНУТОЙ РУКИ. Рассказ

Рассказ впечатляет некоторой своей мистичностью, хотя с первого прочтения сюжет всем своим существом мистику отрицает. Повествование затягивает, заставляет не допускать попыток прорвать чтение. Сильно! Несмотря на серьёзность темы, сюжет расцвечен улыбкой по поводу одного из своих персонажей – «потрясателя вселенной».

И неожиданно возник следующий рассказ автора без указания названия (впрочем, стиль автора вполне узнаваем, так что можно грешить на небольшой технический сбой). Рассказ оглушает своей обнажённостью. От него остаётся ощущение горького комка в горле и желание некоторое время посидеть в тишине с закрытыми глазами. Великолепно! (А название рассказа так и напрашивается – «Капитуляция»!)

Виталий КУЗНЕЦОВ (Северомуйск, Бурятия)

КОНИ

Несколько образных и сочных стихотворений о конях, людях, природе… Однако, как ни крути, все они воспринимаются, как красивые строки о вечном, неповторяемом и никем не объяснимом чуде любви. Без этого был бы невозможен ни один автор.

Апофеоз

Два стихотворения, весьма разные по своему накалу (не побоюсь этого слова, но напряжённость их стиля воспринимается именно так). Строки их смелы, как выстрелы. Воспринимаются произведения отдельно одно от другого. Цепляют.

Признаки России, или русские картинки

Стихотворение – зарисовка. Даёт «калейдоскопное» впечатление, как будто гигантская карусель пронесла по кругу вдоль соединённых пейзажей.

Притяжение звёзд

А ведь здесь так и просится сопровождение гитарным аккордом. Состоявшийся текст для романса. Очевидно, что параллельно слышится известное из И.иАнненского: «Среди миров, в мерцании светил…»

Снегири

Красивое, «красногрудое» стихотворение с ядрёным «морозным» фоном.

 

Александр БЕКИШЕВ (Омск)

СТИХОТВОРЕНИЯ

Даже дух захватило от такой, близкой мне до ожога, «волчьей» темы и её великолепного раскрытия в строках автора (правда, стихотворение «Пиджак» явно выпадает из этой хищной картины своей очеловеченной натурой). Всё остальное ошеломляет своим диким волчьим желтоглазым и пахнущим парной кровью метафоризмом, да так, что из всей подборки философия других стихотворений несколько отходит на второй план. И, конечно, не смог не вспомнить давнее:

Оказаться б ночью средь степи широкой.

Я завыл бы песню волком одиноким.

Избегая драки, будоража темень

Взлаяли б собаки по ночной деревне.

Мужики б по хатам, сетуя на стужу,

Одевались с матом, заряжая ружья…

Я скользну вдоль тына тенью сероватой,

Выбрав путь недлинный до ближайшей хаты.

Нежному ягнёнку, лишь зубами «Щёлк!»

Вырывает глотку наизнанку волк!

На пути не стойте! Хищник я по нраву!

Зол, хитёр! Готовьте на меня облаву!

 

Игорь МЕЛЬНИКОВ (Тула)

ПРОБУЖДЕНЬЕ! ГОМОН ГОРОДА…

Дворник

Просто, как утренний взгляд во двор из окна городской квартиры. И в то же время где-то глубоко начинают ворочаться мысли с неожиданными и непонятными вопросами к самому себе.

Стариканы

Стихотворение оставляет ленивый и грустный осадок. Впрочем, автор, видимо именно этого и хотел добиться своим правильным и завершённым произведением.

Мельник

Как-то необычно воспринялось, будто вновь открыл книгу стихов раннего А.Вознесенского и пытался понять суть замысла автора. С первого раза это сделать трудно, но результат может быть достигнут повтором.

Остальные стихотворения подборки образны, талантливо выполнены, но лично у меня не оставили заметных рубцов на восприятии. Впрочем, это, может быть, только моё впечатление и оно далеко не всегда может совпадать с мнением других.

 

Юрий ГЕНЧ (Омск)

ШКОЛА ПРОРОКОВ. Рассказ

Смело, сильно и глубоко, так же, как и греховно с точки зрения Евангелия. Но «…каждый мысляший да разумеет по-своему…». В процессе знакомства с рассказом постоянно ожидал юмористических ноток (уж таким многообещающим было начало рассказа), но ожидания мои оказались тщетными. Хотя размышления автора на столь философские темы вызывают в памяти такое множество воспоминаний из текстов различных источников, начиная от Ветхого завета до современной теологии и романа М. Булгакова, что углубляться в них грозит провальной попыткой «объять необъятное».

 

Дмитрий СОСНОВ (Омск)

ИЗ КНИГИ «И ОПЫТ ПЬЮ ИЗ СОКРОВЕННЫХ ЧАШ»

Увидев имя автора, ожидал стихов только о любви, исходя из опыта. Однако, окончив знакомство со всей подборкой, получил впечатление того, что прочитал сборник глубоких, искренних и истовых молитв со всеми христианскими постулатами с их философской составляющей, ну и, конечно, с тем, что «Бог – есть любовь!»

 

Виктория СЕНЬКИНА (Омск)

КУКЛА

Как и прежние светлые и талантливые стихи автора, подборка оставляет состояние тёплой улыбки, радости простых ощущений каждого дня и понятного, несколько грустного самосознания, но опять же очень близкого и солнечного. Хорошо!

Игорь ХОХЛОВ (Омск)

МЫБУДЕМ ЖИТЬ, А УМИРАТЬ НЕ СТАНЕМ…

Первое стихотворение без названия легко, мажорно, бравурно и маршево звучит своим жизнеутверждающим ритмом.

Нобелиат

Стихотворение воспринялось как талантливо выполненная современная басня с исходной моралью, которую надо ещё до конца домыслить каждому читателю.

Остальные стихи подборки оставили комплекс ощущений, начиная с того, какие эмоции я и сам испытал при начале учительской стези более двадцати лет назад, и до такого, сугубо личного, что должно было сидеть очень глубоко внутри. И, не пойму почему, но на память при знакомстве с этими стихами пришло четверостишие Николая Тихонова, вроде бы с ними и не связанное, романтичное и грустное из далёкого бывшего:

Мы разучились нищим подавать,

Дышать над морем высотой солёной,

Встречать зарю и в лавках покупать

За медный мусор – золото лимонов…

 

Ольга МИХАЙЛОВА (Москва)

ВСТРЕЧА У МОРЯ. Рассказ

Уже ранее был знаком с вариантом этого прекрасного произведения и высказывал свои впечатления о нём в № 3-4 (21-22) сборника «Иртышъ – Омь» 2016 г. Остаётся лишь продублировать их: после окончания чтения рассказа долго ощущал неповторимое состояние бездонного густого покоя. Произведение вызывает необходимость после окончания его чтения молча длительное время посидеть с закрытыми глазами и насладиться этим состоянием.

Кстати, предисловие И. Егорова к рассказу пришлось очень к месту в сравнении с первым вариантом публикации произведения.

 

Олег ТЕПЛОУХОВ (Омск)

МЯГКИЙ СВЕТ НАМ УКАЖЕТ ТРОПУ

И снова, такое знакомое по уже известным произведениям автора наступило ощущение обнажённой, громко кричащей и яркой чувственности. Со всеми её оттенками и декорациями, но остающейся с каждым разом такой же неизменно-искренней.

 

Игорь ФЕДОРОВСКИЙ (Омск)

ПУТЬ

Воспринялось целиком и неразрывно монотонно, однолико, одноцветно. Сильных эмоций не затронуло. Может быть, кто-то воспримет иначе, буду только рад.

 

Лидия ЖДАНОВА (Омск)

БЕЗУМЕЦ. Рассказ

Рассказ вызвал неприятный осадок, но оставил чувствительную отметину на сердце. И если автор стремилась «оцарапать» сердце читателя, то это явно удалось. При этом нельзя не отметить, что так раскрыть тему (в хорошем смысле) способна только женщина.

 

Людмила ДЫМЧЕНКО (Омск)

ПОМНЮ ПАМЯТЬЮ МАМЫ…

Пронзительно. После прочтения требуется длительный перерыв и перерыв на покой переосмысления.

 

Андрей КОЗЫРЕВ (Омск)

ВСЁ О ЖИЗНИ

Стихи без глаголов

Воспринялось, как калейдоскоп смысловых антонимов, но поражает тем, что смысл и понятия – всё в тему и к месту.

 

Воробьиная ода (Дмитрию Соснову)

Тот, кто знаком с Д. Сосновым, наверняка скажет, что лучшего посвящения выдумать трудно кстати, исходя из вечной темы его стихов, пожалуй, могу ещё к впечатлениям добавить кусок своего давнего стихотворения:

…И именинным днём среди густых ветвей

Пусть о любви кричит вихрастый воробей…

Чудак (Вспоминая Адия Кутилова…)

Единственная моя встреча с А.Кутиловым в начале восьмидесятых не оставила тогда того впечатления, которое наступило потом намного позже после более близкого знакомства с его стихами, противоречивыми до зубовного скрежета, хлёстких и неожиданных. Именно такую личность талантливо и показал автор в своём стихе..

 

Державину. Жизнь омская

Гавриил Державин с мудростью самоиронии наверняка высоко оценил бы некоторую схожесть стиля автора со своим, хотя уверен, что про ИГИЛ и прочие неприятности современности у него возникли бы вопросы по поводу уместности их упоминания в изящном поэтическом слове. А вообще стихотворение радует своим талантливым воплощением темы.

 

Маргарита ЕФИМОВА-ДАШКЕВИЧ (Омск)

МЕЧТАТЕЛЬ. Рассказ

Простым и лёгким языком в рассказе раскрыт незатейливый, но какой-то до невозможности близкий и тёплый сюжет. Наверное, так мифический Орфей отходил от своих усыпляющих грёз, оторвав пальцы от струн, прервав игру и пение. Не знаю, как у других, а у меня рассказ вызвал ощущение доброго и знакомого покоя.

 

Светлана УЛАНОВА (г. Полысаево, Кемеровская область)

БЕСКОНЕЧНО ДОРОГО

Строки своим безукоризненным ритмом, рифмой и размером легко проникают в сознание, вызывая живые отражения сюжета. Стихи воспринимаются целиком и органично продолжают друг друга. Хорошо!

 

Татьяна КУЗЕМЦЕВА (Омск)

ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ

К названию подборки так и просится продолжение из слов «о своём». Стихи талантливо выплёскивают на суд читателя именно глубоко своё, личное, сокровенное, оставляющее несколько грустноватый осадок, но сделано это с таким авторским мастерством, что и грусть от прочитанного делается вполне уместной.

 

Василий ТРИФОНОВ (Омск)

ДАР СВОБОДЫ

Несколько стихотворений, так или иначе посвящённых Адию Кутилову, со многих сторон стремятся раскрыть внутренний мир поэта, его некоторую «скандальность» и стиль. В общем, всё то, что осталось в нынешних воспоминаниях современников о нём. Мои личные впечатления о встрече с ним лишь через несколько лет после этой встречи и после длительного общения с Г. Великосельским по поводу творчества А. Кутилова также вызвали свой рифмованный отклик от его имени:

Дверь открыв, отыщи меня.

Я один в темноте. И пусть.

Без тебя дом до эха пуст…

Не спеши зажигать огня.

Мимо слепо любовь прошла.

Как давно не слыхал я: «Да»…

Закатилась в подвал звезда.

Бьют печально колокола.

Не смотри, я – сплошной изъян,

В горле слабости слёзы стоят.

Я не брит, опустился, пьян…

Не спеши зажигать огня…

Свет как смерть, как для лодки мель.

В темень взгляд от меня храня,

Даже если придёшь ко мне,

Не спеши зажигать огня!

Однако это было очень-очень давно, и за полную достоверность строк уже не поручусь, так как сама тема было навеяна разговором с Адием на лавочке за Домом печати. Да и, кажется, сам поэт сейчас не очень обрадовался бы такой суете вокруг его имени.

 

Сергей ДРЫГИН (Омск)

КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ

Все рассказы единым циклом органично являют один общий незатейливый сюжет. Простой язык рассказов углубляет читателя в атмосферу такого патриархального деревенского мира, что из головы, как мусор, вытряхивается всё, что сейчас зловонно льётся с телеэкрана. Читая рассказы, будто погружаешься в размеренное, спокойное, иногда приукрашенное несложной сельской фантазией, состояние.

 

Эльвира РЕХИН (Омск)

НА СТАРОМ ВОИНСКОМ КЛАДБИЩЕ. (Европейские мотивы)

После прочтения всей подборки стихов ощутил странное чувство. Стихи о военном времени несомненно правильны и талантливы, однако почувствовал какую-то невидимую и неизведанную преграду между стилем автора и восприятием. Такое порой наблюдается, когда автор делает литературный авторизированный перевод стихов с иностранного языка на русский. Но стихи образны, сюжет понятен и закончен.

 

Виталий ЧЕРНУХОВ (Омск)

ТЫС НЕЙ ВСЕГДА В АПРЕЛЕ

Стихи очень чувственны и содержательны. Однако общее представление несколько смазывается обилием глагольной рифмы и присутствует ощущение, что автор не очень обратил внимание на повторное чтение своих произведений. Впрочем, это лишь моё восприятие, могут быть и другие мнения. И ещё: при чтении стихов автора в памяти вдруг сама собой всплыла сцена из фильма «Весна на Заречной улице», в которой рабочий-учащийся вечерней школы для пробной оценки читал свои стихи учительнице. Видимо, их тема и стиль показались в чём-то схожими.

 

Ольга СУМАНОВА(Омск)

КОНЬ, КОТОРОГО ЗВАЛИ МАЛЫШ. Рассказ

Спокойный и простой рассказ, каких теперь не так много. Честно говоря, я до самого его окончания ожидал чего-то плохого в сюжете и почувствовал лёгкость, когда рассказ окончился обыденно и без негатива. Хорошо.

 

 

Наталья БЕДНАЯ (Краснодар)

ВЕТКА СИРЕНИ НА СЕРОМ ХОЛСТЕ

Поразила концентрация глубокого философского смысла в этих коротких, как взмахи кисти художника, стихотворениях. Получил наслаждение от знакомства с ними.

 

Людмила БОРИСОВА(Омск)

МИНИАТЮРЫ

Стремительно. Так выплёскиваются впечатления от мгновенных ощущений счастливых, как утренний солнечный зайчик, либо очень горьких, как внезапная пощёчина обмана. Сильно!

 

Александр КОБЕЛЕВ (Иркутск)

РУСЬ-ТРОЙКА

От души! Н.В. Гоголь явно был бы доволен, что его цитаты помнят в ХХI веке.

Унгинский край

Чисто «краеведческое» стихотворение. Яркое и образное для того, кто хорошо знаком с красотами этого края и его географией. Однако у читателя, не очень хорошо представляющего особенности местных названий (например, у меня), стихотворение может вызвать необходимость некоторых пояснений познавательного характера.

5 апреля 2055 года

Грустная самоироничность стихотворения рисует такой же невесёлый пейзаж, но всё же улыбка имеет место быть, хотя и параллельно с искусственным лязгом звучит песня из середины восьмидесятых: «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле…»

Жаворонок

Опять же, как и в стихотворении «Унгинский край», полагаю, что были бы не лишними некоторые пояснения по поводу некоторых терминов, используемых при создании стиха. А в целом стихотворение довольно стройно отражает линию сюжета, хотя и допускаются глагольные рифмы. Однако, это, может быть, – стилизация автором под национальный или региональный окрас? Воспринимается именно как народный мотив.

 

Раиса КРАСИЛЬНИКОВА-МАНДРУЕВА (Омск)

СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Бобы и горох

Воспринялось как новая интерпретация старой басни с окончательной фразой, или, как раньше принято было говорить, моралью: «Вперёд чужой беде не смейся, голубок.»

Ася

Лично мне очень близок приём многих авторов – выразить своё отношение к некоторым вещам с точки зрения домашних животных человеческим языком. Хорошо, но мало.

Белокрылый лебедь София

Эта сказка скорее предназначена своим «андерсеновским» сюжетом для детей, чем для взрослых. Но красиво.

Котофей Евлампий

Сказка вызывает улыбку, а лично у меня ещё и воспоминания от впечатлений, когда мой пёс вместе с попугаем распотрошили и распределили по всей комнате упаковку ваты.

 

Ольга ПЯТКОВА (Омск)

И НА СЕРДЦЕ СОЛНЦЕ ТАНЦЕВАЛО…

По истинно-сверкающим метафоризмом строкам автора можно впечатлиться и на яростный, бунтарски-звенящий мотив весенней оттепели, и на промозглый осенний минор, и на внутренний безграничный чувственный спектр. Столь талантлив и многогранен стиль автора.

 

Александра ТРИГОЛОС (Омск)

И НА СТАРУХУ БЫВАЕТ ПРОРУХА…Рассказ

Не покидает чувство, что уже был знаком с этим произведением. Впрочем, это вполне может быть в «джунглях» авторов альманаха и журнала. Но это нисколько не умаляет качества и талантливости автора произведения, хотя и вызывает улыбку неожиданностью в сюжете.

 

Евгений СЕРЕБРЕННИКОВ (Омск)

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Осталось усталое и насторожённое впечатление, будто автор чего-то недосказал в своих стихах. А может, причина этому – грешок в размере одной из строк, сбивающий с толку при восприятии всей подборки…

 

Наталья ОСТРОВСКАЯ (Омск)

ШАРИКИ В РЕКЕ

Красиво, разнокрасочно, стройно, песенно… От тем «времён года» до богатой палитры настроений и чувств, отражающих всё внутреннее, созерцательное.

 

Светлана АВВАКУМОВА-ПАРШИНА (Омск)

РАССКАЗЫ

Оба рассказа давят на восприятие беспощадным, но чувственным своим реализмом «копания в себе» в поисках истины, нужной, может быть, лишь самой себе и более никому. Но этим и «царапают» восприятие.

 

Игорь ЕГОРОВ (Омск)

ОСЕННИЙ ТРИПТИХ

Обдаёт осенним ветром тусклой, холодной, промозглой поры, но на фоне осенней же яркой картины. Уже не раз повторял: сохраняется впечатление, что стихи автора изнутри больше, чем снаружи.

Ирина РЕДИКУЛЬЦЕВА (Омск)

НЕ ЛЮБОВЬ – ЛЮБОВЬ…

Короткая, малая «стайка» стихов, как лесные птицы, пугливо спустившиеся на городской асфальт, чтобы быстро пропеть своё и тут же улететь в испуге за свою смелость.

 

Галина СРЕТЕНСКАЯ-ПРИХОДЬКО (Омск)

АКВАРЕЛЬ. Повесть или хроники минувших лет

Ощущение оставляет горячечно-липкое, тяжёлое… Так и лезет из памяти строка В. Маяковского из «Облака в штанах»: «Вы думаете, это бредит малярия?..». Череда вспышек, как выстрелами, постепенно составляет нестройную картину, но всё же сливающуюся в последовательность описания. С первого раза усваивается трудно.

 

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ

 

Мэри КУШНИКОВА (Кемерово)

ПРИСТАНИЩЕ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ

Повесть (продолжение)

Потрясающе! Я сам очень близок к жанру произведений о животных, и эта повесть (кстати, явно обещающая продолжение своим внезапным «обрывом»), по-моему, не сможет оставить равнодушным ни одного читателя. Я не могу добавить ничего к словам А. Экзюпери из «Маленького принца»: «Мы ответственны за тех, кого приручаем»; и полностью повторяю С. Есенина: «…И зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…», хотя у самого меня в биографии есть очень горький факт отстрела (по приказу) одичавших собак на Крайнем севере. Этот грех не отмолить до конца дней! Спасибо за повесть!

 

ПУБЛИКАЦИИ

 

Виктор ТИХОМИРОВ-ТИХВИНСКИЙ (Тихвин, Ленинградская область)

ТРАГИЧЕСКИЕ СУДЬБЫВ РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Очерк (Продолжение)

Мной уже было ранее отмечено, что автором затронута грустная и тяжёлая трагическая тема, как злой рок преследующая в России талантливых (читай – уязвимых) людей. Недаром В. Высоцкий, затрагивая эту тему, высказал в одной из песен своё мнение словами: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души». Это тяжело, грустно, однако может ли кто-то из пишущей братии, положа руку на сердце, сказать, что его никогда за весь период творчества не посещала грешная мысль о суициде? Уверен, что таковых нет!

 

К 120-летию поэта Юрия СОПОВА (1897 – 1919)

ЮРИЙ СОПОВ. ДВЕНАДЦАТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ

Публикация Георгия Орлова (Омск)

Прочитав подборку стихотворений поэта с предисловием Г. Орлова и, именно благодаря этому предисловию сумел погрузиться восприятием в этот романтический, юношеский, несколько восторженный стиль стихов из начала прошлого века, будто возникший из озвучания старого чёрно- белого фильма. В строках ярко чувствуется своеобразный колорит того, неизведанного для нами, времени.

 

Памяти писателя Бориса ПАНТЕЛЕЙМОНОВА (1880–1950)

Ирина МАХНАНОВА (Омск)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К РАССКАЗУ

БОРИСА ПАНТЕЛЕЙМОНОВА «БЕГЛЫЙ»

Само вступительное слово уже заставляет читателя проникнуться интересом не только к рассказу, но и к самой личности Б. Пантелеймонова.

 

Борис ПАНТЕЛЕЙМОНОВ (с. Муромцево, Омская область – Париж)

ИЗ ЦИКЛА РАССКАЗОВ «УРМАН»

Беглый

Какой богатый и понятный русский язык рассказа! Знаю, что лес, тайга, урман – как его не назови, очищает и лечит, но ни в одном произведении не встречал такого живого описания этого процесса. Сам уходил много раз с ружьём в тундру, где за несколько дней исчезали и болезни, и хандра. Очевидно, та животворная сила, описанная в рассказе, живёт и теперь. Она вечна. Потрясён прочитанным.

 

К 105-летию литературоведа Ефима БЕЛЕНЬКОГО (1912–1984)

Сергей ПОВАРЦОВ (Омск – Краснодар)

Вряд ли моё ничтожное мнение здесь будет иметь какой-то вес и значение, ведь кроме весьма поверхностных знаний о личности литературоведа ничего, к сожалению, не имею предъявить.

 

К 80-летию поэта и публициста Михаила СИЛЬВАНОВИЧА (1937–2014)

Валерий БАРКОВСКИЙ (Омск)

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

Внезапно пришли нелёгкие воспоминания далёкого прошлого. Не представлял даже, кто являлся автором слов песни «Омские улицы», помнилась нехитрая мелодия, а главное – слова. 1983 год, Республика Ангола. При обычном вечернем «съёме нервной нагрузки» вместе с офицерами морской пехоты из соседней части вдруг появилась потребность в русской песне. И, видимо, потому, что в компании были омичи, этой песней стала именно она – «Омские улицы», хотя в духоте и под «звон» москитов она воспринималась как нечто из другой галактики.

 

Михаил СИЛЬВАНОВИЧ (д. Каргачи, Тарского р-на., Омской обл. –

Москва)

Стихи близки по духу, красочны, богаты образами и до боли понятны. Впрочем, уже выше сказано об «африканских» моих воспоминаниях, и, видимо, это произвело на конечное впечатление сильное влияние.

К 70-летию поэта и прозаика Николая БАШКАТОВА (1946–2013)

Лидия ЖДАНОВА (Омск)

«ВЕСЕННИЙ ВОЗДУХ – ДУШУ ЛЕЧИТ…»

«Человек заслуживает памяти о себе». Не помню имени автора этого постулата, но в данном случае воспоминания Л. Ждановой о Н. Башкатове произвели тёплое и бережное впечатление, вызвав слегка пахнущую завистью робкую надежду, что, может-быть, и меня кто-нибудь и когда-нибудь «после» вспомнит так же «добрым тихим словом»… А воспоминания учеников и знакомых поэта так близки по восприятию и своим воспоминаниям, ведь я не только живу рядом в том же районе Омска, но и начинал свою педагогическую стезю в средней школе по соседству с училищем № 46, в которой как раз работала и Н.В. Бойцова учителем.

 

К 70-летию прозаика, драматурга и публициста Раисы АБУБАКИРОВОЙ (1946–1996)

Алексей ДЕКЕЛЬБАУМ (Омск)

«ДЕТИ МОИ, ЧЕЛОВЕКИ…» (Воспоминания о Раисе Абубакировой)

Опять же проникновенным теплом веет от этих простых и спокойных воспоминаний, которые будят картины вроде бы недавнего, а на самом деле уже весьма далёкого прошлого.

 

Раиса АБУБАКИРОВА (Омск)

ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОГО

Пробуждение (страницы из дневника)

Всего одна страница. Но целый трактат глубокой чувственной философии!

 

 

К 65-летию писателя Александра КАЗАНЦЕВА (1952–2007)

Игорь ЕГОРОВ (Омск)

ЕДИНСТВЕННАЯ ВСТРЕЧА. Очерк

И ещё одно достоверное подтверждение того, что даже единственная встреча может оставить глубокую зарубку в памяти на долгие годы.

 

Александр КАЗАНЦЕВ (Томск)

Фрагмент из романа «Школа любви», опубликованного в журнале

«Сибирские огни» № 1 и № 2, 2005 г.

Из 1-й главы «Всё смешалось…»

Короткий фрагмент из насыщенной театрально-литературной жизни своими диалогами оставляет грубоватый эффект, но требует прочтения до последней буквы.

 

 

ПЕРЕВОДЫ

(С текстами на языке оригиналов)

 

Иннокентий АННЕНСКИЙ (1855–1909)
Анна АХМАТОВА (1889–1966)

Игорь СЕВЕРЯНИН (1887–1941)

Перевод с русского языка на болгарский Красимира Георгиева

(София, Болгария)

Остаётся горькое сожаление от моей неспособности понимать болгарский язык и невозможности насладиться переводами русских авторов на языке «братушек».

 

Мария КОНОПНИЦКАЯ (1842 – 1910)

Наш мир. Перевод с польского Эльвиры Рехин (Омск)

Несмотря на мои фамилию, имя и отчество, а также историю этой фамилии начиная с конца XIX века, знания мной польского языка весьма ограничены лишь несколькими фразами, поэтому иностранный текст воспринять не могу, однако перевод Э. Рехин передаёт ту характерную музыку и размер стиха, знакомые по переводам с польского других авторов, которые становятся легко узнаваемой в русской редакции.

 

Вашингтон ИРВИНГ (1783–1859) (США)

Перевод с английского Игоря Егорова (Омск)

ПРИКЛЮЧЕНИЕ МОЕЙ ТЁТУШКИ. Новелла

И вновь, знакомясь с переводом новеллы на русский язык, ожидал чего-то мистического и почти дождался этого, если бы не почти юмористическое окончание новеллы. Остаётся лишь оценить, с каким мастерством выполнен перевод, если он воспринялся как произведение, изначально выполненное на русском.

 

У. СОМЕРСЕТ МОЭМ (1874 – 1965) (Великобритания)

ДЖЕК СТРО. (Комедия-фарс в трёх актах)

Перевод с английского Анны Палий (Омск)

Впечатление полностью соответствует названию жанра – «комедия-фарс». Несмотря на некоторую «чопорность» диалогов персонажей, свойственную по своему стилю переводам на русский произведений английских авторов, действие захватывает, позволяет забыть то, что перед глазами лишь перевод. И это только свидетельствует о таланте и мастерстве Анны Палий.

 

ЭССЕ

 

К 150-летию писателя Герберта УЭЛЛСА (1866 – 1946)

Геннадий ПРАШКЕВИЧ (Новосибирск)

Разочарование: от Homo sapiens до Homo Тьюлер

Много раз пытался выяснить чёткость и полноту определения – что же такое «эссе»? Получил множество разных объяснений и толкований, и вот сейчас, при прочтении этого произведения к прочим добавилось и ещё одно (самостоятельное). На основании прочитанного пришёл к дополнительному выводу, что «эссе» – это плюс ко всему остальному ещё и литературно-художественно-историко-философское выражение мнения, или комплекса мнений в дополнение к прочим, уже существующим. Однако произведение это обязано вызывать интерес и обсуждение читателями. В данном случае автор добился несомненного успеха.

 

Тамара ЛЬВОВА (Омск – Москва)

Фольга

Недаром, видимо в предыдущем тексте в своём восприятии понятия «эссе» мной допущено слово «философское». Поневоле вспомнился отрывок из «Войны и мира» Л. Толстого, явно знакомый каждому школьнику советского времени с размышлениями князя Андрея «…жизнь не кончена в тридцать один год…», также вызванными подобным внезапным созерцанием.

Сердечный кашель

И снова в подтверждение своему восприятию понятия «эссе» нашёл отражение ещё двух слов: «литературно-художественное». Хотя здесь ещё просится дополнением к этому ещё и: «профессионально-чувственное».

 

ОЧЕРКИ И ПУБЛИЦИСТИКА

 

Светлана САВИЦКАЯ (Москва)

ИНДИЯ (Продолжение) Забавная шутка, сыгранная камасутрой.

В сравнении с прежними произведениями автора на темы этого цикла последний сюжет очень сочно обрисовал картины, связанные с местными книжными магазинами и традициями, во всех сферах жизнедеятельности страны всегда разделённых на религиозные, национальные традиции, а также на «женский и мужской» менталитет. Прошу прощения, но это всё основано на моём личном опыте и может не совпадать с другими мнениями. Так, например, я до сих пор не могу терпеть обезьян, и в этом, наверняка, возникнут разногласия с автором…

 

Роберт УДАЛОВ (Омск)

СТОРОНУШКА

Произведение с точки зрения истории воспринимается легко и не проблемно. Видится на много удачнее по смыслу, чем прежний очерк автора – «Вавилонская башня», по крайней мере, для меня, как читателя. И язык произведения воспринимаем легко, как тексты из школьных учебников по истории давно прошедших лет.

 

Ксана БАШКИРОВА (Омск)

О пяти экспедициях Пржевальского. Очерк

Что обычный читатель знает о Н.М. Пржевальском? Наверное, то, что есть порода лошадей, названных в его честь, да ещё, видимо то, что «жёлтые» источники в прессе в последние годы безосновательно сватали ему отцовство И.В. Джугашвили только благодаря портретному сходству. И всё. Так что, полагаю, очерк имеет ценность, прежде всего, в историческом и краеведческом ключе и вполне полезен будет при наличии его в школьных библиотеках.

 

ОМСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

 

Ольга СУМАНОВА (Омск)

ЗАПИСКИ О ПРИИРТЫШЬЕ

Воспринялось как простой интересный рассказ о вполне знакомом месте, где наверняка бывал почти каждый житель Омска. Сам помню, как мы вместе с дочерью (тогда ещё дошкольницей) кормили семечками нахальных белок прямо из ладони. И опять же произведение, полагаю, было бы полезно при использовании на занятиях в школе по краеведческим темам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: