Дата рождения Таисии Баженовой




Занимаясь поисковой работой, я попыталась узнать, нет ли в Областном Государственном архиве Усть-Каменогорска метрической книги Зайсана за 1900 год, где могла быть сделана запись о рождении Таисии Баженовой. К моей радости, метрическую книгу нашли. В нетерпении перелистывая ветхие страницы, я была неприятно удивлена: в записях за 1900 год сведений о рождении Баженовой не оказалось. Однако в первой части книги были зафиксированы родившиеся годом ранее, и выяснилось, что Таисия Баженова, хоть и значится во всех источниках, как рожденная в 1900 году, родилась того же числа, но годом ранее – в 1899-м. Крестили будущую писательницу в Алексан-дро-Невской церкви 8 (ст. стиля – О.Т.) мая. Воспри-емниками были: брат отца – подъесаул Антон Дмит-риевич Баженов и вдова надворного советника Александра Васильевна Сафонова. Однако дата – 1900 год – существовала при жизни Таисии Баже-новой и отмечалась в эми-грации. Кто знает, почему она с ней соглашалась?..

 

«Наша дружба верная, большая...»

 

В далёком изгнании, разбросанным по разным концам света под-ругам Тае Баженовой и Маше Волковой до конца дней будут пом-ниться: Джаркент... Весна... Журчащие арыки с хрустально-прозрачной водой... Аромат жасмина и песни соловья... Еще живы их доблестные отцы и ласковые матери, и ничто, кажется, не предвещает российского раскола... Вот одно из стихотворений М. Волковой, посвящённых подруге детства Т. Баженовой:

Идиллия

 

Сонно бродит – что ей торопиться! –

Средь широких улиц тишина,

И луна молодкой белолицей

Смотрит из небесного окна.

Обдает эфир своим дыханьем

За день раскалённая земля, –

И молчат, подобно изваяньям,

Гордые красавцы – тополя.

Одуряющ аромат жасмина.

Вздохи майских роз порой слышны.

Домики, в саду наполовину,

Излучают скромность белизны.

Вот затрепетала чья-то песня,

Полилась, волнуясь, вдоль аллей,

А навстречу ей, ещё чудесней,

Загремел, защёлкал соловей...

Помнишь ты всё это? – Ну, ещё бы!

Тополя... и песни... и сады...

Ах, в том мире не было ни злобы,

Ни смертельной атомной вражды!

До того всё было в нём иное,

До того всё шло иным путем,

Что и мы, ища себе покоя,

Разве только там его найдём!

 

Литература

1. Русская поэзия Китая. Антология. Составители: В. Крейд, О. Бакич. Научн. Редактор Е. Витковский. Вст. ст. В. Перелешина «Все звёзды повидав чужие». М.: Время, 2001.

2. А. Вертинский. Дорогой длинною. – М: Правда, 1990.

3. Забытый полк: страницы истории 3-го Барнаульского полка Белой армии: воспоминания, документы и другие материалы / сост: А.А. Красно-щёков, В.А. Суманосов. Барнаул: Издательский дом «Барнаул», 2009.

4. Т.С. Коваленко-Нарочницкая. Дипломная работа «Поэзия русской эмиграции Сан-Франциско 1920-1960 гг.» М. – Интернет.

5. Г.В. Мелихов. Белый Харбин. – Электронное издание книги. Интернет.

6. Простор, № 3, 2001. Мария Волкова. Воспоминания. Предисловие, подготовка текста, комментарии М. Ивлева.

7. Т.А. Баженова. Лагерь на Аблакетке. – Казаки Белгородчины. Казачий информационный портал. Администратор Г. Мелехов. Интернет.

8. Г.Д. Гребенщиков. Собр. соч.: в 6 т. Барнаул, 1913.

9. А.А. Хисамутдинов. Русский Сан-Франциско. Интернет.

10. Вестник Общества Русских Ветеранов Великой Войны. № 154-155, март-апрель, 1939 г., Сан-Франциско. Из личного архива В.А. Суманосова. Барнаул.

11. Наша Заря (Омск), № 49, 6 марта 1919 г., № 105, 18 мая 1919 г. Омский литературный музей им. Достоевского.

12. Заря (Омск), № 56, 18 августа 1918 г. Омский литературный музей им. Достоевского.

13. Иртыш. Голос Сибирского казачьего войска (Омск), № 38-42, 1918, №7, 1919. Омский литературный музей им. Достоевского.

14. Единая Россия (Омск), № 2, 1919 г. Омский литературный музей им. Достоевского.

15. Т.А. Баженова «Весна в революцию». Весник Общества Рус. Вете-ранов Вел. войны. Из личного фонда В.А. Суманосова. г. Барнаул.

16. Т.А. Баженова «Роман с киргизом». «Новая заря». Сан-Франциско, апрель, 1940.

17. С. Горенко в статье «Модягоу». Интернет. Сайт: Forum.vgd.ru

18. М. Волкова. Некролог «Памяти Таисии Баженовой». «Русская Жизнь», 1978, 31 октября.

ОМСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

 

 


Ольга СУМАНОВА

(Омск)

ЗАПИСКИ О ПРИИРТЫШЬЕ

 

(Продолжение)

 

3. Музейные сокровища

Наконец-то!!! С замиранием сердца подхожу к освещенной витрине музея… Золотая кладовая запирается снаружи замком на металлическую решётку…

Сейчас… Я ВСЁ УВИЖУ!!!

И первое, что бросается в глаза, – это большой меч! Его возраст более двух тысяч лет! Материал – не простое железо. Он бы не сохранился, раскрошился, ржа бы съела. Это сталь – легированное железо и вдобавок покрытая особым лаком! Похож на меч короля Артура, каким я себе его представляю, или на мечи викингов. Хотя бы даже из-за одного этого меча стоило сюда придти. Видно, что ОЧЕНЬ ДРЕВНИЙ!!!
А вот и она – пластина из золота, аналогичная эрмитажной. На пластине из отреставрированного лимонно-жёлтого чистого золота, инкрустированного бирюзой, изображена сцена охоты, или, как её называют: сцена в зверином стиле. Этот стиль, так характерен для скифского золота, литья и чеканки. На двух пластинах с зеркальным отображением изображено хищное животное, похожее на волка, но с зазубренным гребнем на голове и спине, как у ящера, оно нападает на другое животное, похожее на двугорбого верблюда. Я внимательно рассматриваю вещи за стеклянной ветриной, мысленно сравнивая их с фото в Инете, вчитываюсь в описания… Пластины…Для чего?.. Где носили? На поясе, или на плече? Золотые бляшки нашивались на одежду. Вот ваза… Курильница…
Смотрительница золотой кладовой садится за порогом кладовой на свой невыносимо скрипящий музейный стул… Скрип стула мешает мне сосредоточиться и вчитаться. Пришли ещё посетители. Семья с ребёнком. Здороваются со смотрительницей и очень быстро уходят. Я остаюсь…Читаю: «Гривна… что это: гривна?»

– Извините, вы не подскажите мне, что такое гривна? – спрашиваю я смотрительницу, надеясь не только на разъяснения, но и на то, чтобы поднять её с невыносимо скрипящего стула.

Женщина подходит:

– Тут же всё написано!!! Читайте!!!

– Я прочла, но не могу найти. Образцы не пронумерованы!

– Вот гривна! – смотрительница указывает мне на лимонно-золотой обруч!

Я говорю:

– Красиво! Носили на шее!

– Что вы! На талии!!!

– Не могу поверить, чтобы талия была такой тонкой!

– Но, она же расходится. И люди не были такими полными, как сейчас. Что они ели! Несколько крошечек в день!

Меня заинтересовала надпись: золотая и серебряная сбруя, аналоговая эрмитажной. Пытаюсь выяснить: что такое фалары?

– Это же коней так наряжали! – поясняет хранительница. Знаете, как за ними ухаживали? Гривы расчёсывали! А какие это люди были красивые!!! Учёные реконструировали облики мужчины и женщины… …Мы вот думаем, что мы красивые. А нет! Они были похожи на нас, только намного красивее.

– А где эти реконструкции? Я хочу посмотреть!

– Они в запаснике. Их убрали, и коллекция здесь не вся, тоже в запасниках, – говорит уже шёпотом смотрительница.

– Понятно! – говорю, – опасно! Могут обворовать!

Я так долго рассматривала меч, золото и серебро, что вызвала беспокойство смотрительницы. Может быть, она подумала, что я тоже ищу нераскрытые курганы, потому что спросила:

– А вы знаете, как это опасно?

– Что?

– РАСКАПЫВАТЬ КУРГАНЫ? Местные жители жалуются, что во время раскопок обязательно гремит гром и сверкает молния, идёт дождь. Потом археологи уезжают, а жители жалуются, что им плохо живётся! Те, кто знает об этом, никогда не пойдёт смотреть пирамиды в Египте! И находиться здесь, в кладовой, тоже опасно!

– Аура! – понимающе, киваю я. – А археологи не бояться?

– Бояться, но говорят, что это нужно для науки! Когда раскопали могилу Тамерлана, началась вторая мировая война, а могилу Чингизхана до сих пор ищут, найти не могут! Здесь нельзя разговаривать! Пойдёмте, – говорит мне хранительница музея, закрывая кладовую на замок. – Настоящие золотые вещи у нас не хранятся. Это всё подделка!

– Я отдыхала в санатории «Колос» и увидела экспозицию предметов саргатской культуры из археологических раскопок древнего городища и курганов. Прочитала, что эта экспозиция предоставлена санаторию вашим музеем. Захотелось узнать и увидеть больше… Вот живём здесь, а ничего этого не знаем.

– Сходите ещё в краеведческий. Там есть керамика.

– Обязательно зайду. Спасибо.

Ну вот я и увидела легендарное золото скифов, хотя и бутафор-ное…

– Вы зайдите, посмотрите миниатюры на первом этаже, там есть караван верблюдов в игольном ушке, – советует мне другая смотрительница.

– Я видела их в прошлом году, – отвечаю я. – У меня есть даже стихотворение, которое так и называется «Караван верблюдов в игольном ушке».

– Вы пишите стихи? Наверное, и в музей им. Достоевского на встречи поэтов и писателей ходите?

– Нет, пишу для себя. Бесплатно. Ставлю в И нтернет.

– Они тоже бесплатно пишут. За свои деньги книги выпускают!

Сегодня, когда появилась наука XXI века – ДНК-генеалогия, изучение древней истории становится всё более захватывающим занятием.
Оказывается, по ДНК можно определить даже цвет волос, глаз, пигментацию кожи людей, живших тысячи лет до нас.

Так было создано скульптурное изображение алтайской принцессы с плато Укок с европейскими чертами лица и с голубыми глазами. Волос же у неё не было, т.к. она была не принцессой, а девушкой-воином с телом, покрытым диковинными татуировками, сохранившимися в ледяной капсуле под землёй. В настоящее время на Алтае ведётся сбор подписей, чтобы мумию принцессы вновь захоронить в кургане. Люди уверены в том, что врата подземного мира, которые она охраняла более, чем две тысячи лет, открылись, и на Алтай обрушились природные катаклизмы. Я не знала ещё о ДНК-генеалогии, когда писала своё стихотворение «Принцесса Укока», но один из авторов сайта написал мне отзыв: «Почему Вы сделали её китаянкой? Учёные установили, что она имела европейскую внешность и была блондинкой».

Я удивилась, но ответила, что мне так захотелось: «Я автор и пишу так, как мне подсказывает моя литературная фантазия! По-своему!
Мне представилась длинноволосая восточная красавица в китайских шелках. Захотелось, чтобы она прожила долгую и интересную жизнь, выйдя замуж за вождя племени. Я – писатель, и пишу то, что хочу!»
Жаль, что сегодня мы имеем только разграбленные курганы скифов для того, чтобы представить ту далёкую эпоху. Как жили люди? О чём думали? Что их беспокоило? Жаль, что у нас нет литературных памятников, книг, которые бы нарисовали полную картину жизни, старинные обычаи и обряды. Вот, например, курильница... Как её использовали? Обходили городища? Кто её нёс? Жрица? Некоторые исследователи считают. что скифы имели слоговое линейное письмо, т.е. руницу, и наносили зарубки на керамических изделиях, которые дошли до нас опять из тех же курганов.

Отпуск прошёл очень быстро, выхожу на работу. За весь отпуск только два стихотворения. Они о Чернолучье. Стихи каждый день не пишутся. В обеденный перерыв захожу в кафе.

– Что у вас на горячее?

– Мясо по-скифски!

–???!!!Что это за блюдо?

– Говядина с грибами, луком, сливками, запечённая в фольге. Попробуйте. Вкусно!

– Давайте.

(Определённо этим летом скифы преследуют меня).

Вспоминается золотая пластина из музея, изображающая двух животных. Одно из них, похожее на волка или огромную собаку с зазубренным гребнем на голове, как у ящера, который тянется к тому же вдоль спины. Этот хищник нападает на двугорбого верблюда. Предположим, такое хищное животное существовало и в самом деле когда-то... Вид устрашающий. Гребень. Лапы. Пасть. Почему древний художник выбрал жестокую сцену охоты? Почему именно эти животные? Хищник нападает на беззащитного верблюда... Ещё лет 60 назад на верблюдах привозили грузы с территории современного Казахстана. Моя мама помнит то время, когда верблюды лежали на Казачьем рынке и жевали жвачку. Но этот волк... или собака... Возможно ли его существование в доисторический, допотопный период?

Придётся всё-таки сходить в городской историко-краеведческий музей. Я очень давно не была в этом музее...

 

4. В музее

Поднявшись на второй этаж, замираю от того, что вижу. Передо мной скелет ОГРОМНОГО МАМОНТА с великолепными бивнями.

Читаю историю находки. Рыли колодец. Мальчик обратил внимание на какую-то кость. Бивни мамонта твёрже любого камня. Скелет в толще грунта прекрасно сохранился.

Это настоящая жемчужина нашего музея, даже в Санкт-Петербурге главный зал украшает скелет всего лишь кита. А здесь, у нас – МАМОНТ!

Я не жалею, что пришла. Забываю о скифах...

Но всё-таки... почему исчезли скифы?

На самом деле никуда скифы не исчезли. Мы и есть скифы. Мы просто перегруппировались, немного поменяли внешность. Немного изменили свои языки и обычаи, религии и территории. Вот так, понемножку, мы забыли, кто мы, изначальные.

Посмотрите на саксонцев в Германии, скотов в Шотландии, это всё бывшие племена крымских скифов. Мы, народы, – потомки скифов, все как одно лоскутное одеяло. Каждый новый этнос – как отдельная нитка в этом одеяле.

Я не жалею, что пришла. В музее людно. Много школьников. Груп-пы и сопровождающие. Все фотографируют. Но…. оказывается, скелет мамонта – это ещё не самое удивительное из того, что я здесь увидела. Удивительней, по-моему – это рог шерстистого носорога (носороги в Сибири!) и рога огромного бизона. Эти животные жили на территории Западной Сибири около 13 тысяч лет назад. Их кости продолжают находить и в настоящее время. Притом, те, кто ищет, те обязательно находят!

Лучшее время для этого – август, когда уровень воды в Иртыше наименьший и огромные кости становятся видны из размытой водой почвы. Их собирают палеонтологи. И самое удивительное – находки костей пещерного льва!!! Этот хищник был настоящим великаном. Конечно, если были такие огромные травоядные, то и хищники должны быть тоже внушительных размеров. Учёные палеонтологи коллекционируют кости, художники-мастера из косторезной студии вырезают из костей сувениры.

Найден череп длиннорогого бизона, череп тигрольва! Что гнало всех этих животных на Север, под огромный ледник? Неизвестно! Но именно 10 тысяч лет назад началось последнее глобальноe потепление. Тогда и погибли мамонты, шерстистые носороги, длиннорогие бизоны и другие доисторические животные. Последние находки датируются 10-13 тысяч лет назад.

Я ничего не нашла о звере со скифской пластины – волке с зазубренным гребнем на спине и голове, как у какого-нибудь ящера. Интересно, существовали ли такие звери? Что-то подсказывает мне, что да! Несомненно! Можно мысленно представить огромного рычащего волка с поднятым хрящевым гребнем на спине и когтями. Вероятно, страшный был хищник!

Учёные считают, что там, где есть кости доисторических животных, обязательно нужно искать следы человека! И что же?! В научном мире в 2014 году произошла МИРОВАЯ СЕНСАЦИЯ!!! На Севере области руководителем косторезной студии была случайно обнаружена кость древнейшего человека разумного, человека современного вида, которому, как показало радиоуглеродное датирование, 45 тысяч лет! На эту тему писали, и был сюжет в новостях по телевидению. Наука не стоит на месте. Загадки разгадываются, тайны раскрываются. Наверное, быть археологом – очень интересно! Искать и найти древние города, или нераскрытыe скифскиe курганы, а в них… скелеты 2-5 тысяч лет давности, в золотых гривнах, в золотых браслетах и осыпанные золотыми бляшками.

Об этической стороне вопроса мы забываем. Но ведь эти люди, пусть они и умерли тысячи лет назад, были нашими предками.
Я – суеверна и никогда не рискнула бы спуститься в курган. Но археологи далеки от суеверий! Они – энтузиасты, увлечённые своими открытиями, и не о чём другом просто не думают!!!

В краеведческом музее я открыла дверь в сувенирную лавку. Моё внимание привлёк латунный браслет, сделанный под старину со зверями. Вот он – звериный стиль, так заинтересовавший меня!

– Можно взглянуть на браслет?

– Это авторская работа. Из Новгорода. В старинном русском стиле. Стоит всего 350 рублей.

– Что это за звери? Три зверя – три мира!

Вместе с продавцом мы пытаемся сравнить фигурки зверей на браслете с описанием в книге древнеславянских амулетов.

– Вот он лев! Лев олицетворяет земной мир!

– Да, вижу. Похож! А этот с крыльями и с клювом? Находим по описанию в книге, что это Василиск, и он наделяет обладателя браслета магическими способностями и помогает победить врагов. Это как раз то, что мне нужно!

Третьего зверя в книге мы так и не нашли. Чем-то он похож на собаку.

Браслет мне нравится! Пусть он будет напоминать мне о зверином стиле скифов и о моём походе в музеи.

– Вот триста пятьдесят рублей. Я беру!

Латунный браслет при соприкосновении с влажной кожей окисляется и окрашивает кожу в тёмный цвет. Жарко, и на руке появилась тёмная полоска, и хотя она легко смывается водой, мне это не нравится.
Увидев латунный браслет, женщины на работе интересуются ценой:

– Дорого, наверное?

– Нет! Всего триста пятьдесят рублей!

Вижу в глазах недоверие. Не может быть! Красивый.

– Купила в краеведческом музее, в сувенирной лавке!

– Зачем тебя туда занесло?! – удивляются женщины.

Наверное, теперь пойдут и посмотрят. Вообще-то я совершенно не умею рекламировать вещи…

 

5. Сказка

Жду выходных. Хочется вновь выехать за город, подышать воздухом бора. Летом в Чернолучинско-Красноярскую зону проезд открыт только для местных и отдыхающих по путёвкам, но несколько лет назад перед постом ГАИ построили новый современный комплекс отдыха с аквапарком, гостиницей, рестораном и кафе. Называется он «СКАЗКА».

Нам не нужен аквапарк и ресторан. Мы вернулись в бор.

– Я никогда не знал, что существует такой лес… Как в сказке!
Гуляем, гуляем, гуляем. Собираем дикую малину и едим её. Ничего нет вкуснее и слаще дикой малины. Здесь, кроме сорта ягод обычного малинового цвета, попадается сорт малины с ягодами абрикосово-жёлтого цвета. Они крупнее и ещё слаще.

Кто-то собирает грибы – грузди.

– Можем дойти до «Русского леса»?

– Пойдём, попробуем!

Бор тянется всего на 10 километров, и нам кажется это вполне реальным!

«Русский лес» – это название санатория в Чернолучинской зоне. …
Возвращаемся назад, хотя и не дошли до цели. Но главная цель – полюбоваться сказачной природой, дышать и смотреть на всю эту красоту – достигнута!

Здесь, в «Сказке», остановился Большеречинский зоопарк.

Решаем на обратном пути зайти и сфотографировать льва. Билет стоит 120 рублей. Лев спит, повернувшись к нам пятой точкой, слегка помахивая хвостом. НАДОЕЛИ!!!

Висят объявления: «Кормить животных запрещено!!!». Но я вижу, как маленький мальчик кормит смешного гамадрила. Подхожу. Наблюдаю. Обезьянка ловко достаёт семечки через решётку и расщёлкивает их. Очень живая, подвижная. Подбрасывает между поеданиями семечек свою металлическую чашечку вверх и тут же с осторожностью отскакивает, чтобы чашечка не упала на неё. Очень быстро закрывает голову лапками… Чашечка падает. Обезьянка опять дотягиватся лапкой до семечек. Ест. Опять кидает свою тарелочку.

...А рядом, в соседней клетке сидит в совершенной отрешённости вторая обезьянка почти с настоящим человеческим лицом. Макака.

– Это самка, – кто-то говорит. – Она беременна!

Совершенно-равнодушная макака и неутомимо весёлый гамадрил. Я наблюдаю.

Не хочется уходить от обезьян… Вот так парочка!!!

Мальчик смеётся. Собрались люди. Вдруг макака поднимается и медленно ковыляет к задней решётке. Гамадрил тоже бросает семечки. Туда же подходит работник зоопарка. Он разрезает на две половинки большой апельсин и яблоко. Кормит макаку и гамадрила половинками фруктов.

– Вы кормите их здесь! Ближе к нам! – просят посетители.

– Нет, там не будут. Стесняются.

– Эта обезьянка! Она самка? Беременная?

– Нет! Это два самца, – отвечает работник зоопарка, – Этого, – показывает на гамадрила, – зовут Степаныч!.. На, Степаныч, держи!

Мужчина ласково разговаривает с животными, кормя их. У него добрые глаза.

Да, именно такие люди могут, да и должны, работать в зоопарке.
Макака – священное животное в Индии. Обезьянки портят посевы, пугают туристов, но индусы им прощают всё и никогда не наказывают! Может быть, потому что считают обезьян… потомками людей. «Это не мы произошли от лесного народа (так индусы называют обезьян), а мы от них!», – говорят индусы.

Гамадрилы – священные животные на своей родине, в Египте. Там египтяне в древности их всячески задабривали, и сейчас считается, что обезьян нельзя обижать.

Глядя на эти создания, диву даёшься, как их вообще можно обижать!

В зоопарке, кроме обезьян, моё внимание привлекают китайские белые куры и золотой фазан. Фазаны раньше были распространены по всей Европе, но теперь взглянуть на них можно только в зоопарке.

 

ЮМОР И САТИРА

 

 

 


Алла МАРЧЕНКО

(Омск)

 

ВАЛЕНКИ

После стопочки «зубровки» дед глядит дневные сны, баба помнит, что в духовке сохнут дедовы пимы. Тучный кот играет с мышкой, за окном трещит мороз, а у бабушки одышка, панариций и склероз! Дед прислушался в пол-уха, призадумался молчком: баба – справная старуха, так и крутится волчком! Деду злиться неохота потому что вспомнил дед, что она его с Морфлота прождала семь долгих лет. Деду жалко стало бабу, бросить пить ей даст зарок: – Нюша, брось, – кричит он, – швабру, и айда ко мне под бок! В дом пока вкатила кадки и коту шепнула: – Брысь!, в печке деда самокатки чуть огнём не занялись! С прытью необыкновенной, ловко подоткнув подол, баба резво моет стены и нещадно драит пол! Баба строго хмурит бровки: – Погоди немножко, Петь, там ведь запросто в духовке могут валенки сгореть! Стал моложе дед Петруша, быть не хочет старым пнём: – Не до них сейчас мне, Нюша, да гори они огнём!  

Про трубу

Измученные жаждой после сельди,
Парфюмами и свежестью дыша,
Пьют чай пока что мирные соседи,
С вареньем земляничным, не спеша.

Смакуют, улыбаются беспечно,
Забот и тягот ношу скинув с плеч,
Но выше этажом бесчеловечно
Труба даёт предательскую течь!

Поникли и поблекли икебаны,
Когда соседский сын, включивший свет,
Кричит, что потолок раскрашен в ванной
В весёлый желтовато-рыжий цвет!

Намокшие носки, платки и гетры
Без всяких экзотических затей
С пятном длиною в сорок сантиметров
Штампуют людоедов из людей.

За каплей капля танется со звоном
За кафельную плитку, под гранит,
Соседка с причитаньями и стоном
Тебе весёлых пятен не простит.


Свой шквал угроз перемежая матом,
Растрёпана, взлохмачена и зла,
Напомнит чем-то, что она когда-то
Послушной тихой девочкой была.

Скандальный шум недолго будет длиться,
Улягутся и смолкнут звуки лишь,
Она придёт, чтоб тихо извиниться,
И ты ей по-отечески простишь!

 

Сергей ДРЫГИН

(Омск)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: