Общая характеристика направленности личности




В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Но, несмотря на различия в определении понятия личности, во всех подходах в качестве главной характеристики выделяется направленность.

Рубинштейн под направленностью понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека, исходя из ее целей и задач []. В научной литературе под направленностью понимают совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относи­тельно независимых от наличной ситуации.

Направленность является многоуровневой и многокомпонентной структурой, которая включает в себя установки, мотивы, желания, стремления, потребности, влечения, намерения, интересы, склонности, убеждения, идеалы, мировоззрение и жизненные смыслы.

Отечественные психологи, которые занимаются проблемой направленности личности, по-разному представляют ее компоненты. Например, К.К. Ковалев указывает, что направленность определяет отношение человека к окружающей действительности. При этом он включает в нее различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок, а К.К. Платонов включает в направленность отношения и моральные черты личности, различает в ней уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность, считая, что в формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества человека [].

Каждый компонент направленности личности вносит свой вклад в ее формирование и развитие. Направленность обладает следующими характеристиками - изменчивость и постоянство, зависимость и независимость. Изменчивость направленности связана с возрастом, образованием, воспитанием и с типологическими качествами личности. Направленность личности динамична, и зависит от уровня осознания, широты, интенсивности, устойчивости и действенности.

Также выделяют интегральную и частные характеристики направленности личности. Интегральная характеристика направленности личности – это способность человека управлять собой, самостоятельно определять свой путь, свои цели и ценности. Человек может быть талантливым и энергичным, однако если он не управляет собой и не отвечает за себя, а руководствуется эмоциями, чувствами и внутренними состояниями, в таком случае на него нельзя полагаться, так как у него нет собственного ответственного Я, которое управляет его внутренними состояниями.

К частным характеристикам направленности личности относят: 1) широту и узость; 2) устойчивость и действенность направленности (она определяется следующими чертами личности, как позитив, конструктив, энергетика, ответственность, эмоциональная стабильность личности и т.п); 3) амбиции человека (амбиции человека - это величина его целей и статус, на которые он претендует); 4) уровень направленности (высокий или низкий уровень направленности определяется общественной значимостью направленности человека); 5) ориентиры направленности (основные ориентиры направленности: направленность на себя – это стремление к личному счастью, обслуживание своих потребностей, эгоизм и т.п (эта направленность может проявлять себя по всякому); направленность на общение - интерес к людям, внимательность к отношениям, заботливость к друзьям и близким и т.п; направленность на дело - интерес к учебе, увлеченность работой и повышением квалификации, забота о результате и т.п.).

Направленность личности изменяется и формируется в течении всей жизни. Особенно, необходимо выделить изменения следующих компонентов направленности: потребности, намерения, мотивы, интересы, ценности, мировоззрение, смысл жизни и их становление в онтогенезе.

Л.И. Божович, в своих работах, описывает направленность личности, начиная с определения потребности, которую она рассматривает как отраженную форму переживания. По ее мнению потребность является внутренним стимулом поведения и деятельности человека. Потребности являются показателем развития. Формирование потребностей проходит через изменения положения ребенка в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими (новая социальная позиция школьника, затем позиция ребенка в коллективе сверстников, и, наконец, позиция нового члена общества). Потребности человека различаются не только по своему содержанию и динамическим свойствам, но и по строению: одни потребности имеют прямой, непосредственный характер, другие - опосредованы целью или сознательно принятым намерением. Потребности человека представляют собой динамическую иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то другая потребность - в зависимости от реализации одних и актуализации других потребностей [].

Известный американский психолог А. X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»), предложив следующую классификацию человеческих потребностей: 1. Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и др. 2. Потребности в безопасности - чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности. 3. Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. 4. Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов. 5. Познавательные потребности - знать, уметь, понимать, исследовать. 6. Эстетические потребности - гармония, симметрия, порядок, красота. 7. Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности как в сложном ее психическом свойстве, включающем в себя систему побуждений, которая определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности [].

Потребности проявляются в поведении человека и влияют на выбор мотивов, которые, в свою очередь, определяют направленность поведения в конкретной ситуации.

Направленность личности, как правило связывают с системой устойчиво доминирующих мотивов, обуславливающих ее целостную структуру. Данная система обуславливает поведение и деятельность человека, направляет его активность. С помощью мотива удовлетворяются определенные потребности человека, которые, в свою очередь, порождают интересы, желания, стремления, побуждают индивида к активности, с целью их удовлетворения. Поведение личности определяется не одним мотивом, а их сложной иерархической системой, обобщенной социально-психологической характеристикой, которой и является направленность личности [].

Как ранее было сказано, что мотивы формируются на основе потребностей, которые необходимы для жизнедеятельности организма и развития личности. В свою очередь потребности порождают интересы, желания, стремления, побуждают индивида к активности для их удовлетворения.

Интерес представляет собой состояние человека, побуждающее его к познавательной или практической деятельности.

Интересы можно классифицировать по содержанию, широте предметного содержания, устойчивости, силе, длительности. В динамике развития, интерес может быть: 1) стабильный и нестабильный; 2) узкий и широкий; 3) разносторонний и изолированный; 4)центральный; 5) глубокий и т.д. С каждой новой ступенью развития интерес приобретает новое свойство.

Мировоззрение, как один из компонентов направленности личности, представляет собой комплекс обобщенных представлений личности об окружающем мире и о себе, своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и себе [].

Мировоззрение – это понимание смысла жизни в собственном самосознании, своем отношении к миру. В содержание мировоззрения могут входить знания, которые необходимы для самоопределения личности и обоснования его отношений к миру. Личность самоопределяется во многом: в социокультурных ценностях, идеалах, мировоззренческих вопросах и т.п.

Общество предлагает множество ценностей, но путь к ним всегда индивидуален - это поиск смысла жизни, своего места в ней.

Смысл жизни всегда индивидуален. "В конечном счете, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее он должен осознавать, что это он сам - тот, кого спрашивают. Живущему в мире человеку вопросы задает жизнь, и он может ответить жизни, только отвечая за свою собственную жизнь. Он может дать ответ жизни, только принимая ответственность на себя» [].

Чтобы узнать человека, нужно понять, к чему он стремится и с какой целью; чего он не успел еще добиться и каким образом достичь поставленной цели. Все это определяет направленность личности, т.е. ее интересы и склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: