Психологическая характеристика возраста студентов-первокурсников




Особенности социально-психологического развития личности после окончания школы рассматривались в работах Л.С. Выготского, Г.С. Абрамова, Э. Эриксона и др. В современной психологии не существует единой точки зрения относительно названия периода развития человека от 17 до 19 лет. В различной литературе, данный период называется юностью.

Временные границы периода юности определены в психологии недостаточно четко, потому что процесс развития личности сопряжен с отличительными чертами жизненного пути молодого человека. Длительности данного периода дает возможность личности разносторонне подготовиться к будущей жизни. Социальные границы и различия в длительности этого периода, по мнению П. Блонского, могут достигать десять и более лет, что свидетельствует о прямой социальной обусловленности этого периода [].

Разные авторы рассматривают юность как переходный период развития личности. Например, А.В. Толстых считает, что юность становится второй переходной фазой в развитии личности. Юноша является еще не совсем взрослым человеком, и склонен к молодости и зрелости, а подросток тесно связан со своим уходящим детством.

По мнению Ю.В. Кулюткина, в период между 17 и 19 годами происходит становление взрослости, освоения новых - «взрослых» - норм поведения, адаптации к новым социальным и профессиональным функциям и ролям []. В период юности, личность начинает активно примерять на себя различные роли взрослого человека, выбирать профессии, а также стремится создать собственную семью. Переход к взрослой жизни, содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, молодой человек приобретает статус взрослого человека тогда, когда начинает самостоятельную трудовую жизнь. Но с другой стороны у него нет опыта «взрослой» жизни, и поэтому молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Различные роли взрослого человека усваиваются им не сразу, так как в одних случаях он действует как взрослый, в других - еще нет. Молодой человек старается всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоятельств, а принятые решения часто заменяются. Он болезненно воспринимает, когда, как ему кажется, ограничивают его самостоятельность, когда критикуют его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно [].

Юношеский возраст является периодом целостного становления личности - формирования «Я-концепции», активного вхождения личности во все сферы общественной жизни.

Отличительной особенностью юношества является заметно актуализирующееся ощущение быть взрослым, стремление к независимому принятию решений, выстраиванию персональной жизненной стратегии. Молодые люди достаточно критично относятся к сложившимся в обществе традициям, ценностям и нормам поведения, стереотипам деятельности, и поэтому стремясь смотреть на мир своими глазами. Юношам и девушкам недостает социального опыта, который позволяет выбрать правильные ценностные ориентиры и соответствующие им формы поведения. Именно отсутствие социального опыта приводит к непониманию, а подчас и конфликтам их с ближайшим окружением - родителями, педагогами, сверстниками. В таких противоречиях также осуществляется поиск собственного «Я», отстаивание права на собственную неповторимость и независимость.

Юношеский возраст – это время обостренного чувственного восприятия мира в целом. Чувство справедливости, личной признанности и защищенности, понимание собственной независимости среди окружающих выступают главными регуляторами деятельности юношей и девушек. Здесь важную роль играют волевые проявления их личности, такие, как инициативность, настойчивость, решительность, самообладание. Новые социально-экономические условия жизни востребовали людей, у которых есть инициатива, воля, способность принимать самостоятельные решения в различных нестандартных ситуациях.

Одним из отличительных признаков юношеского возраста является поиск своего жизненного пути, выбор профессии. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей [].

Социальной ситуацией развития в юности является выбор жизненного пути. Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе и в специальных учебных заведениях, поиски работы и для юношей служба в армии. То, какой выбор будет сделан в юности, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентации [].

Таким образом, после окончания школы и начала самостоятельной жизни продолжается выбор жизненного пути, завершающийся в конце периода окончательным самоопределением. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, и является центральным возрастным новообразованием юности.

 

Выводы по 1 главе

Направленность – это совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относи­тельно независимых от наличной ситуации.

Направленность – это некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека, исходя из ее целей и задач (С.Л. Рубинштейн).

Направленность является многоуровневой и многокомпонентной структурой, которая включает в себя установки, мотивы, желания, стремления, потребности, влечения, намерения, интересы, склонности, убеждения, идеалы, мировоззрение и жизненные смыслы.

Направленность личности изменяется и формируется в течении всей жизни. Особенно, необходимо выделить изменения следующих компонентов направленности: потребности, намерения, мотивы, интересы, ценности, мировоззрение, смысл жизни и их становление в онтогенезе.

Период между 17 и 19 годами происходит становление взрослости, освоения новых - «взрослых» - норм поведения, адаптации к новым социальным и профессиональным функциям и ролям.

Юношеский возраст является периодом целостного становления личности - формирования «Я-концепции», активного вхождения личности во все сферы общественной жизни.

Отличительной особенностью юношества является заметно актуализирующееся ощущение быть взрослым, стремление к независимому принятию решений, выстраиванию персональной жизненной стратегии.

Одним из отличительных признаков юношеского возраста является поиск своего жизненного пути, выбор профессии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: