На первом этапе исследования была проведена методика изучения трех направленностей личности: направленность на себя (Я), направленность на общение (О), направленность на дело (Д) (Б. Басс).
Данные, полученные в ходе исследования, представлены в таблице (Приложение 3).
В результате анализа данной методики было выявлено, что у большинства испытуемых преобладает направленность на дело (55,4%). Это выражается в выполнении работы как можно лучше, в ориентации на деловое сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели, в решении деловых проблем.
На втором месте стоит направленность личности на себя (36,4%) – это ориентация на прямое вознаграждение безотносительно от содержания работы, склонность к соперничеству.
Последнее место занимает направленность на общение (9,1%). Суть данной направленности заключается в стремлении при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентации на совместную деятельность.
Рис. 1. Круговая диаграмма исследования трех основных направленностей личности
Второй этап исследования был проведен по методике С. Л. Братченко, которая служит для выявления определенной направленности личности в общении.
Данные, полученные в ходе исследования, представлены в виде таблицы (Приложение 4).
При проведении методики со студентами-первокурсниками педагогического направления бакалавриата, были выделены следующие типы направленности личности в общении:
1. АВ-НЛО (авторитарная направленность) – 27,3%.
2. М-НЛО (манипулятивная направленность) – 18,2%.
3. АЛ-НЛО (альтероцентристская направленность) – 18,2%.
4. К-НЛО (конформная направленность) – 18,2%.
|
5. И-НЛО (индифферентная направленность) – 18,2%.
В ходе проведения исследования было отмечено, что у испытуемых не проявилась диалогическая направленность личности в общении (Д-НЛО).
Рис. 2. Круговая диаграмма исследования направленности личности в общении
Из анализа полученных данных можно сделать вывод, что у студентов-первокурсников, в первом случае, преобладает направленность личности на дело. Согласно оценкам экспертов лица с такой направленностью характеризуются тем, что: 1) помогают отдельным членам группы выражать свои мысли; 2) поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели; 3) помогают группе дойти до сути вещей и имеют хорошие идеи относительно того, как продолжать работу; 4) легко понять, что такой человек хочет выразить; 5) составляют хорошие отчеты; 6) берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задач; 7) работают интенсивно; 8) не вызывают напряженности своим присутствием; 9) не уклоняются от непосредственного решения проблем.
Во втором исследовании было выявлено, что у большинства студентов преобладает авторитарная направленность личности в общении, которая характеризуется ориентацией на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, коммуникативная агрессия, когнитивный эгоцентризм, требование быть понятым и нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное «общение – функционирование», коммуникативная ригидность.
Выводы по 2 главе
Результаты исследования направленности личности у студентов-первокурсников педагогического направления бакалавриата позволяют сделать следующие выводы:
|
1. В результате анализа методики диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера), которая изучает три направленности личности, было выявлено, что у большинства испытуемых преобладает направленность на дело. Это выражается в выполнении работы как можно лучше, в ориентации на деловое сотрудничество и т.п. На втором месте стоит направленность личности на себя – это ориентация на прямое вознаграждение безотносительно от содержания работы, склонность к соперничеству. Последнее место занимает направленность на общение, суть которой заключается в стремлении при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентации на совместную деятельность.
2. В ходе исследования диагностики направленности личности в общении с помощью методики С.Л. Братченко было выявлено, что у испытуемых в большей мере проявляется авторитарная направленность личности в общении, которая характеризуется стремлением подавить личность собеседника, доминированием в общении и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема изучения личности необъятная и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в психологии, так как до сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения, потому что его многозначность обусловлена многообразием проявлений, становления и развития личности.
Проблема направленности личности продолжает оставаться одной из главных в общей психологии и психологии личности. Имеет значение то, что поведение личности определяется не одним мотивом, а их сложной иерархической системой, которой является направленность личности.
|
В современной психологии существует множество различных теорий по направленности личности. Большинство из них рассматривает личность как структуру, а направленность – как подструктуру личности. В большинстве теорий направленность занимает важное место в системе личностных характеристик.
В курсовой работе рассмотрены основные характеристики и компоненты направленности личности. Изучив основные направления теории личности, мы пришли к выводу, что направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
В нашем исследовании была дана психологическая характеристика возраста студентов-первокурсников. Мы выяснили, что юность становится второй переходной фазой в развитии личности, где происходит формирование «Я-концепции» и активное вхождение личности во все сферы общественной жизни.
Нами был проведен анализ типов и видов направленности. На первом этапе исследования проводился теоретико-методологический анализ литературы, описаны состояние проблемы направленности личности, ее особенностей и компонентов, а также была дана характеристика юношеского возраста.
На основании данных эмпирического исследования был проведен анализ доминирующих типов и видов направленности личности студентов-первокурсников педагогического направления бакалавриата.
Гипотеза нашего исследования была основана на том, что в ходе проведения двух исследований, должно было выяснится следующее: в первом испытании - 30% испытуемых будет с направленностью личности на себя, а во втором, у 25% испытуемых будет выявлена авторитарная направленность личности в общении.
Проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу в той ее части, которая определяет направленность личности в общении, в данном случае авторитарную.
Наше исследование показывает, что направленность личности студентов-первокурсников определяется множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым.
В перспективе дальнейшего исследования хотелось бы по глубже исследовать данную проблему, применить более строгие процедуры математической обработки данных. Проанализировать выявленные тенденции к взаимосвязи, которые возможно перейдут в значимые значения корреляции при увеличении количества респондентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ