Корпоративные СМИ – это эффективный инструмент менеджмента, с помощью которого можно решать множество важных задач: информировать работников о решениях руководства, формировать определенную корпоративную культуру, создавать положительный имидж предприятия и т.д.
Другими словами, корпоративное издание является инструментом формирования доверительных отношений между руководством фирмы и её сотрудниками.
Откровенное и подробное интервью или обращение генерального директора со страниц внутрикорпоративного издания дает не меньший эффект, чем поездки руководителя по предприятиям и встречи с коллективами. Практическая цель данного источника информации в этом случае заключается в том, чтобы донести до людей планы, задачи и решения начальства. Именно со страниц внутреннего издания работники узнают, каких изменений можно ожидать в ближайшем будущем. Именно поэтому для издания «Энергия без границ» характерны статьи, написанные в жанре интервью. Показательно, что ни один номер издания не обходится без него. Зачастую именно интервью определяет главную тему номера.
Интервью в корпоративных изданиях служит способом передачи информации. Жанр интервью один из ведущих по частотности публикаций в рассматриваемом издании. М.М. Лукина, кандидат филологических наук, в своем учебном пособии «Технология интервью» определяет интервью как «самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира» [Лукина 2003: 143]. Действительно, проанализировав выпуски журнала «Энергия без границ», мы выявили, что интервью занимает более 26,3 % содержания издания и занимает наибольшую его долю.
|
Столь высокая популярность использования интервью в корпоративных СМИ неудивительно, ведь именно интервью позволяет потребителю информации получать ее «из первых» рук.
Однако важно отметить, что сам термин «интервью» можно трактовать по-разному. По мнению Лукиной М.М. значение термина различается по форме и по назначению:
«Интервью – беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес».
«Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам».
«Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом» [Лукина 2003: 154].
Давайте обратимся к работе еще одного исследователя А.В. Колесниченко «Практическая журналистика» и рассмотрим, какую трактовку термина он предлагает:
«Необходимо различать интервью как метод сбора информации и интервью как жанр. В первом случае интервью, то есть общение с людьми, – один из трех способов получения информации журналистом. Два других способа – это наблюдение, когда журналист сам является очевидцем события, и работа с документами, где под документом имеется в виду любой материальный носитель, содержащий тексты и изображения» [Колесниченко 2008: 56].
Как мы видим, позиции обоих исследователей по определению термина довольно схожи. Перейдем определению типов интервью и в первую очередь рассмотрим традиционную типологию на аналитическое и информационное интервью. Аналитические жанры в основном содержат издания типа B2B, информационные – B2C.
|
«В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал» [Тертычный 2010]
Рассмотрим издания сектора B2C и остановимся на рассмотрении информационных жанров более подробно. Целью информационного интервью обозначим информирование читателя о продукте авторского интереса, но не анализ.
Помимо традиционной классификации, выделяют значительное количество разных видов интервью. Их типология основывается на различных факторах, рассмотрим основные теории.
· Зависимость типа интервью от цели и характера беседы.
Исследователи коллективной монографии «Современный медиатекст», ссылаясь на труды М.М. Лукиной, С.А. Муратова, М. Шостак, заостряют внимание на типологии в зависимости от цели и характера беседы, где кроме информационного типа выделяет:
1. интервью-расследование для глубокого изучения события;
2. интервью-знакомство, которое фокусирует внимание читателя на отдельной личности.
Последняя группа делится на следующие подгруппы:
1. портретные интервью, которые призваны раскрыть характер человека, показать его неординарность и уникальность;
|
2. разоблачающие интервью, цель которых – заострить внимание на определенных противоречиях;
3. «звездные» интервью, делающие акцент на любопытных деталях биографии;
4. экспертные интервью, где респондент – специалист в какой-либо области. Он может дать компетентную оценку происходящим событиям;
5. проблемные интервью, в котором происходит сопоставление мнений разных собеседников [Современный медиатекст 2011].
· Деление типов интервью на предметное, личностное и предметно-личностное. Рассмотрим классификацию более подробно:
1. предметное интервью. Речь идет о положении вещей в какой-то определенной области
2. личностное. Помогает показать истинное лицо знаменитого человека
3. предметно-личностное. Конкретного человека спрашивают о важном событии, рассказать о котором не сможет никто другой. [Современный медиатекст 2011: 66].
· Выделение типов интервью по характеру общения, по форме организации и по форме реализации коммуникативной задачи. Исследователь Н.В. Кодола в своем учебном пособии упоминает еще несколько групп интервью:
1. По характеру общения:
• через Интернет;
• лицом к лицу;
• общение по телефону.
2. По форме организации:
• «круглый стол» (обсуждение вопроса в режиме дискуссии);
• пресс-конференция (коллективное обсуждение какой-либо об-щественнозначимой информации);
• выход к прессе (малая форма пресс-конференции, которую про-водит ньюсмейкер);
• ток-шоу (игра, дискуссия с концентрацией вокруг личности ве-дущего и участников);
• с помощью служб Интернета.
3. По форме реализации коммуникативной задачи:
• интервью-монолог (разговор в виде цельного рассказа);
• информационный опрос (ответы разных людей на одни и те же вопросы);
• аналитический опрос (сбор ответов на одинаковые вопросы, но с аналитической обработкой информации);
• блиц-интервью (лаконичность вопросов и ответов);
• интервью-анкета (получение ответов на заранее подготовленные вопросы) и т.д. [Кодола 2008: 29-32]
· Типология по форме беседы
Автором данной теории является А.А. Грабельников, он выделяет следующие типы интервью:
1. «Интервью-диалог, представляющий собой беседу в форме вопросов и ответов;
2. Интервью-монолог, выглядит в виде ответа-сообщения интервьюируемого на вопрос корреспондента;
3. Интервью-сообщение, характерно тем, что ответы пересказываются журналистом или излагаются в сокращенном виде;
4. Интервью-зарисовка, дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет;
5. Интервью-мнение, это развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме.
6. Коллективное интервью, дает представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам. Как правило, этот вид жанра отражает беседы "за круглым столом", "деловые встречи", редакционные "четверги" и другие подобные мероприятия;
7. Анкета, массовый вид интервью, своеобразная заочная беседа» [Грабельников 2001: 178].
· Зависимость типа интервью от целей
Исследователь М.М. Лукина в зависимости от целей предлагает следующие виды интервью как метода получения сведений:
· Информационное интервью – наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами
· Оперативное интервью – разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте.
· Интервью-расследование – проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы.
· Интервью-портрет, или персональное интервью, напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями [Лукина 2003].
Рассмотрев основные теории типологии интервью, мы можем сделать вывод, что, несмотря на то, что жанр хорошо изучен, исследователи так и не пришли к единому мнению. Это обусловлено тем, что жанр весьма пластичен, и в зависимости от целей автора, интервью можно выстроить совершенно по-разному. Для каждой ситуации автор может выбрать конкретный тип, который по его мнению наилучшим образом сможет предоставить читателю ту или иную информацию.