Глава 19: Потерянные дети




Красное Облако отсутствует в мифическом рассказе о "потерянных детях". Для рассказчика, переплетение племенной истории с мифами – обычная особенность автобиографий коренных американцев. 1

У лагерного костра неизвестный рассказчик оглала предложил своим слушателям сложное и интересное объяснение происхождения западных сиу. История, несколько лишенная сверхъестественных или духовных элементов, все же очаровательна и богата историческими деталями. Как отметил Раймонд ДеМолли, такие рассказы должны восприниматься как "утверждение социального и культурного единства..., и мы не должны отвергать их, как плохо запомнившуюся историю". 2

К счастью, существовал независимый источник для происхождения этого рассказ. Каспар Коллинс, молодой офицер из Огайо, в 1865г написал из Ларами домой и повторил рассказ сиу о "потерянных детях". История, которую записал Коллинс, описывает как "сиу стали разделены на двенадцать племен". Поскольку Коллинс умер в том же году, а его бумаги не издавались до 1927г, он и Чарльз Аллен, возможно, не зная, повлияли на версии друг друга. 3

 

Весной 1862г деревня возвратилась к форту Ларами и оставалась там, расположившись по рекам Ларами и Платт. Осенью совет решил, что они снова должны идти на север и провести охоту, расположившись где-нибудь около истоков Бель-Фурш. Вскоре в деревню прибыл Деон с пятью большими фургонами, каждый из которых был запряжён шестью быками. Он достиг деревни прежде, чем выпал снег, и нашел зимний лагерь приблизительно в двенадцати милях ниже истоков Бель-Фурш. Как обычно, он остановился у Красного Облака, и был информирован, что в деревне были два других торговца. Один человек по имени Хэнк Клиффорд остановился у Старика, Боящегося Своей Лошади, в то время как Храбрый Медведь разместил другого торговца, Ника Джаниса, человека большого ума и прекрасного телосложения, известного среди всех сиу не только как торговец Американской Меховой Компании, но и как переводчик для правительственных специальных уполномоченных. 4. Поскольку эти трое торговцев были старыми знакомыми, а Клиффорд и Джанис уже установили цены, Деону осталось только устроить банкет для представления своих товаров и начать торговлю.

Начало зимы было довольно серьезным. Долгие ночи проходили в палатках торговцев за банкетами с ведущими мужчинами племени, которые рассказывали различные военные и охотничьи истории, некоторые романтические, некоторые новые. Сам Джанис был хорошим собеседником и великим рассказчиком. Его палатка была местом сбора других торговцев после того, как торговля была закончена. В течение долгих зимних ночей они рассказывали свои истории или слушали рассказы индейцев.

Однажды Джанис попросил очень старого индейца рассказать какую-нибудь историю. Старик, медленно раскурив свою трубку, затянулся один или два раза и передал её соседу слева, начал: Много зим назад, когда я был ещё маленьким мальчиком, я часто слышал рассказ своего деда, который тогда был очень стар, и говорил, что сам слышал это от своего отца. Давным-давно все сиу жили далеко к востоку, в одной большой деревне, и имели только одного вождя. Они имели врагов к югу и к юго-западу, которые сильно раздражали их. Было необходимо держать небольшую группу на границе их территории, чтобы сопротивляться этим врагам. Иногда эти сторожа и их семейства не возвращались в главную деревню. Общины часто перемещались на новые места, пока сиу, наконец, не утвердились в стране, которую они заняли, забыв про общину охранников. Но их отсутствие не уменьшило силу деревни, поскольку она была очень сильной, под руководством великого военного вождя по имени Желтый Конь.

К западу от деревни жило другое сильное племя, которое называлось "Отрезанные Пальцы", но сиу называли их шайеннами. 5. Отношение между этими людьми были довольно осторожными. Подозрительный мир, наконец, закончился войной, в которой наши люди были победителями. Изгнав шайеннов, сиу последовали за ними. Каждый год они боролись с ними и гнали всё дольше на запад, пока, наконец, они не перешли Миссури. 6

Это не была война на истребление. Они захватывали друг у друга пленников, и, казалось, боролись друг с другом только потому, что не имели других врагов. Но когда они пересекли Миссури, то обнаружили, что были самым мощным племенем к северу и к западу от них. Сиу, посоветовавшись со своим вождём, Желтым Конём, решили прекратить войну с шайеннами и заключить с ними союз. Соответственно, они послали посыльных к шайеннской деревне, среди которых были пятнадцать пленников, из пятидесяти, или даже больше шайеннов, которые долгое время жили среди сиу.

Через четыре дня они прибыли в деревню шайеннов. Сиу остались на небольшом расстоянии, а шайеннские пленники вошли в деревню и сообщали цель своего визита. Они были радушно приняты. Сиу были приглашены в деревню, где для них был устроен банкет. На следующий день был проведён совет, на котором сиу заявили, что их послал вождь, Желтый Конь. Он просил, чтобы шайенны переместили свою деревню в место, на полпути между двумя деревнями, где сиу встретят их ради проведения большого совета и установления мира между двумя племенами. Шайенны приняли это предложение и послали с сиу эскорт, как серьезный признак своих намерений.

В назначенное время и в определённом месте племена встретились и устанавливали деревни друг напротив друга. На следующий день большая палатка совета сиу была выбрана местом для переговоров, где вождь сиу Желтый Конь и вождь шайеннов, Длинный Лук, были ведущими представителями. Первая половина дня прошла в произнесении речей. Желтый Конь сказал шайеннам, что они боролись настолько долго, что хорошо познакомились друг с другом. За время войн каждая сторона захватила так много пленников, что теперь они были не только соседями, но и родственниками, и теперь они были в новой стране, окруженные мощными племенами, и будет лучше для них оставаться близко друг к другу и в будущем сражаться вместе. Длинный Лук и другие шайенны одобрили эту идею. Солнце поднялось высоко в небо – совет был отложен и устроен банкет. После банкета они начали рассматривать условия мира, границы и соответствующие территории, сигналы, которыми они должны связываться, если их деревни будут атакованы врагом.

Во время обсуждения этих вопросов совет постоянно прерывался мальчиками и девочками сиу, которые в своих диких и неистовых состязаниях создавали такой шум, что члены совета не могли слышать друг друга. Несколько раз Желтый Конь посылал своего главного солдата приказать детям играть в другом конце деревни, но они всё равно возвращались. Наконец, рассердившись, Желтый Конь вызвал индейских солдат и приказал им собрать всех детей от восьми до четырнадцати лет, усадить на старых пони, взять родственников, снабдить старыми палатками, и увезти на небольшое расстояние от деревни к какому-нибудь маленькому ручью и держать их там, пока большой совет не закончится. Затем он объяснил свои предложения шайеннам и совет прервался снова, чтобы возобновиться вечером.

Вскоре после того, как его приказ был выполнен, огни в палатках были зажжены и члены совета собрались для дальнейшего обсуждения. Вдруг недалеко от палатки совета раздался вопль. Совет немедленно прекратился. Совещавшиеся стремительно выбегали наружу. Некоторые, выхватив ножи, разрезали палатку, ища путь к свободе. Было темно, но кто-то услышал крик на языке шайеннов: "Я убит", и другой, хвастливый, на языке сиу – "Я убил его".

Впоследствии обнаружилось, что шайенн украл жену у сиу, но был обнаружен и убит. Но тогда этого никто не знал, поскольку паника охватила людей обеих деревень. 7. Как по волшебству палатки были сняты и упакованы. Каждая деревня бросилась бежать в противоположном направлении, убегая друг от друга. Вокруг творился дикий беспорядок, каждая община считала, что их преследуют.

Когда сиу прошли половину ночи, они внезапно вспомнили о своих детях и остановились. После нескольких минут споров они решили, что, если шайенны преследуют их, они не смогут найти детей. Желтый Конь приказал продолжать движение до рассвета. Когда они разобьют лагерь, то отправят сильный отряд за детьми. Так что они продолжали идти.

Наступил день, но они не остановились, продолжая идти. В середине дня они остановились от усталости. В таких обстоятельствах каждый думал только об отдыхе, так что они решили начать поиск забытых детей следующим утром.

Тем временем дети были утомлены своим изгнанием, и терпеливо ждали большую часть следующего дня, когда им позволят возвратиться обратно или посетить своих родственников. Но никто не прибыл. Наконец, несколько старших мальчиков, оседлав пони, выехали на вершину горного хребта, откуда они могли увидеть деревню. Они были изумлены, не увидев ни следа от сотен палаток. Поспешив назад к своему лагерю, они сообщили это старухам, которые теперь представляли самую высшую власть среди этих детей. Было решено немедленно возвращаться. Старухи, не теряя надежды, считали, что мальчики просто ошиблись в определении места деревни.

Двигаясь по холмам с пони и травуа, к вечеру они прибыли к месту стоянки, но там не было никакой деревни. Они были очень удивлены. Наконец, они решили идти по следом, но возник вопрос, по которому из двух нужно следовать. Поскольку становилось темно, они сделали выбор и двинулись в путь. Они путешествовали всю ночь, а на следующий день отдыхали. Вечером они снова пустились в путь и шли всю ночь, а днем вновь отдыхали. Следующим вечером они прошли приблизительно треть ночи, когда увидели деревню у изгиба маленького ручья.

Опасаясь, что деревня могла принадлежать шайеннам, и, зная, что совет так и не закончился, они остановились. Трое старших мальчиков поползли к палаткам, чтобы узнать, на каком языке говорят обитатели этой деревни. Вскоре они возвратились с информацией, что это были шайенны. Тогда они развернулись и начали возвращаться той же дорогой. Их пони были стары и утомлены, и они знали, что их безопасность заключается в том, что шайенны не знают об их присутствии. Они путешествовали всю ночь. Затем они отдохнули до полудня и решили изменить курс, направившись к месту старого лагеря, где деревня была расположена до встречи с шайеннами, надеясь найти своих людей где-нибудь поблизости. Но когда они достигли этого места, то были разочарованы. Тогда они бросили поиск своей деревни.

Жёлтый Конь послал отряд на второй день после бегства, но, когда он прибыл на место, где дети были оставлены, их нигде не было. Посчитав, что их захватили шайенны, они возвратились в свою деревню.

Теперь старухи действовали как члены совета новой деревни. Они поощряли мальчиков учиться делать стрелы и охотиться, добывать мясо и шкуры, из которых можно сшить мокасины, одежду и палатки. Так они провели первую зиму. Когда старшие начали жениться и устраивать собственные семьи, племенная организация была восстановлена выбором самых старших из молодых людей. Своего вождя они назвали Желтый Конь.

Прошло семнадцать лет. Община юных воинов стала сильной и мощной. Они много раз встречались с врагами и побеждали их, но так и не нашли следов родительской деревни. Но однажды летом это случилось. Они зашли далеко на север, дальше, чем когда-либо прежде, и расположились на маленьком ручье в стране, которая была плохо знакома. Их охотники внезапно столкнулись с другим отрядом индейцев, приблизительно равным по численности. Каждый отряд быстро развернулся, отошёл на небольшое расстояние и остановился. Тогда одна из сторон обратилась к другой. Все были удивлены, узнав, что они говорят на одном язык. Первый отряд спросил другой, кто они такие, и те ответили, "Мы сиу из большой деревни недалеко отсюда, и имя нашего вождя – Желтый Конь. А вы кто?"

"Мы сиу, и нашего вождя зовут Желтый Конь".

Тогда отряд номер два спросил, "Разве вы не потерянные дети?"

Получив ответ, они спросили, где находится их деревня. Поговорив, они разъехались к своим деревням. Когда они рассказали историю о том, что нашли потерянных детей, Желтый Конь старший немедленно послал большой отряд, чтобы посетить потерянных детей, поскольку старая деревня все еще называла их так, и просить их возвратиться домой. В ответ они сказали старой деревне, что никогда не возвратятся туда, пока жив Желтый Конь, поскольку он бросил их, когда они были детьми, но теперь они стали мужчинами и способны позаботиться о себе.

Этот ответ возмутил старого вождя. Он объявил, что заставит их возвратиться и начал призывать воинов. Но, поскольку община молодого Желтого Коня считалась их детьми, он не мог заставить воинов помогать ему, кроме членов его собственного семейства и их близких родственников. Поскольку они были многочисленны и сильными воинами, он решил отправиться только с ними и исполнить своё желание. Когда он достиг деревни молодого Желтого Коня, то был удивлен ее размером, но он все еще считал их своими дети. Остановив воинов около деревни, он послал посыльного, приказывая им разобрать палатки и двигаться в его деревню.

Вскоре посыльный возвратился, принеся отказ. Это так разгневало старика, который в течение многих лет считал своё слово законом для всех, что приказал атаковать деревню. Молодой Желтый Конь и его воины встретили атаку градом стрел и отразили её. Когда они возвратились, Желтый Конь, как заметили, качнулся в седле, а затем упал с лошади. Он был мертв, но на его теле не было ни одной раны. Обе стороны сочли это великой магией. Тогда они начали переговоры, и потерянные дети согласились на следующий день переместиться к родительской деревне. Так они и сделали.

Был устроен большой банкет, празднуя столь долгое разделение. Но, в конечном счете, племя начало обсуждать выбор нового вождя. Многие были в пользу избрания молодого Желтого Коня, как вождя всего племени. Фактически, члены его собственной общины не хотели слушать другие мнения. Но многие были против, и среди них возникло большое разногласие. Стало очевидно, что они не смогут выбрать одного вождя. Тогда они решили разделиться, и каждая большая группа семей составит отдельный лагерь и выберет собственного вождя. Так они и сделали. Таким образом, западные сиу были разделены на множество общин.

 

Примечания главы 19

1. Брумбл, Автобиография американских индейцев.

2. Волкер, Общество лакота.

3. Агнес Райт Спринг, Каспар Коллинс: жизнь и деяния борца с индейцами шестидесятых.

4. Ник Джанис, который женился в семействе Красного Облака, происходил из семейства торговцев мехом. Джанет Лекомпт, "Энтони Джанис", среди горцев и торговцев мехом дальнего Запада; Джон Коллинс, Мой опыт на Западе.

5. Сиу называли шайеннов "отрезанные пальцы", в других исторических отчетах – "отрезанные руки" и "глубокие раны или порезанные люди". Очевидно, все названия являлись результатом членовредительства, когда шайенны оплакивали умерших членов племени. Джордж Гриннелл, Шайенны: их история и образ жизни; Кларк, Индейский язык жестов.

6. Происхождение шайеннов к востоку от Миссури появляется в археологическом отчете Раймонда Вуда, Бистерфелд: участок северо-восточных равнин. Он также рассматривает историю происхождения племени.

7. Одно различий в двух отчетах – у Коллинса – мужчина сиу украл шайеннскую женщину. Спринг, Каспар Коллинс.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: