ОБУЧЕНИЕ НИКОГДА НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ




 

Существует дет­с­кая сказ­ка о мо­ло­дом че­ло­ве­ке, ко­то­рый от­п­ра­вил­ся ис­кать са­мо­го глу­по­го че­ло­ве­ка на све­те. Как-то ут­ром, ша­гая по про­се­лоч­ной до­ро­ге, мо­ло­дой че­ло­век ус­лы­шал стран­ный шум, до­но­сив­ший­ся из не­боль­шо­го до­ми­ка у обо­чи­ны. Там раз­да­вал­ся тя­же­лый то­пот, по­том звук па­де­ния и сто­ны. Он ос­та­но­вил­ся и нес­коль­ко ми­нут прис­лу­ши­вал­ся. В кон­це кон­цов сне­да­емый лю­бо­пыт­с­т­вом мо­ло­дой че­ло­век под­нял­ся на крыль­цо и заг­ля­нул в ок­но меж­ду за­на­вес­ка­ми. К сво­ему изум­ле­нию, он уви­дел не­мо­ло­до­го муж­чи­ну в ниж­нем белье, ко­то­рый с то­по­том раз­бе­гал­ся, под­п­ры­ги­вал - и вре­зал­ся в спин­ку сту­ла, на ко­то­рой ви­се­ла па­ра брюк. Муж­чи­на па­дал на пол и нес­коль­ко се­кунд ле­жал там, гром­ко сте­ная. По­том он с тру­дом под­ни­мал­ся, ста­вил стул на мес­то, ве­шал на не­го брю­ки и от­хо­дил в дру­гой ко­нец ком­на­ты. Сно­ва раз­да­вал­ся то­пот. Пры­жок. Тя­же­лое па­де­ние. И сно­ва сто­ны.

Молодой че­ло­век пос­ту­чал в дверь. Не­мо­ло­дой муж­чи­на от­к­рыл дверь и впус­тил его в дом.

«Скажите, су­дарь, - спро­сил мо­ло­дой че­ло­век, - по­че­му вы де­ла­ли то, что де­ла­ли?»

«Так я на­де­ваю брю­ки. Я ве­шаю их на спин­ку сту­ла, раз­бе­га­юсь и пры­гаю в них, - от­ве­тил муж­чи­на. - Мой па­поч­ка так де­лал, а до не­го - па­поч­ка мо­его па­поч­ки. А что го­ди­лось им, то го­дит­ся и мне».

«Разве та­кой спо­соб оде­ва­ния не слиш­ком мед­лен­ный и бо­лез­нен­ный? Боль­шин­с­т­во муж­чин на­тя­ги­ва­ют сна­ча­ла од­ну брю­чи­ну, а по­том вто­рую. Так го­раз­до быс­т­рее и про­ще, - ска­зал мо­ло­дой че­ло­век. - Сядь­те на стул, и я вам по­ка­жу».

Тут уже изу­мил­ся по­жи­лой муж­чи­на.

«Как мне пос­час­т­ли­ви­лось, что вы про­хо­ди­ли ми­мо! По­хо­же, учить­ся ни­ког­да не поз­д­но».

Да, вер­но. На­до ус­во­ить ис­ти­ну: «учить­ся ни­ког­да не поз­д­но».

Возможно, эта ис­то­рия по­ка­жет­ся вам не­ле­пой, но ее смысл по­ня­тен,

Любой, кто счи­та­ет, что зна­ет все, что ему нуж­но, серь­ез­но оши­ба­ет­ся.

Альберт Эй­н­ш­тейн, один из ве­ли­чай­ших ге­ни­ев на­ше­го ве­ка, ска­зал од­наж­ды: «День, в ко­то­рый вы ни­че­го не уз­на­ли, - это по­те­рян­ный день. Нам так мно­го на­до уз­нать - и у нас так ма­ло на это вре­ме­ни!» Он сам сле­до­вал это­му прин­ци­пу, про­дол­жая ра­бо­тать и при­леж­но учить­ся до са­мой смер­ти. И мы мо­жем вдох­нов­лять­ся при­ме­ром мно­жес­т­ва ве­ли­ких лю­дей, ко­то­рые ни­ког­да не пе­рес­та­ва­ли учить­ся.

Бабушка Мо­зес, ху­дож­ни­ца-при­ми­ти­вис­т­ка, за­ня­лась жи­во­писью уже в прек­лон­ном воз­рас­те. Мы не нас­лаж­да­лись бы сей­час ее ра­бо­та­ми, ес­ли бы у нее не хва­ти­ло му­жес­т­ва про­дол­жать свое об­ра­зо­ва­ние и раз­ви­вать твор­чес­кие спо­соб­нос­ти. Пол­ков­ник Сэн­дерс, прос­ла­вив­ший­ся жа­ре­ны­ми цып­ля­та­ми Кен­тук­ки, ос­во­ил пре­муд­рос­ти пред­п­ри­ятий быс­т­ро­го пи­та­ния и поль­зо­ва­ния тор­го­вой мар­кой, ког­да ему бы­ло уже за шес­ть­де­сят. Эби­гейл Ада­ме, суп­ру­га аме­ри­кан­с­ко­го пре­зи­ден­та, так оха­рак­те­ри­зо­ва­ла важ­ность об­ра­зо­ва­ния и обу­че­ния: «Нель­зя при­об­рес­ти зна­ния слу­чай­но. Их на­до упор­но до­би­вать­ся и усер­д­но при­об­ре­тать».

«Век жи­ви - век учись» мо­жет стать для вас прек­рас­ным де­ви­зом, ес­ли вы сог­ла­си­тесь с тем, что обу­че­ние че­ло­ве­ка ни­ког­да не за­кан­чи­ва­ет­ся.

При этом мы при­об­ре­та­ем не­об­хо­ди­мые нам зна­ния не за счет то­го, что вы­жи­ма­ем нуж­ные мыс­ли из кле­ток на­ше­го моз­га. От­к­ры­вая наш ра­зум, ос­во­бож­дая его, пе­рес­тав его на­си­ло­вать, мы мо­жем при­кос­нуть­ся к ве­ли­ко­му и бес­ко­неч­но­му бо­жес­т­вен­но­му ра­зу­му в его все­лен­с­кой сво­бод­ной фор­ме. Кто зна­ет, ка­кие глу­би­ны та­ят­ся в нем, ожи­дая на­ше­го по­ни­ма­ния! Где бы мы ни бы­ли и чем бы ни за­ни­ма­лись, мож­но уз­на­вать что-то, что обо­га­тит на­шу соб­с­т­вен­ную жизнь и жизнь тех, кто нас ок­ру­жа­ет. Воз­мож­но, что­бы ус­во­ить но­вое, нам при­дет­ся ос­во­бо­дить­ся от ус­та­рев­ше­го об­ра­за мыс­лей и дей­с­т­вий. Но ког­да нам уда­ет­ся это сде­лать, мы час­то об­на­ру­жи­ва­ем, что жизнь ста­ла бо­лее ин­те­рес­ной и пло­дот­вор­ной, чем мы мог­ли на­де­ять­ся.

Может быть, имен­но это имел в ви­ду Иисус, ког­да го­во­рил о све­че, спря­тан­ной под со­су­дом? Мы дей­с­т­ви­тель­но не мо­жем зак­лю­чить свет в тем­ни­цу. Ес­ли бы мы взя­ли го­ря­щую элек­т­ри­чес­кую лам­пу и нак­ры­ли бы ее оп­ро­ки­ну­той мис­кой, свет все рав­но вы­би­вал­ся бы из-под мис­ки. Да­же ес­ли бы лам­поч­ка бы­ла спря­та­на в гер­ме­ти­чес­ки за­па­ян­ном со­су­де, свет все рав­но воз­ве­щал бы о сво­ем су­щес­т­во­ва­нии, наг­ре­вая мис­ку и пе­ре­да­вая часть теп­ла ок­ру­жа­юще­му воз­ду­ху. Мо­жет быть, это дол­ж­но ска­зать нам, что мы не мо­жем на­дол­го спря­тать или по­да­вить тот бо­жес­т­вен­ный ра­зум, ко­то­рый сос­тав­ля­ет часть на­шей при­ро­ды?

Иногда мы пы­та­ем­ся нак­рыть со­су­дом че­ло­ве­чес­ких пре­ду­беж­де­ний тот свет, что хо­чет про­си­ять.

Возможно, чув­с­т­во бес­силь­ной до­са­ды и уны­ние, ко­то­рые мы вре­мя от вре­ме­ни ис­пы­ты­ва­ем, - это не­боль­шие про­то­ки энер­гии от то­го ве­ли­ко­го све­та, ко­то­рый стре­мит­ся за­жечь­ся. Воз­мож­но, нам сле­ду­ет уб­рать со­суд-дру­гой, не об­ра­щая вни­ма­ния на убеж­ден­ность ок­ру­жа­ющих в том, что мы слиш­ком ста­ры, слиш­ком ма­ло­об­ра­зо­ва­ны или не­дос­та­точ­но со­об­ра­зи­тель­ны, что­бы до­бить­ся зна­чи­тель­ных ре­зуль­та­тов. Очень от­рад­но знать, что свет твор­чес­кой энер­гии и зна­ния, хо­тя его мож­но по­да­вить и скрыть под бес­чис­лен­ны­ми со­су­да­ми на­ших пре­ду­беж­де­ний, не те­ря­ет сво­ей бо­жес­т­вен­ной при­ро­ды

и сво­ей ог­ром­ной си­лы. Он бу­дет пы­тать­ся про­бить­ся сквозь на­ше под­соз­на­ние - и, воз­мож­но, мы нач­нем ви­деть ин­те­рес­ные сны, ко­то­рые про­из­ве­дут на нас глу­бо­кое впе­чат­ле­ние.

Эдисон ска­зал: «Если вы де­ла­ете что-то точ­но так же, как де­ла­ли это двад­цать лет на­зад, зна­чит, на­вер­ня­ка су­щес­т­ву­ет бо­лее удач­ный спо­соб это де­лать». В этих сло­вах мо­жет зак­лю­чать­ся ве­ли­кая ис­ти­на. Воз­мож­но, сей­час са­мое вре­мя ли­бо ус­во­ить, ли­бо раз­вить даль­ше уве­рен­ность в том, что мож­но уз­нать мно­жес­т­во уди­ви­тель­ных ве­щей. Прис­лу­ши­вай­тесь к сво­ему внут­рен­не­му го­ло­су. Пос­коль­ку вы - жи­вой че­ло­век, то на­вер­ня­ка у вас есть ка­кие-то силь­ные сто­ро­ны. Раз­ви­вай­те свои силь­ные сто­ро­ны и сми­рен­но за­яв­ляй­те свои пра­ва на ве­ли­чие, про­дол­жая жад­но учить­ся.

Мои гла­за мно­го ви­де­ли, но они не ус­та­ли. Мои уши мно­го слы­ша­ли, но жаж­дут боль­ше­го.

Рабиндранат Та­гор

От ста­рос­ти по­яв­ля­ют­ся мор­щи­ны на ли­це, а от ску­ки - на ду­ше.

Генерал Дуг­лас Ма­кар­тур

Уче­ба или про­дол­жа­ет­ся все вре­мя, или ее прос­то нет.

Фрэнк Тай­гер

Об­ра­зо­ва­ние боль­ше не счи­та­ет­ся под­го­тов­кой к взрос­лой жиз­ни: это неп­ре­рыв­ный про­цесс рос­та и раз­ви­тия от рож­де­ния до смер­ти,

Стивен Мит­челл

Че­ло­ве­ку нель­зя прек­ра­щать учить­ся - да­же в пос­лед­ний день его жиз­ни.

Маймонид

 


Закон 14

 

ТОЛЬ­КО ОД­НО МО­ЖЕТ БЫТЬ ВАЖ­НЕЕ, ЧЕМ УЧИТЬ­СЯ НА ОПЫ­ТЕ: ЭТО - НЕ УЧИТЬ­СЯ НА ОПЫ­ТЕ

Сегодняшний день мо­жет стать днем, ког­да вы вы­ра­зи­те се­бя, воз­вы­си­тесь над со­бой и поз­на­ете ок­ру­жа­ющий вас мир. Мно­гие лю­ди го­во­рят о жиз­ни. Не­ко­то­рые ее лю­бят. Не­ко­то­рые ее при­ни­жа­ют.

И очень нем­но­гие по­ни­ма­ют, что жизнь мо­жет быть та­кой, ка­кой вы ее де­ла­ете, учась на прош­лом опы­те.

Уроки, ко­то­рые лю­ди из­в­ле­ка­ют из сво­его опы­та, час­то поз­во­ля­ют яс­нее уви­деть те воз­мож­нос­ти, ко­то­рые та­ят­ся в том, что кое-кто на­зы­ва­ет «жиз­нен­ной иг­рой». Ког­да вы «по­па­да­ли ту­да» и «де­ла­ли это», то у вас по­яв­ля­лось неп­ло­хое пред­с­тав­ле­ние не толь­ко о том,

чего вы хо­ти­те, но и о том, че­го не хо­ти­те. Опыт бы­ва­ет по­ис­ти­не прек­рас­ным учи­те­лем!

Сейчас не­ма­лое зна­че­ние при­да­ют то­му, что­бы быть по­бе­ди­те­лем. Нас учат, что по­бе­ди­те­лей лю­бят, а, как ска­зал ме­нед­жер бей­с­боль­ной ко­ман­ды Лео Дю­ро­чер, «доб­рые пар­ни при­хо­дят пос­лед­ни­ми». В про­фес­си­ональ­ном спор­те по­бе­да- это все. В биз­не­се за­час­тую глав­ным бы­ва­ет стрем­ле­ние про­бить­ся на­верх. На­ции со­пер­ни­ча­ют друг с дру­гом, что­бы за­во­евать рын­ки. Ком­па­нии тра­тят мил­ли­оны на рек­ла­му, что­бы за­во­евать по­ку­па­те­ля. По­го­вор­ка «Ва­жен не вы­иг­рыш или про­иг­рыш, а то, как ты ве­дешь иг­ру» ка­жет­ся мно­гим ус­та­рев­шей и не со­от­вет­с­т­ву­ющей сов­ре­мен­ным по­ня­ти­ям кон­ку­рен­ци­ей.

Однако глу­бо­кая ис­ти­на со­дер­жит­ся в ки­тай­с­кой пос­ло­ви­це: «Игро­ки ви­дят иг­ру ху­же, чем зри­те­ли».

Хотя быть по­бе­ди­те­лем при­ят­но, при­да­вать по­бе­де слиш­ком боль­шое зна­че­ние вред­но. Лю­ди час­то заб­луж­да­ют­ся, счи­тая, что, одер­жав по­бе­ду, мож­но стать луч­ше и счас­т­ли­вее. На са­мом де­ле мно­гие из тех, кто дос­тиг вер­ши­ны в сво­ей об­лас­ти де­ятель­нос­ти, час­то ока­зы­ва­ют­ся людь­ми нес­час­т­ны­ми и не­уве­рен­ны­ми в се­бе. Ка­ко­во ре­аль­ное зна­че­ние по­бе­ды? Это прос­то зна­чит, что в дан­ный день вы опе­ре­ди­ли ко­го-то дру­го­го. Ваш сле­ду­ющий ре­зуль­тат мо­жет ока­зать­ся сов­сем иным, ведь на сце­ну пос­то­ян­но вы­хо­дят все но­вые та­лан­т­ли­вые иг­ро­ки, пол­ные эн­ту­зи­аз­ма. Вы мо­же­те не сом­не­вать­ся в том, что на мес­то на­вер­ху вско­ре по­явят­ся пре­тен­ден­ты. Ес­ли ва­ше са­мо­ува­же­ние ос­но­вы­ва­ет­ся на ва­шей спо­соб­нос­ти пе­ре­хит­рить, пе­ре­иг­рать или опе­ре­дить ко­го-то еще, то вы стро­ите свою жизнь на очень не­на­деж­ном ос­но­ва­нии. В этом слу­чае кон­ку­рен­ция мо­жет стать ору­жи­ем, ко­то­рое при­дет­ся ис­поль­зо­вать для то­го, что­бы унич­то­жать тех, кто по­ку­ша­ет­ся на ва­шу силь­но уяз­ви­мую им­пе­рию.

Конечно, кон­ку­рен­ция бы­ва­ет очень по­лез­на. Она мо­жет стать не­об­хо­ди­мой сос­тав­ля­ющей прог­рес­са, мо­дер­ни­за­ции и ус­ко­ре­ния со­ци­аль­но­го и эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия об­щес­т­ва. На лич­ном уров­не со­рев­но­ва­ние с дру­ги­ми, будь то в спор­те или в биз­не­се, да­ет вам воз­мож­ность раз­вить и уг­лу­бить свои спо­соб­нос­ти. Кро­ме то­го, оно поз­во­ля­ет вы­яв­лять те сто­ро­ны, ко­то­рые нуж­да­ют­ся в даль­ней­шем улуч­ше­нии. Вы мо­же­те при­об­рес­ти боль­шой опыт и быс­т­ро уз­нать мно­го но­во­го, учас­т­вуя в со­рев­но­ва­нии или наб­лю­дая за тем, как со­рев­ну­ют­ся дру­гие.

Проблема зак­лю­ча­ет­ся не в со­рев­но­ва­нии, а в на­шем от­но­ше­нии к то­му, чем мы за­ни­ма­ем­ся.

Мы слиш­ком час­то бы­ва­ем склон­ны оце­ни­вать се­бя в со­от­но­ше­нии на­ши­ми про­тив­ни­ка­ми. Ес­ли мы про­иг­ры­ва­ем, то мо­жем счесть се­бя людь­ми без­на­деж­ны­ми. Ес­ли мы при­хо­дим вто­ры­ми, мы мо­жем ре­шить, что мы - лю­ди вто­ро­го сор­та. Важ­но пом­нить, что пло­дот­вор­ное со­рев­но­ва­ние с дру­ги­ми мо­жет слу­жить ме­ри­лом на­шей де­ятель­нос­ти - но не на­шей че­ло­ве­чес­кой цен­нос­ти.

Мао Цзэ- дун ска­зал: «Если вы хо­ти­те уз­нать вкус гру­ши, то на­до «изме­нить» эту гру­шу, съев ее са­мо­му… Ес­ли вы хо­ти­те уз­нать те­орию и ме­то­ды ре­во­лю­ции, вы дол­ж­ны при­нять учас­тие в ре­во­лю­ции. Все нас­то­ящее зна­ние на­чи­на­ет­ся с не­пос­ред­с­т­вен­но­го опы­та». Мы мо­жем учить­ся на опы­те жиз­ни, а еще мы мо­жем учить­ся, не учась на опы­те, -ког­да жизнь пре­дос­та­вит нам иную воз­мож­ность!

Если вы ис­к­рен­не стре­ми­тесь к то­му, что­бы ва­ша ра­бо­та все вре­мя ста­но­ви­лась нем­но­го луч­ше, и ви­ди­те, что ва­ше ощу­ще­ние жиз­ни пос­то­ян­но уг­луб­ля­ет­ся и со­вер­шен­с­т­ву­ет­ся за счет то­го, что вы ос­но­вы­ва­етесь на сво­ем опы­те, то вы ста­но­ви­тесь по­бе­ди­те­лем с лю­бой точ­ки зре­ния.

На­ша судь­ба не пре­доп­ре­де­ле­на - мы са­ми ее оп­ре­де­ля­ем.

Арнольд Той­н­би

У каж­до­го есть ре­аль­ный шанс стать нас­толь­ко ве­ли­ким, на-сколь­ко он по­же­ла­ет,

Джереми Кол­ли­ер

Ло­ви­те мо­мент ра­дос­т­но­го лю­бо­пыт­с­т­ва по лю­бо­му по­во­ду, что­бы раз­ре­шить свои сом­не­ния, ибо, ес­ли вы его упус­ти­те, же­ла­ние мо­жет ни­ког­да боль­ше не вер­нуть­ся - и вы ос­та­не­тесь в не­ве­де­нии.

Уильям Уирт

 


Закон 15

 

СЧАСТЬЕ НЕ В МА­ТЕ­РИ­АЛЬ­НОМ, А В ДУ­ХОВ­НОМ БО­ГАТ­С­Т­ВЕ

Довольно дав­но по те­ле­ви­де­нию в США шла пе­ре­да­ча под наз­ва­ни­ем «Мил­ли­онер». Каж­дую не­де­лю ка­кой-ни­будь дос­той­ный че­ло­век по­лу­чал чек на предъ­яви­те­ля на мил­ли­он дол­ла­ров от не­из­вес­т­но­го бла­го­де­те­ля. По­лу­ча­тель че­ка мог ос­та­вить день­ги се­бе и тра­тить их как угод­но - при ус­ло­вии, что не на­зо­вет, от­ку­да они. Каж­дую не­де­лю по­лу­ча­те­ля жда­ло не­ма­ло труд­нос­тей в свя­зи с этим сог­ла­ше­ни­ем. И дос­та­точ­но час­то по­лу­ча­те­лю при­хо­ди­лось день­ги воз­в­ра­щать.

В Гол­ли­ву­де сня­то не­ма­ло филь­мов, де­мон­с­т­ри­ру­ющих то, что счас­тье да­ет­ся не ма­те­ри­аль­ным бо­гат­с­т­вом. В филь­ме «День­ги на де­ревь­ях не рас­тут» рас­ска­зы­ва­лось о семье, ко­то­рая вне­зап­но раз­бо­га­те­ла, об­на­ру­жив, что на од­ном из де­ревь­ев во дво­ре рас­тут день­ги. И сю­жет по­ка­зы­ва­ет не­ма­ло труд­нос­тей, ко­то­рые пе­ре­жи­ва­ет эта семья из-за де­неж­но­го де­ре­ва.

Это - вы­мыш­лен­ные при­ме­ры, ког­да лю­ди не на­хо­ди­ли счас­тья в бо­гат­с­т­ве. Но как нас­чет ре­аль­нос­ти? Бы­ва­ют слу­чаи, ког­да лю­ди мгно­вен­но ста­но­ви­лись мил­ли­оне­ра­ми, вы­иг­рав круп­ный приз в ло­те­рее или по­лу­чив неж­дан­ное нас­лед­с­т­во.

На воп­рос о том, как из­ме­ни­лась их жизнь пос­ле по­лу­че­ния де­нег, мно­гие от­ве­ча­ли, что их жизнь силь­но ос­лож­ни­лась. В их рас­по­ря­же­нии по­яви­лись круп­ные сум­мы, но они не ста­ли счас­т­ли­вее: на­обо­рот, у них по­яви­лось мно­го но­вых проб­лем.

Во мно­гих вы­мыш­лен­ных и ре­аль­ных си­ту­аци­ях та­ко­го ро­да от­сут­с­т­ву­ет важ­ное свя­зу­ющее зве­но. Ес­ли мы не вы­ра­бо­та­ли в се­бе ис­точ­ник ду­хов­но­го бо­гат­с­т­ва, то ни­ка­кие сум­мы де­нег не сде­ла­ют нас счас­т­ли­вы­ми. Ду­хов­ное бо­гат­с­т­во при­но­сит счас­тье. Оно да­ет нам лю­бовь. Оно да­ру­ет муд­рость. Ду­хов­ное бо­гат­с­т­во ве­дет к счас­тью по­то­му, что по­мо­га­ет нам стро­ить от­но­ше­ния с ок­ру­жа­ющи­ми на ос­но­ве люб­ви.

Очень лег­ко под­с­чи­тать свое ма­те­ри­аль­ное бо­гат­с­т­во, а вот для то­го, что­бы уви­деть, нас­коль­ко мы бо­га­ты ду­хов­но, важ­но пос­мот­реть на свою жизнь. Ка­кие у нас от­но­ше­ния с ок­ру­жа­ющи­ми? На­учи­лись ли мы лю­бить и при­ни­мать дру­гих та­ки­ми, ка­кие они есть, без вся­ких ого­во­рок? На­учи­лись ли мы про­щать и за­бы­вать то, что вос­п­ри­ни­ма­ли как оби­ды? Це­ним ли мы жизнь в ее мно­го­об­раз­ных про­яв­ле­ни­ях? Пол­нос­тью ли мы ис­поль­зу­ем на­ши та­лан­ты? От­вет на эти воп­ро­сы поз­во­лит нам дос­та­точ­но точ­но оце­нить раз­мер и ка­чес­т­во на­ших ду­хов­ных ре­зер­вов. Нам мо­жет ка­зать­ся, что счас­тье - это ре­зуль­тат внеш­них об­с­то­ятельств.

Более зре­лый взгляд на счас­тье сос­то­ит в том, что счас­тье - это по­боч­ный про­дукт на­ше­го слу­же­ния ближ­ним. Это - ощу­ще­ние то­го, что хо­ро­шо вы­пол­ня­ешь свою ра­бо­ту или что чес­тен в об­ще­нии с ок­ру­жа­ющи­ми, это - по­мощь нуж­да­ющим­ся или воз­мож­ность по­де­лить­ся сво­им чув­с­т­вом юмо­ра.

Счастье - это ду­хов­ный прин­цип, ко­то­рый мы мо­жем ус­во­ить и ис­поль­зо­вать не­за­ви­си­мо от внеш­них об­с­то­ятельств и ус­ло­вий.

Не нуж­но ожи­дать, что­бы счас­тье при­нес­ли нам об­с­то­ятель­с­т­ва. Ког­да мы пы­та­ем­ся сде­лать счас­т­ли­вы­ми дру­гих, то нам воз­да­ет­ся сто­ри­цей. Мы мо­жем тво­рить свою ра­дость - и пусть она ме­ня­ет об­с­то­ятель­с­т­ва на­шей жиз­ни. Один из ве­ли­чай­ших па­ра­док­сов ис­ти­ны зак­лю­ча­ет­ся в том, что счас­т­ли­вое сер­д­це при­тя­ги­ва­ет к се­бе все то, что ему нуж­но для счас­тья.

Духовное бо­гат­с­т­во мо­жет стать пу­тем к под­лин­но­му и на­деж­но­му счас­тью, по­то­му что с ним мы име­ем воз­мож­ность по­лу­чить все, что нам нуж­но. Ма­те­ри­аль­ное бо­гат­с­т­во мо­жет за­ви­сеть от мно­жес­т­ва внеш­них фак­то­ров, ко­то­рые иног­да на­хо­дят­ся вне на­ше­го кон­т­ро­ля. Ду­хов­ным бо­гат­с­т­вом мож­но уп­рав­лять, по­то­му что оно - «де­ло внут­рен­нее» Мы са­ми оп­ре­де­ля­ем, нас­коль­ко ши­ро­ко нам от­к­рыть на­ши сер­д­ца и умы. Ес­ли мы про­ве­рим се­бя и об­на­ру­жим, что не об­ла­да­ем ду­хов­ным бо­гат­с­т­вом, у нас есть воз­мож­ность по­пол­нить его за­па­сы. Внут­ри нас на­хо­дит­ся все не­об­хо­ди­мое для то­го, что­бы пос­т­ро­ить пло­дот­вор­ную и счас­т­ли­вую жизнь.

Мы мо­жем при­об­рести спо­соб­ность быть по­лез­ными и тем са­мым по­лу­чить воз­мож­ность нас­лаж­дать­ся жиз­нью, вне за­ви­си­мос­ти от то­го, что при этом про­ис­хо­дит вок­руг нас.

Конечно, ма­те­ри­аль­ные удоб­с­т­ва мо­гут быть по­ло­жи­тель­ным фак­то­ром на­шей жиз­ни. С ни­ми у нас нет проб­лем с пи­та­ни­ем, оп­ла­той сче­тов или обу­че­ни­ем де­тей. При силь­ной эко­но­ми­ке ма­те­ри­аль­ное бо­гат­с­т­во да­ет на­деж­ную за­щи­ту. Но что про­ис­хо­дит, ес­ли сос­то­яние эко­но­ми­ки ухуд­ша­ет­ся? Ког­да мы соз­да­ем ду­хов­ное бо­гат­с­т­во, на­ша внут­рен­няя уве­рен­ность всег­да ос­та­ет­ся с на­ми. Ес­ли мы ли­шим­ся на­ших сбе­ре­же­ний и ис­точ­ни­ков до­хо­да, на­ше ду­хов­ное бо­гат­с­т­во по­мо­жет нам выс­то­ять и вос­пол­нить по­те­ри. Ес­ли на­ша жизнь ос­но­ва­на на ду­хов­ном бо­гат­с­т­ве, мы об­ре­та­ем глу­бо­кое и на­деж­ное спо­кой­с­т­вие, ко­то­ро­го нель­зя по­лу­чить толь­ко от ма­те­ри­аль­но­го бо­гат­с­т­ва.

Если мы ис­к­рен­не хо­тим быть счас­т­ли­вы­ми, на­до пом­нить три ос­нов­ных прин­ци­па.

1. Счас­тье мо­жет быть как при­чи­ной, так и след­с­т­ви­ем при­то­ка

благ в на­шу жизнь.

2. На­ше счас­тье уве­ли­чи­ва­ет­ся за счет его ис­поль­зо­ва­ния, по­то

му что ког­да мы ду­ма­ем, го­во­рим и пос­ту­па­ем с ра­дос­тью, то в на

шей жиз­ни не ос­та­ет­ся мес­та для че­го-то мень­ше­го.

3. Мы мо­жем куль­ти­ви­ро­вать счас­тье, слу­жа дру­гим.

Мудрый Арис­то­тель ска­зал: «Если счас­тье - это де­ятель­ность

в со­от­вет­с­т­вии с иде­алом, ра­зум­но пред­по­ло­жить, что она дол­ж­на быть в со­от­вет­с­т­вии с вы­со­чай­шим иде­алом».

Ра­дость от бо­гат­с­т­ва зак­лю­ча­ет­ся не в прос­том об­ла­да­нии им или щед­рых тра­тах, а в его ра­зум­ном при­ме­не­нии.

Мигель Сер­ван­тес

Из­бы­ток бо­гат­с­т­ва - это свя­щен­ный долг: об­ла­да­тель дол-жен в те­че­ние сво­ей жиз­ни рас­по­ря­жать­ся до­ве­рен­ным ему со сто­яни­ем с на­иболь­шей поль­зой для об­щес­т­ва.

Эндрю Кар­не­ги

Бо­гат­с­т­во - это про­дукт, спо­соб­нос­ти мыс­лить.

Эйн Ранд

 


Закон 16

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: