Предпосылки возникновения




Если классики марксизма выступали с позиций революционного пути перехода от капитализма к социализму, то многие европейские их последователи отошли от революционного духа марксизма и встали на позиции постепенного, реформистского преобразования капиталистического общества в социалистическое, «мирного врастания в социализм». Они образовали реформистское направление социалистической идеологии (социал-реформизм, социал-демократия).

За отступление от изначальных положений марксизма, отказ от догматической их интерпретации представители ортодоксального марксизма стали именовать приверженцев таких воззрений ревизионистами.С такой оценкой в целом соглашались и противники социализма. Как отмечал, например, Н.А. Бердяев, «демократический социализм жоресовского типа, обосновываемый в рамках декларации прав человека и гражданина, не есть настоящий социализм. Это - полусоциализм, не чисто выражающий социалистическую идею».

Укреплению позиций социал-реформизма способствовали рост численности «среднего класса», квалифицированных рабочих и служащих; создание условий для улучшения качества жизни рабочего класса, рпзвитие парламентской демократии и увеличение влияния профосюзов на принятие государственных решений.

Особенности идеологии социал-реформизма связаны с социальной базой этого движения. Ориентируясь на рабочий класс, социал-демократия учитывает динамическое развитие социально-классовой структуры стран со свободной рыночной экономикой, что ведет к возрастанию удельного веса других социальных групп в электорате социал-реформистских партий. Социал-демократы выдвигают идею “открытой партии”, одновременно и рабочей и народной, говорят о своей ориентации на весь “салариат”, т.е. на всех лиц наемного труда.

В 1923 г. реформистское крыло социалистического движения создало свой Рабочий Социалистический Интернационал. На смену ему пришел созданный в 1951 г. во Франкфурте-на-Майне и действующий поныне Социалистический Интернационал.

Основные представители

Основоположником социал-реформизма является немецкий философ, юрист и поэт и политический деятель Фердинанд Лассаль (1825-1864), положивший начало организации рабочих как самостоятельной политической партии. Его основные политико-правовые воззрения изложены в труде «Программа работников», содержание которого отразило серьезные теоретические расхождения Лассаля с Марксом, хотя он называл последнего своим учителем. Так, Лассаль не хотел звать рабочий класс к насильственной коммунистической революции, не верил в ее успех и не желал повторения «ужасов июньских дней» в Париже в 1848 г. Кроме того, значительно отличались от марксистских взгляды Лассаля на сущность и природу государства, которое он толковал скорее в духе Фихте и Гегеля как как «надклассовый институт», что в конце концов склонило его самого и его единомышленников к своеобразному «прусскому патриотизму». Наконец, между лассальяцами и марксистами существовали расхождения по вопросу об отношении к всеобщему избирательному праву, которое сам Маркс полагал «мелкобуржуазной утопией».

В условиях стремительного развития крупного производства Ф. Лассаль видел единственное средство поднять улучшить положение рабочих — сделать их своими собственными предпринимателями и уничтожить различие между предпринимательской прибылью и заработной платой, заменив последнюю действительным продуктом труда рабочего. Для этого необходимо учреждение свободных производительных ассоциаций рабочих, с государственным кредитом и под контролем государства. Только таким путем можно освободить рабочих от гнета «железного закона заработной платы». Чтобы добиться содействия государства, рабочий класс должен основным требованием своей политической программы поставить всеобщее избирательное право. В устройстве производительных ассоциаций с государственным кредитом Лассаль видел способ постепенной органической социализации общества. Возражая против программы Лассаля, последователи Маркса указывали, что производительные ассоциации, при существовании свободной конкуренции и вообще капиталистического строя, неизбежно обречены на капиталистическое вырождение.

В 1863 г. Лассаль разворачивает свою политическую программу в «Гласном ответе» — письме Лейпцигскому рабочему комитету, задачей которого был созыв общегерманского рабочего конгресса. В этом письме он выдвигает проект создания самостоятельной рабочей партии. В результате, под влиянием Лассаля на рабочем конгрессе в Лейпциге в мае 1863 г. был создан Всеобщий германский рабочий союз, президентом которого на 5 лет избрали самого Лассаля. Он вступил в переговоры с Бисмарком, обещая ему поддержку рабочих при условии, если Бисмарк введет всеобщее избирательное право (что он и сделал в 1871 г. в обмен на поддержку депутатами-лассальянцами инкорпорации в Пруссию Шлезвиг-Гольштейна). Поддержав «историческую миссию» прусской монархии в деле объединения Германии, Лассаль еще дальше отошел от Маркса. В переписке с Бисмарком Лассаль даже рассуждал о возможности поддержки рабочим классом монархии, если бы она встала на подлинно революционный и национальный путь «и превратилась бы из монархии привилегированных сословий в социальную и революционную монархию». Альянс с Бисмарком против либералов-прогрессистов стал основанием для обвинений в предательстве интересов трудящихся. Однако реализация планов Лассалябыла сорвана его гибелью 13 августа 1864 г.: он был смертельно ранен на дуэли румынским дворянином, оспаривавшим у него невесту.

Вплоть до Эрфуртском конгресса 1891 г. основные положения лассальянства были частью программы германской социал-демократической партии. Именно под воздействием лассальянства первая общегерманская рабочая партия, созданная в г. Эйзенахе в 1869 г. («эйзенахцы»), взяла наименование «социал-демократическая», а также включила в свою программу пункт о государственной помощи производственным товариществам и назвала свою газету «Народное государство». Бывший друг Лассаля Л. Бухер стал секретарем Бисмарка и работал над проектом закона о социальном страховании. Во время франко-прусской войны 1870–1871 гг. лассальянец Швейцер звал рабочие массы сражаться во имя торжества «истинно немецкого духа», а другие депутаты-лассальянцы голосовали за военные кредиты.

В 1875 г. Социал-демократическая рабочая партия Германии, руководство которой (А. Бебель и В. Либкнехт) стояло на позициях марксизма, договорилось об объединении со Всеобщим германским рабочим союзом» на съезде в г. Гота. Подготовленная к съезду программа, наряду с традиционными марксистскими положениями, содержала также целый ряд идей Лассаля (например, идею создания производственных ассоциаций под патронажем государства), за что была подвергнута Марксом резкой критике в работе «Критика Готской программы».Несмотря на эту критику, лассальянская линия прочно утвердилась в мировоззрении германской социал-демократии. Так, следуя национал-патриотической линии Лассаля, лидеры правого крыла СДПГ (Ф. Эберт, Ф. Шейдеман, Г. Бауэр и др.), с началом Первой мировой войны голосовали в рейхстаге за военные кредиты и поддержку воюющего правительства; в то время как левые социал-демократы (во главе с К.Либкнехтом, Р.Люксембург и К.Цеткин) стояли на позициях пацифизма и интернационализма.По окончании Первой мировой войны правое крыло германской социал-демократии, обосновывая свой национал-патриотизм и отказ от революции, провозгласила знаменитый лозунг « Назад к Лассалю! ».

Второй крупнейшей фигурой в социал-реформизме стал Эдуард Бернштейн(1850–1932), родившийся родился в Берлине в семье железнодорожника. Примкнув в1872 г. к социал-демократии, он в 1878 г. эмигрирует в Швейцарию, где попадает под влияние социалиста Хёхберга, который пропагандировал социализм чувств, признававший основой социализма психологические факторы, идею справедливого распределения человеческого счастья. В 1880 г. Бернштейн становится редактором газеты «Социал-демократ» и знакомится с Энгельсом, общение с которым на протяжении 15 лет приводит его к увлечению марксизмом. Однако он приходит к выводу, что учение Маркса в целом ряде пунктов оказалось несостоятельным. Прежде всего это тезисы о прогрессирующем обнищании пролетариата с развитием капитализма, о концентрации капитала вообще и, в особенности, в земледелии, а также о революционном восстании масс.

В статьях «Проблемы социализма» (1896-1898) и книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899) Бернштейн предложил программу ревизии учения Маркса. Он определил социализм как движение к строю, характеризующемуся ассоциацией, и как состояние в нем. Тезис, выдвинутый им и ставший афоризмом: «Движение - все, конечная цель – ничто». Под движением онпонимает как общее движение общества, т.е. социальный прогресс, так и ведение агитации и создание экономической и политической организации для реализации такого прогресса. Позднее в этом же духе В. Брандт сравнивал социализм с линией горизонта, к которой следует стремиться, но которой невозможно достичь.

В 1901 г. Бернштейн возвращается в Германию.Он избирался депутатом рейхстага в 1902-1918 гг. и в 1920-1928 гг. Последние годы жизни Бернштейн активно защищал интересы Веймарской республики, выступал против коммунизма в немецком рабочем движении и предостерегал немецкую социал-демократию от попыток повторения революционного опыта России.

Идеологом т.н. «центризма» в социал-демократическом движении был Карл Каутский (1854-1938), соединивший словесное признание марксизма с приспособлением к «оппортунистическим» элементам. С одной стороны, социалистическая революция была для него единственным способом решения конфликтамежду рабочим классом и его эксплуататорами, с другой - Каутский подчеркивал, что социалистическая революция может произойти только в странах с высокой степенью развития капиталистических отношений.Кроме того, он настаивал на легальной подготовке народных масс к свершению социалистической революции.

Каутский понимал социализм как "демократическую организацию экономической жизни". Его отступничество от марксизма Ленин разоблачал в работе "Пролетарская революция и ренегат Каутский".Каутский утверждал, что "противоположность обоих социалистических направлений" (т. е. реформистского и классического) есть "противоположность двух в корне различных методов: демократического и диктаторского", встав на сторону первого. В 1921 г. в работе «От демократии к государственному рабству» Каутский доказывал реакционный характер большевизма, призывая «помочь России выбраться из трясины, в которую она забралась и в которой ей грозит гибель».

Утверждая, что капитализм вступает в новую фазу своего развития, характеризующуюся прекращением конкурентной борьбы, ростом монополий и устранением противоречий между капиталистическими странами, переходом от борьбы национальных государств к господству интернационального объединенного капитала, Каутский ожидал трансформации капитализма в некое новое общество.

В конце 90-х гг. ХІХ в. в Австрии из молодежного движения студентов-социалистов образовалась школа марксистов, наиболее видными представителями которой стали Макс Адлер, Карл Реннер и Рудольф Гильфердинг. Через некоторое время к ним присоединились Густав Экштейн, Фридрих Адлер и Отто Бауэр. Центральными стали вопросы диктатуры/демократии, пролетарской революции, национальных конфликтов.В 1903 г. австромарксисты основали «Ассоциацию будущего» («Zukunft—Verein») и рабочую школу. Под редакцией М. Адлера и Р.Гильфердинга вышла серия томов «Marx-Studien».Австромарксисты выдвинули теорию культурно-национальной автономии, выступали за развитие местного самоуправления, создание кооперативов в промышленности и сельском хозяйстве.

После Первой мировой войны социал-демократия столкнулась с угрозой фашизма. Видный итальянский коммунист ПальмироТольятти (1893-1964) предложилопределить конечной целью борьбы против фашизма не установление диктатуры пролетариата и не старой модели либеральной демократии, а создание «демократического режима нового типа». В нем должны были быть преодолены ограничения существовавших до фашизма либеральных демократий, так что государственный строй был бы открыт для общественных изменений в направлении социализма. Тольятти называл этот новый режим «государство прогрессивной демократии». Он должен был быть построен на базе республиканской Конституции, демократических институтов и широких политических и индивидуальных свобод. Такое государственное устройство исключало бы опасность возврата к фашизму.

Проект итальянских коммунистов потерпел тяжелое поражение, когда они вместе с социалистами были изгнаны из правительства в 1947 г. Защита «демократии нового типа» превратилась в защиту либерального государства. Но проект «демократии нового типа» был вновь выдвинут итальянскими коммунистами в 1956 г., но по своему содержанию эта демократия почти не отличалась от модели либеральной демократии. Итальянские коммунисты доказывали, что демократические свободы в европейском гражданском обществе не могут рассматриваться как буржуазные, поскольку именно рабочий класс в ходе борьбы превратился в главного защитника и гаранта этих свобод. Возникла необходимость союза с некоммунистическими политическими силами, а вместе с тем и потребность «отвязаться» от Советского Союза. Чтобы подтвердить свою независимость от СССР, Тольятти выдвинул в 1956 г. концепцию «полицентризма» в коммунистическом движении.Несколько лет спустя Энрике Берлингуэр назвал то решение итальянских коммунистов заключить пакт с либеральными политическими силами «историческим обязательством».Следующим шагом было провозглашение «еврокоммунизма» и вместе с ним болезненно обостренного антисоветизма ведущих западных коммунистических партий.

Лидер испанских коммунистов Сантьяго Каррильо и его последователи приняли все установки итальянских коммунистов. Согласно новой линии КПИ, определенной для первой половины 70-х годов, для строительства социализма в Испании был необходим переходный период, который КПИ обозначила как «политико-социальная демократия». Это была испанская версия «демократии нового типа» Тольятти.В книге "Еврокоммунизм игосударство" (1977) С.Каррильо отклонил российскую модель революционного социалистического развития как несоответствующую современным капиталистическим обществам и обосновывал отход от КПСС и СССР. Единственный путь коммунистических партий — "демократический, многопартийный, парламентский".

Идеологи еврокоммунизма А. Лебль, Фетчер и др. в поискахновых форм марксизма пересмотрели тезис Маркса о всемирно-исторической роли пролетариата как могильщика капитализма. Обосновывая положение о депролетаризации современного населения, об утрате пролетариатом революционной роли, идеологи евророкоммунизма отводили главенствующую роль в общественном развитии интеллигенции. Онитакже доказывали, что марксистское учение не должно иметь какого-либо единого центра, выступающего единственным пророком социализма, и полагали, что марксизм должен самостоятельно разрабатываться там, где он применяется.

Идеологические утверждения еврокоммунизма постепенно стали оказывать большое влияние на международное коммунистическое движение и оказали заметное воздействие на развитие событий в Европе и в самом СССР. Идеи итальянских коммунистов, когда они еще не называли себя еврокоммунистами, прослеживаются в событиях в Чехословакии. В Польше мы видим Адама Шаффа, как представителя еврокоммунизма в польском левом движении. Его труды стали образцом в обосновании осуждения советской модели социализма интеллигенцией («интеллигенция отказалась сотрудничать»). Этот отказ оправдывался тем, что советская модель (реальный социализм) не включает в себя институты и процедуры, характерные для западного гражданского общества.Еврокоммунизм означал сдачу стратегических позиций, имевших для коммунистов фундаментальное значение. Эта сдача вызвала идеологический хаос, интеллектуальную и политическую прострацию Часть руководства КПСС, наиболее активная во время перестройки, приняла идеологический дискурс еврокоммунизма и, таким образом, перешла на позиции противников СССР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: