Методологические и мировоззренческие основания




По мнению Бернштейна, марксизм - это теоретический синтез философии истории, политической экономии капитализма и теории классовой борьбы пролетариата, синтез, обновленный последними исследованиями реалий общественного развития. В своих основных понятиях это учение оказалось опровергнутым, но то, что составляет его глубинный смысл и содержание, подтверждено исторической практикой. Бернштейн доказывал, что социализм вообще не может быть научным, так как наука якобы имеет целью познание существующего, а социализм является идеалом, выражающим интересы рабочего класса иего представления о будущем. Вслед за Антонио ЛабриолойЭ. Бернштейн предлагал переименовать научный социализм в "критический социализм", поскольку идеалы социализма обосновываются критикой капиталистического общества.

Ревизии подверглось марксово учение диалектического материализма. Э. Бернштейн вообще выступил в своей работе «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» против того, чтобы «давать социализму сугубо материалистическое обоснование», за что был обвинен Розой Люксембург в идеализме.

Марксистскую теорию отражения Карл Корш называл «примитивным, дотрансцендентальным и додиалектическим представлением об отношении сознания и бытия».Идеи не сверхземной мир, это реально действующая историческая сила.Идеологическую надстройку нельзя трактовать как фикцию. В марксизме Корш видит три методологических принципа: 1. Принцип спецификации (экономические категории марксизма имеют смысл только в отношении определенного периода развития буржуазного общества); 2. Принцип изменения (марксизм трактует все существующие условия как изменчивые и как объект изменения); 3. Принцип критики («Материалистическая теория социальной революции есть мощный рычаг социальной революции»)..

Ревизию в области исторического материализма осуществил К. Каутский: «Ни материальными предпосылками, ни духовной активностью нельзя пренебрегать. Более того, нельзя даже сказать, что для них характерно отношение причины и следствия, скорее они взаимно обусловливают друг друга, постоянно переплетаясь». Каутский стоял на позициях эволюционистского фатализма. Социализм для него есть неизбежный результат исторического развития.

Бернштейн обратил внимание на то, что марксизмоказался растерзанным изнутри в силу сочетания несочетаемого - «определяющего влияния экономики на политическую власть и веры в поистине чудотворную силу власти». С одной стороны, марксизм - теория строгого детерминизма, с другой стороны, как практика марксизм граничит с волюнтаризмом якобинского и бланкистского типа. Ошибочным он считал и марксистское понимание природы и роли государства как репрессивного органа, действующего от имени собственников.Государство - форма общежития и орган управления, меняющая свой социально-политический характер в соответствии с переменами социального содержания».

Исходя из вывода Маркса о том, что ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, Бернштейн утверждал, что капитализм еще далек от своего конца и завершения.Число собственников не только не уменьшилось, но скорее увеличилось.По мнению Бернштейна, с дальнейшим развитием капитализма классовые противоречия не обостряются, а смягчаются, а положение рабочего класса путем государственных реформ все более улучшается. Постепенно происходит мирное врастание в социализм, причем орудием преобразования буржуазного общества Бернштейн объявляет парламент, в котором пролетариат должен стараться достигнуть большинства.

Подчеркивая существование и усиление тенденции к распределению капитала среди множества собственников, противоречившей марксистской теории о концентрации капитала и обнищания пролетариата, Э. Бернштейн опроверг предсказание Маркса о неминуемом конце капитализма. Отсюда он сделал вывод, что для достижения социализма следует пользоваться чисто политическими методами и демократическими инструментами.Необходимо, чтобы цели рабочего класса "были наполнены таким социальным представлением, которое характеризуется прогрессом в развитии культуры, более высокой моралью и правовым сознанием".

В новых условиях для социал-реформистовмарксизм перестал быть целостной, тоталитарной доктриной, он превращался в метод социального познания и социальной борьбы за частичные изменения. Отсюда обвинения в оппортунизме, звучавшие в их адрес. Социал-демократы были оппортунистами в том смысле, что являлись сторонниками борьбы за улучшение условий труда и жизни рабочего класса в капиталистическом обществе. С оппортунизмом был связан и их реформизм: По мнению Бернштейна, в усложнившемся по своей структуре обществе в принципе возможно лишь постепенное преобразование экономических и политических институтов. Идея социализма как идея далекого будущего отвлекает рабочее движение от борьбы за лучшее настоящее. Отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, он провозглашал цель построения справедливого общества, общества наибольшей экономической эффективности и наибольшей свободы одновременно, при полном политическом равенстве всех членов общества.

Эволюция реформистского социализма идет в направлении сближения с либерализмом. Уже Э. Бернштейн объявляет социал-демократию законной наследницей либерализма по своему духовному содержанию. По его мнению, свобода, сопряженная с ответственностью, возможна лишь при наличии соответствующей организации, и в этом смысле «социализм можно было бы даже назвать организаторским либерализмом» [47, с.258].

Традиционная формула: социализм = обобществление + плановая экономика, по мнению социал-демократов, переживает глубокий кризис и должна быть окончательно отброшена. Уже в концепции Годесбергской программы СДПГ (1959) подчеркивалось, что критерий разграничения между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, возможности реализовать себя в самых различных сферах общественной жизни.

Для социал-демократии, как считал уже Бернштейн, обеспечение гражданской свободы всегда было выше осуществления экономических требований. Создание и обеспечение свободы личности – цель всех социалистических преобразований. Он обращает внимание на то, что все либеральные учреждения современного общества отличаются высокой способностью к изменениям и развитию, и поэтому их не приходится уничтожать, а только развивать.

Декларация принципов Социалистического Интернационала,принятая XVIII Конгрессом Социалистического Интернационала в Стокгольме 20-22 июня 1989 года, провозгласила целью социал-реформистов демократический социализм, определяемый как «непрерывный процесс социальной и экономической демократизации, наращивания социальной справедливости».

Основными этапами становления общества, построенного на принципах демократического социализма, являются: 1) осуществление политической демократии; 2) внедрение экономической демократии, то есть демократизация всего хозяйственного механизма современного капитализма как на микро-, так и на макроуровне; 3) установление социальной демократии, то есть наполнение демократическим содержанием всех сфер общественной и личной жизни, обеспечение необратимости основных прав и свобод личности. В Стокгольмской декларации 1989 г. (п.27) отмечается, что «демократический социализм обеспечивает также культурную демократию. Всем культурам в любом обществе должны быть гарантированы равные права и возможности, так же как и равный доступ для каждого к национальному и мировому достоянию».

«Демократический социализм, - провозглашает Стокгольмская декларация (п.12), - есть международное движение за свободу, социальную справедливость и солидарность. Его целью является достижение всеобщего мира в мире, где эти основные ценности приобретут еще большую ценность, где каждый человек сможет прожить наполненную смыслом жизнь с возможностью неограниченного развития его личных качеств и таланта и с гарантией гражданских и общечеловеческих прав в демократически организованном обществе».

В понимании основополагающих ценностей социал-реформизм специфическим образом увязывает свободу, справедливость, солидарность и равенство. «Свобода, - определяет Стокгольмская декларация (п.13) - это результат как индивидуальных, так и общих усилий, являющихся частью единого процесса. Каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения и пользоваться максимальными возможностями для достижения собственных целей и реализации собственного потенциала. Это возможно только тогда, когда гуманность утвердится в человеческой истории и появится уверенность в том, что никто, независимо от классовой, половой, религиозной или расовой, принадлежности, не должен будет прислуживать другому».

В свою очередь, «справедливость означает конец всякой дискриминации личности, равенство прав и возможностей. Она предполагает помощь каждому индивиду в случае его физической, умственной или социальной неполноценности, его независимость от владельцев средств производства и от власть предержащих. Равенство есть выражение равной ценности всех человеческих существ в условиях свободного развития индивидуальности. Экономическое, социальное и культурное равенство необходимо для личностного многообразия и социального прогресса. Свобода и равенство не противоречат друг другу. Равенство является условием для развития личности. Равенство и личная свобода неразделимы» (п.14).

Особый акцент делается на гендерной справедливости: «Равенство и справедливость для женщин играет решающее значение для мира и справедливости во всем мире» (п.71). Приветствуется «общественная поддержка полного и равного участия женщин в социальной и политической деятельности во всех странах с помощью позитивных шагов, обеспечивающих представительство женщин на всех уровняхпринятия решений» (п.72).

Справедливость понимается социал-демократами как равная для всех свобода. Равенство придает смысл свободе. Свобода отдельной личности может реализоваться только в обществе, и наоборот, без свободы отдельной личности не может быть свободного общества. Социал-реформисты придерживаются мнения, что демократия, свобода и равенство есть субстанциальные категории, которые не могут быть ограничены исключительно политической сферой и должны быть распространены на все сферы общественной жизни.

В идеологии социал-реформизма утрачивает ортодоксальный классовый смысл идеологема солидарности. Вместо этого в Стокгольмской декларации (п.15) утверждается, что «солидарность всеобъемлюща и глобальна. Она является практическим выражением гуманизма и чувства сострадания к жертвам несправедливости. Все основные гуманистические традиции подчеркивают значение солидарности, воспевают ее.В современную эпоху беспримерной взаимной зависимости людей и народов солидарность приобретает важнейшее значение, ибо она становится императивом выживания человечества».

Еще в начале 30-х гг. ХХ в. Карло Росселли в книге «Либеральный социализм» отмечал эволюцию «от марксизма к ревизионизму, от ревизионизма к либерализму», подтверждением чему служит новейший этап идейной эволюции социал-реформизма. Он открывается с провозглашением Энтони Блэром и Герхардом Шрёдером т.н. «третьего пути» в левом движении, основанного на объединении демократического социализма и либерализма, разлад между которыми «значительно ослабил прогрессивную политику на Западе». Такой «третий путь» позиционируется как «новый альянс прогресса и справедливости». Блэр критиковал «ограниченные временем» экономические и классовые представления, свойственные левым в прошлом,отрицательно оценивал опыт «коллективизма старого образца», будь то реальный социализм СССР и его союзников или «мягкий корпоративизм 60-х, практиковавшийся на Западе». Он считал, что государство постепенно подменило собой общество, узурпировав право индивида быть не только производителем, но и потребителем с возможностью выбора.

«Новые лейбористы» во главе с Э. Блэром отвергли как цель партии обобществление средств производства в интересах людей труда, считая, что эта идея слишком устарела и не может служить «идеологическим компасом». Реагируя на рост индивидуалистических настроений, они стремились наполнить индивидуализм социальным звучанием, подчеркивая связь гражданина с сообществом, которое не только предоставляет ему права, но и возлагает обязанности. «Новые лейбористы» отказались от прежней классовой политики и заявили или о себе как о партии, ориентированной не на какую-то одну социальную группу, представляющей все общество.

Радикальный социализм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: