Методологические и мировоззренческие основания




ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫСОЦИАЛИЗМА

Классический социализм

Предпосылки возникновения

«Экономизм цивилизации XIX века, извративший иерархический строй общества, и породил экономический материализм, верно отразивший самую действительность XIX века. В этой действительности духовная жизнь была только надстройкой, отражением, приспособлением. Поклонение Мамоне вместо Бога одинаково свойственно и капитализму, и социализму». Указывая на распространение материализма как ценностное основание выдвижения на передний план социалистической идеологии, Н.А. Бердяев констатировал: «Цели человеческой жизни померкли в ту эпоху, которая выдвигает социализм, и окончательно подменялись средствами жизни».

В этой атмосфере в 40-е гг. ХІХ в. возникает классический социализм, становление которого стало результатом воздействия комплекса факторов, таких как развитие материалистической философии, кризисы перепроизводства, которые сопровождались сокращением производства, массовым разорением мелкой буржуазии, безработицей и резким ухудшением социального положения наемных рабочих, противоречие между принципами Французской революции и реальностью или проблемами, порожденными Промышленной революцией, нарастание социально-классовых противоречий и конфликто (в особенности восстания силезских и лионских ткачей, революция 1848–1849 гг.), а также превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, возникновение и рост протестного рабочего движения.

Однако возникновение классического социвлизма не было лишь ответом на обострение социальной напряженности в капиталистическом обществе. Как отмечал Г. Рормозер, «социализм - не один из многих кризисных феноменов этой эпохи, а нечто большее: это воплощение самой логики эпохи Нового времени в целом». Ш. Эйзенштадт также относит социализм к фундаментальным посылкам современной цивилизации. Он доказывал, что распространение социализма за пределами Европы было предопределено распространением цивилизаций Нового времени и сопровождалось выявлением свойственных ей фундаментальных противоречий, которое происходило по мере того, как эта цивилизация распространялась.

Будучи неотъемлемой частью революционной «традиции» современной цивилизации, классический социализм подчеркивал неприятие существующего социального порядка и провозглашал возможность активного участия различных социальных групп, прежде всего пролетариата, в преобразовании действительности.

Основные представители

Класический, «научный» социализм – это марксизм. Это единственная идеологическая парадигма, однозначно связанная с именем одного человека - Карла Маркса, названного «величайшим человеком тысячелетия» по итогам опроса ВВС в 1000 г. Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 г. в прусском городе Трире в семье адвоката, еврея, принявшего протестантизм. Он учился в Боннском и Берлинском университетах, изучая юриспруденцию и философию. В сентябре 1844 г. в Париже он познакомился с Фридрихом Энгельсом, ставшим с тех пор ближайшим его другом. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу - “Союзу коммунистов”, и по его поручению составили вышедший в феврале 1848 г. знаменитый “Манифест Коммунистической Партии”. 28 сентября 1864 г. ими был основан в Лондоне Первый Интернационал - Международное товарищество рабочих. Он был распущен в 1876 г., после чего Маркс до своей смерти в Лондоне 14 марта 1883 г. неоднократно предпринимал попытки реанимировать его.

Как писал Ленин, «Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений XIX века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще». Они составили три источника марксизма как целостного учения. Марксизм включает опирающиеся на эти три источника три составные части – философский материализм, экономическую теорию и «пролетарский научный социализм».

Обычно считается, что наибольшее значение в теории Маркса имеют следующие два положения: учение о прибавочной стоимости и материалистическое понимание истории. На эти два положения прямо указывал Энгельс: “Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство... Но это не все. Маркс открыл также особый закон движения современного капиталистического способа производства и порожденного им буржуазного общества. С открытием прибавочной стоимости в эту область была сразу внесена ясность... Двух таких открытий было бы достаточно для одной жизни”.

Мировоззрение Маркса было по своему духу гуманистично, но антидемократично, также как антидемократичны были концепции предшествовавших ему социалистов-утопистов. Еще более парадоксальной при всей гуманистичности воззрений Маркса является их антилиберальность, проявившаяся в понимании им отношения свободы к необходимости: “слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть сознание необходимости” (Энгельс в “Анти-Дюринге”) = признание объективной закономерности природы и диалектического превращения необходимости в свободу (наравне с превращением непознанной, но познаваемой, “вещи в себе” в “вещь для нас”, “сущности вещей” в “явления”).

Наиболее последовательное развитие марксизм нашел в учении Владимира Ильича Ленина (1870-1924), который адаптировал его к новым историческим условиям и к особенностям России. Ленинизм рассматривался в СССР как марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи построения социализма и перехода к коммунизму. Вкладом Ленина в развитие марксизма считалось то, что он в обстановке начала ХХ в. возродил революционное содержание марксизма, сформулировал учение о диктатуре пролетариата как орудии пролетарской революции и о Советской власти как ее государственной форме, положение о революционной силе крестьянства при руководязщей роли пролетариата, а также тезис о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране. Ленин не был догматиком в толковании марксизма, но именно его учение логически и исторически естественным образом вытекало из духа и буквы учения Маркса.

В работе «Империализм как высшая стадия капитализма)» (1915) Ленин обосновывал, что именно эпоха империализма есть "канун социалистической революции": господство финансового капитала в передовых странах капитализма; эмиссия ценных бумаг, как важнейшая операция финансового капитала; вывоз капитала к источникам сырья, как одна из основ империализма; всесилие финансовой олигархии, как результат господства финансового капитала, вскрывают паразитический характер монополистического капитализма, усиливает рост возмущения рабочего класса против основ капитализма, подводит массы к пролетарской революции, как единственному спасению. По его мнению, неотвратимость войн при империализме создает условия для возникновения коалиции пролетарской революции в Европе с колониальной революцией на Востоке в виде единого мирового фронта революции против мирового фронта империализма.

Сообразно с новыми условиями Ленин пересмотрел подход к вопросу о пролетарской революции, о её характере, стратегии и тактике. В частности, он доказывает, что революция начнется не обязательно там, где более развиты производительные силы, как считали Макркс и Энгельс. «Фронт капитала прорвётся там, где цепь империализма слабее, ибо пролетарская революция есть результат разрыва цепи мирового империалистического фронта в наиболее слабом её месте, причём может оказаться, что страна, начавшая революцию, страна, прорвавшая фронт капитала, является менее развитой в капиталистическом отношении, чем другие, - более развитые, страны, оставшиеся, однако, в рамках капитализма/ В 1917 году цепь империалистического мирового фронта оказалась слабее в России, чем в других странах. Там она и прорвалась, дав выход пролетарской революции».

Догматически-завершенный вид развитому Лениным марксизму придал под названием «марксизма-ленинизма» Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953). Обработанный им марксизм из сухой и мрачной науки стал ясным и понятным источником «живого творчества масс». Развивая положение Ленина о том, что «переход от капитализма к коммунизму есть целая историческая эпоха, и пока она не закончилась, у эксплуататоров неизбежно остаётся надежда на реставрацию, а эта надежда превращается в попытки реставрации», Сталин выдвинул в 1928 г. положение об обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма: «По мере нашего продвижения вперёд, к социализму, сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться». Он подчеркивал, что не было ещё в истории примера, чтоб погибающий класс без борьбы уступал свои позиции. Поэтому Сталин пришел к выводу, что «уничтожение классов достигается не путем потухания классовой борьбы, а путем ее усиления». В этой связи он говорил о необходимости укреплять ведущую роль руководимого Коммунистической партией Советского социалистического государства в построении нового общества. Под руководством Сталина в СССР к 40-м гг. ХХ в. был построен социализм, но это был, как отметил Ф.Н. Клоцвог, ранний тип социализма, который «от развитого социализма… отличался не меньше, чем капитализм начала XVII века от современного капитализма».

К представителям классического социализма можно отнести и лидера итальянских коммунистов, крупного философа Антонио Грамши. Он родился на о. Сардиния в 1891 г. в бедной семье. Закончив лицей, он поступил в Туринский университет, который бросил в 1914 г., занявшись политикой. В 1921 г. он примкнул к коммунистической партии. В 1926 г. Грамши арестован фашистской полицией, через два года военный трибунал приговорил его к 24 годам тюремного заключения. Здесь из-под его пера вышли знаменитые «Тюремные тетради». Но 11 лет за решеткой настолько подорвали его здоровье, что, оказавшись в римской больнице в апреле 1937 г., через неделю он скончался. Грамши известен как интерпретатор философии К. Маркса - как философии практики. Он считал, что марксизм - не только руководство к действию для переделки мира рабочими, но и особый тип мировоззрения и, одновременно с тем, основа для формирования новой духовной культуры. Коммунистическую партию он рассматривал как базу формирования «коллективного интеллекта» революционного класса.

Методологические и мировоззренческие основания

Философскую основу марксизма составляет диалектический и исторический материализм. «Быть материалистом, - писал В.И. Ленин, – значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств. Признавать объективную, т.е. не зависящую от человека и от человечества истину, значит так или иначе признавать абсолютную истину».

Материализм признает материю первичной по отношению к сознанию, а ее существование – независимым от всякого сознания. Суть марксистского понимания материи В.И. Ленин сформулировал в следующем определении: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Способом бытия материи является движение. Оно не только происходит объективно, но и всегда имеет какую-то материальную основу, т.е. не существует без материи, без какого-нибудь носителя движения. И наоборот, материя не может существовать без движения, оно происходит всегда и повсюду, обладая абсолютно всеобщим характером, реализующимся в относительных, конкретных, исторически ограниченных, качественно и количественно определенных формах.

Сознание предстает в марксизме одним из свойств движущейся материи. Возникнув на определенной ступени развития, оно, будучи свойством высокоорганизованной материи – мозга, является вторичным по отношению к своей основе. Будучи отражением объективного мира, сознание вторично, как образ вторичен по отношению к своему оригиналу. Определяющая роль материального бытия по отношению к сознанию обусловливает то, что именно трудовая деятельность, производство средств существования является исходным пунктом развития человечества. Производство рассматривается Марксом как целесообразная деятельность людей для создания потребительных стоимостей с помощью производительных сил, т.е. средств труда и самих трудящихся.

Особое влияние на становление философии марксизма оказала гегелевская диалектика, которую Маркс и Энгельс считали величайшим приобретением классической немецкой философии. В духе гегелевского учения они понимали развитие в виде как бы повторяющего пройденные уже ступени, но иначе, на более высокой базе (“отрицание отрицания”), развития по спирали, а не по прямой линии, и при этом скачкообразного, катастрофического, революционного. В процессе развития особо важны “перерывы постепенности”; когда происходит превращение количества в качество. Внутренние импульсы к развитию придаются противоречиями, столкновениями различных сил и тенденций. В основе же единого, закономерного мирового процесса движения и развития лежит взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления, причем история открывает все новые и новые его стороны.

Марксизм абсолютизирует необходимость и целесообразность процессов и явлений материального мира, полагая, что течение событий при наличии определенных условий развивается в заданом порядке. Необходимость присуща самим явлениям материальной действительности, существует объективно, независимо от человеческого сознания, хотя и не может выступить в «чистом виде», но лишь в такой форме, где имеется элемент случайности. Энгельс назвал случайность формой проявления необходимости. Всегда и всюду необходимость пробивает себе дорогу через массу разнообразных случайностей.

На основе своей активной практической деятельности люди познают объективную необходимость действительности. Это познание делает людей свободными, способными сознательно использовать объективную необходимость для практического целенаправленного преобразования природы и общества. В соответствии с этим считалось, что объективная необходимость победы социализма и коммунизма во всем мире может осуществиться лишь через свободную, активную революционную борьбу широких масс трудящихся. Но при этом все равно, рано или поздно, «победа коммунизма неизбежна».

Социализм – это рационалистическая теория. С помощью разума угнетенные социальные группы могут освободить себя и построить справедливое общество. Социализму свойственен оптимистический взгляд на природу человека, которую можно улучшать, изменив социальную среду его существования. Из оптимистической установки на природу человека и рационализма вытекает вера в социальный прогресс: поступательное развитие общества от низших ступеней к высшим.

Рассматривая учение марксизма в качестве методологии познания и изменения социальной действительности, В И. Ленин исходил из основных его принципов, главнейшим среди которых он рассматривал материалистический подход к действительности, который представляет собой: максимально полный охват событий, исключающий односторонность; изучение тех явлений и процессов, которые имеют особую важность для деятельности широких трудящихся масс: необходимость при изучении любых процессов вскрывать материальную основу - производственные, экономические отношения; уметь видеть за движением отдельных людей и небольших коллективов положение и интересы больших общественных групп - классов; понимать и оценивать развитие общества с их позиций.

Основой и целью познания является общественная практика,заключающаяся в преобразовании природы и общества. «Философы лишь различным образом объясняли мир, - говорил К. Маркс, - но дело заключается в том, чтобы изменить его». Вся философия марксизма есть обоснование революционного преобразования капиталистического общества в социалистическое и коммунистическое.

Социалистическая революция предстает как самый глубокий переворот в истории человеческого общества, как поворот от предыстории к подлинной, сознательно творимой истории человечества. Она ведет к уничтожению всех форм частной собственности на средства производства, всех эксплуататорских классов и в конечном итоге всех классов вообще. Тем самым она устраняет общественные антагонизмы и конфликт, вызывающий необходимость революции, создавая условия для дальнейшего общественного развития эволюционным путем. Социалистическая революция не привносится извне, не экспортируется и не импортируется, а совершается на основе внутренних возможностей и предпосылок, существующих в данной стране и ее внутренними силами. Вместе с тем социалистическая революция в каждой отдельно взятой стране является составной частью единого процесса мировой социалистической революции.

Социалистическую революцию Ленин рассматривал не как один акт, а как эпоху бурных политических и экономических потрясений, самой обостренной классовой борьбы, гражданской войны, революций и контрреволюций, как эпоху, соединяющую пролетарские, социалистические революции в передовых странах с демократическими, в том числе национально-освободительными, революциями в отсталых и зависимых странах. Последовательность развития мирового революционного процесса обусловлена образованием слабых звеньев в системе империализма, в основе которого лежит неравномерность экономического и политического развития капитализма. Она вызывает ослабление всей системы империализма и создает возможность ее прорыва в наиболее уязвимых пунктах. На этом основании Ленин сделал вывод, что, прервав цепь империализма, пролетариат может не только завоевать политическую власть и начать строить социализм, но и построить социалистическое общество в одной стране. Возможность создания гарантий от капиталистической реставрации будет обеспечена, когда социалистическая революция добьется решающего перевеса сил социализма над капитализмом.

В качестве орудия осуществления социалистической революции у Ленина выступает диктатура пролетариата как «неограниченное законом и опирающееся на насилие господство пролетариата над буржуазией, пользующееся сочувствием и поддержкой трудящихся и эксплуатируемых масс». Социалистическая революция не завершается установлением диктатуры пролетариата, а начинается с этого акта и продолжается в течение всей эпохи построения социализма. Вместе с тем не только возникновение и развитие, но и окончательная победа социализма невозможны без диктатуры пролетариата.

Разумеется, сами классики социализма всегда выступали против догматического восприятия их теорий. А. Грамши, например, был убежден, что историю нельзя разместить в клетке философских и научных схем. Революционная организованная воля разносит в пух и прах теоретическую необходимость и регулярность. Факты, говорит Грамши, выше идеологии. Пример России, которая перевернула все каноны исторического материализма, доказывает, что марксизм - не спекулятивная доктрина, а практика и революционное сознание. «Марксизм – не догма, а живое руководство к действию, к самостоятельной работе над теми сложными задачами, которые ставит перед нами каждый новый поворот истории», - отмечал Ю.В. Андропов в работе «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР».

Человек

Проблема человека решается классическим социализмом только в связи с обществом и только на его основе. С позиций марксизма, родовая сущность человека не заключена в нем как отдельном, обособленном существе, а является "совокупностью (ансамблем) общественных отношений". Соответственно, каждый человек - не частичный носитель своей социальной сущности. Он воплощает в себе социальную сущность в целом. Согласно марксистской теории, общественные отношения, существуют как предметно-деятельные отношения. Только в деятельности и общении человека с другими людьми осуществляется объективирование его сил и способностей и присвоение или овладение силами и способностями других.

Человек – не только часть природы, высший продукт ее развития. Он сам видоизменяет природу и себя в процессе труда и осваивает мир как среду приложения своих духовных и физических сил. Труд – «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».

С точки зрения марксистов, сущность человека определяется теми социальными условиями, в которых он находится, а его сознание детерминированозакономерностями общественного развития. Человек таков, какова окружающая его общественная среда. понимаемая в широком плане как историческая эпоха, социальный строй, классовые и групповые интересы, и в узком плане - как индивидуальные условия и особенности его развития. Соответственно, социальная сущность человека не может быть постоянной. Изменение ее - это диалектический процесс человек не только продукт обстоятельств и воспитания, он и сам изменяет общественную среду и себя. Иначе говоря, в какой мере человек изменяет природу и социальную среду, приспосабливая их для себя, в такой мере меняется и сам человек. Конкретная же роль личности всегда зависит от того, как она самa воспринимает и оценивает свое положение в коллективе, какие выводы и практические шаги она делает.

Влияние отдельной личности на ход общественного развития иможет быть прогрессивным или реакционным. Прогрессивные деятели способствуют разрешению назревших задач общественного развития, ускоряют ход исторических событий, а реакционные - пытаются сохранить или реставрировать старыепорядки, тормозят движение по пути прогресса. Но хотя личность может ускорить или замедлить объективное развитие событий, она никак не может изменить по своему желанию объективно действующие законы истории. Те исторические деятели, которые не считаются с объективным ходом истории и с назревшими общественными потребностями, неизбежно терпят поражение.

Согласно марксистской теории, с построением коммунизма складывается неразрывное единство общества и личности. Коммунизм уже не подавляет свободу, не нивелирует индивидуальное развитие своих членов. Единство общественных и личных интересов позволяет превратить объективные требования общественного движения во внутренние побуждения личности. Это значит, что человек самостоятельно ставит себе цели и начинает действовать свободно, становится непосредственным творцом общественной жизни. В результате — открывается простор для безграничной реализации всех способностей человека в его свободном развитии. Только коммунизм может обеспечить проведение в жизнь принципа "все во имя человека, все для блага человека". То есть, впервые в истории общества человек вместо средства станет целью общественного развития.

Условия всестороннего развития личности в социалистическом обществе создаются благодаря освобождению от эксплуатации, ликвидации безработицы, нищеты, гендерной, социальной, национальной и иных форм дискриминации. Каждому члену социалистического общества предоставляются равные возможности для творческого труда и образования, для свободного выбора рода занятий с учетом интересов общества. Для Маркса в условиях коммунистических отношений всесторонне развитый человек полностью контролирует все сферы общественной жизни, превращается из объекта истории в ее субъекта. Молодой Маркс называл коммунизм завершенным гуманизмом.

Реализация коммунистического идеала означает воплощение идеи создания "нового человека", являющегося носителем отношений коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества. Это личность многосторонняя в своей творческой деятельности, многогранная по знаниям и культуре, обладающая благородными нравственными и политическими качествами. Прототипом ее является человек, живущий героическим и тотальным самопожертвованием во имя интересов общества. Как отмечает М. Букчин, «"гуманизм" Маркса на самом деле основывался на примечательном коварном снижении людей до уровня объективных сил "истории", в их подчинении социальным законам, которые они не могут контролировать». Но раз люди - лишь "инструменты истории", то счастье и благосостояние ныне живущих поколений может быть заложено в угоду свободе более поздних поколений.

Общество

Согласно марксизму, родовая сущность человека является "совокупностью (ансамблем) общественных отношений", имеющей свое объективное содержание, несводимое к содержанию деятельности индивидов. Общественные отношения существуют как предметно-деятельные отношения. Только в деятельности и общении человека с другими людьми осуществляется объективирование его сил и способностей и присвоение или овладение силами и способностями других.

Общество в марксизме всегда имеет конкретно-историческое содержание, это определенная общественная формация, закономерная смена которой в ходе естественноисторического процесса приводит к изменению и общества, и самого человека. Начало социальным закономерностям кладет производство орудий труда и с их помощью – производство материальных благ. Решающее влияние на все сферы общественной жизни, объединяющее их в целостную систему, оказывает общественное разделение труда. Именно на основе экономических отношений образуются устойчивые, закономерные связи между элементами, составляющими социальную структуру общества. Развитие всякого классового общества определяется прежде всего борьбой основных классов, в которую втягиваются неосновные классы и социальные группы. Задолго до Маркса было открыто существование классов и класслвойборьбы, но лишь он показал, что существование классов тесно связано с определенными историческими фазами развития производства..

Каждая общественная формация существует до тех пор, пока она способствует развитию производительных сил. Являясь содержанием общественного производства, производительные силы обусловливают изменение производственных отношений, как экономическую форму, в которой осуществляется процесс производства. Последнее может развиваться лишь при том условии, если производственные отношения находятся в соответствии с производительными силами.

Производственные отношения характеризуются прежде всего формой собственности на средства производства. Переход от одной общественной формации к другой сопровождается перераспределением средств производства, сменой форм собственности на них. Характер производственных отношений проявляется в социально-классовой структуре общества. «Классами называются большие группы людей, - писал В.И. Ленин, - различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Помимо основных классов, существование которых вытекает из способа производства, каждое классовое общество содержит неосновные классы, социальные прослойки, незанимающие самостоятельного места в способе производства, и деклассированные элементы.

В качестве основного противоречия капитализма рассматривается противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Оно порождает экономические кризисы, безработицу, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества — пролетариатом и буржуазией, — и обусловливает историческую обречённость капитализма, создавая объективные предпосылки нового, социалистического строя, основанного на общественной собственности на средства производства.

Задача социализма виделась в как можно более полном примирении двух противоположных начал - свободы личности и господства общественности; не подчинение личности обществу и подчинение общества личности, а наибольшее примирение этих начал. Иначе говоря, классики социализма мечтали о создании возможно более благоприятных условий для самого широкого развития каждой человеческой личности во всей ее сложности и полноте, но без ущерба развитию других человеческих личностей, принадлежащих к тому же общественному союзу, охватывающему собой, в идеале, все человечество, все разумные существа.

Отношения между обществом и личностью реализуются через коллектив. Вне коллектива нет жизнедеятельности личности. Только в коллективе личность получает средства, дающие ей возможность для всестороннего развития своих задатков, и следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. В обществе, расколотом на враждебные классы, не может быть подлинного коллективизма и коллективности. По выражению Маркса, в нем господствует мнимая коллективность.

В письме Вере Засулич Маркс определенно связывает русскую общину с социализмом. По его мысли, если бы все усилия «были употреблены на дальнейшее развитие сельской общины, то никто не стал бы теперь раздумывать насчет «исторической неизбежности» уничтожения общины: все признавали бы в ней элемент возрождения русского общества и элемент превосходства над странами, которые еще находятся под ярмом капиталистического строя».

История.

Марксистская историософская концепция мистифицировала историю, по сути исключив спонтанность и признавая только один, безальтернативный путь, определяемый объективными законами развития материального производства. Согласно марксистской формационной концепции мировой истории, производственные отношения в истории человечества существовали в нескольких основных типах, каждый из которых развился на базе предыдущего. Это первобытноообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический. Все конкретные общества, имеющие в качестве экономической основы один и тот же тип производственных отношений, относятся к одной и той же ступени исторического развития, названной «общественная формация».

Каждая формация характеризуется специфическим экономическим базисом и соответствующей ему политической и духовной надстройкой. Каков базис, такова и надстройка. Единство исторического процесса проявляется в последовательной смене общественных формаций, а также в том, что все общества, имеющие своей основой определенный способ производства, с объективной необходимостью воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей формации. Вместе с тем, абсолютно «чистых» формаций не бывает, потому что любое конкретное общество всегда находится в процессе развития, так что в нем могут существовать остатки старых и зародыши новых формаций.

Хотя Маркс и признавал, что в действительности история представляет собой результат сознательной воли и деятельности миллионов людей, в его концепции свободному выбору отводилась совершенно незначительная роль в социальной эволюции. Развитие общества он понимал как естественноисторический процесс, который никем не может быть отменен и который осуществляется в деятельности людей на основе присущих ему объективных закономерностей, проходя через исторически необходимые этапы поступательного движения. Человек не может ни ускорить его, ни замедлить, ни отменить, ибо "ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые, более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества".

Одной из фундаментальных догм Маркса был тезис, что социализм настанет "с неотвратимостью закона природы". В.И. Ленин неоднократно говорил, что всемирная история идет зигзагами и кружными путями, но конечное торжество сил прогресса не подлежит сомнению.

С таких позиций промышленная революция приветствовалась как "предпосылка" социализма, и движение луддитов поносилось как "реакционное"; национальное государство было провозглашено ступенькой по направлению к "пролетарской диктатуре", а конфедералистские требования отвергались как атавистические. Централизованная экономика и государство приветствовались как продвижение по направлению к высоко рационализированной "плановой экономике".

Смена исторических эпох получила объяснение в борьбе классов. Причем для марксистского понимания истории решающим моментом является не открытие классовой борьбы как движущей силы истории, а в более существенной степени то положение, что эта классовая борьба принимает новый облик, ведет к антагонистическому противостоянию двух классов в обществе, охватывающему своими проявлениями все области общественной жизни. «Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней».

Исторический процесс подчиняется действию закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, в соответствии с которым в процессе развития всех предметов и явлений материального мира количественные изменения неизбежно приводят со временем к коренным, качественным изменениям, причем новое качество вызывает новый темп количественных изменений. Действие этого закона проявляется в соотношении эволюционного и революционного начал в историческом развитии. По отношению к революции эволюция всегда выступает в виде количественных изменений данного качества, тогда как коренные качественные общественные преобразования возможны лишь в результате революции.

Переход от старого качества к новому марксизм связывает со скачком или перерывом постепенности в развитии. В обществе скачок предстает в виде социальной революции, самой глубокой причиной которой является конфликт между производительными силами и производственными отношениями, когда «из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы». В условиях капиталистического общества основным противоречием является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, способом разрешения когорого выступает социалистическая, пролетарская революция. В ней рабочий класс, рассматриваемый как носитель нового способа призводства, наиболее политически зрелый и способный руководить другими классами, выступает в роли гегемона революции.

Марксизм абсолютизировал разрешение основного социального противоречия капиталистического общества в форме взрыва, скачка, уничтожения буржуазии как консервативной стороны противоположности. Этот скачок неизбежно принимает форму революционного насилия. "Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым". Он выдвинул положение о всемирно-исторической роли пролетариата как могильщика капитализма и создателя коммунистического общества.

История в марксистском учении резко разделена на две части: на прошлое, когда человек был рабом, и будущее, которое начнется после победы пролетариата и будет целиком определяться активностью социального человека. “На смену царству необходимости



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: