Предпосылки возникновения




Радикальный социализм складывается в специфических условиях национально-освободительной борьбы народов Востока и последующей форсированной модернизации. Свое классическое воплощение он получил в маоизме, оказавшем влияние на идеологию Трудовой партии Кореи – чучхе, идеологические платформы Албанской партии труда, Компартий Индонезии, Кампучии, Непала, Индии и ряда других стран Азии, Африки и Латинской Америки. Маоистские группировки контролируют значительную часть территории центральной Индии. До сих пор нелегально действуют "Коммунистическая партия Филиппин идей Мао Цзэдуна" и перуанская организация "Сендеролуминосо" ("Светлый путь").

Маоизм как идеологическое учение сложился под влиянием трех составных частей: марксизма, сталинизма и китайской философии в ее нерафинированном, народном понимании. Его становление происходило в специфической обстановке союза феодальных элит внутренних районов Китая и капиталистов полуколониальных прибрежных городов.В дальнейшем маоизм претендовал на роль единственно верного учения о национально-освободительном движении и построении социализма в промышленно отсталых странах. Для него особенно характерны идеи о централизации и авторитаризме управления, о приоритете политики над экономикой, абсолютизации роли армии в жизни общества, о делении всех стран на бедных и богатых и их современной борьбе.

В этом маоизм опирался на интеллектуальную традицию, восходящую к древнекитайской школе легистов. Согласно их представлениям, просвещенный (совершенномудрый) правитель «берет реальные факты, изгоняет тех, кого нельзя использовать, не следует человеколюбию и чувству долга, не слушает речей книжников». Он не полагается на то, что люди будут делать хорошее, а использует их так, чтобы они не могли делать дурное, и тем самым приводит государство к единообразию.

Весьма существенным фактором, способствовавшим становлению радикального социализма, стал раскол в международном коммунистическом движении, вызванный остро-критической реакцией КПК и АПТ на ревизионистскую политику Н.С. Хрущева, особенно в части развенчания «культа личности» Сталина. По словам Э. Ходжи, после смерти Сталина замаскированные в рядах КПСС контрреволюционеры во главе с Хрущевым начали действовать, устраивать заговоры, реорганизовываться в целях захвата власти. Советские марксисты-ленинцы, руководство КПСС не проявили должной бдительности и революционной решимости, они попались в сеть интриг, расставленную ревизионистами, ренегатами — Хрущевым, Микояном, Брежневым и др., которые осуществили свой контрреволюционный путч. «Современный хрущевский ревизионизм - это преемник и прямой продолжатель ревизионизма Бернштейна и Каутского, Троцкого и Бухарина, Браудера и Тито», - говорил Э. Ходжа. Он называл появление ревизионистской группы Хрущева самой крупной политической и идеологической победой стратегии империализма после второй мировой войны.

Основные представители

Мао Цзэдун (1893-1976)происходит, по его собственному признанию, из «середняцко-кулацкой» крестьянской семьи. Он получил педагогическое образование. В 1921 г. в возрасте 28 лет Мао стал одним из основателей Коммунистической партии Китая, представляя в ней крыло людей, ищущих для Китая свой национальный путь в социализм. С 1935 г. он - член политбюро ЦК КПК, ас1943 г. - председатель ЦК КПК.В современных официальных документах КПК используется термин "марксизм-ленинизм - идеи Мао Цзэдуна", суть которого определяется как "соединение всеобщей истины марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции".

Мао считал себя верным учеником Маркса, Ленина и Сталина. Но так же как Ленин перекроил учение Маркса, приспособив его к условиям России начала XX века, так и Мао перекроил и Маркса, и Ленина, приспособив их учения к реалиям современного ему Китая и других стран «третьего мира»: Редакционная статья журнала "Хунци" и газеты "Жэньминьжибао" от 18 мая 1967 г. так определила место Мао Цзэдуна в истории социализма: «Маркс и Энгельс создали теорию научного социализма. Ленин и Сталин развили марксизм, разрешив ряд проблем пролетарской революции в эпоху империализма, разрешив вопросы теории и практики осуществления диктатуры пролетариата в пределах одной страны. Товарищ Мао Цзэдун развил марксизм-ленинизм, разрешив ряд проблем пролетарской революции в современную эпоху, разрешив вопросы теории и практики осуществления революции и предотвращения реставрации капитализма в условиях диктатуры пролетариата. Таковы три великие вехи в истории развития марксизма)».

Радикализм воззрений Мао Цзэдуна ярко проявляется в таких его словах: «Нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к величию и успеху. Нет также ничего плохого… в том, чтобы немедленно получить вознаграждение за усилия. Надо ковать железо, пока оно горячо. Лучше одним рывком добиться чего-то, чем прозябать». Также он любил говорить: «Чтобы выпрямить, надо перегнуть; не перегнешь – не выпрямишь».

Однако даже будучи в конце 60-х – начале 70-х гг. кумиром радикальной молодежи Востока и Запада, он так и стал лидером международного освободительного движения. Мал настолько был обращен внутрь проблем стран «третьего мира» и особенно Китая, что не смог организовать единого идеологического фронта со своими приверженцами в капиталистическом мире.

«Вечный президент» КНДР Ким Ир Сен (1912-1994), выходец из семьи сельского учителя, во время войны воевавший в рядах Советской Армии в звании майора, выработал еще одну версию радикального социализма – чучхе, адаптированную к специфическим условиям Северной Кореи. Считается, что уже на совещании руководящих кадров комсомола и Антиимпериалистического союза молодежи, состоявшемся в Калуне в июне 1930 года, Ким Ир Сен«осветил принципы идей чучхе и выдвинул чучхейскую линию корейской революции». На самом деле эта идеология вырабатывается постепенно в 50-60-е гг. ХХ в.

Важным этапом в развитии стало выдвижение Ким Ир Сеном 25 мая 1967 г., в самый разгар "Великой пролетарской культурной революции" в КНР, "Политической программы из десяти пунктов", в которой среди стратегических направлений идеологической работы были упомянуты "чучхеизация всех сфер жизни", "создание социалистической культуры", "революционизация и пролетаризация" всех слоёв общества (включая крестьянство и интеллигенцию) под руководством ТПК и рабочего класса. Тогда, в частности, была провозглашена стратегическая линия в хозяйственном строительстве социализма и коммунизма -«чучхеизация и модернизация народного хозяйства». В дальнейшем идеи чучхе развивались его преемником, «любимым руководителем» Ким ЧенИром (1942-2011).

Решающую роль в революционной борьбе отводилась имсамостоятельнму сознанию народных масс.Поскольку революционное движение является результатом сознательной деятельности, то в основу революционной борьбы и дела строительства всегда должна быть положена идейная подготовка человека. «Придавать решающее значение идейному фактору – закономерное требование развития революционного движения», - заявлял Ким Чен Ир.

Первый секретарь ЦК АПТ Энвер Ходжа (1908-1985) стремился реализовать в Албании сталинскую модель социализма. Во многом он пошел даже дальше самых радикальных большевиков: например, в 1967 г. Албания официально была провозглашена первым в мире атеистическим государством. Произведения Э. Ходжи («Влияние Великой Октябрьской Революции на Албанию», «Со Сталиным», «Хрущевцы», «Титовцы», «Размышления о Китае», «Югославское «самоуправление» — капиталистическая теория и практика», «Империализм и революция», «Еврокоммунизм — это антикоммунизм» и др.) являются важным элементом идейного корпуса радикального социализма. Особое место в его работах отведено анализу контрреволюционной роли социал-демократии и различных течений современного ревизионизма.В условиях конфронтации с «ревизионистскими» СССР и СФРЮ Ходжа призывал «жить, работать и бороться как в окружении», исходя из тезиса «строительства коммунизма в окружении ревизионистов и империалистов». Идеологическая последовательность Ходжи привела в1978 г.к прекращению отношений с Китаем, провозгласившим политику «четырех модернизаций». Бывшие «друзья» превратились в «банду оппортунистов и наймитов Запада».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: