Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Литературное чтение» на основе авторской программы О.В. Кубасовой УМК «Гармония». Учебно–методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Основными целями изучения курса «Литературное чтение» являются:
- создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
- содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознании; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно- нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;
- создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности
Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в Программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.
Учебный материал, реализующий Программу курса, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечают критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
|
Общая характеристика предмета
Предмет «Литературное чтение» является базовым гуманитарным учебным курсом в начальной школе, направленным на решение не только предметных задач, но и на общие для всех предметов задачи развития ребёнка. Это касается, прежде всего, духовно-нравственного воспитания и формирования универсальных учебных способностей. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
В соответствии с образовательным стандартом нового поколения курс «Литературное чтение» опирается на деятельную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности.
Предмет в 1 классе состоит из двух блоков: «Литературное чтение. Обучение грамоте» и «Литературное чтение».
Основной целью блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» является:
-создание методических условий для продуктивного обучения чтению детей, имеющих разный уровень дошкольной читательской подготовки.
Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в Программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.
Учебный материал, реализующий программу курса, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
|
Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:
- широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
- соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче первого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценносмысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся в 1 классе регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами. Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка).
На первый план в четвёртом классе выходят следующие задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения четвероклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагают литературные произведения различных стран и народов, большую часть которых составляют произведения русской литературы.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данный предмет является обязательным для обучения,т.к. стоит в инвариантной части учебного плана. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в первом классе отводится 132 часа в год, 4 часа в неделю (при 33 учебных неделях), во 2 классе отводится 136 часа в год, 4 часа в неделю, 34 учебные недели, в 3 классе отводится 136 часа в год, 4 часа в неделю, 34 учебные недели, в 4 классе отводится 102 часа в год, 3часа в неделю, 34 учебные недели.