Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития; выпускники начальной школы научатся:
· осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
· читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объему произведения;
· применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное);
· полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя,при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
· знанию основных моральных норм;
· ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
· работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
· определять авторскую позицию и высказывать своеотношение к герою и его поступкам;
· устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
· находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;
· выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;
· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ
|
· различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
· отличать поэтический текст от прозаического;
· распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
· соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;
· владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
· осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
· делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
· цитировать (устно);
· передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;
· применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;
· высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
· вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
· составлять несложные монологические высказывания о произведениях;
· составлять аннотацию и делать отзыв на литературное произведение или книгу;
· определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом и выборочном чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;
|
· создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
· осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
· ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
· пользоваться алфавитным каталогом;
· ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;
· пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.
Выпускники начальной школы получат возможность научиться
· осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
· воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
· применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
· испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
· уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
· бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
· воспринимать художественную литературу как вид искусства;
· соотносить литературу с другими видами искусства;
· испытывать эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
· развивать способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
|
· определять сходство и различие произведений разных жанров;
· осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, детальное (изучающее), поисковое, выборочное) в зависимости от цели чтения;
· использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
· выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;
· высказывать и пояснять свою точку зрения;
· применять правила сотрудничества;
· работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
· находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;
· понимать особенности некоторых типов композиции;
· выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
· цитировать (письменно);
· осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;
· писать изложения;
· создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);
· делать устную презентацию книги (произведения);
· пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
· работать с детской периодикой;
· расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.