освоения учебного предмета.
Планируемые результаты обучения.
Результаты формирования УУД
Личностные качества:
–положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;
– способность к размышлению о смысле жизни (смыслообразование);
– формирование основ гражданской идентичности;
– уважение культуры народов многонациональной России и других стран;
– формирование эстетических чувств и представлений;
– формирование экологического сознания;
– развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации;
– развитие дружеского отношения к другим людям.
Регулятивные УУД
– понимать и приниматьучебную задачу; сохранять её;
– планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных учебных задач;
– использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;
– прогнозировать;
– действовать по намеченному плану, про инструкции, представленной в словесной или схематической форме (под контролем учителя);
– выполнять учебные действия в материализованной и в речевой форме;
– осуществлять самоконтроль при чтении и при выполнении учебных заданий (по ходу и после завершения);
– вносить коррективы в свою деятельность;
– оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников;
– вырабатывать способность к волевой саморегуляции.
Познавательные УУД:
– находить необходимую информацию в материалах учебника, в школьных толковых словарях, применять её для решения практических задач;
– выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту;
|
– выделять главное;
– составлять план;
– ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг;
– находить в литературных произведениях примеры выразительных языковых средств по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;
– использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности;
– понимать и представлять информацию в освоенной табличной форме, использовать её для решения практических задач;
– выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого);
– выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения, характеризуя персонажей;
– обобщать прочитанное;
– сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;
– сравнивать произведения;
– анализировать особенности языкового оформления текста;
– ранжировать книги и произведения по указанным основаниям;
– подводить факты литературной речи под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенном объёме);
– синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера;
– обосновывать свои утверждения;
– решать учебные проблемы, поставленные совместно с учителем.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам; слушать и стараться понимать высказывания других;
– выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– обосновывать свои утверждения;
– пересказывать прочитанное подробно, выборочно, творчески;
|
– строить небольшие монологические высказывания с учётом конкретных речевых задач;
– создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на заданные параметры;
– согласовывать свои действия с партнёром;
– проявлять готовность к оказанию помощи товарищу.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание).
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознание цели и определение последовательности построения речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному научно-популярному и художественному произведению.
Чтение.
Чтение вслух. Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Выбор вида чтения (просмотровое, ознакомительное, поисковое/выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текстов – художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения. Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливания. Составление вербального плана. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
|
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения.
Понимание содержания текста и его подтекста; выявление отношения автора к тому, о чём идёт речь, и осознание собственного отношения к тому, что и как написано.
Подробная характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств из прочитанного текста. Выявление причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою.
Характеристика исторического героя – защитника Родины. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов.
Соотношение содержания произведения с теми языковыми и композиционными средствами, с помощью которых оно выражено автором. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).
Составление плана (цитатного, вопросного, в виде самостоятельно сформулированных повествовательных предложений).
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, пересказ (подробный, частичный, выборочный, творческий – от другого лица и по изменённому плану), рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин.
Описание портрета персонажа и места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Понимание заглавия произведения. Осознание особенностей научно-популярного текста, связанных с передачей информации. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план, схему. Отбор главного в содержании текста. Подробный и выборочный пересказ текста.
Библиографическая культура.
Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Составление каталожной карточки. Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему.
Говорение (культура речевого общения).
Освоение диалога как вида речи. Осознание особенностей диалогического общения: необходимости понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному).
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача впечатлений от повседневной жизни, литературного и живописного произведения в виде описания, рассуждения, повествования. Построение плана собственного высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.
Письмо (культура письменной речи).
Практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создание собственных письменных высказываний: эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация.
Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка.
Круг чтения.
На первый план выходят следующие задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста, и познавательные тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, большую часть которых составляют произведения русской литературы.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Накопление разнообразных видо-жанровых представлений об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, эпические и лирические стихотворения, очерки). Общее представление о жанрах, особенностях композиции и выразительных средствах.
Выделение художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики, умение отличать сказку от рассказа.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, эпизод, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Нахождение в тексте, определение функций в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Общее представление о разных видах текстов: повествование (рассказ), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность (на основе литературных произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, драматизация (чтение по ролям, живые картины, произнесение реплик героя с использованием мимики, развёрнутая драматизация); словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование; составление диафильма (комикса) и виртуальная экранизация; творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Основным материальным обеспечением реализации настоящей программы является комплект следующих изданий.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» 1 класс
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»
Содержание программного материала | количество часов | |
Добуквенный период | 23 ч. | |
Основной период | 67 ч. | |
Завершающий период | 2 ч. | |
итого | 92 ч. |
Блок «Литературное чтение»
Содержание программного материала | количество часов | |
Звенит звонок- начинается урок | 7 ч. | |
Час потехи | 9 ч | |
Что такое хорошо и что такое плохо | 11 ч. | |
Там чудеса | 11 ч. | |
резерв | 2 ч. | |
итого | 40 ч. |
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» 2 класс
Содержание программного материала | количество часов | |
1. | Читая — думаем | 26 ч. |
2. | Читаем правильно | 10 ч. |
3. | Читаем быстро | 7 ч. |
4. | Читаем выразительно | 7 ч. |
5. | Автор и его герои | 22 ч. |
6. | Слова, слова, слова... | 10 ч. |
7. | План и пересказ | 22 ч. |
8. | В мире книг | 15 ч. |
9. | Резерв | 3 ч. |
итого | 136 ч. |
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс
Содержание программного материала | количество часов | |
Труд человека кормит, а лень портит | 13ч | |
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца | 11 ч | |
«Унылая пора! Очей очарованье!..»-. | 7ч | |
Много хватать — своё потерять | 5ч | |
Тайное всегда становится явным | 7 ч | |
Ежели вы вежливы... | 4ч | |
«Снег летает и сверкает...» | 10ч | |
Каждый свое получил | 18ч | |
Жизнь дана на добрые дела | 7ч | |
За доброе дело стой смело | 7ч | |
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает | 17ч | |
Весна идёт, весне дорогу!.. | 8ч | |
Любовь — волшебная страна | 10ч | |
Чудесное — рядом | 10ч | |
Резерв | 2ч | |
итого | 136 часов |
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов | |
«Что за прелесть эти сказки!» | 25 ч. | ||
«О доблестях, о подвигах, о славе..» (Былины) | 6 ч. | ||
«О сколько раз твердили миру..» (Басни) | 5 ч. | ||
«Оглянись вокруг» (Рассказы) | 26 ч. | ||
«Золотая колесница» (Мифы Древней Греции) | 5 ч. | ||
«В начале было Слово и Слово было Бог..» (Библейские сказания) | 10 ч. | ||
«Самого главного глазами не увидишь…» (Повесть- сказка) | 13 ч. | ||
«Мир- театр и люди в нём актёры..»(Пьесы) | 7 ч. | ||
«Мир волшебных звуков» (Поэзия) | 16 ч. | ||
«Когда. Зачем и почему?» (Познавательная литература) | 20ч. | ||
Резерв | 3ч. | ||
Итого | 136 ч. |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 1 класс