Место где были замечены японские миноносцы. 17 глава




Что тут было! -- почти бунт...

-- Не позволим спускать флага! -- Не допустим разоружения! В море! В море! -- кричали в кают-компании...

Остановить этот порыв не было возможности. Дав накричаться и отвести душу, я попросил слова.

-- Господа! Судьба крейсера решена. Никакие наши протесты не могут отменить приказания, отданного именем генерал-адмирала...

Глухой ропот прервал мою речь...

-- Позвольте кончить! Крейсеру приказано разоружиться, но это будет выполнено официально еще через несколько дней, а между тем командиру довольно и получаса, чтобы всех нас списать с крейсера за нарушение дисциплины и критику распоряжений высшего начальства в военное время. Он имеет на это полное право, пока корабль под флагом, и не обязан в своих действиях давать отчета французскому правительству...А раз списан -- на все четыре стороны!.. Например -- на вторую эскадру...

Командир вполне сочувственно отнесся к моей идее, но, конечно, не согласился отпустить всех желающих, так как нельзя же было оставить крейсер вовсе без офицеров. Я получил разрешение не в счет, а прочие -- метали жребий. Судьба решила, что из состава кают-компании уезжали: старший офицер, один лейтенант, три мичмана и два механика; оставались -- два лейтенанта (один -- за старшего офицера), два мичмана и два механика; доктор и священник не шли в счет -- они все равно не могли уехать.

В то же время я телеграфировал адмиралу Рожественскому:

"Крейсер разоружается. В память старой службы прошу разрешения нам прибыть на вторую эскадру. Невыносимо сидеть сложа руки, когда другие дерутся".

Ответ получился благоприятный.

Вскоре же в отелях Сайгона появилась партия etrangers de disrtaction, ожидавших ближайшей оказии, чтобы отбыть в Европу.

"Диана" официально разоружилась, и командир ее вручил генерал-губернатору список офицеров и команды, находящихся на крейсере, удостоверяя, что они не примут более участия в военных действиях. Такое удостоверение (все равно, что сдача на "честное слово") освобождало французские власти от обязанности наблюдать за "интернированными", дабы воспрепятствовать их побегу.

Конечно, нас в этом списке не было.

31 августа отбыла первая партия (трое) знатных иностранцев на товаропассажирском пароходе (Этим не посчастливилось -- они опоздали на вторую эскадру.), а 2 сентября на пароходе "Polynesien" общества Messageries Maritimes выехали из Сайгона господа Bernard Christian, ecrivian (писатель) (начальные буквы были подогнаны на всякий случай к меткам на белье. -- В.С.), инженер Friedrich Shoeshling и два техника, служившие в Дальнем, -- Мейер и Шульц. Эти последние путешествовали даже во втором классе, чтобы не возбудить подозрения основательным знанием одного только русского языка.

Вл. Семёнов.

 

 

Часть вторая
Поход Второй эскадры

 

I
От Сайгона до Либавы. -- Выход эскадры из аванпорта. -- Первые впечатления. -- Беседа со старым соплавателем. -- В звании пассажира при штабе адмирала Рожественского. -- "К непосредственному боевому опыту надо относиться с тщательной критикой..."

Итак, господа Christian (офранцузившийся швед), Shoeshling (природный немец) и обрусевшие немцы Мейер и Шульц благополучно отбыли из Сайгона 2 сентября 1904 г. на пароходе Messageries Maritimes.

К сожалению, никто из них за время плавания не вел дневника, а потому описывать его подробно я не берусь, так как обещал читателям строго держаться документов, каковыми я, из числа заметок очевидцев, считаю только те записи, которые сделаны в самый момент совершающегося факта. Воспоминания всегда имеют окраску, приданную им последующими событиями, участником или свидетелем которых был автор. Это является неизбежно, помимо его воли.

В данном случае, имея возможность руководствоваться только воспоминаниями, буду краток.

Опасность, грозившая путешественникам, заключалась в том, что любой вспомогательный крейсер японского флота, получивший надлежащие сведения, мог остановить пароход и потребовать выдачи военной контрабанды. Конечно, для этого нужно было прежде всего удостоверить личность, но, на несчастье, это оказывалось нетрудным, так как невольные "путешественники", не подозревая ожидающей их участи, за время пребывания в Сайгоне широко пользовались услугами многочисленных фотографов. Между тем сами французы признавали, что японских шпионов в городе достаточное количество, а из Сингапура доносили, что в Малаккском проливе держатся японские крейсера.

Огромное большинство пассажиров составляли, вполне естественно, французы, но были и представители других национальностей. В I классе -- несколько англичан, а во II -- кроме европейцев, еще и местные жители: анамиты, малайцы, китайцы и даже два японца.

Главным образом ради этого элемента и разыгрывалась комедия, в которой принимали участие не только "путешественники", но и капитан парохода, и многие французские офицеры, ехавшие в отпуск, и возвращавшийся в Париж депутат от Кохинхины Deloncle.

Все они, неоднократно бывавшие на "Диане", по-видимому, совершенно не обладали памятью на лица. Знакомство завязалось только впоследствии, да и то, по внешности, довольно туго. Наши милые спутники, в своем пристрастии к "lа mysere", даже чересчур старались, но выполняли это с большим искусством, так быстро меняя тему и тон разговора при появлении вблизи "нежелательных субъектов", делая такие неожиданные выпады, что порой хотелось от души смеяться и даже аплодировать. Так, однажды, горячо, но вполголоса обсуждая действия Куропаткина под Ляояном, французский капитан в том же тоне, но с еще большей таинственностью, указывая на гулявшего по палубе Мейера (небольшого роста, сильного брюнета), заявил: "Мне этот русский немец очень подозрителен... не японский ли шпион? Сколько их развелось! Всюду, всюду!.." -- Оказывается, к нам подошел и сел неподалеку один из англичан. Лейтенант из legion etrangere, хорошо говоривший по-шведски, при таких обстоятельствах никогда не упускал случая практиковаться в употреблении этого языка, рассказывая г. Christian о том, как он провел несколько лет в Швеции, причем его собеседник чувствовал себя довольно затруднительно, но храбро подавал реплики (безбожно путая датские, шведские и немецкие слова) и делал вид, что из любезности торопится перевести разговор на французский язык.

Разумеется, все разговоры в своей компании, вне опасности быть услышанными, вертелись около войны. К сожалению, как это ни странно, наши приятели были осведомлены о ближайших по времени событиях не больше нашего. Обе сайгонские газеты (очевидно, в силу экономических соображений) не только не получали и не печатали полностью телеграмм агентства Рейтера, но даже и с агентством Гаваса имели особое условие. Телеграммы занимали на их столбцах лишь несколько строк, да и то не каждый день. Сведения черпались главным образом из газет метрополии, приходивших еженедельно и находившихся в пути от 22 до 25 дней. Что касается второй эскадры, ее состава и времени отплытия, то французы не только не могли просветить нас, но у нас же спрашивали, как мы на этот счет думаем. Правда, на основании частного письма из Парижа один из спутников сообщил слух, что Россия ведет переговоры о покупке броненосных крейсеров -- четырех аргентинских (типа "Кассуга") и двух чилийских, но есть ли надежда на удачное завершение сделки -- оставалось неизвестным. Зато много говорили о вспомогательных крейсерах.

Об этих крейсерах мы слышали еще в Порт-Артуре. Там рассказывали (Бог весть, из каких источников), что приобретены лучшие пароходы Hamburg -- America -- Linie, что они со дня на день могут появиться в Китайском море и в Тихом океане на путях, ведущих в Японию. Один слух о возможности их появления оказал огромное влияние на повышение фрахтов. Вскоре, однако же, все эти разговоры сошли на нет...

Любопытно отметить тот факт, что французы ожидали от наших вспомогательных крейсеров именно той деятельности, которую в своих мечтах приписывали им артурцы.

-- Tenez, mon commandant! -- горячился в разговоре со мной старший помощник. -- Вот я -- моряк коммерческого флота. Охотно возьмусь везти что угодно и во Владивосток, и в Порт-Артур. Но ведь не буду же я таким идиотом, чтобы, выходя из Марселя, иметь мои документы на блокируемые порта! Неужели поблизости к ним не найдется порта, а в этом порте торговой фирмы, которой можно было бы адресовать мой груз? Да на самом моём пароходе никто, кроме меня, не знал бы об истинном нашем назначении! Мои помощники, мой экипаж могли бы с чистой совестью, под присягой, показывать, что мы непричастны к военной контрабанде! Не говоря уже про документы! -- ни одной компрометирующей бумажки!.. Вы скажете: -- А военные припасы? пушки? -- Какой вздор!.. Почему я не могу везти все это в Кьяо-Чау по заказу германского правительства?.. (Конечно, если германское правительство обещает содействие.) Несомненно, что так и поступают те, которые везут военную контрабанду в Японию... Контрабандистов надо ловить на последнем марше к порту назначения. Тогда -- нет отговорок. Дело ясно. Но задерживать их за тысячи, даже за десятки тысяч миль от цели их плавания... Это -- безумие! Это -- полное отсутствие самого элементарного представления о крейсерских операциях!.. Ничего не выйдет, кроме недоразумений, и, простите, обидных для России недоразумений!..(Так и случилось в эпизоде с пароходом "Малакка".) Кто ведает у вас этим делом? Surtout, qui tient les cordons de la bourse?.. По-моему, тут не может быть двух мнений -- или sancta simplicitas, которой все прощается (но тогда -- это плохой выбор), или -- c'est de la trahison... Я вам скажу больше: ваши "Терек", "Кубань", "Урал", которые при перечислении вспомогательными крейсерами в германский флот были бы вооружены каждый четырнадцатью 6-дюймовками, получили у вас какую-то игрушечную артиллерию, и любой авизо в 2--3 тысячи тонн, не уступающий им в скорости, может их уничтожить!.. Что это такое? В чем секрет? C'est de l'ignorance, ou de la bourse?..

Я не мог не любоваться этим, всегда спокойным и холодным, морским волком с лицом, сожженным солнцем (sunburnt, как говорят англичане), так волновавшимся, так близко к сердцу принимавшим ошибки людей, руководивших деятельностью морских сил de la nation amie et allise... Чрезвычайно характерно, что он даже не пробовал разбирать действия линейного флота, об этом он только расспрашивал; но что касается операций вспомогательных крейсеров, того поприща, на котором он сам должен был выступить в случае войны, тут, в этой сфере, он чувствовал себя вполне компетентным и, не стесняясь, высказывал свои мнения... Он не понимал... Нет! не понимал!.. -- "Неужели не нашелся ни один самый простой, le plus ordinaire des vrais marins, который взял бы на себя смелость сказать самому императору: Sir, c'est pas ca!.."

Наивность почти трогательная...

-- Et puis ces bruits qui courrent a propos de toute cette affaire! Que ce qu'il arrive? Que ce qu'on fait? Est-ce-vrai? Mon cher commandant! Dites! Dites!..

Но что сказать?.. Я сам ничего не знал достоверно, хотя, читая иностранные газеты, знакомясь со слухами, не мог не проникаться смутной тревогой за будущее...(Я не хочу забегать вперед, выписывать из моего дневника сведений, добытых мною позже.)

В Суэце Bernard Christian получил телеграмму (на французском языке): "Прямо Либаву, кратчайшим путем".

Посоветовались с приятелями, покопались в путеводителях, -- длиннейший по расстоянию, но кратчайший по времени, оказался путь через Марсель.

Так и решили.

В Порт-Саиде, где пароход остановился для приемки угля, видели "Петербург" и "Смоленск". Только издали. Даже близко не подпускали. Они стояли, как зачумленные, оцепленные кордонами и с суши, и с воды... Впервые пришлось быть свидетелем такого унижения русского флага... Спасибо французам: они (это я узнал позже) организовали настоящую охрану с целью не допускать в наши руки местных английских газет, в которых "Петербург" и "Смоленск" en routes letters назывались пиратами, причем, во имя удовлетворения законного негодования цивилизованных наций и в пример прочим варварам, чтоб им впредь неповадно было, рекомендовалось выпустить эти крейсера в море и там расстрелять, утопить со всем экипажем, никому не давая пощады.

Мы простояли в Порт-Саиде только несколько часов (сколько помнится -- с 9 ч. вечера до 2 ч. ночи) и пошли дальше.

В Средиземном море -- не повезло. На следующий же день -- поломка в машине. Починились своими средствами, но уже не могли давать больше 12 узлов, да и то несколько раз приходилось останавливаться и что-то подправлять... В результате -- опоздали приходом в Марсель на целые сутки. Тут новая незадача... Мистраль так и рев`т. В гавань войти нельзя, а из-за стачки портовых рабочих для перевозки с парохода на берег пассажиров и их багажа компания могла добыть только два небольших буксирных пароходика, укомплектованных штрейкбрехерами. Нас с нашим ручным багажом свезли в тот же день, что же касалось вещей, сданных в багажный трюм, то получения их нельзя было ожидать раньше суток...

А между тем... -- "Прямо Либаву, кратчайшим путем".

Известные читателям путешественники, теперь уже не слишком заботившиеся о сохранении своего инкогнито, метались по пароходу и чуть не устроили скандала...

-- C'est pas un paquetbot! C'estun guet-a-pens! -- наскакивал на капитана В. Christian. -- Pourrais-je prendre le rapide de ce soir? Dites, mon commandant!

Ah-la-la! -- кричал капитан парохода. -- Suis-je le Bon Dieu? Dites, mon autre commandant!..

Du calme! du calme! -- взывал Deloncle, бросаясь между ними... -- Voyez bien -- c'est la force majeure! -- твердил он в одну сторону. -- Pour ces braves, des heures, des minutes perdues -- c'est la question d'etre en retard pour la seconde esquadre!.. -- увещевал он капитана, готового требовать сатисфакции...

Съехав на берег, первым делом отправились в консульство. Благодаря мистралю температура резко понизилась; было + 15 RC. Местные дамы ходили по улицам, закутавшись в меховые боа. Наши тропические костюмы привлекали на себя общее внимание. Мальчишки что-то кричали; собаки, кажется, лаяли... В консульстве в первый момент от нас шарахнулись (будь это теперь -- наверно, приняли бы за экспроприаторов), но когда я заявил, кто мы такие и откуда, -- обращение резко изменилось.

Где вторая эскадра?

Ничего не знаю. По-видимому, еще в России...

Когда выйдет? Успеем ли захватить ее в Либаве, выехав завтра вечером через Париж в Берлин?

Генеральный консул (очень симпатичный и любезный пожилой господин) только развел руками...

-- Хорошо! Тогда -- так: будьте добры отправить срочно вГлавный морской штаб телеграмму, которую я сейчас составлю. Завтра вечером (раньше невозможно) мы выедем, а послезавтра утром в Париже, в посольстве, получим указания, каким экспрессом и куда направиться...

-- Великолепно! Пишите -- все будет сделано. Телеграмма написана. Распоряжения отданы.

А теперь, m-r le consul, не поможете ли нам дружеским советом: где бы приобрести готовые костюмы, более соответствующие октябрю, чем наши?..

Да, признаюсь, не зная, я... очень удивился, -- засмеялся консул. -- Вам положительно следует одеться!..

При благосклонном (можно прямо сказать -- дружеском) содействии секретаря консульства, марсельского старожила, нас, во-первых, пустили в хороший hotel, а во-вторых, так быстро "одели", что уже к обеду (часа через два) мы перестали возбуждать подозрения добрых граждан своей внешностью.

Мейер и Шульц почему-то вдруг проявили необыкновенную самостоятельность, решили, что я им больше не начальство, и уехали утром следующего дня экспрессом через Вену (Они опоздали. Впрочем, Мейер попал в отряд Небогатова.). Мы двое, сохраняя намеченный маршрут, выехали вечером. В 9-м часу утра следующего дня -- в Париже, и немедленно в посольство. Встреча со стороны услужающих довольно холодная (вероятно, заподозрили в нас соотечественников, проигравшихся в Монте-Карло), говорят: "Так рано посол не принимает и т. п..." Однако же, когда на оборотной стороне карточки В. Christian я написал карандашом: "кап. 2 ранга и мичман с "Дианы" -- то едва лишь успели ее унести, как все двери перед нами широко открылись.

Посол -- Нелидов -- принял нас крайне радушно, но о второй эскадре не мог сообщить ничего достоверного, хотя собственный его сын был на "Ослябе". Звонили по телефонам, посылали в главный почтамт и наконец получили телеграмму на имя В. Christian -- "Торопитесь Либаву".

В час дня Nord-Express'oM выехали на Берлин.

Около 10 ч. вечера 29 сентября на станции Вержболово, через 27 дней по отбытии из Сайгона, etranges de distraction, В. Christian и F. Shoeshling скромно стояли у своих чемоданов в ожидании очереди, когда в зал таможенного досмотра, гремя шпорами, поспешно вошел бравый полковник.

-- Господа офицеры с "Дианы"?.. -- Позвольте познакомиться... Прошу закусить. Время есть. Что? -- Багаж? -- Отдайте ключи -- все сделают! Лишнего не возьмут! Да с вас, кажется, и брать нечего.

Мы не заставили себя долго упрашивать и, после кухни экспресса, так налегли на закуску и на цыплят по-польски, что полковник, рассчитывавший поговорить, узнать много нового, был, видимо, разочарован...

Вы прямо в Питер?

Да нет -- в Либаву...

В Либаву?.. Так вам и торопиться нечего! Если поедете с этим поездом -- все равно придется 9 часов ждать пересадки на Либаво-Роменскую!.. Да еще на отвратительном полустанке, где даже прилечь не на что! Оставайтесь ночевать, выезжайте с утренним согласованным поездом.

-- Где ж тут ночевать?..

-- Не беспокойтесь! Велю открыть апартаменты -- так заснете, как давно, поди, не спали!

Да нам к спеху!.. Нельзя ли заказать экстренный поезд?.. Заплатим...

Фью! -- свистнул полковник. -- Во-первых, за разрешением надо телеграфировать министру путей сообщения, а во-вторых, это обойдется больше трех тысяч!.. Или у вас денег куры не клюют?.. Говорю -- ночуйте. Уж я знаю... И чего вам приспичило в Либаву? Добро бы в Петербург!

Да ведь вторая эскадра не сегодня, завтра уйдет в море! -- У меня телеграмма есть!..

Так вы на вторую эскадру?

Конечно!

После шести месяцев Порт-Артура...

-- Не сидеть же сложа руки, когда другие дерутся! Полковник хотел было что-то сказать, но словно поперхнулся и скомандовал -- "шампанского!.."

Около 2 ч. ночи 30 сентября прибыли в Либаву. Здесь нас обоих ожидал приятный сюрприз. Помощник начальника главного морского штаба (контр-адмирал Н.) нашел возможность и время предупредить наших родственников о вероятном часе нашего прибытия. Нас встретили. За ночь, конечно, глаз не сомкнули, а к подъему флага (к 8 ч. утра) уже были в порту. Тут -- сутолока невозможная. С трудом добыли катер и отправились в аванпорт, на броненосец "Князь Суворов", на котором держал флаг командующий второй эскадрой.

Встреченные довольно холодно в штабе, мы были зато чрезвычайно сердечно приняты адмиралом. Моему спутнику, мичману, сейчас же нашлось место на миноносце, что касается меня, то по моему чину дело обстояло сложнее... Адмирал обнадежил, что "как-нибудь устроим", а пока что приказал перебираться на "Суворов" просто пассажиром.

На эскадре, готовившейся к выходу в дальнее плавание, спешно грузили запасы и материалы, принимали уголь, шла, как говорят на флоте, такая "горячка", что с кем-либо обстоятельно потолковать, о чем-нибудь расспросить -- и думать не приходилось. Да и сам я спешил воспользоваться несколькими часами свободного времени, чтобы закупить на берегу вещи, необходимые в походе. Кое-что привез из дому (из Петербурга) брат, выехавший мне навстречу, кое-что удалось привезти с "Дианы" (Это "кое-что", т. е. форменное платье, шло на пароходе в виде груза, адресованного торговым домом "Матэ", в Сайгоне, некоторому торговому дому в Марселе, было упаковано в ящики с соответственными клеймами и не имело ничего общего с "путешественниками"), но все же многого не хватало.

Несмотря на уверения старшего офицера "Суворова", что завтра ровно в 9 ч. утра будет с берега последняя шлюпка, я, прибыв на пристань 1 октября за 1/4 часа до назначенного срока и прождав более получаса, так её и не видел. Ничуть не огорчился: знакомое дело -- "горячка". Кто-нибудь подвезет! Взялся подвезти катер с "Александра III". В 10 ч. утра был на месте. Ранний выход не состоялся. Из-за малой воды некоторые корабли днищами касались грунта, ползали по илу и никак не могли развернуться...

-- Недурен порт! Полюбуйтесь! -- желчно бросил адмирал, проходя мимо меня...

По счастью, еще с утра потянул слабый SW, и вода пошла на прибыль. "Суворов" тронулся только в 4 часа пополудни.

Хорошо помню этот день. Низкие серые тучи; не то туман, не то изморось; сумрачные лица; руки, засунутые в карманы; головы, прячущиеся плотнее в воротник пальто, за который то и дело пробираются струйки холодной воды; общая нервность и раздражительность -- не то от погоды, не то от досады на все эти мелкие неудачи, не то... от тревоги по поводу недобрых примет...

-- Не отпускает Либава!.. -- Совсем не Либава, а строители порта! -- погода как на похоронах... -- Дождь -- это к благополучию при отъезде! -- Да еще пятница!.. -- Зато -- Покров! -- слышались то тут, то там отрывистые замечания...

Не знаю, те, что находили приметы благоприятными, были ли искренни? Вид у всех одинаково был далеко не веселый.

Я им удивлялся. Я ведь еще не знал того, что им было хорошо известно; я даже о составе эскадры еще не успел расспросить толком, а о степени ее боевой готовности не имел ни малейшего представления. Я был счастлив одной мыслью, что попал на эскадру до её ухода из России! Какие могли быть сомнения? Раз посылают эскадру, значит, она в силах помериться с врагом! Иначе и посылать бы не стоило! Будущее -- в наших руках!.. И несмотря на серенький день, на хмурые лица окружающих -- на душе у меня пели райские птицы.

Ярко запомнился один эпизод этих проводов.

"Суворов" уже выходил из ворот аван-порта, когда ко мне подбежал мичман князь Ц.

-- Это ваши! это ваши! скорей! скорей! -- говорил он, тащаменя за руку к левому борту.

Я вышел на площадку левого трапа.

Неподалеку от броненосца, мотаясь на зыби и зарываясь носом, держался небольшой, серого цвета, паровой баркас под инженерным флагом. На палубе, уцепившись за рубку, стояли мой брат и его жена. Он что-то кричал (чего нельзя было разобрать за шумом ветра) и махал фуражкой, а она высоко над головой поднимала свою собачонку Темика, как бы показывая, что и этот малый зверь участвует в моих проводах, хочет со мною проститься...

Какие пустяки, но как они врезываются в память!..

Броненосец прибавил ходу. Серенький баркас спешно юркнул в гавань. Впереди было открытое море...

В этот день тронуться в путь-дорогу так и не удалось. Что-то приключилось с "Сисоем", который застрял в гавани. Кажется, он потерял якорь и его разыскивал. Остались ждать. С выходом из аван-порта суета на броненосце несколько улеглась. Явилась возможность несколько разобраться в вещах, наскоро брошенных в каюту, оглядеться, устроиться и кой о чем расспросить. Среди штабных у меня не оказалось ни одного старого соплавателя, с которым можно было бы поговорить по душе. Правда, старший флаг-офицер лейтенант С. был почти моим товарищем (он отстал от нашего выпуска в 1 -- й роте), но после того в течение 20 лет мы встречались очень редко и могли считаться только знакомыми, отнюдь не приятелями... К тому же все они (штабные) имели такой озабоченный вид, что подступиться к ним с частной беседой я не решался. Зато в кают-компании нашлись двое -- старший артиллерист и старший механик, с которыми немало пришлось соли съесть на "Донском" и на "России". К ним-то я и обратился за разрешением моих недоумений.

-- Почему это взяли с собою "Сисой"? -- спрашивал я. -- Ваш отряд 18-узловый, а ведь он, дай Бог, на 14!

Старший механик поглядел на меня как-то странно, словно стараясь угадать: шучу я или говорю серьезно?.. Наконец сообразил:

Да!.. Ведь вы прямо из Артура!.. Ну так вот: скорость тут не играет роли; "Сисой" свои 14 даст, а из наших -- на "Бородине" при ходе 12 узлов уже греются эксцентрики; что же касается "Орла", то он вовсе не успел сделать положенных испытаний, и на какую его скорость можно рассчитывать (на долгий срок и без поломок в машине) -- совершенно неизвестно... "Суворов", "Александр" и "Ослябя" -- ну, эти, пожалуй, 15--16-узловые...

Ну, а "Наварин" и "Нахимов" с их пушками в 35 калибров на устарелых установках? "Донской" -- эта старая коробка? Я очень его люблю, долго на нем плавал... но куда же ему в бой?..

Да кого же брать-то? Если бы можно было снарядить, прихватили бы с собой и "Мономаха", и "Корнилова", и всякую другую рухлядь! Ведь это все корабли, числящиеся боевыми судами флота! В бумажной войне, которую разыгрывали в тиши кабинетов наши стратеги, все они были на учете, согласно всем данным справочной книжки! Нельзя же теперь, когда началась настоящая война, объявить их хламом!.. Он горько засмеялся...

-- Но "Слава"? "Олег"? "Изумруд"? Где они?..Опять взгляд, полный недоумения...

Про "Славу" и говорить нечего -- она и через год еще вряд ли будет готова... "Олег", "Изумруд" -- не только не начинали испытаний, но даже и постройкой не вполне закончены. Прислали их в Ревель, да в таком виде, что адмирал решительно отказался навязывать себе на шею эту обузу... Говорят -- догонят нас в дороге...

А чилийцы и аргентинцы?..

-- Ничего не выйдет! -- безнадежно отмахнулся он. -- Только зря разбрасывают сотни тысяч, если не миллионы, разным авантюристам, которые обещают оборудовать покупку!..

Наступило молчание. Райские птицы перестали петь свои песни. На душе было смутно и тревожно... Не хотелось верить, но беспощадная действительность так ярко била в глаза... Я хорошо знал моего собеседника и в правдивости его слов не имел повода усомниться...

-- Конечно... -- промолвил я, -- если так... приходится брать с собой все, что можно... Будет ли толк? Если бы эти старые корабли были там, на месте, к началу войны, -- они могли бы, опираясь на укрепленный порт, принести немалую пользу, выступая против соответственного противника и уклоняясь от встречи с неподходящим... Но отмахнуть конец в 12 000 миль с тем, чтобы в заключение этого похода силой прорываться к своей базе, вступить в бой, инициатива которого будет в руках неприятеля, драться, может быть, с лучшими его кораблями, совершенно свежими, только что покинувшими свои арсеналы... -- мало шансов на успех такого предприятия...

И я то же думаю...

Жаль, что в 1901 году этот отряд вернули в Кронштадт...

Вот, вот! -- встрепенулся мой собеседник. -- Меня прямо злость берет, когда я об этом вспомню! На кой черт вернули? Под предлогом сокращения кредитов на плавание? -- Так ведь не все ли равно, где кончить кампанию? Где стоять -- в порту под крышей -- в Кронштадте или во Владивостоке?.. Говорили -- требуется капитальный ремонт, с которым Владивосток не справится... А знаете ли, я прикидывал, что стоили только уголь и смазочные материалы, потраченные на переход отряда из Тихого в Балтийское, не считая других расходов... -- больше полумиллиона!.. Если бы эти полмиллиона затратить на расширение мастерских Владивостока, так они бы с успехом этот ремонт выполнили! И "старички", подмолодившись, при первых выстрелах начали бы кампанию! и поработали бы! Можно было бы иметь две эскадры: первую -- в Артуре, вторую -- во Владивостоке! Ну-ка?.. А теперь?.. Это еще не весь счет к уплате! Этот поход тех же, наскоро отремонтированных кораблей на Восток, поход в военное время, когда мы за все платим втрое, вчетверо, -- во что он обойдется? для них же? -- миллиона полтора, а то и два!.. Сэкономили!.. Просто привычка! Рутина проклятая: "суда эскадры Тихого океана, требующие капитального ремонта, возвращаются в Кронштадт"... Конечно, могло играть роль и другое соображение: от заказов, работ и заготовок Владивостокского порта под шпиц ничего не перепадет... пропавший процент... А теперь -- не пропало! Корабли, может быть, и пропадут, но процент -- в кармане!.. Эх!.. -- И, как всегда (это была его привычка), рассердившись, он порывисто схватил фуражку и убежал в машину.

-- Не преувеличивает ли "генерал" ("Генерал" -- приятельское прозвище старшего механика, приобретенное им еще за время плавания на "России", много лет назад.)? Неужто так плохо? -- думал я, оставшись один в его каюте... и -- пошел в кают-компанию.

Здесь, за исключением самой зеленой молодежи, почти все оказались хорошими знакомыми по эскадре Тихого океана.

-- Надежный состав! -- невольно подумалось мне.

Разговор не смолкал, но я не мог не заметить, что в то время, как меня осаждали вопросами об Артуре, о приемах, практикуемых японцами, о бое 28 июля и т. п., мои попытки -- услышать откровенные отзывы о второй эскадре -- не приводили к цели. Словно мои собеседники о чем-то умалчивали, не хотели распространяться на эту тему. Не секретничали же они передо мною! -- Конечно, нет. И в этот, и в последующие дни, -- они просто воздерживались громко высказывать то, что каждый из них думал про себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: