Место где были замечены японские миноносцы. 19 глава




Чуть посветлело, оба парохода перешли к самому входу в Бельт и начали заводить трал. Вопреки моим опасениям, работа была выполнена без сучка без задоринки. Нигде и ничто не "заело" и не "захлестнуло". К 7 ч. утра, когда эскадра уже начала сниматься с якоря, мы были готовы идти впереди ее. Но тут... Всякому ясно, что в такой работе, как буксировка трала, чем больше корабль, чем сильнее его машина, тем менее он стеснен в своих действиях, и -- наоборот, а потому в тралящей паре большой корабль должен приспособляться к маленькому. По-видимому, на "Ермаке" об этом не подумали и, не дав "Ролланду" времени для занятия надлежащей позиции, круто повернули на указанный курс и дали ход... Маленький пароходик, подхваченный за корму тралом, как буксиром, почти лишенный возможности управляться, отчаянно засигналил: "Стоп машина! Что вы делаете?.." Должен отдать полную справедливость командиру "Ермака", он сразу увидел и понял свою ошибку: не только застопорил машины -- дал ход назад... Но было поздно. Осадить громаду "Ермака", двинувшуюся вперед, было не так-то легко и скоро... Трал уже успел вытянуться в струну и -- лопнул... Между тем эскадра приближалась. На сигнал "Ермака" о нашей неудаче адмирал ответил: "Считать путь протраленным", -- и пошел дальше... "Ермак", который в качестве могучего буксира должен был сопровождать эскадру, просемафорил нам: "Подберите трал и следуйте за нами", а сам присоединился к броненосцам... Уборка порванного трала заняла около 1? часа времени. Потом пошли догонять эскадру.

Эта неудача очень меня озаботила. Сам по себе случай был совсем неважный. Стоило вспомнить, сколько тралов перервали в Порт-Артуре, пока дело не наладилось окончательно!.. Если бы меня спросили: кто виноват? -- я затруднился бы указать виновного. Неопытность -- ничего более... Но этот "первый блин комом" -- каким козырем мог он явиться в руках защитников "транзундской" инструкции!

Около 10 ч. утра, уже догоняя эскадру (мы шли кратчайшим путем), получили телеграмму -- "Идти к "Орлу". В полдень подошли к броненосцу, стоявшему на якоре посреди Бельта.

Приблизившись, крикнул командиру в рупор:

-- Прислан с пароходом в ваше распоряжение! Жду приказаний!

Мне не надо никакого содействия! Управлюсь своими средствами! Станьте на якорь поблизости!

Есть!

Однако вскоре же пришлось оказать содействие, и притом способом совершенно неожиданным.

Дело в том, что на "Ролланде" был установлен небольшой силы аппарат беспроволочного телеграфа системы Маркони, и только что мы отдали якорь, как этот аппарат начал принимать телеграммы, адресованные "Орлу", или, вернее, -- вызов "Орла" "Суворовым", на который первый не отвечал.

Передали ему семафором -- "Вас вызывает "Суворов". Тотчас же наш приемный аппарат записал ответ "Орла", а затем телеграмму "Суворова": "Как скоро надеетесь исправить повреждение?" С "Орла" -- молчание. После того, как "Суворов" дважды повторил свой вопрос, а "Орел" продолжал безмолвствовать, мы передали ему и эту телеграмму семафором. Он немедленно ответил: "Не позже как через 2 часа".

Дальнейшие переговоры велись по той же крайне оригинальной системе: "Ролланд" принимал телеграммы "Суворова" и семафором передавал их содержание на "Орел", до которого они почему-то не достигали, а "Орел", уже непосредственно, отвечал "Суворову".

Не будучи специалистом дела, я обратился за разъяснениями к флагманскому минеру, вместе со мной оставшемуся на "Ролланде".

Очевидно, на "Орле" какая-то неисправность в приемном аппарате... -- заявил он.

Об этом я и сам давно догадался, а вы мне объясните, почему эту неисправность не могут найти и устранить? Ведь на "Орле" два минных офицера -- специалисты своего дела, а его выручает какой-то буксирный пароход, на котором уж несколько лет, почти без всякого технического присмотра, стоит какой-то слабосильный аппаратишко и... так исправно работает!

Так ведь это -- "Маркони". Он значительно проще...

А у нас на эскадре какая система?

У нас -- патент германской фирмы "Сляби-Арко".

Что же это -- последнее слово науки? Везде принято!

Н-нет... пока еще... нигде, но фирма представила такие данные, обещала такой район действий, какого до сих пор никому еще не удавалось достигнуть...

Так что боевая эскадра России, последняя карта в нашей игре, -- предоставлена господам "Сляби-Арко" для производства широкого опыта? А если это только реклама?..

Я тут ни при чем! я -- ни при чем! -- поспешно заговорил минер (видимо, ему почудилось, что я готов на него броситься). -- Я даже протестовал, как мог... Я настаивал на системе "Маркони", испытанной системе, столько лет... Но, вы сами понимаете, что я мог?.. Технический комитет признал наилучшей; главное управление заключило контракт. Тут уж ничего не поделаешь! Сам адмирал, если бы попытался, ничего бы не вышло!.. Лбом в стену!..

Ну, а вы? Кругом немцы, которые нашего разговора не понимают, -- скажите прямо: что думаете об этой системе?

Трудно сказать, что будет... может быть, наладится. С нами идут на разных судах специальные монтеры от фирмы. Ведь только что приняли и поставили. Пока, если говорить откровенно, хорошего мало...

Ну, счастье ваше, что вы не член технического комитета! А то, сгоряча, я мог бы поступить с вами очень нехорошо... Снабжение армии негодным оружием, негодными боевыми припасами -- ведь это приравнивается к измене!..

В 2 ч. дня "Орел" снялся с якоря и пошел догонять эскадру. Мы следовали за ним. Из обмена телеграмм между ним и "Суворовым" известно было, что повреждение произошло в рулевой машинке и, кажется, исправили его не совсем: броненосец очень плохо держал на курсе и сильно рыскал. Шли всю ночь. Около 8 ч. утра завидели впереди отставшие от эскадры "Аврору" и транспорт "Метеор". Около 11 ч. утра 7 октября, почти одновременно с ними, подошли к месту стоянки эскадры на SW от мыса Скаген.

Вернувшись на "Суворов", на самом трапе чуть не столкнулся со старым товарищем и приятелем, который давно уже потянул прочь от строя, как говорят во флоте -- "пошел в отхожие промысла". Я торопился с докладом. Он торопился на свой корабль. Однако оба задержались, чтобы обменяться приветствиями.

Ты здесь по какому случаю?

Командую миноносцем...

Кой черт тебя понес? Разве потребовали? Зачем лезешь?

А ты зачем лезешь? Да еще по второму разу? Мало Артура?..

Я -- другое дело! Я -- в строю!..

-- Врешь, братец! Все мы одной веревочкой связаны: столько лет мундир носил, флотским офицером числился -- плати по векселю! К расплате!..

Пусть даже так, но почему этот трагический тон?..

Ну, мне некогда! При случае -- поговорим... До свиданья! Поприглядишься -- сам поймешь!.. -- бросал он отрывистые фразы, сбегая по трапу, и, спрыгнув в подошедший катер, уже оттуда еще раз крикнул: -- Помяни мое слово! К расплате! К расплате!..

От Скагена пришлось отослать обратно в Либаву миноносец "Прозорливый", у которого так потекли холодильники, что исправить повреждения своими средствами оказалось невозможным, а также и "Ермак", у которого было что-то неладно в дейдвудных трубах. Обидное начало!..

Здесь, насколько я мог быть осведомленным, предполагалось простоять двое суток для пополнения запасов угля на предстоящий большой переход. Каков был этот переход, каков был предполагаемый маршрут эскадры? -- оставалось мне неизвестным.

По отношению ко мне штабные чины хранили безмолвие, считая меня за "чужого". Признаюсь, я даже не был в претензии: Слава Богу, что научились беречь настоящие секреты! -- Однако же какими-то неисповедимыми путями кой-какие сведения проникали в кают-компанию.

Так, например, около полудня стало известно, что агенты нашей охраны сообщили, будто рыбаки видели 4 миноносца неизвестной национальности, державшиеся в море по ту сторону Скагена; видели также какой-то воздушный шар, прошедший над местом стоянки эскадры с SW на NO; командир транспорта "Бакан", возвращавшегося из Ледовитого океана, Донес будто бы адмиралу о каких-то подозрительных судах, Укрывавшихся в бухтах норвежского берега... Возможно, что эти сведения были неточны. Не посвященный в тайны штаба, я вынужден был для своих заметок довольствоваться тем, что слышал в кают-компании и частью от командира броненосца, старого соплавателя по эскадре Тихого океана.

Во всяком случае, что-то было, так как эскадра собралась в путь того же 7 октября, не закончив приемки угля.

В 3 ч. дня снялись с якоря миноносцы и транспорты, к которым они были приписаны; следом за ними -- первый эшелон крейсеров (контр-адмирал Энквист); затем, в 5 ч. веч. -- второй эшелон крейсеров (капитан 1-го ранга Шеин); около 7 ч. веч. -- второй броненосный отряд (контр-адмирал Фелькерзам), а в 8 '/2 час. -- "Суворов", "Александр III", "Бородино", "Орел" и транспорт "Анадырь". Ночь была лунная, ясная; погода -- тихая.

К утру, 8 октября, при слабом SW нашел такой туман, что с трудом различали "Александра", державшегося позади нас в расстоянии менее двух кабельтовых. К полдню туман рассеялся.

От штурманов узнал, что идем через Ла-Манш. Не мог не высказать своего одобрения этому смелому ходу адмирала. Действительно, если донесения агентов были справедливы, если японцы готовили какую-нибудь ловушку эскадре тотчас после ее выхода из Балтийского моря, то, несомненно, по их подозрительному характеру, они не могли рассчитывать на сохранение тайны, а потому должны были предположить, что мы никоим образом не пойдем торной дорогой, а изберем океанский путь, кругом Англии, с погрузкой угля на Фаррерских островах, путь, где встречные суда -- редкость, где на каждое из них можно было бы обратить внимание, всякое подозрительное осмотреть и либо самим уклониться в сторону, либо его попросить уйти с дороги. Недаром тревожные вести получались либо из Норвегии, либо из северо-восточной Англии...

День прошел спокойно.

В 9-м часу вечера "Камчатка", которая, как оказалось, вследствие повреждения в машине отстала от эшелона контр-адмирала Энквиста и шла в одиночестве, телеграммой донесла, что атакована миноносцами. Известие было до такой степени невероятно, что в первый момент вызвало только недоумение.

В самом деле: если даже на нашем пути действительно были японцы, то, разве только обладая даром ясновидения, они могли признать в одиноко идущей "Камчатке" корабль, принадлежащий к русской эскадре. Порукой тому служила ее внешность коммерческого парохода (и к тому же пребезобразного!). Наконец, если даже их осенило такое вдохновение, если им удалось "опознать" это сокровище, то какой смысл был нападать на нее? Разве ее потопление могло бы остановить движение эскадры?.. Тут какое-то недоразумение... Многие высказывали опасение: не натолкнулась ли она случайно на отряд немецких миноносцев? И если, чего доброго, открыла по ним огонь? Инцидент готов! и прескверный инцидент!

Последующие телеграммы были еще страннее и даже возбудили подозрение в мистификации.

"Камчатка" доносила, что некоторые миноносцы подходили на дистанцию одного кабельтова, что она приводит их за корму и, отстреливаясь, уходит от них разными курсами... И так до 11 ч. вечера!.. Всякому было ясно, что "Камчатка" с ее повреждением в машине (она и в полной исправности не могла дать больше 14 узлов), с ее артиллерией из нескольких 75-миллиметровых пушек, не могла бы держаться так долго против атаки целого отряда миноносцев. Будь это так, ее место давно было бы на дне Немецкого моря!.. Эти подозрения превратились почти в уверенность, когда в 11 ч. вечера получилась телеграмма, которой "Камчатка" просила "Суворова" показать свое место (т. е. широту и долготу), а затем -- "обозначить место эскадры прожектором"...

-- Ну, это кто-то шутки шутит! -- говорили офицеры. -- Кому-то надо знать наше место!..

Я предложил было в видах удостоверения личности просить нашего корреспондента сообщить имя, отчество и день рождения старшего механика "Камчатки". Такие сведения вряд ли могли быть в распоряжении "шутника". Предложение не встретило сочувствия.

Адмирал приказал ответить так: "Когда избегнете опасности, держите West, телеграфируйте ваше место, вам укажут курс".

Телеграммы прекратились.

Это было еще подозрительнее.

Слабый SW, балла на 3--4, развел-таки волну; из-за борта временами поддавало; сверху сыпалась какая-то дрянь -- не то дождь, не то изморось; сырость пронизывала до костей... Дела у меня никакого не было, и неожиданно счастливая мысль пришла в голову: "Чего я тут зря толкаюсь?.." Мысль чисто артурская, когда, бывало, на рейде, в дежурстве, отстояв свои часы, разбудишь беспечно храпящего командира и, сдав ему "сдачу", сам не менее беспечно заваливаешься спать с твердой решимостью -- с места не тронуться без тревоги -- хоть взрывай!..

Многие смеются над приметами, а я так вот им верю...

Была у меня фотографическая карточка адмирала Макарова, полученная перед самым отъездом на войну. Конечно, ни в дороге, ни в Артуре я не мог собраться вставить ее в рамку, но возил с собою повсюду, как святыню, часто перечитывая те задушевные, простые слова, которыми была исписана оборотная сторона портрета -- словно завещание, словно последнюю волю безвременно погибшего дорогого учителя... смею ли сказать -- друга...

Конечно, и на "Суворове", в моей тесной каютке, этот портрет стоял на письменном столике, прислоненный к переборке. Обрез картона был обклеен узкой полоской красной бумаги (вкус фотографа), и вот... спустившись вниз, я увидел -- очевидно, откуда-то протекло, -- что струйка воды, сбежавшая по переборке, уделила несколько капель как раз на середину верхней кромки портрета, и эти капли, окрасившись на его бордюре и скатившись на стол, оставили вдоль лица и груди адмирала узкую, кроваво-красную полосу...

-- Не к добру!.. -- невольно подумал я, рассматривая портрет в надежде, что беду можно еще поправить; но нет -- красная краска надежно въелась и уже засохла... -- Быть худу!..

Я все-таки крепко заснул.

 

Место где были замечены японские миноносцы.


Схема столкновения в Северном море



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: