История становления и создания Смольного института благородных девиц




История создания Смольного института благородных девиц

 

Выполнила:

студентка 1 курса группы ПСА-18

специальности 40.02.03

Право и судебное администрирование

Пряникова Анжелика Дмитриевна.

Оценка: _____________

Дата защиты «___» _______ 2020 г. Руководитель: ____________

Руководитель: ___________ Кононова Наталья Александровна.

 

Стерлитамак, 2020


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

§1. История становления и создания Смольного института благородных девиц……………………………………………………………………………….6

§2. Описание этапов разработки презентации по теме проекта «История создания Смольного института благородных девиц»…………………….…...15

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24

Приложение

Введение

Первое в России женское учебное заведение, Смольный институт благородных девиц был основан по личному распоряжению Екатерины II. Не питая иллюзий по поводу нравственного и образовательного уровня своих подданных (даже самых привилегированных из них), она понимала: людей нового типа не вырастить в старой среде. Так что девочек забирали из семей в шестилетнем возрасте под расписки от родителей, что те ни при каких обстоятельствах не потребуют дочерей назад, и следующие 12 лет воспитанницы почти безвылазно проводили в стенах института. В результате этого социального эксперимента новый тип людей действительно возник, вот только оказался совсем не таким, о каком мечталось Екатерине. Вместо «полезных членов семьи и общества» Смольный со временем начал выпускать «институток» — это слово, вошедшее в анекдоты, стало синонимом полного отрыва от реальности.

Согласно уставу, в Смольный институт принимали дочерей потомственных дворян и высших чиновников (не ниже полковника и действительного статского советника). Часть девушек училась за казенный счет (обучение оплачивали ведомства, в которых служили их отцы), часть — за ежегодную плату; пребывание некоторых пансионерок оплачивали частные благотворители. Надо сказать, что богатые родители довольно неохотно отдавали дочерей в институт, предпочитая домашнее обучение или частные пансионы, так что Смольный стал считаться учреждением для девочек благородных, но бедных (хотя были, конечно, и исключения). Чуть позже появилось «мещанское» отделение, куда принимали девочек недворянских сословий — дочерей унтер-офицеров, солдат, придворных служителей, мещан и купцов (эти ученицы занимались по другой программе и отдельно от своих «благородных» ровесниц). В екатерининские времена в институте жили около 200 учениц (по 50 в каждой из четырех возрастных групп); впоследствии число воспитанниц доходило до 800.

Цель его создания, была, как водится, самой благой - «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Другое дело, что со временем изначально дававшая неплохие результаты (особенно на фоне тогдашней общественной ситуации) система выродилась в самоподдерживающееся болото, категорически противящееся любым переменам. Именно тогда, спустя сто лет, и начали раздаваться иронические реплики о "жеманных дурочках", "жантильных белоручках" и "сентиментальных барышнях", считающих, что "булки растут на деревьях" и "после тура мазурки кавалер обязан жениться", а слово "институтка" стало синонимом излишней сентиментальности, впечатлительности и ограниченности.

По результатам обучения выдавались награды и шифры. Шифр - это металлический вензель царствующей императрицы, он носился на левом плече на банте из белой в цветную полоску ленты. Цвет полос зависел от учебного заведения. В случае, если институтка, имевшая шифр, жаловалась во фрейлины, которым шифр был присвоен как знак придворного звания, то бант был двойным, из институтской ленты и голубой фрейлинской. (Такое часто случалось на Николаевской половине Смольного, в других институтах - почти никогда). Еще вручались золотые и серебряные медали разной величины (или порядка).

Революция в России положила конец благородному воспитанию и до сих пор в России нет даже приблизительного аналога Смольного института. Летом 1917 года воспитанницы института были переведены в другие учебные заведения. В октябре 1917 Смольный институт выехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 состоялся последний выпуск.

Актуальность проекта обосновывается необходимостью обозначения роли Воспитательного общества благородных девиц в развитии женского образования в Россий. В последнее время в исторической науке отмечается повышения интереса к проблеме женского образования. Необходимо отметить,что на сегодняшний день является актуальным вопросом о его возобновлений.

Проблемой нашего проекта является недостаточная осведомленность современного поколения о истории создания Смольного института благородных девиц, в частности.

Тема проекта – «История создания Смольного института благородных девиц».

Конечный продукт проекта будет выполнен в виде презентации «История создания Смольного института благородных девиц».

Цель проекта: создать презентацию по теме: «История создания Смольного института благородных девиц»

Задачи проекта:

1) изучить и систематизировать литературу о созданий Смольного института благородных девиц

2) описать процесс создания Смольного института благородных девиц;

3) описать этапы разработки презентации о создания Смольного института благородных девиц

 

История становления и создания Смольного института благородных девиц

Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. В начале XVIII века Пётром I был издан указ, который запрещал сочетать церковным браком девушек, неспособных самостоятельно поставить подпись. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, 24 апреля (5 мая) 1764 года императрица подписала указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге» и было основано Первое высшее учебное заведение для женщин в России «Смольный институт благородных девиц». » [3, с. 18].

Екатерина хотела взять за образец европейское образование и учредить учебное заведение по аналогии с Сен-Сирским институтом под Парижем. Однако императрице полностью этот вариант не подошел. Поэтому в основу разработки проекта женского учебного заведения в России легли идеи И. И. Бецкого (1704-1795). Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества.К сожалению, многие прогрессивные педагогические идеи самой Екатерины II и И.И. Бецкого, стоящего у истоков женского образования, — не были реализованы.

Для учебно-воспитательного заведения благородных девиц было предоставлено здание Смольного Новодевичьего монастыря. Смольный монастырь являлся прекрасным созданием известного архитектора графа Растрелли.

Так И.И. Бецким при Смольном монастыре было образовано «Воспитательное общество благородных девиц», которое занимало важное место в истории женского просвещения, а также легло в основу среднего образования в России. Идеи этого учёного формировались под влиянием Яна Амоса Коменского, Джона Локка, Жан-Жака Руссо.

В первой половине девятнадцатого века было решено начать постройку дополнительного здания для Смольного института.Разработкой проекта занимался архитектор Д. Кваренги. Так как Кваренги восхищался творением Растрелли — Смольным монастырем, то считал должным оставить его в первозданном виде, а постройку решил вести южнее. Для института было создано серьезное и внушительное здание, оттенившее творение Растрелли.

Планировку института сделали удобной и продуманной: на первом этаже были размещены учебные помещения, а второй этаж был отведен под жилые комнаты. Но институт был прекрасен не только снаружи. Не менее ошеломляющим и прекрасным он был и внутри. Настоящим украшением здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Д. Кваренги не только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумал планировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад. Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года. Само же здание Смольного вошло в историю архитектуры России [5, с. 44].

Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Родители полностью доверяли своих детей Воспитательному обществу до конца обучения. Согласно уставу родителям запрещалось забирать девушек в отчий дом до достижения ими 18-ти летнего возраста. Однако, родственникам можно было навещать воспитанниц в дни для посещений. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

Согласно уставу, разработанному И.И. Бецким, учебное учреждение было рассчитано на двести человек. Прием проходил раз в три года [1, с. 5].

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение.

Основная идея закрытого учебного заведения состояла в формировании новой породы людей, по мнению Бецкого. Он считал, что девушки воспитывались по определенным правилам, без влияния внешней среды, улицы и выпускались образованными женщинами.

На содержание Воспитательного общества благородных девиц из казны ежегодно выделялось по 100 тыс. руб. Также, регулярно выдавались достаточно внушительные разовые суммы денег, поступали и пожертвования.

В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.

Оценки ставились по двенадцатибалльной шкале, по результатам успеваемости составлялись рейтинги и выдавали промежуточные знаки отличия - где-то банты-кокарды, цвета которых обозначали успешность носительницы, где-то - шнурки с кисточками, которые повязывали на волосы.

Одним из самых важных событий жизни смолянок был публичный экзамен по всем предметам, на котором обычно присутствовал император и члены его семьи. Накануне экзамена лучшая смолянка получала «билет» и старалась хорошенько подготовиться. По результатам обучения выдавались награды и шифры. В случае, если институтка, имевшая шифр, жаловалась во фрейлины, которым шифр был присвоен как знак придворного звания, то бант был двойным, из институтской ленты и голубой фрейлинской.

Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Воспитанницы проводили много времени в саду на берегах Невы. Зимой катались на коньках, катание с гор; летом – лапта, пятнашки; для младших – игра в мяч, лаун-теннис, крокет – для старших. В 1840 году кроме педагогической гимнастики вводится врачебная гимнастика. А с начала ХХ века была введена обязательная гимнастика для всех. В 6-7 классах введена ритмическая гимнастика, устав требовал, чтобы «свежий и проветриваемый воздух был в комнатах».В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела. На протяжении всего обучения изучалась экономия и домостроительство с прикладными занятиями. Девочек 12-15 лет обучали ведению хозяйства на практике. [2, с. 60]

Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Воспрещалось кормить детей веществами пряными и возбуждающими и требовалось приучать их «есть все, что есть только можно, и в выборе приправ к кушанью не быть прихотливую; но стараться, чтоб было все, сколько можно, просто». Полуголодное казенное довольствие, соблюдение частых постов совершенно изнуряли детей физически, направляли их стремления к тому, «как бы промыслить себе кусок, у кого бы для этого призанять деньжонок». Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Строго по возрасту определялось время для сна. Младшим полагалось спать 9 часов, а старшим – семь с половиной, причем вставать они должны были в одно время, а ложиться - в разное. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности» [4, с. 45].

В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.

Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница – помощница по воспитательной части. В институте работало более 20 преподавательниц — это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками». Существовал и другой термин — «парфетки». Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально. Следуя правилу – действовать на девочек благородными примерами, учителя обязывались обращаться с «благородными девицами» кротко, гуманно, ласково и справедливо. Телесных наказаний в Смольном никогда не было, однако классным дамам никакие розги и не были нужны. Девочке, которая шуршала на уроке бумажкой, эту бумажку прикалывали к платью, на плечо. Туда же могли приколоть и плохо заштопанный чулок. Если же воспитаннице, не дай бог, случалось ночью обмочиться, то она должна была идти на завтрак в мокрой простыне поверх платья.

Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически — гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки обучались в первом возрасте. Согласно уставу заведения им было положено носить платья коричневого или вишневого цвета, а также неотъемлемой частью их гардероба являлись передники. Позднее появилось выражение девочки — «кофейницы», это было связанно с тем, что цвет их платьев был изменен с коричневого на кофейный.

Относящиеся к средней возрастной группе от 9 до 12 лет девочки также получили свое название благодаря цвету, который преобладал в их гардеробе, а именно голубой. Соответственно их так и называли «голубыми».

Не обошла стороной данная учесть и девочек «старшего возраста» от 12 до 15 лет, которых в свою очередь называли «белыми». Несмотря на то, что занятия они посещали в зеленых платьях, но белый цвет имели их бальные платья.

Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

Для того, чтобы девушки свободно чувствовали себя в обществе, для них стали проводиться по праздникам и воскресным дням балы, на которые приглашались, гости, кавалеры, родители и родственники. Девушки давали концерты, ставили спектакли и играли роль хозяек. Императрица лично участвовала в обучении девиц светским манерам. Подражая императрице, Смольный институт часто посещали Великий князь Павел, члены царской семьи и иностранные гости. А Великая княгиня Наталья Алексеевна несколько раз в неделю занималась с девушками музыкой.

Но главным увлечением Смольного был театр. Екатерина всячески поощряла этот вид искусства. С учреждением Смольного института в Петербурге появился новый знаменитый театр. Сперва представления давали в залах самого института, но потом выстроили специальное здание. Декорации для представлений писали художники придворного театра, костюмы шили придворные портные, а главное девочками занимались самые крупные балетмейстеры и высокопрофессиональные артисты. Первые настоящие театральные вечера – целая программа, складывавшаяся обычно из одноактной комической оперы, комедии и балета, - начинают привлекать петербургскую публику, входят в общий распорядок придворных развлечений. Несложная мелодичная музыка, небольшой, заменяющий оркестр музыкальный ансамбль, нехитрая интрига и текст, близкий к текстам драматических спектаклей, давали много возможностей для девочек. На каждом выступлении они могли блеснуть всеми гранями своего образования, не уступавшего профессиональному обучению.

Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.

Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.

После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте. Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы. Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими.

С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен. Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери» [2, с. 103]. Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.

Смольный институт просуществовал больше, чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Тем не менее, воспитание в Смольном было лучше того, которое получали девушки дома и в частных пансионах. Оно развивало их, воспитывало нравственные качества. В целом выпускницы Смольного института умели хорошо читать и переводить книги, могли обучать своих детей, помогали крестьянам, лечили их, обучали их детей. Это было первое женское учебное заведение в России, опыт которого пригодился следующим поколениям педагогов.

Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова. Выпускницы Воспитательного общества серьезно повлияли на просвещение русского народа. Они, создавая семьи и воспитывая своих детей или вынужденные воспитывать чужих детей, прививали им любовь к культуре, книге, уважение к традициям и истории своей страны.

Смольный институт благородных девиц стал одним из самых значительных вкладов Екатерины II оставивший след в истории образования в России. При ней ввелась революционная классно-урочная система. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: